Антикризисное управление организацией. Стратегия и тактика в антикризисном управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 22:01, курсовая работа

Описание работы

В данной работе рассматриваются теоретические основы антикризисного управления, опыт антикризисного управления в развитых промышленных странах, анализируются причины экономической несостоятельности организаций в Республике Беларусь.

Файлы: 1 файл

Kursovaya_antikrizisnoe.docx

— 66.50 Кб (Скачать файл)

При наступлении кризисных ситуаций необходимо иметь резервы для их преодоления, а также владеть системой управления, чтобы иметь возможность для осуществления деятельности организации в условиях наступившего кризиса.

1.2 Признаки, особенности и направления антикризисного управления

 

Управление осуществляется в социально-экономической системе, которая представляет собой объект управления. Одной из характеристик управления является его предмет. В обобщенном представлении предметом управления всегда является деятельность человека. Но эта деятельность состоит из множества проблем, которые так или иначе разрешаются самой этой деятельностью или в процессе ее. Поэтому предмет управления можно дифференцировать по совокупности его проблематики. Именно таким образом выделяется стратегическое управление, экологический менеджмент и др.

Антикризисное управление имеет предмет воздействия - факторы кризиса, т.е. все проявления неумеренного совокупного обострения противоречий, вызывающих опасность крайнего его проявления, наступления кризиса. Факторы кризиса могут быть предполагаемыми и реальными.

Любое управление в определенной мере должно быть антикризисным или становится антикризисным по мере вступления организации в полосу кризисного развития. Игнорирование этого положения имеет отрицательные последствия, а его учет способствует безболезненному прохождению кризисных ситуаций.

 Суть  антикризисного управления выражается  в следующих положениях:

а) кризисы можно предвидеть, ожидать и вызывать;

б) кризисы в определенной мере можно ускорять, предварять, отодвигать;

в) к кризисам можно и необходимо готовиться;

г) кризисы можно смягчать;

 

д) управление в условиях кризиса требует особых подходов, специальных знаний, опыта и искусства;

е) кризисные процессы могут быть до определенного предела управляемыми;

ж) управление процессами выхода из кризиса способно ускорять эти процессы и минимизировать их последствия.

Кризисы различны, и управление ими также может быть различным. Это многообразие проявляется в системе и процессах управления (алгоритмах разработки управленческих решений) и особенно в механизме управления. Не все средства воздействия дают необходимый эффект в предкризисной ситуации.

Система антикризисного управления должна обладать особыми свойствами:

- гибкость и адаптивность, которые чаще всего присущи матричным системам управления;

- склонность к усилению неформального управления, мотивация энтузиазма, терпения, уверенности;

- диверсификация управления, поиск наиболее приемлемых типологических признаков эффективного управления в сложных ситуациях;

снижение централизма для обеспечения своевременного ситуационного реагирования на возникающие проблемы;

- усиление интеграционных процессов, позволяющих концентрировать усилия и более эффективно использовать потенциал компетенции.

Антикризисное управление имеет особенности и в части его технологий:

1) Мобильность и динамичность в использовании ресурсов, проведении изменений и преобразований, реализации инновационных программ;

2) Осуществление программно-целевых подходов в технологиях разработки и реализации управленческих решений;

3) Повышенная чувствительность к фактору времени в процессах управления, осуществлению своевременных действий по динамике ситуаций;

4) Усиление внимания к предварительным и последующим оценкам управленческих решений и выбору альтернатив поведения и деятельности;

5) Использование антикризисного критерия качества управленческих решений при их разработке и реализации.

Механизм управления, характеризующий средства воздействия, также имеет свои особенности. Не всегда обычные средства воздействия дают необходимый эффект в предкризисной или кризисной ситуации.

В механизме антикризисного управления приоритеты должны быть отданы:

- мотивированию, ориентированному на антикризисные меры, экономии ресурсов, избеганию ошибок, осторожности, глубокому анализу ситуаций, профессионализму и пр.;

- установкам на оптимизм и уверенность, социально-психологическую стабильность деятельности;

- интеграции по ценностям профессионализма и компетентности;

- инициативности в решении проблем и поиску наилучших вариантов развития;

- корпоративности, взаимоприемлемости, поиску и поддержке инноваций.

Реализация политики антикризисного управления при угрозе банкротства предприятия предусматривает следующие основные направления:

 1) Осуществление мониторинга финансового состояния предприятия с целью раннего обнаружения признаков его кризисного развития;

2) Определение масштабов кризисного состояния предприятия;

3) Исследование основных факторов, обуславливающих кризисное развитие предприятия;

4) Создание и реализация плана антикризисного управления.

 Финансовое  состояние, как известно, - это комплексное  понятие, характеризующееся системой  показателей, отражающих наличие, размещение  и использование финансовых ресурсов  компании. Оно дает характеристику  ее финансовой конкурентоспособности. Поскольку движение любых товарно-материальных  ценностей и трудовых ресурсов  в условиях рыночной экономики  всегда сопровождается образованием  и расходованием денежных средств, картина финансового состояния  предприятия отражает все стороны  его деятельности, является важнейшей  характеристикой его деловой  активности и надежности, определяет  уровень конкурентоспособности  предприятия. Таким образом, именно финансовый анализ необходимо использовать при разработке методики антикризисного управления.

 Анализ  финансового состояния компании  включает в себя следующие  важнейшие разделы:

 - структура активов и пассивов;

- анализ имущественного положения;

- экспресс-анализ финансового состояния;

- ликвидность;

- финансовая устойчивость;

- анализ деловой активности, а также оборачиваемости средств предприятия;

- рентабельность капитала и продаж;

- эффект финансового рычага;

- эффект производственного рычага.

 По  отмеченным выше разделам проводится  анализ финансовых и экономических  показателей, сравниваются показатели  за ряд анализируемых кварталов, лет, отслеживается динамика показателей  во времени, вычисляются темпы роста показателей и финансовых коэффициентов за последний период.

Все это в совокупности должно найти отражение в стиле управления, который надо понимать не только как характеристику деятельности менеджера, но и как обобщенную характеристику всего управления. Стиль антикризисного управления должен характеризоваться профессиональным доверием, целеустремленностью, исследовательским подходом, самоорганизацией, принятием ответственности.

 

 

1.3 Опыт антикризисного управления  в развитых промышленных странах

 

История социально-экономического развития многих, в том числе крупнейших, стран мира свидетельствует о том, что им приходилось переживать глубокие спады производства, финансовые потрясения, массовую безработицу, острые социальные и политические конфликты. Одни страны с большим трудом и значительными издержками преодолевали трудности, вызванные, прежде всего, кризисом экономики, другие довольно успешно справлялись с экономическими и социальными потрясениями и в довольно короткие сроки выводили свои экономические и социальные системы из острых кризисных состояний.

Антикризисные аспекты государственного управления экономикой в различных странах выражаются в разных формах. В США, например, это проявляется в совершенствовании законодательства в области занятости, увеличении рабочих мест, особенно для молодежи, разработке региональных структурных программ и др. Так, в параграфе 310 гл. 58 Свода законов США указывается, что эффективные мероприятия правительства должны включать специально разработанные программы по снижению высокого уровня безработицы, по уменьшению структурной безработицы в отдельных регионах и среди отдельных групп работников; уделять должное внимание увеличению роли экспорта и улучшению международной конкурентоспособности сельского хозяйства, промышленности и автомобилестроения.

 В  США законодательно закреплена (параграф 311 г) антициклическая политика по вопросам занятости. В рамках ее проведения предусматриваются ускоренное финансирование государством строительных работ, увеличение занятости в госсекторе, увеличение размеров и продолжительности страховых выплат по безработице, профессиональное обучение в частном и государственном секторах как мера общего оздоровления экономики и как дополнение к страхованию по безработице. Эта политика включает также реализацию программ обеспечения молодежи рабочими местами и программ развития, нацеленных на создание рабочих мест в отраслях, имеющих большое значение для штатов, населенных пунктов (включая сельские районы) и для страны в целом.

 По  мнению Конгресса, на молодежь  приходится большая доля имеющихся  в стране безработных, и это  в значительной степени способствует  росту преступности, алкоголизма, наркомании  и т. п. При выработке мероприятий  и программ по обеспечению  работой молодежи американские  законодатели предлагают правительству  предусмотреть решение таких  задач, как разработка практических  методов сочетания работы с  профессиональным обучением, стимулирование  частного предпринимательства, практики  получения профессионального образования  без отрыва от производства.

 Вторым  важным направлением совершенствования  антикризисного государственного  управления в США является  всесторонняя научно обоснованная  координация усилий различных  государственных ведомств по  разработке и проведению экономической  политики. В этих целях в 1984 г. создан Президентский совет по совершенствованию управления. Его важнейшей задачей является выработка решения проблем, встающих перед госаппаратом. В его деятельности выделяются следующие приоритетные направления:

 - совершенствование управления финансовыми ресурсами;

 - рационализация управленческих инструментов и процедур;

 - координация деятельности генеральных инспекторов;

 - усилия различных ведомств по сокращению числа преступлений.

 Следует  отметить, что антикризисное государственное  управление значительно усиливается  в периоды экстремального развития  — от усиления государственного  контроля над отраслями и предприятиями  в период кризиса до централизованного  администрирования в сферах производства  и распределения продукции. Например, в Японии в послевоенные годы  экономический механизм характеризовался  прямым государственным управлением  подавляющего большинства отраслей  и предприятий, системой фондового  распределения, жесткого регулирования  процессов обращения, ценообразования, политики доходов.

 Усилия  государственной экономической  политики Японии того периода  были направлены прежде всего  на создание условий для рыночной  конкуренции. В 1947 г. были приняты  законы о ликвидации избыточной  концентрации экономической мощи, о реорганизации фирм, о частных  предпринимательских организациях. В последующие годы (1949—1950 гг.) продолжилась  активная политика государства  по демонополизации экономики, и  лишь после достижения некоторых  устойчивых позитивных изменений  в этом направлении поэтапно  отменяется государственное регулирование  цен.

 Волна  резких перемен в японском  управлении была связана с  ускоренным освоением методов  американского менеджмента в  период после окончания второй  мировой войны. Инициатива в изучении  и внедрении американских методов  управления исходила как от  японских государственных органов, так и от американской администрации  оккупационных войск. В 1950 г. Министерство  труда Японии взяло на вооружение американскую систему «подготовки образцовых мастеров». Методы подготовки аудиторов-японцев, использовавшиеся дальневосточным штабом ВВС США, были заимствованы японским Министерством внешней торговли и промышленности для организации курса по «подготовке администрации», повышению квалификации управляющих.

 Серьезную  проблему для японского бизнеса  в тот период представляло  неудовлетворительное качество  японских товаров. По инициативе  Министерства внешней торговли  и промышленности в 1950 г.

 в  Японию был приглашен известный  специалист в этой области  профессор Э. Дёминг, который заявил  японским предпринимателям, что  «японское качество может стать  лучшим в мире вместо худшего». Как известно, эти слова Дёминга  стали пророческими.

Информация о работе Антикризисное управление организацией. Стратегия и тактика в антикризисном управлении