Анализ сущности инфляции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 21:33, курсовая работа

Описание работы

Именно потому, что эта тема столь популярна в наши дни, мы остановились на ней как на предмете своего исследования. Мы хотели бы уяснить себе, что это за феномен; каковы его корни; насколько он опасен для экономики, и как с ним борется государство.
В первой части дается понятие инфляции, ее типы, закономерности развития. Здесь рассматриваются такие важные понятия, как ползучая (умеренная), галопирующая инфляции и гиперинфляция. Также приводятся определения сбалансированной и несбалансированной, ожидаемой и неожидаемой, открытой и подавленной инфляций. В этой же части раскрыты основные причины, следствием которых является инфляция, ее характерные черты.

Файлы: 1 файл

Курсовая Антиинфляционная политика - сущность, меры, эффективность.docx

— 234.26 Кб (Скачать файл)

6. Индекс экспортных  цен;

7. Дефлятор валового  национального продукта (ВНП) – отношение номинального ВНП к реальному, или показатель падения реального ВНП, накручивания денежного вала (этот индекс более универсален по сравнению с индексом потребительских цен, ибо измеряет рост не только потребительских, но и всех других цен (см. прил.1, таб.1)).

В качестве косвенного показателя уровня инфляции используются данные об отношении товарных запасов  к сумме денежных вкладов населения (сокращение запасов и рост вкладов свидетельствуют о повышении степени инфляционного напряжения.) Данные о превышении доходов населения над расходами в процентах к доходам также могут характеризовать уровень инфляции. Если доходы растут быстрее или даже одинаково с ценами, это свидетельствует об опасности раскручивания инфляционной спирали.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4. Основные причины  инфляционного роста цен

Объяснения причин дисбаланса различны. Одни экономисты (Джон Мейнард Кейнс и его последователи) объясняли его чрезмерным спросом при полной занятости, то есть со стороны спроса. Другие – неоклассики – искали причину в росте производственных расходов или издержек производства, то есть со стороны предложения.

Независимо от состояния  денежной сферы товарные цены могут  изменяться вследствие роста производительности труда, циклических и сезонных колебаний, структурных сдвигов в системе  воспроизводства, монополизации рынка, государственного регулирования экономики, введения новых ставок налогов, девальвации  и ревальвации денежной единицы, изменения конъюнктуры рынка, воздействия  внешнеэкономических связей, стихийных  бедствий, и т.п. Очевидно, что не всякий рост цен – инфляция, поэтому  особенно важно выделить действительно  инфляционные причины роста цен. К важнейшим инфляционным причинам роста цен можно отнести следующие:

  1. Отсутствие должного контроля за денежной массой и неоправданная эмиссия бумажных денег. Это неизбежно приводит к появлению на рынке денежной массы, не обеспеченной товарами. В результате цены на товары начинают расти на всех рынках, создавая основу инфляционного процесса.
  2. Диспропорциональность - несбалансированность государственных расходов и доходов, которая выражается в дефиците госбюджета. Финансирование последнего за счёт займов в Центральном банке, то есть неконтролируемой денежной эмиссии, что неизбежно приводит к росту массы денег в обращении.
  3. Инфляционно опасные инвестиции – преимущественно милитаризация экономики. Военные ассигнования ведут к созданию дополнительного платежеспособного спроса и, следовательно, к увеличению денежной массы. Чрезмерные военные ассигнования обычно являются главной причиной хронического дефицита государственного бюджета, а также увеличения государственного долга, для покрытия которого выпускаются дополнительные бумажные деньги. Аналогичные последствия может вызвать и непроизводительное потребление национального дохода (например, на осуществление «проектов века»).
  4. Общее повышение уровня цен связывается современной экономической теорией и изменением структуры рынка в ХХ веке. Структура современного рынка все менее и менее напоминает структуру рынка совершенной конкуренции, и в значительной степени напоминает олигополистическую. Олигополия – это отрасль, в которой большая часть продаж совершается несколькими фирмами, каждая из которых способна оказывать влияние на рыночную цену своими собственными действиями. Таким образом, олигополисты напрямую заинтересованы в усилении "Гонки цен", а также стремясь поддержать высокий уровень цен, заинтересованы в создании дефицита (сокращении производства и предложения товаров). Не желая "испортить" свой рынок снижением цен, монополисты и олигополисты препятствуют росту эластичности предложений товаров и связи с ростом цен. Ограничение притока новых производителей в отрасль олигополия поддерживает длительное несоответствие спроса и предложения.
  5. Инфляция, вызванная повышением зарплаты. При определенных обстоятельствах источником инфляции могут стать профсоюзы. Это объясняется тем, что они в какой-то степени осуществляют контроль над номинальной зарплатой посредством коллективных договоров. Предположим, что крупные профсоюзы потребуют и добьются большого повышения зарплаты. Более того, предположим, что этим повышением они установят новый стандарт зарплаты рабочих, которые не являются членами профсоюза. Если повышение зарплаты в масштабе всей страны не уравновешивается какими-либо противодействующими факторами, такими, как увеличение объема выпускаемой за один час продукции, то увеличатся издержки на единицу продукции. Производители ответят на это сокращением производства товаров и услуг, выбрасываемых на рынок. При неизменном спросе это уменьшение предложения приведет к повышению уровня цен. Поскольку виновником является чрезмерное повышение номинальной заработной платы, этот тип инфляции называется инфляцией, вызванной повышением заработной платы, которая представляет собой разновидность инфляции, обусловленной ростом издержек.
  6. “Импортируемая” инфляция, роль которой возрастает с ростом открытости экономики и вовлечения ее в мирохозяйственные связи той или иной страны. Возможности для борьбы у государства довольно ограничены. Метод ревальвации собственной валюты, иногда применяемый в таких случаях, делает импорт более дешевым. Но ревальвация делает и более дорогим экспорт отечественных товаров.
  7. Инфляционные ожидания - возникновения у инфляции самоподдерживающегося характера. Население и хозяйственные субъекты привыкают к постоянному повышению уровня цен. Население требует повышения заработной платы и запасается товарами впрок, ожидая их скорое подорожание. Производители же опасаются повышения цен со стороны своих поставщиков, одновременно закладывая в цену своих товаров прогнозируемый ими рост цен на комплектующие, раскачивая тем самым маховик инфляции. Живой пример таких инфляционных ожиданий мы можем наблюдать в своей повседневной жизни.
  8. Экономика становится всё более сервисно ориентированной. Производительность труда в сфере услуг при этом растёт медленнее, чем в производстве товаров, что впрочем, не сказывается на оплате труда занятых в ней работников.

 

 

 

 

 

1.5. Альтернативные  концепции инфляции

Экономисты различают  два типа инфляций: спроса и предложения.

Первая (инфляция спроса – demand-pull inflation) имеет место в том случае, когда доходы населения и предприятий растут быстрее реального объема товаров и услуг. Повышенный избыточный спрос приводит к завышенным ценам на реальный постоянный объем продукции и вызывает инфляцию спроса (см. рис.1). Обратимся к одному из основных равенств макроэкономики:

MSхV=RхQ.

Левая часть этого  уравнения определяет совокупный спрос (AD), правая дает стоимостную оценку совокупного предложения (AS). Экономика  функционирует таким образом, что AD всегда выравнивается с AS. Любое  возрастание предложения денег (MS) или скорости обращения (V) приводит к подъему AD. С другой стороны, увеличение AS может обеспечиваться как за счет повышения Q, так и из-за роста  общего уровня цен P.

Однако увеличение объема производства (Q) обычно не превышает 4% в год. Развитие этой составляющей замедленно, поэтому рост MS компенсируется подъемом уровня цен (P), что и вызывает инфляцию спроса.

С учетом занятости  можно выделить три ступени развития этих процессов. В первый объем национального  продукта и занятость так низки, что с повышением совокупного  спроса безработица снизится, объем  производства увеличится, а уровень  цен возрастет незначительно. Это  объясняется тем, что есть огромное количество бездействующих трудовых и  материальных ресурсов, которые можно  ввести в действие при существующих на них ценах.

По мере приближения  к полной занятости (вторая ступень) при дальнейшем увеличении спроса уровень  цен начинает ощутимо повышаться, что связано с исчезновением  в некоторых отраслях промышленности производственных мощностей и невозможности  дальнейшего увеличения предложения  на увеличение спроса.

Когда общие расходы  достигают третьей ступени, полная занятость распространяется на все  секторы экономики. Реальный объем  национального продукта достигает  своего максимума, и дальнейшее увеличение спроса полностью ведет к инфляции. Здесь инфляция спроса достигает  наибольшей силы: рост расходов населения, предприятий и государства на потребление смещает кривую совокупного  спроса все выше вверх, растут цены, предложение же остается постоянным.

Остается отметить, что инфляция спроса известна уже  давно, причины и механизм ее достаточно просты, поэтому при своевременном  принятии антиинфляционных мер, борьба не составляет большого труда.

Второй вид - инфляция предложения (cost-push inflation) или производителей, где рост цен объясняется возрастанием издержек источника инфляции, обусловленной ростом издержек, - это увеличение номинальной заработной платы или цен на сырье и энергию. Первый объясняется силой профсоюзов, возрастающей с полной занятостью, и психологией предпринимателей, выбирающих в период подъема не дорогостоящие забастовки и простой производства, а некоторое повышение зарплаты и себестоимости продукции. Второй обычно связан с воздействием экзогенных факторов - неурожаев, стихийных бедствий или, например, подорожанием нефти в 70-х годах, связанным с деятельностью организации стран-экспортеров нефти. В результате инфляция издержек сокращает прибыли и объем продукции, которые предприятия намерены предложить при существующем уровне цен, и смещает кривую предложения влево. В итоге, через определенное время баланс спроса и предложения опять восстанавливается, но уже при более высокой цене. А повышение цены может вызвать инфляционную спираль "цены - зарплата".

Инфляция производителей гораздо сложнее инфляции спроса, т.к. правительство в данном случае встает перед дилеммой: либо увеличить  спрос для стимулирования производства, что чревато еще большим обострением  инфляции и скачком цен; либо бездействовать, что приведет к глубокому спаду, который может вернуть к прежнему уровню, но это обернется для экономики значительной потерей реального выпуска.

Причинами увеличения издержек могут быть олигополистическая практика ценообразования и финансовая политика государства, рост цен на сырье, действия профсоюзов, требующих повышения  заработной платы и др.

Теория инфляции, обусловленной ростом издержек, объясняет  рост цен такими факторами, которые  приводят к увеличению издержек на единицу продукции. Издержки на единицу  продукции - это средние издержки при данном объеме производства. Такие  издержки можно получить, разделив общие затраты на ресурсы на количество произведенной продукции, то есть:

Повышение издержек на единицу продукции в экономике  сокращает прибыли и объем  продукции, который фирмы готовы предложить при существующем уровне цен. В результате уменьшается предложение  товаров и услуг в масштабе всей экономики. Это уменьшение предложения, в свою очередь, повышает уровень  цен. Следовательно, по этой схеме издержки, а не спрос взвинчивает цены, как  это происходит при инфляции спроса.

В последнее время  экономисты стали выделять особый новый  вид инфляции - стагфляцию. Как известно стагфляция одновременное возрастание общего уровня цен, сокращение объемов производства и, следовательно, увеличение безработицы. Стагфляция тесно связана с инфляцией предложения и спроса. А причинами являются структурное несовершенство рынка и отсутствие конкуренции, так как у монополий нет стимулов для снижения издержек. Многие исследователи также полагают, что причиной стагфляции могут служить инфляционные ожидания: в условиях инфляционного спроса владельцы факторов производства начинают завышать стоимость своих услуг, ожидая возможное падение доходов из-за инфляции. Это приводит к росту издержек производства и уменьшению совокупного предложения. Наблюдается процесс одновременного роста цен (из-за инфляции спроса) и падение объемов производства.

Таким образом, стагфляция - наихудшая из всех инфляций, сочетающая в себе проблемы инфляционного спроса и издержек, поэтому борьба с этим явлением крайне сложна. На практике, часто  виды инфляции переплетаются, поэтому  многие экономисты, как за рубежом, так и в нашей стране рассматривают  инфляцию как многофакторное явление, противостоящее росту производства и полноценному экономическому развитию страны. Борьба с ней не может  быть рассчитана на какой-либо конкретный срок и составлять экономическую  программу нового лидера, но является постоянной, повседневной обязанностью правительства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.6. Классификация  видов инфляции

Существует несколько  видов инфляции (см. рис.2). Прежде всего, те, которые выделяют с позиции темпа роста цен (первый критерий). В теории и практике различают несколько так назвыаемых «уровней» инфляции. Остановимся на рассмотрении наиболее часто возникающих и действующих в экономике уровнях инфляции.

Ползучая (умеренная) инфляция, для которой характерны относительно невысокие темпы роста цен, примерно до 10% или несколько больше процентов в год. Такого рода инфляция присуща большинству стран с развитой рыночной экономикой, и она не представляется чем-то необычным. Данные за 70-е, 80-е и начало 90-х гг. по США, Японии и западноевропейским странам, как раз и говорят о наличии ползучей инфляции. Средний уровень инфляции по странам Европейского сообщества составил за последние годы около 3-3,5%. Многие современные экономисты, в том числе последователи экономического учения Кейнса, считают такую инфляцию необходимой для эффективного экономического развития. Такая инфляция позволяет эффективно корректировать цены применительно к изменяющимся условиям производства и спроса.

Галопирующая инфляция (рост цен на 20 – 200 % в год). Такие высокие темпы в 80-х гг. наблюдались, к примеру, во многих странах Латинской Америки, некоторых странах Южной Азии (см. прил.1, таб.4).

Гиперинфляция - цены растут астрономически, расхождение цен и заработной платы становится катастрофическим, разрушается благосостояние даже наиболее обеспеченных слоев общества, бесприбыльными и убыточными становятся крупнейшие предприятия (международный валютный фонд за гиперинфляцию сейчас принимает 50%-й рост цен в месяц).

Так, в Аргентине  на апрель 1990 г. зафиксирован рост цен  в 200 раз (темп роста инфляции – 2000 %). Спасло аргентинцев лишь то, что  у них преобладает натуральное сельское хозяйство и без рыночных отношений можно прожить некоторое время.

Вести успешный бизнес в условиях гиперинфляции почти  невозможно. Речь может идти только о стратегии выживания. Рецепт выживания  таков: автономность и самодостаточность, упрощение производства, сокращение внешних связей, натурализация базовых  элементов внутрифирменного хозяйствования. Все чаще промышленным предприятиям приходится заводить свои теплицы, свинофермы и даже мини-электростанции, усиливать  акцент на бартерных и клиринговых  операциях. В раскручивании спирали  гиперинфляции чрезвычайную роль также  играют инфляционные ожидания.

Все эти виды инфляции существуют только при открытом ее состоянии, то есть при относительно свободном рынке. При подавленной же инфляции рост цен на товары и услуги может и не наблюдается, а обесценивание денег может выражаться в дефиците предложения.

О подавленной инфляции следует сказать особо. Она порождена  неверной деятельностью государства. Например, введение им временного замораживания  доходов и цен, установление верхних  пределов их роста; стремление удержать динамику заработанной платы на уровне, не превышающем темпы роста производительности труда; или даже тотальный административный контроль над ценами и доходами.

Такие действия, обусловленные  противоестественным монополизмом и администрированием в сфере  ценообразования, ведут к глубинной  деформации рыночных механизмов. Что, конечно, не ликвидирует инфляцию, но изменяет формы ее проявления. Прежде всего, это выражается в страшной нехватке людям необходимых товаров  и услуг.

Но главное зло, которое несет подавленная инфляция - это лишение изготовителей ценовых  стимулов, препятствие развертыванию  инвестиционного процесса, расширению производства и предложения. Поскольку  зависимость цен от спроса исчезает, инвесторы теряют ориентировку, а отраслевое распределение финансовых, материальных и человеческих ресурсов становиться заведомо неоптимальным. Кредитные функции банков становятся весьма странными: давая в долг деньги убыточным предприятиям, они уже заранее знают, что кредиты останутся невозвращенными; предприятия же уверены, что, будучи монополистами, добьются от правительства аннулирования этих кредитов. Такое положение в недавнем прошлом было реалией нашей экономики, неся в себе все отрицательные последствия этого процесса, в том числе и наращивание темпов инфляции из-за возрастания издержек производства и увеличения денежной массы.

Итак, подавленная  инфляция представляет собой большую  опасность для нормальной экономической  жизни страны.

Теперь рассмотрим виды инфляции с точки зрения второго  критерия – соотносительности роста  цен по различным товарным группам, то есть по степени сбалансированности их роста: сбалансированная инфляция и несбалансированная инфляция.

При сбалансированной инфляции цены различных товаров  неизменны относительно друг друга, а при несбалансированной – цены различных товаров постоянно  изменяются по отношению друг к другу, причем в различных пропорциях.

Сбалансированная  инфляция не страшна для бизнеса. Приходится лишь периодически повышать цены товаров: сырье подорожало в 10 раз, и вы соответственно увеличиваете цену своей конечной продукции. В  этом случае по результатам среднегодового роста цен поднимается процентная ставка Государственного банка и  таким образом ситуация становится равносильной ситуации со стабильными  ценами. Риск потери доходности присущ только тем предпринимателям, которые  стоят последними в цепочке повышения  цен. Это, как правило, производители  сложной продукции, основанной на интенсивных  внешних кооперационных связях. Цена на их продукцию отражает всю сумму  повышения цен внешней кооперации, и именно они рискуют задержать сбыт сверх дорогой продукции конечному потребителю.

Информация о работе Анализ сущности инфляции