Анализ вероятности банкротства на примере ОАО "Татнефть"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 15:17, курсовая работа

Описание работы

Ситуация банкротства предприятий в условиях продолжающегося кризиса является типичной не только для экономики развивающихся стран, но и для стран с развитой экономикой. Учитывая этот факт, нестабильность и непредсказуемость сложившегося мирового рынка в целом, а также криминализированность и коррумпированность российского рынка в частности, можно сделать вывод об актуальности данной работы. Предметом исследования в работе служат сущность и механизмы преступлений в сфере банкротства, возможности их выявления и предупреждения. Объектом исследования выступает национальные особенности преступлений в сфере банкротства. Основной целью работы является оценка инструментария для защиты в сфере банкротства.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..2
Глава 1. Теоретические основы исследования преступлений в сфере банкротства..…………………………………………………………..….3
1.1. Сущность банкротства, его правовые и экономические признаки ………………………………………………………………………...…...3
1.2. Государственное регулирование в сфере банкротства ………..5
1.3. Виды преступлений в сфере банкротства ……………………..11
Глава 2. Обзорная характеристика преступлений в сфере банкротства………………………………………………………………20
2.1. Преступления в сфере банкротства в России и зарубежом….20
2.2. Ответственность за преступления в сфере банкротства …….21
2.3. Меры по предотвращению преступлений в сфере банкротства ……………………………..........................................................................27
Глава 3. Прогнозирование банкротства на примере ОАО «Татнефть»………………………………………………………………...31
3.1. Описание деятельности ОАО «Татнефть»……………………31
3.2. Прогнозирование банкротства.……………………………….33
3.3. Антикризисная стратегия предприятия ………………………44
Заключение………………………………………………………………..46
Список литературы……………………………………………………….48

Файлы: 1 файл

Suschnost_bankrotstva.doc

— 349.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………..2

Глава 1. Теоретические  основы исследования преступлений в  сфере банкротства..…………………………………………………………..….3 
     1.1. Сущность банкротства, его правовые и экономические признаки ………………………………………………………………………...…...3 
     1.2. Государственное регулирование в сфере банкротства ………..5 
     1.3. Виды преступлений в сфере банкротства ……………………..11 
Глава 2.  Обзорная характеристика преступлений в сфере банкротства………………………………………………………………20 
      2.1.   Преступления в сфере банкротства в России и зарубежом….20

      2.2.   Ответственность за преступления в сфере банкротства …….21 
      2.3.   Меры по предотвращению преступлений в сфере банкротства ……………………………..........................................................................27

Глава 3.  Прогнозирование  банкротства на примере ОАО «Татнефть»………………………………………………………………...31  

3.1.   Описание  деятельности ОАО «Татнефть»……………………31

3.2.   Прогнозирование  банкротства.……………………………….33

3.3.   Антикризисная  стратегия предприятия ………………………44

Заключение………………………………………………………………..46

Список литературы……………………………………………………….48

Приложения

 

ВВЕДЕНИЕ

Ситуация банкротства  предприятий в условиях продолжающегося  кризиса является типичной не только для экономики развивающихся  стран, но и для стран с развитой экономикой. Учитывая этот факт, нестабильность и непредсказуемость сложившегося мирового рынка в целом, а также криминализированность и коррумпированность российского рынка в частности, можно сделать вывод об актуальности данной работы. 

Предметом исследования в работе служат сущность и механизмы  преступлений в сфере банкротства, возможности их выявления и предупреждения. Объектом исследования выступает национальные особенности преступлений в сфере банкротства. Основной целью работы является оценка инструментария для защиты в сфере банкротства.

Для достижения поставленной цели предполагается решить задачи следующего содержания:

- рассмотреть  теоретические основы исследования  преступлений в сфере банкротства,  выделить правовые и экономические признаки банкротства, осветить вопросы государственного регулирования в сфере банкротства, а также выделить основные виды подобных преступлений;

- провести анализ текущей ситуации в сфере банкротства в России, оценить механизмы предотвращения подобных преступлений, представить основные виды ответственности за преступления в сфере банкротства;

- сделать прогноз банкротства предприятия на примере ОАО «Татнефть» на основе результатов финансового анализа.

Данная тема широко освещается в работах отечественных и зарубежных экономистов, в частности, большое внимание теме преступлений в сфере банкротства уделено в работах таких исследователей, как Гавриш О., Салига С.Я., Нестеренко Н.В., Свириденко О. М., Сытник Л.С. и многих других отечественных и зарубежных авторов.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ БАНКРОТСТВА

    1. Сущность банкротства, его правовые и экономические признаки

Слово «банкротство» происходит от латинских слов «скамья» (лат. bancus) и «сломанный» (лат. ruptus) . «Банком» первоначально именовалась устанавливаемая в людных местах (таких как рынки и ярмарки) скамья, на которой менялы и ростовщики проводили свои сделки и оформляли документы. После того, как владелец «банка» разорялся, он ломал свою скамью.

Настоящим законодательством Российской Федерации устанавливается следующее определение банкротства:

Несостоятельность (банкротство) — признанная арбитражным судом неспособность должника (гражданина либо организации) удовлетворить в полном объеме требования кредиторов и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных государственных платежей. 1

В некоторых государствах банкротом может быть признано не только юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, но и физическое лицо. 
Фактически, предприятие является банкротом, когда оно не обеспечивает или заведомо неспособно обеспечить выполнение требований кредиторов в течение определенного времени. Но признается оно таковым только после подтверждения его несостоятельности судом или же, в случае добровольной ликвидации, после официального объявления о банкротстве.

Процедура признания должника банкротом может быть инициирована кредитором, уполномоченным государственным органом либо самим должником.

Целью банкротства как  процедуры может являться восстановление платежеспособности должника, реструктуризация задолженности либо удовлетворение требований кредиторов за счет имущества должника с его последующей ликвидацией (в случае если должник - юридическое лицо). 
Нормы действующего международного права не содержат процедуры признания несостоятельным государственного образования, однако история знает многочисленные примеры, когда суверенное государство заявляло о «дефолте», то есть о своём отказе от платежей по внутренним и внешним долгам.

Также,  банкротами могут являться и отдельные сферы деятельности экономики, например, в России сельское хозяйство уже на протяжении многих лет находится в глубоком финансовом кризисе, и свыше 85% хозяйствующих субъектов заканчивают свою деятельность ежегодно с убытками.

На сегодняшний день для  большинства неплатежеспособных предприятий характерным является более или менее одинаковый круг проблем2:

- изменение экономической  среды, в которой они существуют;

- потеря традиционных рынков сбыта собственной продукции, изменение системы планирования и, как результат – нарушение ритмичности производственной деятельности;

- нестабильность правового  поля.

В целом факторы, которые  являются предпосылками банкротства  предприятий можно сгруппировать  на внешние по отношению к предприятию (экономические, политические, демографические, усиление международной конкуренции, НТП, банкротство должников), на которые предприятие не имеет возможности влиять или это влияние это очень слабо, и внутренние факторы (рост дебиторской задолженности, дефицит собственных оборотных средств, неэффективность финансовых вложений, отсутствие дисциплины и т.п.), которые непосредственно зависят от организации работы на самом предприятии. Банкротство предприятия является следствием одновременного влияния всех или большей части этих факторов3.

В странах с развитой рыночной экономикой, со стабильными политической и экономической системами, банкротства обычно на 1/3 предопределено внешними факторами и на 2/3 – внутренними4.

1.2. Государственное регулирование в сфере банкротства

В России в настоящее  время банкротство определяется и регламентируется федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (действует с 3 декабря 2002 года). Закон распространяется на все юридические лица, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, за исключением кредитных организаций (ФЗ О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций). Также вопросы, связанные с ответственностью за криминальное банкротство регламентируется ст. 195-197 УК РФ и ст. 14.12 кодекса РФ об административных правонарушениях.

Возможность банкротства  граждан (физических лиц) предусмотрена действующим законодательством, но до настоящего времени соответствующая процедура не разработана, в связи с чем, реально не применяется.5 Для возбуждения дела о банкротстве необходимо чтобы должник — юридическое лицо либо гражданин-предприниматель, обладал признаками банкрота. Для гражданина такими признаками является неудовлетворение указанных требований в течение трёх месяцев со дня, когда он должен был их удовлетворить, при этом сумма его обязательств должна превышать стоимость принадлежащего ему имущества. Для юридических лиц таким признаком является только неудовлетворение своих обязательств в течение трёх месяцев. При этом сумма обязательств должна быть более 100 000 рублей.

Процесс банкротства  начинается с подачи в арбитражный  суд заявления о признании должника банкротом. Заявление может быть подано кредитором, уполномоченным органом или самим должником и учитываются только обязательства перед кредиторами.

Процедуры банкротства, вводимые в отношении должника:

  • наблюдение;
  • финансовое оздоровление;
  • внешнее управление;
  • конкурсное производство;
  • мировое соглашение.

Наблюдение - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.

Процедура наблюдения вводится определением арбитражного суда по результатам  рассмотрения обоснованности требований заявителя. Тем же определением суда назначается временный управляющий. При этом руководитель предприятия-должника и иные органы управления продолжают свою работу, но ряд сделок они могут совершать только с письменного согласия временного управляющего. Кроме того, в период наблюдения они не могут принимать ряд решений (о реорганизации, ликвидации юридического лица, создании филиалов и представительств и др.). С даты введения финансового оздоровления, внешнего управления, признания арбитражным судом должника банкротом и открытия конкурсного производства или утверждения мирового соглашения наблюдение прекращается.

Финансовое оздоровление - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности перед всеми кредиторами в соответствии с утвержденным арбитражным судом графиком погашения задолженности.

Процедура финансового  оздоровления может быть введена  собранием кредиторов либо арбитражным  судом по ходатайству учредителей (участников). Максимальный срок финансового  оздоровления составляет 2 года. Арбитражным  судом назначается административный управляющий, который осуществляет свои полномочия до окончания процедуры финансового оздоровления либо до его отстранения арбитражным судом.

Внешнее управление - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности. Эта процедура вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов в случае установления реальной возможности восстановления платежеспособности должника. Максимальный срок внешнего управления также составляет 2 года. С даты введения внешнего управления прекращаются полномочия руководителя должника, управление делами должника возлагается на внешнего управляющего; вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов. Мораторий распространяется на денежные обязательства и обязательные платежи, сроки исполнения которых наступили до введения внешнего управления. Помимо этого, внешний управляющий вправе заявить отказ от исполнения договоров и иных сделок должника в отношении сделок, не исполненных сторонами полностью или частично, если такие сделки препятствуют восстановлению платежеспособности должника или если исполнение должником таких сделок повлечет за собой убытки для должника. Внешний управляющий может также обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании сделок должника недействительными.

Планом внешнего управления могут быть предусмотрены следующие  меры по восстановлению платежеспособности должника:

  • перепрофилирование производства;
  • закрытие нерентабельных производств;
  • взыскание дебиторской задолженности;
  • продажа части имущества должника;
  • уступка прав требования должника;
  • исполнение обязательств должника собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника либо третьим лицом или третьими лицами;
  • увеличение уставного каптала должника за счет взносов участников и третьих лиц;
  • размещение дополнительных обыкновенных акций должника;
  • продажа предприятия должника;
  • замещение активов должника;
  • иные меры по восстановлению платежеспособности должника.

Очередность расчетов с кредиторами установлена статей 134 Закона о несостоятельности (банкротстве)

1). Вне очереди за счет конкурсной массы погашаются следующие текущие обязательства:

  • судебные расходы должника;
  • расходы, связанные с выплатой вознаграждения арбитражному управляющему, реестродержателю;
  • текущие коммунальные и эксплуатационные платежи, необходимые для осуществления деятельности должника;
  • требования кредиторов, возникшие в период после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и до признания должника банкротом, а также требования кредиторов по денежным обязательствам, возникшие в ходе конкурсного производства, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом;
  • задолженность по заработной плате, возникшая после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, и по оплате труда работников должника, начисленная за период конкурсного производства;

2) Требования кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:

В первую очередь производятся расчеты по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни; 
Во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений по авторским договорам; 
В третью очередь производятся расчеты с другими кредиторами.

Информация о работе Анализ вероятности банкротства на примере ОАО "Татнефть"