Анализ сущности инфляции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 21:33, курсовая работа

Описание работы

Именно потому, что эта тема столь популярна в наши дни, мы остановились на ней как на предмете своего исследования. Мы хотели бы уяснить себе, что это за феномен; каковы его корни; насколько он опасен для экономики, и как с ним борется государство.
В первой части дается понятие инфляции, ее типы, закономерности развития. Здесь рассматриваются такие важные понятия, как ползучая (умеренная), галопирующая инфляции и гиперинфляция. Также приводятся определения сбалансированной и несбалансированной, ожидаемой и неожидаемой, открытой и подавленной инфляций. В этой же части раскрыты основные причины, следствием которых является инфляция, ее характерные черты.

Файлы: 1 файл

Курсовая Антиинфляционная политика - сущность, меры, эффективность.docx

— 234.26 Кб (Скачать файл)

Фактически получается, что кредитор заплатит получателю ссуды  один рубль за то, что последний  в течение года пользовался его  деньгами. Кредитор может избежать выплаты такой странной субсидии, если повысит процентную ставку в  соответствие с предполагаемой уровнем  инфляции. Например, назначив ставку в 11%, кредитор в конце года получит 111 руб., которые с учетом 6%-ной инфляции имеют реальную стоимость, или покупательную способность, примерно 105 руб. В этом случае за пользование 100 руб. в течение года происходит приемлемая для обеих сторон передача 5 руб., или 5%, от дебитора кредитору. Уместно отметить, что сберегательные и ссудные учреждения ввели закладные с изменяющейся процентной ставкой, чтобы защитить себя от негативного воздействия инфляции.

Между прочим, эти  примеры показывают, что высокие  номинальные процентные ставки являются скорее следствием инфляции, а не ее причиной.

Наш пример указывает  на различие между реальной процентной ставкой, с одной стороны, и денежной, или номинальной, процентной ставкой - с другой. Реальная процентная ставка - это выражение в процентах  увеличения покупательной способности, которые кредитор получает от заемщика. В нашем примере реальная процентная ставка составляет 5%. Номинальная процентная ставка - это выражение в процентах  увеличение денежной суммы, которую  получает кредитор. В нашем примере  номинальная процентная ставка равна 11%. Разница между этими двумя  понятиями состоит в том, что, в отличие от номинальной процентной ставки, реальная процентная ставка корректируется, или “дефлируется“, в соответствии с уровнем инфляции. Другими словами, номинальная процентная ставка равна сумме реальной процентной ставки и премии, выплачиваемой для компенсации предполагаемого уровня инфляции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.5. Инфляция и  налоги

Другой важный элемент  издержек от инфляции (в условиях верных ожиданий, но неполной приспособленности  институтов) возникает из-за трудностей адаптации налоговой системы  к инфляционным процессам. Здесь  существуют две крупные проблемы.

Во-первых, с ростом уровня цен доля налоговых выплат в общей величине реальных доходов  увеличивается, рождая, таким образом, эффект прогрессивного роста налогов. Если бы налоги находились в постоянной пропорции к номинальным доходам независимо от величины последних, в этом не было бы никакой проблемы, поскольку в таком случае люди выплачивали бы одинаковый, не зависящий от уровня цен процент своих доходов в виде налогов. Но так как норма налогообложения при использовании его прогрессивной формы имеет тенденцию расти вместе с уровнем номинальных доходов, то инфляция, приводя к росту номинальных доходов, тем самым увеличивает и долю налогов в реальных доходах.

Вторая проблема связана с налогообложением капитала. Налогообложение доходов на капитал  являлось сложной проблемой и  в лучшие времена. При этом основным был вопрос, должны ли прибыли от капитала облагаться налогом как  доходы или же по специальной, более  низкой ставке. При появлении в  экономике инфляции эта проблема ещё более усложняется, так как  рост капитала, связанный с приращением  рыночной стоимости активов, реагирует  на инфляцию более оперативно, чем  реальные прибыли. Ни одной стране не удалось добиться существенного  успеха в нейтрализации последствий  влияния инфляции на налогообложение  капитала. Некоторые специалисты  в области налогов даже считают, что наибольший ущерб от инфляции заключается именно в том, что  она увеличивает фактическое  налогообложение капитала.

 

 

 

2.6. Антиинфляционная  политика

Негативные социальные и экономические последствия  инфляции вынуждают правительства  разных стран проводить определенную экономическую политику. Значительное внимание всегда уделялось государством регулированию денежной массы. Антиинфляционная политика насчитывает богатый ассортимент  самых разных денежно-кредитных, бюджетных  мер, налоговых мероприятий, программ стабилизации и действий по регулированию  и распределению доходов.

Оценивая характер антиинфляционной политики, можно выделить в ней три общих подхода. В  рамках первого (предлагаемого сторонниками современного кейнсианства) предусматривается  активная бюджетная политика - маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос: государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. В результате сокращается спрос, снижаются темпы  инфляции. Однако, одновременно может произойти спад инвестиций и производства, что может привести к застою и даже к явлениям, обратным первоначально поставленным целям, развиться безработица.

Бюджетная политика проводится и для расширения спроса в условиях спада. При недостаточном  спросе осуществляются программы государственных  капиталовложений и других расходов (даже в условиях значительного бюджетного дефицита), понижаются налоги. Считается, что таким образом расширяется  спрос на потребительские товары и услуги. Однако стимулирование спроса бюджетными средствами, как показал  опыт многих стран в 60-70е годы, может  усиливать инфляцию. К тому же большие  бюджетные дефициты ограничивают правительственные  возможности маневрировать налогами и расходами.

Второй подход рекомендуется  авторами-сторонниками монетаризма  в экономической теории. На первый план выдвигается денежно-кредитное  регулирование, косвенно и гибко  воздействующее на экономическую ситуацию. Этот вид регулирования проводится неподконтрольным правительству центральным банком, который определяет эмиссию, изменяет количество денег в обращении и ставки ссудного процента. Сторонники этого подхода считают, что государство должно проводить дефляционные мероприятия для ограничения платежеспособного спроса, поскольку стимулирование экономического роста и искусственное поддержание занятости путем снижения естественного уровня безработицы ведет к потере контроля над инфляцией.

Пытаясь обуздать вышедшую из-под контроля инфляцию, правительства  многих стран, начиная с 60-х годов, проводили так называемую политику цен и доходов, главная задача которой по существу сводится к ограничению  заработной платы - третий метод. Поскольку  эта политика означает административную, а не рыночную стратегию борьбы с  инфляцией, она не всегда достигает  объявленной цели.

Многолетний опыт борьбы с инфляцией в развитых и развивающихся  странах, а также в тех, где  экономика носит переходный характер, показывает, во-первых, необходимость  осуществления смешанных антиинфляционных программ, включающих меры как монетаристского, так и немонетаристского плана; во-вторых, целесообразность сочетания долговременной (стратегия) и краткосрочной (тактика) политики.

Важнейшей частью антиинфляционной стратегии является гашение адаптивных инфляционных ожиданий. Решение этой задачи требует существования правительства, которое придерживается курса на постепенное искоренение неуправляемой  инфляции и пользуется доверием у  населения.

При постоянном соблюдении обещаний со стороны правительства  в течение достаточно продолжительного срока начинает действовать так  называемый эффект обновления. Это весьма эффективный элемент антиинфляционной стратегии в таких странах, как США, германия, Великобритания. Он технически прост и требует лишь твёрдости и уверенности в правильности своих действий Центрального банка и правительства.

Правительство должно постоянно предпринимать шаги, способствующие укреплению механизмов рыночной системы. Среди них можно выделить следующие:

1. установление  конкурентно-рыночного климата в  стране, включая всемерную либерализацию  внешней и внутренней экономической  деятельности, систематический контроль за состоянием рынков и пресечение фактов монополистического поведения;

2. отказ от государственных  мер по поддержке и защите  малоконкурентных отраслей (в том числе и от международной конкуренции), а также переориентацию усилий государства на поощрение малого бизнеса;

3. стимулирование  диверсификации производства и  продаж и т.д.

Уже с середины 70-х  годов в странах Запада широко применялась политика таргетирования, предложенная монетаристами и направленная на введение целевых ориентиров и установление жёстких лимитов прироста денежной массы. Она предполагает, что в качестве ключевого момента в деле стабилизации денежного обращения выступает контроль над изменением денежной массы со стороны Центрального банка (ЦБ). Последний должен регулировать её, воздействуя на денежную базу. Однако следует учитывать, что последствия такого регулирования неоднозначны. Сокращение темпов роста денежной массы может привести к снижению цен, особенно в условиях монополистической структуры рынка.

Уменьшения расходов государственного бюджета можно  добиться, прибегая к таким «классическим» методам кредитной политики, как  изменения учётной ставки процента и нормы обязательных резервов. Оба  метода сокращают ресурсы коммерческих банков и общую ликвидность банковской системы, что способствует «отсасыванию»  лишних денег из обращения и его  стабилизации.

Мероприятия по регулированию  учётной ставки обычно сопровождаются операциями ЦБ на открытом рынке, которые  влияют на размеры свободных ресурсов банковской системы. Причём наряду с  продажей государственных ценных бумаг ЦБ может также продавать валюту коммерческим банкам, с одной стороны, с целью сокращения их кредитных возможностей, а с другой – с целью стимулирования этих банков к инвестициям за границей.

Однако повышение  процента имеет пределы, так как  его следствием является сокращение инвестиционной активности и производства. Кроме того, высокие процентные ставки привлекают из-за границы значительные валютные средства, что служит стимулом для развития импортируемой инфляции. Противодействие ей и ослабление влияния внешних факторов в целом  – ещё одна стратегическая задача антиинфляционной политики.

Единая антиинфляционная стратегия должна включать любые  неденежные элементы, оказывающие понижающий эффект на цены со стороны предложения. Среди них стоит выделить:

1. государственное  стимулирование научно-технического  прогресса и структурной перестройки  производства;

2. переориентацию  инвестиционных потоков на секторы,  обеспечивающие товарами потребительский  рынок;

3. демилитаризацию  и конверсию военных секторов  экономики.

Однако в отдельных  случаях ситуация в экономике  требует немедленных шагов по снижению темпов инфляции, на что направлена краткосрочная политика (антиинфляционная тактика). Используя её методы, можно  ослабить инфляционное давление на цены и подготовить экономику к  более радикальным антиинфляционным мерам. Главной задачей в данном случае является сокращение инфляционного  разрыва между спросом и предложением. Этого можно добиться, либо расширяя совокупное предложение без увеличения совокупного спроса, либо снижая текущий  спрос без соответствующего уменьшения предложения. В первом случае предоставляются  налоговые льготы предприятиям, которые  диверсифицируют производство и  продажи, а также выпускают побочные товары и оказывают дополнительные услуги.

Внушительный антиинфляционный потенциал может иметь приватизация государственной собственности. Если её умело организовать, то она способна оказать положительное влияние  на состояние государственного бюджета, причём сразу по двум направлениям: с одной стороны, пополнится его  доходная часть, а с другой – ослабнет напряжение в расходной части. Кроме  того, появление на фондовом рынке  акций приватизируемых предприятий  приведёт к оттоку свободных ресурсов с денежного рынка.

На начальных  этапах оставить раскручивание маховика инфляции спроса помогает массированный  импорт потребительских товаров, а  также реализация предприятиями  и государством товарно-материальных запасов, скопившихся в предыдущие годы.

Целью антиинфляционной тактики является повышение процентных ставок по вкладам, удлинение их сроков, уменьшение уровня ликвидности сбережений в целом. В крайних случаях  вводится временное замораживание  вкладов до востребования или  проводится реформа той или иной степени жёсткости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Инфляция для экономики России, её анализ, причины и особенности борьбы с ней

3.1. Анализ инфляции  и принятых антиинфляционных  мер

В условиях шокового перехода России к рыночной экономике  произошли структурные изменения. В результате приватизации сформировался  частный сектор, появились миллионы акционеров. Россияне были вовлечены  в массовую спекулятивную игру на повышение курса ценных бумаг, а  также доллара США и снижение курса рубля. Возникли сомнительные финансовые пирамиды типа «МММ» на частном уровне и ГКО-ОФЗ на государственном. Нарождающуюся рыночную экономику  периодически сотрясают финансовый, биржевой, валютный, банковский кризисы  в условиях экономического спада. Скрытая  инфляция, проявлявшаяся прежде в  товарных дефицитах, стала явной. Неэффективные  рекомендации международного валютного  фонда в духе либерализма и  монетаризма без учета специфики  России стимулировали длительный спад производства и сильную инфляцию.

С 1992 г. инфляция в  России переросла в стагфляцию (сочетание  экономического спада - стагнации - с  инфляцией). Розничные цены выросли  в 1992 г. в 26,1 раза, в 1993 г. - 9,4 раза, 1994 г. - 3,2 раза, 1995 г. - 2,3 раза в условиях снижения ВВП, промышленного производства и  инвестиций.

Спад производства в России (в 1992 - 1996 годах) почти вдвое  превысил рекорд мирового экономического кризиса 1923 – 1933 годов. Доля убыточных  предприятий в промышленности составила 50,1% (на 1 сентября 1998 г.), строительстве - 42,3%, на транспорте 59,2%. Фактическое  банкротство производственного  сектора и разбалансированность экономики стали фундаментальным  фактором инфляции, так как снизилось  товарное обеспечение рубля.

Новое явление в  России - снижение темпа инфляции с 1996 г. до конца августа 1998 г. (21,8% в 1996 г., 11% в 1997 г.) Инфляция была подавлена, но огромный инфляционный потенциал  сохранился, так как ее воспроизводственные факторы не были преодолены. Главный дефект антиинфляционной политики состоял в том, что в России впервые в мировой практике была применена дефляция - сжатие спроса - в условиях экономического спада путем невыплаты заработной платы, пенсий, пособий. Тем самым государство переложило свои финансовые трудности на население. За рубежом дефляционная политика обычно проводится в условиях «перегрева» экономической конъюнктуры, и ее крайняя мера - блокирование роста заработной платы. Дефляция в России способствовала резкому обострению социально-экономических противоречий, которые в конечном счете усугубили инфляционный процесс.

Информация о работе Анализ сущности инфляции