Антикризисное управление организацией. Стратегия и тактика в антикризисном управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 22:01, курсовая работа

Описание работы

В данной работе рассматриваются теоретические основы антикризисного управления, опыт антикризисного управления в развитых промышленных странах, анализируются причины экономической несостоятельности организаций в Республике Беларусь.

Файлы: 1 файл

Kursovaya_antikrizisnoe.docx

— 66.50 Кб (Скачать файл)

 В  ряде стран государственные органы  разрабатывают программы приватизации, и их осуществление рассматривается как превентивные антикризисные меры, направленные на предотвращение или выход из кризиса отдельных предприятий и даже целых отраслей экономики. Цель такой приватизации — поиск новых, более совершенных структур предприятий, повышение их конкурентоспособности и эффективности.

 Приватизация  в каждой стране имеет свои  особенности. Так, характерной чертой  приватизации в Великобритании  является постепенность, в Германии  — осторожность, в Италии —  ярко выраженный прагматизм. В  Чешской Республике приватизация  имела главную цель — уменьшить  долю государства во владении  собственностью и довести удельный  вес государственной собственности  до 10-15%.

 В  целом развитые страны Запада  рассматривают приватизацию как  средство создания смешанной  экономики. По мнению западных  экономистов, смешанные предприятия  в настоящее время признаны  наиболее конкурентоспособными, наиболее  гибкими, в то же время для  большинства государственных предприятий  во всех странах характерна  низкая эффективность в результате  издержек на единицу продукции. Как правило, государственные предприятия рассматриваются как инструмент экономической и социальной политики, а не как коммерческие предприятия.

 Основным  побудительным стимулом приватизации  является оздоровление экономики  предприятий за счет частных  инвестиций, в том числе иностранного  капитала.

 В  странах с развитой рыночной  экономикой приватизация принимает  следующие формы:

 - продажа государственных предприятий частным инвесторам - физическим и юридическим лицам;

 - создание совместных предприятий с долевым участием частного капитала;

 - продажа части акций предприятий, являющихся государственной собственностью.

 Приватизация  в этих странах, как правило, осуществляется  поэтапно: сначала предприятие подвергается  санации (оздоровлению), затем оценивается экспертом-оценщиком и только потом продается частному капиталу. Такая последовательность позволяет максимизировать выручку от приватизации предприятия.

 В  Чешской Республике приватизация проходила в двух формах - малая приватизация и большая. Малая приватизация затрагивала предприятия сферы розничной торговли, бытового обслуживания, предприятия общественного питания и других подобных предприятий. Экономический и социальный эффект - стабилизация положения на крупных предприятиях, рассасывание безработицы, сохранение и даже увеличение рабочих мест.

 Большая  приватизация государственных промышленных  предприятий осуществляется в  два этапа. Первый этап проводится  Министерством управления народным  имуществом и приватизации. В  его ходе осуществляются разработка, обсуждение и утверждение проектов  приватизации. Второй этап связан  с реализацией принятых проектов  приватизации. Его проводит Фонд народного имущества. До конца 1993 г. Фондом было принято для реализации 7533 предприятия с разными формами приватизации: 23,6% — преобразование в акционерные общества; 30,8% — бесплатная передача населенным пунктам; 8,0% — общественные аукционы; 22,3% — прямые продажи; 6,7% — торги; 9,8% — реституции.

 В  Чехии в процессе приватизации  активное участие принимали иностранные  фирмы. Большой объем иностранных  инвестиций приходился на фирмы  Германии (31,2%), США (27,8%), Франции (12,7%), Бельгии (7,2%), Австрии (6,2%). Иностранных инвесторов  предприятия Чехии привлекают  относительно невысоким риском, сравнительно высоким уровнем квалификации рабочей силы, более низкими затратами на заработную плату и материалы.

 Итак, в странах с развитой рыночной  экономикой накоплен богатый  опыт как предотвращения, так  и преодоления кризисных ситуаций  на макро - и микроуровнях. Конечно, исторические и социально-экономические условия возникновения, развития различных типов кризисов в Белоруссии и других странах по многим позициям не совпадают. Но это обстоятельство не умаляет необходимости тщательного изучения этого опыта и вдумчивого, творческого подхода к его применению в процессе управления хозяйственными организациями разного уровня.

 

 

1.4 Экономическая несостоятельность и банкротство предприятий в Республике Беларусь

 

В настоящее время термин «несостоятельность» и «банкротство», по сути, используются как синонимы, однако до сих пор существуют различия в толковании данных понятий.

В зарубежном законодательстве термин «банкротство» используется в двух значениях:

- как  частный случай несостоятельности, когда неплатежеспособный должник  умышленно совершает уголовно  наказуемое деяние наносящие  ущерб кредиторам, другими словами  банкротство как уголовно-правовая  сторона несостоятельности;

- как  синоним термина «несостоятельность» (в этом случае это удостоверенная  судом неспособность какого-либо  субъекта погасить долговое обязательство, т.е. абсолютная неплатежеспособность).

В Беларуси Закон «О несостоятельности (банкротстве)» определяет несостоятельность (банкротство) как признанную главным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по должным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Таким образом, в действующем белорусском законодательстве понятие «несостоятельности» и «банкротство» не различаются. Но в литературе дореволюционного времени можно было найти высказывания, что банкротством следует считать несостоятельность, связанную с таким виновным поведением должника, которое причиняет или имеет целью причинение вреда кредиторам.

Большинство современных белорусских ученых разделяют эту точку зрения.

Многие считают, что «банкротство является умышленным деянием, имеющим целью причинение ущерба кредиторам, и наказывается в уголовном порядке».

Другие, что термин «банкротства» имеет узкое строго определенное значение, описывающее частный случай несостоятельности, когда неплатежеспособный должник виновно совершает уголовно наказуемые деяния, наносящие ущерб кредиторам.

Можно приводить много подобных примеров, но с каждым из них можно поспорить. Так расхождение заключается в том, что такое сложное и комплексное явление как банкротство не может сводиться лишь к умышленному причинению вреда кредитору. При этом ситуация банкротства на предприятии не всегда обусловлена только виновным поведением должника.

Таким образом, все представленные точки зрения отражают юридические аспекты банкротства, оставляя без внимания экономическую сущность данного явления.

Но среди ученых существует и совершенно особый взгляд на разделение понятий «несостоятельность» и «банкротства». Понятие несостоятельности банкротство необходимо дифференцировать по признаку неоплатности.

То есть несостоятельность - это ситуация когда, когда должник не способен своевременно исполнить свои обязательства и именно несостоятельность приводит предприятие к банкротству. Банкрот - это должник, в отношении которого принято решении о ликвидации.

На этом основании можно сделать вывод о том, что с экономической точки зрения банкротство - это процедура ликвидации и продажа имущества неплатежеспособного предприятия в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов в связи с невозможностью и нецелесообразностью продолжения его деятельности.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что банкротство является частным случаем неплатежеспособности (несостоятельности), следовательно, понятия «несостоятельность» и «банкротство» - два различных понятия и использование их как синонимы не корректно.

Помимо вводимых республиканским законодательством основных понятий, связанных непосредственно с банкротством, законодательством определяется и основные критерии и признаки банкротства, под которым понимаются факторы, в зависимости, от наличия которых решается вопрос о возбуждении производства по делу о банкротстве, т. е. о предоставлении должнику возможности получить правовую защиту в виде применения мер, предусмотренных законодательством о несостоятельности.

За историю банкротства было выработано два принципа банкротства:

- принцип  неоплатности, в соответствии с  которым должник может быть  признан банкротом, если сумма  общей кредиторской задолженности  должника превышает сумму принадлежащего  ему имущества;

- принцип  неплатежеспособности, согласно которому  нужно выявить конкретные признаки  того, что должник не в состоянии  отвечать по своим обязательствам  перед кредиторами.

Неоплатность, или доказанное превышение пассивов над активами, - фактически устаревший критерий в законодательстве о банкротстве. В современных системах банкротства в качестве барьерных условий для возбуждения производства по делу о несостоятельности используются показатели, базирующиеся на критерии неспособности к исполнению текущих обязательств, при этом основу, устанавливаемой судом несостоятельности составляет не подлинный недостаток средств, а предполагаемый, проявляющийся в факте прекращения платежей. Данный подход характерен и для действующего российского конкурсного права.

Помимо критерия несостоятельности законодательства о банкротстве предполагает наличие определенных признаков, присутствие которых необходимо для принятия судом заявления о банкротстве. Белорусское законодательство предполагает определенную проверку состояния должника. В белорусской практике наличие признаков банкротства является обязательным для возбуждения конкурсного процесса. Существующий подход, при этом, основан на использовании двух признаков банкротства:

- сумма  долга (для юридического лица  она не должна быть менее 10 мил. руб., а для физического - 1 мил. руб.);

- просрочка  по уплате долга более чем  на 3 месяца.

Соблюдение приведенных процессуальных сроков и действий направлено в первую очередь на усиление защиты прав добросовестных собственников предприятия - должника. Смысл указанного порядка возбуждения дела о банкротстве заключается в том, чтобы возбуждать процедуру банкротства уже тогда, когда исчерпаны иные способы взыскания задолженности в рамках исполнительного производства и сделан вывод о недостаточности имущества должника для исполнения им денежных обязательств.

Введение четких сроков принятия и рассмотрения заявления о банкротстве защищает также и интересы конкурсных кредиторов, поскольку не позволяет отложить или затянуть выполнение соответствующих процессуальных действий.

Следует отметить, что в зарубежных странах достаточно широко применяются внесудебные процедуры несостоятельности, осуществляемые по инициативе, как должников, так и кредиторов.

В некоторых странах предпочитают поощрять именно внесудебный порядок реструктурирования долгов как достаточно мягкие и добровольные формы реорганизации несостоятельного предприятия.

В целом, добровольное внесудебное урегулирование проблем между должником и кредиторами используется повсеместно, хотя оно только поощряется, но ни в коем случае не навязывается.

Использование процедуры добровольного признания несостоятельности типично для стран с общим (прецедентным) правом (например, Великобритания). В этих странах около 60% признаний предприятий несостоятельными происходит по процедуре добровольного решения кредиторов о ликвидации компании должника в соответствии с уставом компании.

По мнению ведущих западных специалистов по несостоятельности, при существующем положении вещей в странах с переходной экономикой, к которым относится и Беларусь, когда не хватает знаний и опыта в области судебных разбирательств по коммерческим вопросам. Целесообразно привлекать судебные органы к решению проблем несостоятельности только в самых крайних случаях, и гораздо шире практиковать внесудебные процедуры банкротства.

Однако существующий в Беларуси механизм банкротства по прежнему отдает предпочтение именно судебному решению судьбы несостоятельного предприятия. В РБ только суд правомочен, принимать решения о проведении реорганизационных мероприятий или об их отмене. Никакие решения других органов (собрание акционеров, например) поэтому вопросу не имеют юридической силы.

Регулирование несостоятельных предприятий в рамках судебных процедур представляет собой сложный процесс разработки и реализации комплекса мер экономического правового, организационного и технического характера. Характерной чертой является наличие развитой системы реабилитационных процедур, направленных на сохранение бизнеса, в дополнение к такому классическому механизму банкротства, как распродажа активов должника в ходе конкурсного производства. Это позволяет охарактеризовать существующую в Беларуси систему конкурсного права как нейтральную, но имеющую значительный продолжительный уклон.

Согласно общепринятому на Западе мнению, любое положение в законодательстве, отдающее предпочтение спасению бизнеса по сравнению с обеспечением возмещения кредиторам, может означать, что несостоятельные и нежизнеспособные предприятия будут продолжать свою деятельность в ущерб кредиторам, что приводит к недостаточной поддержке предприятия, испытывающего трудности, со стороны кредиторов, и затрудняет получение новых кредитов. Сохранение рабочих мест как приоритетное направление по сравнению с отдачей долгов осложняет получение кредита предприятиями, прежде всего трудоемких отраслей.

Информация о работе Антикризисное управление организацией. Стратегия и тактика в антикризисном управлении