Банкротство отдельных должников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 14:32, контрольная работа

Описание работы

Правовой институт банкротства является сравнительно новой категорией для современного российского права. Только в 1992 году с принятием Закона РФ N 3929-I "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" в российском праве впервые за много лет нашел законодательное закрепление сам термин "несостоятельность (банкротство)", а также составляющие его существо процедуры.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3

1 ОСОБЕННОСТИ БАНКРОТСТВА ГРАДООБРАЗУЮЩИХ
ОРГАНИЗАЦИЙ 4
2 ОСОБЕННОСТИ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА)
ФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ 7
2.1 Особенности несостоятельности (банкротства) кредитных
организаций 7
2.2 Несостоятельность (банкротство) страховых организаций 10
2.3 Несостоятельность (банкротство) профессиональных участников
рынка ценных бумаг 13
3 НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ (БАНКРОТСТВО)
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ 16
4 БАНКРОТСТВО СТРАТЕГИЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ И
ОРГАНИЗАЦИЙ 19
5 БАНКРОТСТВО СУБЪЕКТОВ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ 22
6 БАНКРОТСТВО ГРАЖДАНИНА 25
6.1 Особенности банкротства индивидуальных предпринимателей 25
6.2 Особенности банкротства крестьянского
(фермерского) хозяйства 26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31

Файлы: 1 файл

банкротство отдельных должников.doc

— 145.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 Банкротство стратегических предприятий и организаций

 

В действующий Закон о банкротстве впервые включены положения, предусматривающие особенности несостоятельности (банкротства) такой категории должников, как стратегические организации.

Ранее (в 1998 - 1999 гг.) предпринималась попытка принятия закона об особенностях банкротства организаций оборонно-промышленного комплекса. Более того, соответствующий законопроект был принят Государственной Думой в трех чтениях, однако он не был одобрен Советом Федерации и по этой причине так и не вступил в законную силу.

В п. 1 статьи 190 содержится определение понятия "стратегические предприятия и организации". К сожалению, используемый в Законе о банкротстве термин для обозначения соответствующей категории должников нельзя признать удачным. В одном понятии объединены совершенно различные гражданско-правовые категории: в гражданском законодательстве термин "предприятие" служит для обозначения особого объекта гражданских прав - имущественного комплекса, используемого для осуществления предпринимательской деятельности (ст. 132 ГК РФ), в то же время словом "организация" обозначается субъект гражданских прав, действующий как юридическое лицо.

В Законе о банкротстве конечно же имеются в виду организации - юридические лица, относящиеся к особой категории должников ("стратегические организации").

К числу стратегических организаций как особой категории должников отнесены две группы должников - юридических лиц.

К первой группе стратегических организаций отнесены такие федеральные государственные унитарные предприятия и открытые акционерные общества (со стопроцентным участием Российской Федерации), которые осуществляют деятельность по производству товаров, выполнению работ или оказанию услуг, имеющую стратегическое значение не только для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, но и для защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан. Нельзя не заметить, что соответствующая норма (абз. 2 п. 1 статьи 190) содержит излишне широкий и расплывчатый круг субъектов, признаваемых стратегическими организациями. Ведь при определенных условиях (соответствующая организационно-правовая форма, принадлежность акций государству) в число стратегических организаций могут попасть аптеки, больницы, санатории и иные медицинские организации (защита здоровья граждан), театры и иные творческие организации (защита нравственности) и т.п.

Вторая группа стратегических организаций включает в себя различные организации оборонно-промышленного комплекса, объединяемые тем обстоятельством, что они осуществляют деятельность по обеспечению выполнения государственного оборонного заказа.

Перечень конкретных организаций, признаваемых стратегическими, к которым должны применяться соответствующие специальные правила о банкротстве этой категории должников, должен утверждаться Правительством Российской Федерации и подлежит обязательному опубликованию.

Пункты 3 и 4 статьи 190 включают в себя нормы, определяющие особые внешние признаки несостоятельности (банкротства) стратегических организаций: для возбуждения дела о банкротстве должника - стратегической организации сумма ее задолженности по гражданско-правовым обязательствам или по уплате налоговых и иных обязательных платежей должна превысить 500 тыс. рублей, а период просрочки в уплате долга - шесть месяцев.

Закон о банкротстве не содержит каких-либо иных специальных правил о критериях и внешних признаках банкротства стратегических организаций, а также об особых основаниях возбуждения дел о банкротстве указанной категории должников, хотя необходимость такого рода правил очевидна. В частности, было бы целесообразно в качестве одной из особенностей банкротства стратегических организаций предусмотреть использование в качестве критерия банкротства данной категории должников принципа частичной неоплатности, когда дело о банкротстве должника - стратегической организации не могло бы быть возбуждено до тех пор, пока общая сумма задолженности по гражданско-правовым обязательствам и обязательным платежам не превысила бы стоимость того имущества должника, которое не используется для работ по выполнению государственного оборонного заказа (не входит в мобилизационные мощности).[8]

В отношении внешних признаков банкротства также следовало бы предусмотреть более существенные особенности, увеличив как общую сумму задолженности, так и продолжительность просрочки в уплате долга в несколько раз. Иначе получается, что дело о банкротстве стратегической организации может быть инициировано в арбитражном суде всяким кредитором, располагающим судебным решением (и исполнительным листом) о взыскании с должника суммы, превышающей 500 тыс. рублей, как это имеет место в соответствии с действующим Законом о банкротстве.

Видимо, было бы полезно предусмотреть и некоторые особенности, относящиеся к порядку возбуждения дел о банкротстве стратегических организаций. Например, можно было бы некоторое время оставлять заявление о банкротстве должника - стратегической организации, поступившее в арбитражный суд, без движения (два - три месяца), с тем, чтобы у Правительства Российской Федерации имелась бы реальная возможность решить вопрос о преобразовании соответствующей стратегической организации в федеральное казенное предприятие, которое не подлежит банкротству (государство в этом случае принимало бы на себя субсидиарную ответственность перед его кредиторами).[4]

5 Банкротство субъектов естественных монополий

 

Статья 197 (п. 1) не содержит полного определения понятия субъекта естественной монополии: указание на то, что под субъектом естественной монополии понимается организация, осуществляющая производство или реализацию товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии, предполагает необходимость обращения к специальному законодательству о естественных монополиях.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона "О естественных монополиях" под естественной монополией понимается такое состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

В число субъектов естественных монополий входят организации, действующие в следующих сферах экономики: транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; транспортировка газа по трубопроводам; услуги по передаче электрической и тепловой энергии; железнодорожные перевозки; услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов; услуги общедоступной электрической и почтовой связи. Для регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий образуются федеральные органы исполнительной власти по регулированию естественных монополий (далее - органы регулирования естественных монополий), наделенные широкими полномочиями (ст. ст. 4 и 5 Федерального закона "О естественных монополиях").

Пункты 2 и 3 статьи 197 предусматривают особенности внешних признаков несостоятельности субъектов естественных монополий, а также оснований возбуждения дел о банкротстве указанной категории должников.

В качестве внешних признаков банкротства субъектов естественных монополий признаются следующие: сумма задолженности по гражданско-правовым обязательствам и уплате обязательных платежей в совокупности должна превысить 500 тыс. рублей, а величина просрочки в уплате долга должна составить не менее шести месяцев.

Существенной особенностью, относящейся к основаниям возбуждения дела о банкротстве должника - субъекта естественной монополии, является то обстоятельство, что требования кредиторов и уполномоченных органов, учитываемые при возбуждении дела о банкротстве, должны быть подтверждены соответствующими исполнительными документами. Более того, взыскателем должна быть исчерпана возможность удовлетворения своих требований путем обращения взыскания на имущество должника (за исключением производственных фондов). Правда, в п. 3 статьи 197 допущена досадная редакционная ошибка: в нем говорится о том, что требования кредиторов и уполномоченных органов "должны быть... не удовлетворены в полном объеме путем обращения взыскания на имущество кредиторов первой и второй очереди...", но последующая ссылка на ст. 59 Федерального закона "Об исполнительном производстве", которая определяет очередность обращения взыскания на различные виды имущества должника, свидетельствует о том, что упоминание в данной норме кредиторов первой и второй очереди не более чем техническая оплошность законодателя.

Одна из особенностей рассмотрения дела о банкротстве должника - субъекта естественной монополии состоит в том, что круг лиц, участвующих в деле о банкротстве (ст. 34 Закона о банкротстве), расширяется за счет федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации проводить государственную политику в отношении соответствующего субъекта естественной монополии (в интерпретации Федерального закона "О естественных монополиях" - федеральный орган исполнительной власти по регулированию естественных монополий или орган регулирования естественных монополий).[9]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6 Банкротство гражданина

 

6.1 Особенности банкротства индивидуальных предпринимателей

 

Заявление о признании индивидуального предпринимателя банкротом может быть подано самим предпринимателем, кредитором по обязательствам, связанным с осуществлением должником предпринимательской деятельности, налоговыми и иными уполномоченными органами по требованиям об уплате обязательных платежей, а также прокурором. При осуществлении процедуры признания банкротом индивидуального предпринимателя его кредиторы по обязательствам, не связанным с осуществлением предпринимательской деятельности, вправе также предъявить свои требования.

С момента вынесения судом решения о признании субъекта банкротом утрачивает силу его государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя, а также аннулируются выданные ему лицензии на осуществление отдельных видов предпринимательской деятельности. Такой субъект не может быть зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в течение года с момента признания его банкротом. О принятом судом решении уведомляются все известные кредиторы. Срок для предъявления ими претензий не может превышать двух месяцев.

Требования кредиторов индивидуального предпринимателя в случае признания его банкротом удовлетворяются за счет принадлежащего ему имущества, на которое может быть обращено взыскание. Арбитражный суд вправе по мотивированному заявлению гражданина и иных лиц, участвующих в деле, исключить из конкурсной массы неликвидное имущество, доход от реализации которого не повлияет существенным образом на удовлетворения требований кредиторов. Перечень имущества гражданина, исключаемого из конкурсной массы, утверждается судом.

Суммы, вырученные от продажи имущества, а также имевшиеся в наличии денежные средства должника идут на удовлетворение предъявленных и признанных судом требований кредиторов. Требования о взыскании алиментов удовлетворяются в первую очередь. Во внеочередном порядке покрываются расходы, связанные с рассмотрением дела о банкротстве и исполнением решения суда. При недостаточности имущества кредитор вправе требовать выдела доли индивидуального предпринимателя, которая причиталась бы ему при разделе общего имущества супругов, для обращения на нее взыскания.

После завершения расчетов с кредиторами должник, признанный банкротом, освобождается от исполнения оставшихся обязательств, связанных с предпринимательской деятельностью, независимо от того, были заявлены такие обязательства или нет. Должник освобождается также от исполнения заявленных и учтенных при признании предпринимателя банкротом требований, не связанных с предпринимательской деятельностью. Требования граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, а также иные требования личного характера, не учтенные при признании предпринимателя банкротом, сохраняют силу и могут быть предъявлены к должнику как физическому лицу.[6]

 

6.2  Особенности банкротства крестьянского

(фермерского) хозяйства

 

Статья 217, как и другие нормы § 3 гл. X Закона, регламентирует банкротства крестьянских (фермерских) хозяйств; при этом почти все нормы употребляют именно такую формулировку - банкротство хозяйства. Тем не менее § 3 расположен в главе "Банкротство гражданина", т.е. имеется в виду банкротство индивидуального предпринимателя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства.

По сути, речь идет об отношениях, гораздо более сложных, нежели при банкротстве гражданина, в том числе предпринимателя. Поэтому, применительно к банкротству крестьянских (фермерских) хозяйств мы можем говорить о несостоятельности неправосубъектного образования. Таким образом, крестьянское (фермерское) хозяйство, не будучи субъектом гражданского права (юридическим лицом), является субъектом конкурсного права.

Статья 217 Закона устанавливает неплатежеспособность в виде критерия банкротства крестьянского (фермерского) хозяйства, т.е. соотношение активов и пассивов (в том числе превышение активов над пассивами) не имеет значения.

Порядок применения правовых норм к крестьянскому (фермерскому) хозяйству определен ст. 202 Закона: сначала § 3 гл. X Закона; субсидиарно - § 2 гл. X Закона; затем - § 1 гл. X Закона; затем - главы I - VIII Закона. Как видим, не предусматривается ни при каких обстоятельствах применение § 3 гл. IX Закона - "Банкротство сельскохозяйственных организаций", хотя в некоторых случаях это было бы разумно.

Информация о работе Банкротство отдельных должников