Формирование системы маркетинга в условиях реструктуризации предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 19:23, реферат

Описание работы

Реструктуризация – это комплексное инновационное преобразование всех внутренних взаимосвязей организации в области производства, управления, капитала и собственности, носящее стратегический характер и нацеленное на повышение эффективности деятельности организации за счет предельного соответствия ее структуры внутреннему содержанию в существующих на данный момент условиях внешней среды. 1
Реструктуризация включает: совершенствование системы управления, финансово-экономической политики компании, ее операционной деятельности, системы маркетинга и сбыта, управления персоналом.

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ.docx

— 235.20 Кб (Скачать файл)

1. Формирование системы маркетинга в условиях реструктуризации предприятия

 

1.1. Общее понятие реструктуризации

 

В переводе с английского "реструктуризация" (restructuring) - это перестройка структуры чего-либо. Латинское слово структура (structura) означает порядок, расположение, строение. Если рассматривать управление компанией как управление сложной системой, подверженную влиянию факторов внешнего окружения и внутренней среды, то термину "реструктуризация управления компанией" можно дать следующее определение:

Реструктуризация  компании - это изменение структуры  компании (иными словами порядка, расположения ее элементов), а также  элементов, формирующих эту структуру, под влиянием факторов либо внешней, либо внутренней среды.

Реструктуризация  – это комплексное инновационное преобразование всех внутренних взаимосвязей организации в области производства, управления, капитала и собственности, носящее стратегический характер и нацеленное на повышение эффективности деятельности организации за счет предельного соответствия ее структуры внутреннему содержанию в существующих на данный момент условиях внешней среды. 1

Реструктуризация включает: совершенствование системы управления, финансово-экономической политики компании, ее операционной деятельности, системы маркетинга и сбыта, управления персоналом.

 

____________

1 Семикин Е.А. Реструктуризация системы управления хозяйствующего субъекта в условиях кризиса / Е.Л. Семикин. — Дисс....к.э.н. - Волгоград, 2002, с.35.

Основной  причиной, почему компании стремятся  к реструктуризации, обычно является низкая эффективность их деятельности, которая выражается в неудовлетворительных финансовых показателях, в нехватке оборотных средств, в высоком уровне дебиторской и кредиторской задолженности.

Впрочем, и успешные компании часто проводят структурные преобразования. Ведь любая  модификация масштабов бизнеса  или рыночных условий требует адекватного изменения системы управления и проведения реструктуризационных программ.

Цели  проведения реструктуризации - это  повышение конкурентоспособности  компании с последующим увеличением  ее стоимости. В зависимости от целевых  установок и стратегии компании определяется одна из форм реструктуризации: оперативная или стратегическая.

Оперативная реструктуризация предполагает изменение  структуры компании с целью ее финансового оздоровления (если компания находится в кризисном состоянии), или с целью улучшения платежеспособности. Она проводится за счет внутренних источников компании с помощью инструментария сокращения и "выпрямления" (перехода от косвенных к прямым издержкам) издержек, выделения и продажи непрофильных и вспомогательных бизнесов. Результатом оперативной реструктуризации является получение прозрачной и более управляемой компании, в которой собственники и менеджеры уже могут понять, какие бизнесы следует развивать, а от каких избавляться. Оперативная реструктуризация способствует улучшению результатов деятельности предприятия в краткосрочном периоде и создает предпосылки для проведения дальнейшей, стратегической реструктуризации.

Стратегическая  реструктуризация - это процесс структурных изменений, направленный на повышение инвестиционной привлекательности компании, на расширение ее возможностей по привлечению внешнего финансирования и роста стоимости. Реализация такого типа реструктуризации направлена на достижение долгосрочных целей. Результатом ее успешного проведения становится возросший поток чистой текущей стоимости будущих доходов, рост конкурентоспособности компании и рыночной стоимости ее собственного капитала. Проведение как оперативной, так и стратегической реструктуризации может охватывать либо все элементы бизнес-системы, либо отдельные ее составляющие.

Стратегическая  реструктуризация предполагает оптимизацию  видов деятельности, создание необходимой  информационной системы, реинжиниринг бизнес-процессов; организацию маркетингового исследования, разработку стратегии маркетинга и сбыта, разработку возможных вариантов дальнейшего развития, бизнес-планирование на основе наиболее эффективного варианта развития, совершенствование системы управления, формирование детальных отраслевых концепций развития.

Реструктуризация - это одна из сложнейших управленческих задач. Она не является единовременным изменением в структуре капитала или в производстве. Это процесс, который должен учитывать множество  ограничений и специфику той  компании, в которой он проводится. Следовательно, проводить его необходимо, уже имея четкие цели, концепцию  реструктуризации, понимание каждого  из ее этапов и методов, с помощью  которых необходимо действовать.

 

 

 

1.2. Реструктуризация системы маркетинга

 

    Основная цель реструктуризации предприятия на основе      маркетингового подхода – это восстановление, удержание или усиление его конкурентоспособности на рынке. Средством, способствующим повышению эффективности реструктуризации, является комплексная управленческая технология на основе маркетинга. Данная технология представляет собой процедуру разработки концепции, выбора стратегии, адаптации структурных параметров и планирования структурных преобразований.

Этапы технологии процесса реструктуризации на основе маркетинга представлены на рисунке 1.1

I этап


Маркетинговая

диагностика


II этап


Определение направлений преобразований


 

 


III этап


Определение альтернативных вариантов проекта  реструктуризации. Выбор маркетинговой стратегии.


 


IV этап


Адаптация структурных  параметров к требованиям предприятия и рынка


 


V этап


Разработка проекта структурных  преобразований


 

Рисунок 1 - Этапы технологии процесса реструктуризации с учетом маркетинга

 

            Маркетинговая диагностика проводится для определения текущего состояния предприятия и перспективы его развития. При проведении маркетинговой диагностики могут использоваться традиционные и современные методы исследований. К традиционным методам относятся: индексный метод, опрос, анкетирование, интервью, наблюдение, эксперимент. экспертные методы. На практике для получения надежной количественной и качественной информации используют современные инструменты: SWOT-анализ. PEST-анализ, матричные методы: матрицы БКГ, Портера и др. В настоящее время SWOT-анализ широко применяется как инструмент маркетинговой диагностики. Технология SWOT-анализа заключается в характеристике: внутренней среды (с выделением сильных и слабых сторон); внешней среды (с выделением возможностей и угроз) предприятия. К сильным и слабым сторонам относятся события, состояния, связанные с внутренними факторами маркетинга фирмы, т.е. с комплексом «4р». Так, к сильным сторонам могут быть отнесены качество товара, его уникальность, цена (если она ниже, чем у конкурентов), расположение магазина в удобном месте, более развитые, чем у конкурентов, методы стимулирования сбыта. К слабым сторонам — небольшие размеры организации по сравнению с конкурентами, значительные издержки производства и сбыта и т.п. Возможности и угрозы всегда связаны с внешними факторами маркетинга. Их надо своевременно выявлять с тем, чтобы использовать знания о них в маркетинговых решениях.2

Технология проведения маркетинговой  диагностики включает три этапа:

  1. Выявление симптомов неудовлетворительной маркетинговой деятельности предприятия.
  2. Установление причин, отклонений и факторов, воздействующих на положение предприятия.
  3. Определение путей решения проблем.3

На первом этапе маркетинговой  диагностики проводится экспресс-диагностика, которая позволяет в течение  короткого промежутка времени выявить  симптомы – отклонения в маркетинговой  деятельности предприятия. Экспресс –  диагностика предусматривает проведение экспресс – опроса экспертов, работников предприятия, представителей контактной аудитории с целью выяснения отклонений в деятельности предприятия. В процессе ее проведения выявляются опасные, менее опасные и потенциально опасные симптомы и ранжируются с позиций их влияния на деятельность предприятия.

Особую роль в диагностике  маркетинга играют параметры спроса, которые оказывают существенное влияние на конкурентное преимущество. Нестабильный спрос, изменчивость требований покупателей к качеству и дизайну  продукции, повышение эластичности спроса на товары предприятия, снижение покупательной способности населения могут оказать негативное влияние на конкурентное преимущество.

На основе анализа ситуации и оценки выявленных возможностей предприятия осуществляется определение целей и концепции преобразований (II этап). В случае изменения маркетинговой среды предприятия происходит корректировка целей и формирование новой концепции преобразований, поэтому предлагается возможность проведения первых двух этапов процесса реструктуризации параллельно.

На III этапе в зависимости от специфики предприятия, условий преобразования, осуществляется выбор стратегии реструктуризации.

Последующие этапы включают: реализацию маркетинговых  стратегий реструктуризации, применение системы показателей для оценки эффективности всего процесса реструктуризации, а также мониторинг за состоянием и развитием стратегических ориентиров маркетингового подхода к реструктуризации предприятия.

Предприятия, находящихся  на этапе реструктуризации, нуждаются  в формировании эффективных маркетинговых  стратегий, роль которых заключается  в формировании устойчивых конкурентных преимуществ в условиях структурных  и организационных изменений.

Для большинства российских предприятий реструктуризация на сегодняшний день является средством самосохранения, восстановления платежеспособности, поиском источников эффективного развития. При этом недостаточное внимание на этапе реструктуризации промышленного предприятия уделяется применению маркетинговых стратегий, позволяющих адаптировать его внутреннюю среду к изменениям внешней среды и обеспечивающих предприятию устойчивое конкурентоспособное развитие.

 Реструктуризация предприятия предполагает применение одного из видов маркетинговых стратегий: пассивной, адаптационной, инициативной (мотивационной) и инновационной, обеспечивающих предприятию следующие направления его стратегического развития в рамках жизненного цикла: выживание предприятия, стабилизация, потенциально ограниченный рост предприятия, либо его развитие (рост).4

Маркетинговая стратегия  является элементом стратегической деятельности предприятия, направленным на разработку, производство и доведение до покупателя товаров и услуг, максимально соответствующих его потребностям, путем детального исследования конъюнктуры товарного рынка, изучения покупателей, товаров, конкурентов и других элементов рыночного хозяйства. Основной задачей при разработке маркетинговой стратегии предприятия является принятие решение о том, где, когда и каким образом будет конкурировать предприятие, учитывая сложившиеся рыночные условия и конкурентное окружение.

Классификацию стратегий  роста компании можно представить  следующим образом (рис. 2):

 

Рисунок 2 – Классификация стратегий роста компании

 

Выбор конкретной стратегии  осуществляется после тщательного  изучения положения предприятия и его продукции на рынке. Это возможно осуществить с помощью комплексного рассмотрения методов анализа бизнес – портфеля, а именно – матриц «рост/доля» БКГ, матрицы привлекательности рынка/положения фирмы «GE/McKinsey», матрицы «товар - рынок» И. Ансоффа, матрицы стратегий диверсификации А. Томпсона и А. Стриклэнда, матрицы «стратегическая цель – стратегическое преимущество» М. Портера и многокритериальной матрицы «привлекательность рынка – конкурентоспособность фирмы», разработанной Ж. – Ж. Ламбеном.5

Основные принципы построения маркетинговой стратегии предприятия представлены в таблице 1. Направления деятельности стратегического маркетинга, приведенные в таблице 1, дают основание определить его как совокупность самостоятельных маркетинговых стратегий, обеспечивающих устойчивое конкурентоспособное развитие предприятия и позволяющих адаптировать его внутреннюю среду к изменениям внешней среды.6

 

Таблица 1 - Основные направления стратегического маркетинга

Классификация принципов  построения маркетинговой стратегии

Направления деятельности предприятия

Принципы, обусловленные структурой рынка

  1. Расти вместе с рынком
  1. Расширять рынок
  1. Завоевать господство на существующем рынке
  1. Захватить и удерживать долю рынка, обеспечивающую безубыточное функционирование и конкурентоспособность
  1. 5. Сегментировать рынок и монополизировать сегмент
  1. Освоить полную номенклатуру товаров определенного типа и удерживать необходимую долю на всех сегментах данного рынка
  1. Улучшать свои показатели путем вертикальной интеграции (с поставщиками и потребителями)

Принципы, обусловленные  выбором ведущих факторов обеспечения спроса

  1. Обеспечение высокого качества при доступной цене
  1. Ориентация на покупателей, приверженных одной торговой марке
  1. Допродажное и послепродажное обслуживание
  1. Специальные формы расчета с потребителями

Принципы, обусловленные выбором степени

активности по отношению к потребителю

  1. Адаптация к спросу
  1. Создание спроса

Принципы, обусловленные изменениями

рыночной конъюнктуры

  1. SWOT - анализ

Принципы, обусловленные типом реакции на

изменение рыночной конъюнктуры

  1. Изменение объемов производства
  1. Изменение номенклатуры товаров
  1. Изменение цен
  1. Изменение каналов сбыта

Принципы, обусловленные модификацией товара в зависимости от изменения потребительских предпочтений

  1. Внедрение инноваций
  1. Движение за лидером, продвигающим на рынок новые модели
  1. Использование бенчмаркетинга

Принципы, обусловленные  необходимостью сохранения индивидуальности предприятия

  1. Брендирование продукции
  1. Создание собственных торговых марок
  1. Формирование делового имиджа.

Информация о работе Формирование системы маркетинга в условиях реструктуризации предприятия