Диагностика вероятности банкротства предприятия (на примере ОАО «Шоколадная долина»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2015 в 10:31, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является разработка теоретических и методологических основ управления сложными социально-экономическими объектами, к которым относится фирма в априори не предсказуемых условиях нестабильного рынка.
Задачи курсовой работы:
- разработать и обосновать теоретические основы управления фирмой в условиях неопределенности и нестабильности;
- разработать теорию принятия управленческих и хозяйственных решений в условиях неопределенности;
- разработать и обосновать методологию управления фирмой в условиях неопределенности и нестабильности рынка;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
1 Принципы построения будущего образа фирмы в условиях неопределенности………………………………………………………………………5
1.1 Содержание и обоснование наличия фактора неопределенности в управлении фирмой в нестабильных условиях рынка……………………………..5
1.2 Теория принятия решений в условиях неопределенности ……...8
1.3 Организация управления фирмой в условиях неопределенности……………………………………………………………………..10
1.4 Метод проведения целенаправленных маркетинговых исследований в изменяющихся условиях рынка……………………………………12
1.5 Метод управления развитием производственного потенциала фирмы в нестабильных условиях рынка…………………………………………….14
1.6 Ситуационная система управления инвестиционной деятельностью фирмы в условиях неопределенности……………………………...16
1.7 Методика оценки эффективности ситуационной системы управления фирмой…………………………………………………………………...17
2 Диагностика вероятности банкротства предприятия (на примере ОАО «Шоколадная долина»)…..….......................................................................................22 2.1 Общая краткая характеристика ОАО «Шоколадная долина» и анализ его структуры управления…………………………………………………....22
2.2 Анализ финансового состояния ОАО «Шоколадная долина»….......................................................................................................................26
2.3 Оценка вероятности банкротства ОАО «Шоколадная долина».33
3 Мероприятия по снижению риска банкротства ОАО «Шоколадная долина»…………………………………………………………….…………………..44
Заключение……………………………………………………………...……..51
Список используемых источников…………………………

Файлы: 1 файл

курсовик Попов готовый.doc

— 477.00 Кб (Скачать файл)

- есть договор поставки с  отсрочкой платежа;

- передача в факторинговую компанию  необходимых документов и заключение  с ней договора факторинга;

- факторинговая компания оплачивает  до 90% суммы поставки;

- покупатели оплачивают банку 100% суммы поставки;

- факторинговая компания возвращает остаток за вычетом комиссии.

Данная схема факторинга довольно проста и для ее реализации не требуется больших затрат времени.

Применяя факторинг, поставщик получает дополнительные возможности:

1. Снизить вероятность кассовых разрывов в работе. Для поддержания текущей деятельности Поставщику требуется осуществлять регулярные платежи в пользу поставщиков, кредиторов, оплачивать труд персонала. Работа с предоставлением товарного кредита своим покупателям неизбежно приводит к нехватке средств. Получая финансирование по факторингу, поставщик обеспечивает наличие достаточных средств для расчетов непосредственно с момента предоставления документов, подтверждающих произведенные поставки.

2. Снизить зависимость от платежной  дисциплины покупателей. Известный универсальный закон «80/20» проявляется и в структуре доходов от продаж. Часто в число покупателей входят несколько, обеспечивающих львиную долю всех доходов от продаж компании. В случае нарушения сроков оплаты такими крупными покупателями даже платежеспособность компании может быть подвержена опасности, не говоря уже о репутации надежного контрагента. Применение факторинга позволяет исключить подобные угрозы, особенно учитывая тот факт, что задержки в оплате в пределах так называемого льготного периода не приводят к увеличению стоимости услуги.

3. Поднять объем продаж. Основным  показателем успеха в конкурентной  борьбе является доля рынка  или объем продаж. В своем стремлении  доставить покупателям более  конкурентоспособный товар или услугу компания постоянно заботится о способах повышения его привлекательности: предложение отсрочек оплаты или увеличение длительности отсрочек покупателям, снижение закупочных цен на сырье за счет отказа от отсрочек оплаты товара своим поставщикам, расширение ассортимента поставляемых товаров и услуг, и т.д. Внедрение факторинга в расчеты обеспечивает наличие оборотных ресурсов для выполнения таких проектов.

4. Эффективно распоряжаться заемными  средствами. Даже быстро растущий  бизнес испытывает флуктуации объемов продаж, связанные с сезонными изменениями спроса, изменениями макроэкономического характера и т.д. Потребность в оборотных средствах при этом тоже может меняться в широких пределах. Среди прочих способов финансирования своей выгодой выделяется именно факторинг. Кроме того, факторинг автоматически обеспечивает заимствование в точности необходимого объема ресурсов.

5. Добиться более выгодных условий  от своих поставщиков. Цена на  сырье для компании часто напрямую  зависит от порядка расчетов  за него. Значительное влияние на цену оказывает применение факторинга. Стоимость сырья по предоплате или по факту отгрузки может быть значительно дешевле сырья на условиях товарного кредита. В связи с этим компания обладательница достаточных оборотных ресурсов свободна в поиске более выгодных условий поставок необходимого сырья.

В практике финансовой деятельности российских фирм зачастую складывается такая ситуация, которая делает невыгодным снижение дебиторской задолженности без изменения кредиторской (обязательств). Уменьшение дебиторской задолженности снижает коэффициент покрытия (ликвидности), фирма приобретает признаки несостоятельности и становится уязвимой со стороны Государственных органов и кредиторов.

Дебиторская задолженность - элемент оборотных средств, ее уменьшение снижает коэффициент покрытия. Поэтому финансовые менеджеры решают не только задачу снижения дебиторской задолженности, но и ее сбалансированности с кредиторской.

При анализе соотношения дебиторской и кредиторской задолженностями необходим анализ условий коммерческого кредита, предоставляемого фирме поставщиками сырья и материалов.

На уровень дебиторской задолженности влияют следующие основные факторы:

- оценка и классификация покупателей  в зависимости от вида продукции, объема закупок, платежеспособности клиентов, истории кредитных отношений и предполагаемых условий оплаты;

- контроль расчетов с дебиторами, оценка реального состояния дебиторской  задолженности;

- анализ и планирование денежных  потоков с учетом коэффициентов  инкассации.

Для определения инвестиции в дебиторскую задолженность применяется расчет, который учитывает годовые объемы продаж в кредит и срок неоплаты дебиторской задолженности.

Делая обобщение можно сделать вывод, что в основе управления дебиторской задолженностью лежит два подхода:

1) сравнение дополнительной прибыли, связанной с той или иной  схемой спонтанного финансирования, с затратами и потерями, возникающими  при изменении политики реализации  продукции;

2) сравнение и оптимизация величины  и сроков дебиторской и кредиторской задолженностей. Данные сравнения проводятся по уровню кредитоспособности, времени отсрочки платежа, стратегии скидок, доходам и расходам по инкассации.

Оценка реального состояния дебиторской задолженности, т. е. оценка вероятности безнадежных долгов - один из важнейших вопросов управления оборотным капиталом. Эта оценка ведется отдельно по группам дебиторской задолженности с различными сроками возникновения. Финансовый менеджер может при этом использовать накопленную на предприятии статистику, а также прибегнуть к услугам экспертов-консультантов.

Как уже было сказано, одним из важных моментов в управлении оборотным капиталом является определение разумного соотношения между дебиторской и кредиторской задолженностями. При этом необходимо проводить оценку не только своих собственных условий кредитования покупателей, но и условий кредита поставщиков сырья и материалов, с точки зрения уменьшения затрат или увеличения дополнительного дохода, получаемого предприятием при использовании скидок.

Таким образом, система скидок способствует защите предприятия от инфляционных убытков и относительно дешевому пополнению оборотного капитала в денежной или натуральной форме.

Политика скидок. Таким образом, для того чтобы определить, следует ли покупателю предоставлять скидку за авансовые выплаты остатков на счетах, финансовому менеджеру следует сравнить доход от денежных средств, получаемых в результате ускоренных платежей, с суммой скидки.

Изменение кредитной политики. Для того чтобы решить, следует ли компании давать кредит малоэффективным покупателям, надо сравнить доход от дополнительных продаж с дополнительными издержками, связанными с дебиторской задолженностью. Если у компании есть резервные производственные мощности, дополнительный доход является маржинальной прибылью с новых продаж, так как постоянные затраты в этом случае не меняются.

Дополнительные расходы по дебиторской задолженности объясняются возможным увеличением безнадежных долгов и вложением денежных средств в дебиторскую задолженность на более продолжительный период времени.

Кредиторскую задолженность можно снизить, таким образом, за счет средств, полученных от «продажи» дебиторской задолженности факторинговой компании.

Рекомендуем продать часть дебиторской задолженности в размере 3000 млн. рублей. Таким образом, агрегированный баланс будет выглядеть следующим образом (таблица 18).

 

Таблица 18 - Изменение агрегированных показателей Бухгалтерского баланса ОАО «Шоколадная долина» с учетом предложенных мероприятий

Показатель

2012 г.

План

Отклонение Плана к 2012 г.

Сумма, млн. руб.

Уд. вес, %

Сумма, млн. руб.

Уд. вес, %

Млн. руб.

%

1

2

3

4

5

6

7

Активы, всего

74374,2

100

71374,2

100

-3000

-4,0

Внеоборотные активы

44781,1

60,2

44781,1

62,7

0

0,0

Оборотные активы

29593,1

39,8

26593,1

37,3

-3000

-10,1

Пассивы, всего

74374,2

100

71374,2

100

-3000

-4,0

Капитал и резервы

59456,3

79,9

59456,3

83,3

0

0,0

Долгосрочные обязательства

6097

8,2

6097

8,5

0

0,0

Краткосрочные обязательства

8820,9

11,9

5820,9

8,2

-3000

-34,0


 

Исходя из полученных данных (таблица 18), можно сделать вывод, что учетом предложенных мероприятий по сокращению дебиторской и кредиторской задолженности изменяется и структура баланса в сторону увеличения в активах доли внеоборотных средств и сокращения в пассивах краткосрочных обязательств. Пересчитаем с учетом измененного баланса показатели по методике ФСФО РФ (таблица 19).

 

Таблица 19 - Оценка структуры баланса ОАО «Шоколадная долина» с учетом предложенных мероприятий

Показатель

2012 г.

План

Отклонение

1. Оборотные активы, млн. руб.

29593,1

26593,1

-3000

2. Наиболее срочные обязательства, млн. руб.

7049,9

4049,9

-3000

3. Коэффициент текущей  ликвидности (п.1 : п.2)

4,2

6,57

2,37

4. Собственный капитал, млн. руб.

59456,3

59456,3

0

5. Внеоборотные активы, млн. руб.

44781,1

44781,1

0

6. Коэффициент обеспеченности собственными средствами (п.4 - п.5):п.1

0,50

0,55

0,05


 

Таким образом, подводя итог анализа предложенных мероприятий, можно сделать вывод, что «продажа» дебиторской задолженности и покрытие за этот счет кредиторской задолженности предприятия, существенно скажется на оценке вероятности банкротства ОАО «Шоколадная долина» в сторону уменьшения, о чем свидетельствует увеличение коэффициентов текущей ликвидности и обеспеченности собственными средствами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

При проведении исследования получены следующие основные, фундаментальные научные  результаты, совокупность которых представляет собой методологию управления сложными социально-экономическими объектами в условиях неопределенности и нестабильности. Использование данных результатов  как совместно, так и в отдельности позволяет повысить эффективность управления фирмой при неполной информации в изменяющихся  условиях рынка.

1. Для обоснования целесообразности  разработки теоретических и методологических основ управления фирмой в непредсказуемой  экономической среде показано объективное присутствие   фактора неопределенности в управлении работой  сложных социально-экономических объектов в условиях рынка.

2. С целью формирования  многокритериальных функций выбора  наилучшей альтернативы для решения сложных  задач, с учетом   причинно-следственных связей  между различными факторами экономической среды фирмы разработана  и апробирована теория построения  лингвистических функций,  позволяющих принимать  эффективные управленческие и хозяйственные решения в условиях неопределенности.

3. Для внесения на   ранней стадии  корректив в сформированный план  целенаправленного поведения фирмы в изменяющихся условиях  рынка, предложен и апробирован принцип упреждающего регулирования  поведения  сложного экономического объекта в динамической окружающей   среде.

4. Для    повышения  эффективности управления  целенаправленной деятельностью фирмы в нестабильных условиях рынка предложены и исследованы основные  особенности организации стратегического управления в условиях неопределенности, учитывающие характер динамики закономерностей экономической среды и механизмы оптимального и полифазного целеполагания в процессе планирования    производственной и хозяйственной деятельности.

5. Для   обеспечения  избирательности и оперативности  получения    информации, необходимой для принятия эффективных управленческих и хозяйственных решений,  а также  снижения   затрат, связанных с проведением исследований рынка,  предложен метод  проведения  целенаправленных маркетинговых исследований в нестабильных условиях рынка.

Для повышения эффективности производства необходимо не только наращивать производство продукции, но и рационально использовать ее и распределять по каналам реализации. В процессе реализации продукции перечисляется выручка, которая должна возмещать произведенные затраты и обеспечивать получение прибыли, необходимой для дальнейшего расширенного воспроизводства. Важнейшие результаты деятельности каждого предприятия − прибыль и рентабельность, которые зависят, в основном, от реализации продукции. На каждом предприятии реализация продукции должна происходить в соответствии с планом по ее объему, ассортименту и срокам.

Далеко не все существующие ныне методики прогнозирования возможного банкротства предприятия заслуживают доверия исследователя. Не все из них составлены корректно, не все могут применяться в наших условиях, не все дают адекватные результаты. Одно и то же предприятие одновременно может быть признано безнадежным банкротом, устойчиво развивающимся хозяйствующим субъектом и предприятием, находящимся в предкризисном состоянии, - все определяет выбранная методика прогнозирования возможного банкротства.

Информация о работе Диагностика вероятности банкротства предприятия (на примере ОАО «Шоколадная долина»)