Государственное регулирование кризисных ситуаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 20:48, контрольная работа

Описание работы

В экономической теории в настоящее время нет однозначного отношения к понятию «экономический кризис», рассмотрению природы, причин и путей преодоления экономического кризиса. В российской экономической учебной литературе по экономической теории, антикризисному управлению, в экономических словарях и энциклопедиях под экономическим кризисом понимается одна из фаз цикла общественного воспроизводства, во время которой происходит обострение противоречий в процессе осуществления экономической деятельности, проявляющееся в перепроизводстве товарного капитала (рост нереализованной продукции), перенакоплении производственного капитала (увеличение недогрузки производственных мощностей, рост безработицы), перенакоплении денежного капитала (увеличение количества денег, не вложенных в производство). Общим результатом экономического кризиса является рост издержек производства, падение цен и прибыли, снижение заработной платы, понижение жизненного уровня широких слоев населения.

Содержание работы

1. Сущность и закономерности экономических кризисов……………………
1.1 Причины экономических кризисов………………………………………..
2. Роль и функции государства в антикризисном управлении……………..
2.1 Виды государственного регулирования кризисных ситуации………

Файлы: 1 файл

антикриз.упр.ИТОГ.docx

— 45.12 Кб (Скачать файл)

 

где Yt - национальный доход; S - доля сбережений в национальном доходе; (1 - S) - доля потребления в национальном доходе (или склонность к потреблению); V ~ коэффициент акселератора; At - автономные инвестиции.

Концепция «равновесного  делового цикла» - это концепция, согласно которой государство, вмешиваясь в экономику, является своеобразным генератором денежных «шоков», которые выводят хозяйственную систему из состояния равновесия и таким образом поддерживают циклические колебания в общественном воспроизводстве. Она отражает развитие идей монетаризма.

В 70-80-х гг. концепция «равновесного  делового цикла» активно разрабатывалась  представителями теории рациональных ожиданий. Если монетаристы считают, что государство может спровоцировать цикл, пользуясь недостаточной осведомленностью людей об истинном содержании и целях  различных направлений государственной  экономической политики, сторонники теории рациональных ожиданий, наоборот, исходят в данном вопросе из противоположных  соображений. Причина цикличности  экономического развития согласно теории рациональных ожиданий - способность  предпринимателей и населения оценивать  и распознавать истинные мотивы решений  государственных органов и реагировать  на них сообразно своей выгоде, благодаря чему цели государственной  антикризисной политики остаются нереализованными и спад или подъем экономики принимает  более ярко выраженный характер.

Концепция «политического делового цикла» базируется на том, что зависимость между уровнем безработицы и уровнем инфляции определяется кривой Филипса, т.е. существует обратная зависимость между данными величинами: чем меньше безработица, тем быстрее растут цены. Темпы инфляции и уровень безработицы являются главными экономическими показателями, на которые реагирует население, и, следовательно, от их состояния зависит популярность правящей партии, выраженная в количестве голосов, поданных за нее на следующих выборах. Таким образом, концепция «политического делового цикла» - это концепция, согласно которой правящая партия использует   манипулирование   ценами   и   занятостью   в   целях предвыборной борьбы, провоцируя те или иные кризисные явления в области экономики в зависимости от цикла политической борьбы. С целью обеспечения победы на выборах правительство принимает меры для поддержания такого сочетания уровней инфляции и безработицы,  которое представляется наиболее приемлемым избирателям. Поэтому правительство после прихода к власти старается снизить темпы роста цен путем искусственного провоцирования кризисных явлений в области занятости, а к концу своего правления власть начинает решать противоположную задачу - поднимает уровень занятости. Последний вызывает рост цен, но расчет делается на то, что к выборам уровень занятости поднимется, а инфляция не успеет набрать полной силы и партия власти сможет одержать победу.

При оценке взглядов на цикличность  и ее причины следует отметить, что они видоизменялись во времени  вместе с изменением самой социально-экономической  действительности. Можно выделить три  этапа в изменении взглядов на экономические циклы и их причины.

Первый этап охватывает период с  начала XVIII в. до середины 30-х гг. XX в. В этот период преобладали суждения о том, что экономические кризисы  либо вообще невозможны при капитализме (Дж. С. Милль, Ж.-Б. Сэй, Д. Рикардо), либо они носят лишь случайный характер и что система свободной конкуренции  способна самостоятельно их преодолевать (Ж.-Ш. Сисмонди, Р. Родбертус, К. Каутский).

Второй этап охватывает период с  середины 30-х до середины 60-х гг. XX в. Выделение этого периода связано  с трудами Дж. М. Кейнса и прежде всего с его выводом о том, что экономические кризисы (точнее, депрессия, застой) неизбежны в условиях классического капитализма. Кейнс  одним из первых среди западных экономистов  прямо заявил о том, что капиталистический  рынок включает в себя различные  проявления монополизма, отчего цены и  заработная плата являются негибкими. В качестве принципиально необходимого средства сглаживания проявлений кризиса  Кейнс выдвинул идею государственного вмешательства в экономику в  целях стимулирования эффективного совокупного спроса. К его заслугам в исследовании цикличности следует  также отнести разработанную  им теорию мультипликатора, которая в последующем стала широко использоваться при анализе причин цикличности.

Третьим этапом в исследовании причин экономических циклов является период с середины 60-х гг. до настоящего времени. В этот период, во-первых, стало  уделяться особое внимание разграничению  экзогенных (внутренних) и эндогенных (внешних) причин цикличности рыночной экономики, причем именно эндогенным факторам стало уделяться преимущественное внимание. Во-вторых, определилась позиция  ряда специалистов, согласно которой  государство в развитых странах  далеко не всегда стремится к антикризисному регулированию, сглаживанию циклических  колебаний и к стабилизации экономического равновесия, а проводит нередко так  называемую проциклическую политику, т.е. провоцирует и поддерживает цикличность (концепция «политического делового цикла» и др.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Роль и функции  государства в антикризисном  управлении

 

 

 Антикризисное управление — это политика правительства, направленная на защиту предприятий от кризисных ситуаций и на предотвращение их банкротства.

 
      Для антикризисного управления необходима база надежных данных, создание специфической  методики исследований, привлечение  высоко-квалифицированных специалистов, проведение исследований, а также  разработка, принятие и осуществление  мер, стабилизирующих состояние  отдельных предприятий и экономики. В этом направлении государственные органы осуществляют регулирование следующих видов:

  • правовое — создание правовой основы антикризисного регулирования, проведение экспертизы на предмет выявления случаев фиктивного и преднамеренного банкротства;
  • методическое — методическое обеспечение проведения мониторинга состояния предприятий, профилактики их банкротства, судебных процедур, а также санации в случае возникновения факта несостоятельности;
  • информационное  — учет и анализ платежеспособности крупных, а также экономически и социально значимых предприятий;
  • экономическое и административное – применение эффективных мер и методов воздействия на экономику с целью ее стабилизации;
  • организационное - создание условий для цивилизованного разрешения всех споров по поводу несостоятельности должника;
  • социальное - социальная защита работников предприятия-банкрота, выражающаяся в создании рабочих мест для них, их переподготовке, выплате пособий;
  • кадровое — поиск и подготовка специалистов по антикризисному управлению предприятиями (административных и арбитражных управляющих), повышение уровня их квалификации;
  • экологическое — защита окружающей предприятия природной среды от загрязнения в результате осуществления ими своей деятельности.

 

     С целью стабилизации экономики применяются  следующие методы государственного воздействия на состояние предприятий:

- экономические -налоги, перераспределение доходов и ресурсов, ценообразование, кредитно-финансовые механизмы, приватизация, реструктуризация задолженности и др.;

-административные — принятие и корректировка законодательства и контроль его соблюдения.     

Государственное регулирование предполагает проведение экономической политики по различным направлениям.     

1. Фискальная (бюджетная)  политика представляет собой регулирование с помощью государственного бюджета и налогообложения, т.е. предусматривается установление на определенном уровне степени зависимости предприятия от бюджета. Такая политика проявляется в следующем:

  • в период спада производства – в увеличении государственных программ по оказанию поддержки важным для экономики предприятиям;
  • в период подъема — в уменьшении налогов с населения и предприятий, что ведет к повышению платежеспособного спроса населения и возможностей для инвестирования у предприятий, а следовательно, к оживлению экономики;
  • в любой период — в налоговом регулировании, которое выражается в увеличении льгот для предприятий, функционирующих в желательных для государства сферах экономики, для малых предприятий и предприятий, осуществляющих реконструкцию, техническое перевооружение или расширение действующего производства;

 

     2. Структурная политика реализуется в процессе приватизации имущества государственных предприятий.  В этой области намечены следующие направления:  усиление роли государства в процессе реформирования отношений собственности, усиление государственного контроля в государственном секторе экономики. Особенно это касается тех предприятий, которые обеспечивают научно-техническую и технологическую независимость страны как неотъемлемую часть национальной безопасности.     

3. Финансово-кредитная политика представляет собой целенаправленное управление государства банковским процентом, денежной массой и кредитами, которые, в свою очередь, воздействуют на потребительский и инвестиционный спрос. Она выражается в оказании финансовой поддержки на безвозмездной основе и на условиях льготных кредитов жизненно важным для экономики предприятиям.     

4. Научно-техническая политика состоит в обеспечении комплексного развития науки и техники, что предполагает следующие меры: выбор приоритетных направлений в развитии науки и техники; государственная поддержка их развития путем финансирования; совершенствование системы оплаты труда научных работников и др.

  1. Промышленная политика направлена на преобразование отраслевой структуры промышленности в ходе государственного регулирования промышленности региона, в том числе на реструктуризацию предприятий, формирование системы информационной поддержки промышленности.
  2. Амортизационная политика — это оптимизация формирования затрат по использованию основных фондов путем выбора наилучшего варианта исчисления амортизации.
  3. Инвестиционная политика нацелена на регулирование темпов роста производства, ускорение НТП, изменение отраслевой структуры экономики.
  4. Прогнозирование и планирование занимают не последнее место в системе государственного регулирования. Индикативное планирование, основанное на анализе развития экономики предприятий, осуществляется в соответствии с имеющимися ресурсами. Результатом являются основные показатели в плановом периоде: темпы роста дохода, уровень инфляции, безработицы, МРОТ, процентные ставки и др.
  5. Ценовая политика состоит в регулировании цен на важнейшие (первой необходимости) товары и услуга и на продукцию монополистов с помощью определения предельных или фиксированных цен.

 

     10. Внешнеэкономическая политика предполагает обеспечение условий для притока иностранных инвестиций и свободного выхода отечественных предпринимателей на мировой рынок с помощью таможенных тарифов, протекционизма, принятия соответствующих законов.     

11. Социальная политика является одним из важнейших направлений государственного регулирования.      

Однако  нельзя забывать и о таких проблемах  антикризисного управления, как неприятие руководителей предприятии давления со стороны местной администрации, нежелание раскрыть финансовую и производственную информацию о своем бизнесе, убежденность в том, что в условиях экономической нестабильности составлять программы финансового оздоровления предприятий бесперспективно, отсутствие опыта у руководителей в подготовке конкретных финансовых предложений. 

 

    1. Виды государственного  регулирования кризисных ситуаций

 

        Любое вмешательство государства в  экономику обычно связано с нормативно-законодательной  деятельностью, финансовым регулированием, деятельностью в сфере производства и перераспределением доходов.

    1. Нормативно-законодательная деятельность.

 

     Особо важное значение в регулировании  экономики страны занимает Гражданский  кодекс Российской Федерации (ГК РФ). Его  нормы в соответствии с п. 1 ст. 76 Конституции Российской Федерации имеют «прямое действие на всей территории Российской Федерации».     

Застой, или стагнация, производства связан с неустойчивым финансовым положением предприятия. Причинами могут быть отсутствие или недостаток оборотных  средств, рост просроченной и дебиторской  задолженности, другие обстоятельства, ведущие к прекращению платежей по своим обязательствам, т. е. к банкротству.      

Защита интересов государства как собственника в отношении федеральных предприятий, а также предприятий, в уставном капитале которых есть доля государства, была возложена на Федеральное управление по делам несостоятельности (банкротства).       

К числу важных нормативных актов, направленных на преодоление кризисных ситуаций в различных сферах жизнедеятельности общества, следует отнести Указ Президента Российской Федерации «О деятельности исполнительных органов по преодолению кризиса власти», постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «О кризисном положении в российской науке», постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации «О кризисе платежеспособности в экономике Российской Федерации», указы Президента Российской Федерации «О мерах по преодолению кризисной ситуации на предприятиях текстильной и легкой промышленности» и от 14 июля 1996 г. и др.      

Информация о работе Государственное регулирование кризисных ситуаций