Виды и классификация цен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 10:16, реферат

Описание работы

Одним из важнейших экономических рычагов повышения эффективности производства является цена, которая оказывает непосредственное воздействие на производство, распределение, обмен и потребление. Определить однозначным образом, что такое цена столь же сложно, как и сформулировать общее определение понятия «деньги», тем более что оба эти понятия связаны между собой теснейшим образом.
Цена, как и деньги, есть историческая категория, возникшая в процессе обмена. Уже в ходе простейшего натурального обмена использовались цены, как товарные пропорции. С появлением товарных, а затем металлических и бумажных денег стало возможным выражать цену в одних и тех же единицах товарного эквивалента, используемого в качестве средства платежа. Надо учитывать, что ценообразование относится к одному из наиболее сложных и ответственных разделов управления.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
Понятие и сущность цены…………………………………………………4
Основные виды цен и их классификация…………………………………6
Заключение………………………………………………………………..20
Список использованной литературы……………………………………21

Файлы: 1 файл

Отто Ирина классификация цен.doc

— 132.50 Кб (Скачать файл)

Мировая цена есть денежное выражение мировой интернациональной стоимости товара. Она формируется под воздействием спроса и предложения того или иного товара на мировом рынке, колебаний валютных курсов и т.д. Мировые цены находятся под значительным влиянием государства, которое проводит регулирование внешнеэкономической деятельности через лицензирование, квотирование, субсидирование экспорта и импорта. На мировые цены большое влияние оказывает инфляция.

В структуре экспорта России в нынешних условиях преобладающее  место занимают нефть, газ, лес и  другие виды сырья. Особое значение в  системе мировых цен имеют  цены на экспортируемые товары. На них  действуют два основных вида цен:

1) цена франко-станция  отправления;

2) цена франко-станция  назначения.

Эти цены различаются методами возмещения транспортных расходов, и  каждая из них имеет много разновидностей. На экспортируемые товары внутри страны устанавливаются специальные цены и надбавки к внутренним оптовым ценам. В них включаются также таможенная пошлина и другие таможенные платежи.

Классификация цен в зависимости от территории действия

 В соответствии с  этим признаком различают:

— цены единые, или поясные;

— цены региональные и местные.

Единые, или поясные, цены устанавливаются и регулируются государственными органами. Речь идет о таких видах продукции и  услуг, как газ, электроэнергия, транспорт, квартирная плата и некоторые  другие. Региональные и местные цены регулируются региональными органами власти и управления. В процессе формирования эти цены ориентируются на издержки производства и реализации, складывающиеся в данном регионе.

Классификация цен в зависимости от порядка  возмещения

потребителем  транспортных расходов по доставке грузов

 Помимо издержек производства, цена включает издержки обращения  и, в частности, расходы по  транспортировке товаров до покупателя. Таким образом, географический  фактор играет значительную роль  в формировании цены.

Исходя из этого  экономического признака различают  несколько видов цен.

1. Цена в месте производства продукции. По этой цене товар передается покупателю в том месте, где он был произведен, со всеми правами на него и ответственностью. В этом случае покупатель оплачивает сверх цены все фактические расходы по транспортировке продукции до места назначения.

2. Единая цена с включением расходов по доставке. Этот метод установления цены предполагает формирование фирмой единой цены для всех покупателей независимо от их местоположения с включением в нее одинаковой суммы транспортных расходов. Данная сумма рассчитывается как средняя стоимость всех перевозок. Единая цена особенно выгодна тем покупателям,, которые удалены от места производства товара и фактические транспортные расходы которых значительно превышают средние.

3. Зональные цены. В соответствии с этим методом определения цен выделяется несколько географических зон и устанавливается единая цена для клиентов, расположенных в границах одной зоны. Для каждой из зон эти цены являются различными, так как устанавливаются они с учетом величины транспортных расходов; по мере удаленности зоны цена возрастает.

4. Цены, определяемые на основе базисного пункта. Согласно этому методу предприятие (фирма) устанавливает в нескольких географических пунктах базисные цены на одну и ту же продукцию. Фактические цены продажи рассчитываются путем прибавления к цене, установленной для ближайшего от заказчика базисного пункта, транспортных расходов по доставке товара к месту назначения.

 

 

 

 

Классификация в зависимости от степени свободы цен от воздействия  государства при их определении.

 В зависимости  от этого классификационного  признака различают следующие  виды цен.

1. Свободные цены свободно складываются на рынке под воздействием спроса и предложения, независимо от какого бы то ни было прямого влияния государственных органов. Государство может воздействовать на эти цены (их уровень) лишь косвенно — путем влияния на конъюнктуру рынка доступными ему способами, например, установить «правила игры» на рынке с помощью мер, ограничивающих недобросовестную конкуренцию и монополизацию рынка. С этой целью вводится ряд запретов: на горизонтальное фиксирование цен, вертикальное

фиксирование  цен, ценовую дискриминацию, демпинг, недобросовестную ценовую рекламу. Свободные цены устанавливаются по согласованию сторон. При

их определении  учитываются степень новизны  товара, его полезность,

качество, конъюнктура  рынка. При этом фактический размер прибыли

зависит от уровня согласованной цены.

2. Регулируемые цены складываются под влиянием спроса и предложения, но испытывают при своем формировании определенное воздействие государственных органов, которое осуществляется различными методами: 1) либо прямого ограничения роста или снижения цен; 2) либо путем регламентации рентабельности; 3) либо путем установления предельных надбавок или коэффициентов к фиксированным ценам прейскуранта; 4) либо путем установления предельных значений элементов цены;

3. Фиксированные цены прямо устанавливаются государством в лице каких-либо органов власти и управления (например, Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации или отдела (управления) цен региональных органов власти и управления).

Существуют  такие формы фиксирования цен, как прейскурантные цены, замораживание рыночных свободных цен, фиксирование монопольных цен. Такие цены устанавливаются в экстремальных условиях(в случае войны, стихийных бедствий, кризиса в экономике, острого дефицита товаров и т.д.).

Классификация цен в зависимости  от степени новизны товара

В соответствии с этим признаком различают цены на новые товары и товары, реализуемые  на рынке относительно долгое время. По новым товарам практикой рыночного  ценообразования многих стран выработаны определенные виды и методы образования  цен.

1. Цена «снятия сливок». Согласно этому методу с самого начала изготовления и появления нового товара на рынке на него устанавливается максимально высокая цена в расчете на потребителя, готового, купить этот товар по такой цене.

Цена снижается  лишь после того, как спрос по максимальной цене оказывается удовлетворенным. Снижение цены позволяет увеличить зону продажи — привлечь новых покупателей.

Преимущества  метода «снятия сливок»:

— высокая цена обеспечивает довольно большой размер прибыли даже при существенных издержках в первый период выпуска товара;

— высокая цена позволяет сдерживать покупательский спрос, так как при более низкой цене предприятие (фирма) не смогло бы полностью удовлетворить потребность  в товаре в связи с ограниченностью  своих производственных возможностей;

— высокая первоначальная цена способствует созданию имиджа

качественного товара, что в дальнейшем может  существенно облегчить

его реализацию при снижении цены;

— повышенная цена способствует увеличению спроса на престиж-

ный товар;

— ошибка в завышенной цене может быть исправлена путем  снижения- покупатели более благосклонно относятся к снижению цены, нежели к ее повышению.

Основным недостатком  этой стратегии ценообразования  является то, что высокая цена привлекает конкурентов. Поэтому цену «снятия сливок» можно успешно использовать при определенном ограничении конкуренции. Условием успеха является также достаточный спрос.

2. Цена «проникновения (внедрения) на рынок». С помощью этого метода предприятие (фирма) устанавливает значительно более низкую цену по сравнению с ценами на аналогичные товары конкурентов. Использование такой цены направлено на то, чтобы привлечь максимальное число покупателей и занять как можно большую долю рынка. Такая стратегия возможна при больших объемах выпуска товаров, которые позволяют возмещать общей массой прибыли потери ее на отдельном изделии. А это, в свою очередь, требует значительных финансовых затрат, что делает цену «проникновения на рынок» почти неприемлемой для мелких и средних предприятий, не располагающих такими финансовыми возможностями. Использование этого метода дает эффект при эластичном спросе, а также при условии, что рост объемов производства- обеспечивает снижение издержек.

3. «Психологическая» цена. Устанавливая цену, продавец должен учитывать психологию восприятия цены покупателем. «Психологическая» цена на товар обычно чуть ниже круглой суммы. Многие маркетологи уверены, что цена должна обязательно выражаться нечетным числом. Например, 99, а не 100 руб. В результате у покупателя создается впечатление:

— очень точного  определения затрат на производство и невозможности обмана;

— более низкой цены, уступки покупателю и выигрыша для него.

Учитывается также  и другой психологический момент: покупатели любят получать сдачу. В действительности в выигрыше остается продавец: количество

проданных товаров  и соответственно сумма полученной прибыли у него

возрастают.

4. Цена «следования за лидером» в отрасли или на рынке. В соответствии с этой стратегией ценообразования цена на товар устанавливается примерно на уровне цены главного конкурента — как правило, ведущей фирмы отрасли, доминирующей на рынке. При этом цена не должна превышать цену, предлагаемую лидером, т.е. главным конкурентом. На взаимозаменяемую продукцию (например, бензин)устанавливается одинаковая цена. Если товары близки друг другу по потребительским характеристикам (например, автомобили), то в ценах могут быть некоторые различия. Лидерство в ценах обеспечивается только в том случае, если фирма имеет явные преимущества перед конкурентами либо по объемам производства товаров, либо по уровню издержек.

5. Цена с возмещением издержек производства. В данном случае фирма устанавливает цену на свой товар, основываясь на фактических издержках производства и средней норме прибыли на рынке или в отрасли.

6. Престижная цена устанавливается на высококачественные товары известной фирмы (например, одежда знаменитых модельеров), обладающие уникальными свойствами (в данном случае — модели). Цены устанавливаются на очень высоком уровне. Выбор одного из названных методов определения цены осуществляется руководством фирмы; при этом должны учитываться многие факторы, основными из которых являются:

— скорость внедрения  на рынок нового товара;

— доля рынка  сбыта, контролируемая этой фирмой;

— характер реализуемого товара (степень новизны, взаимозаменяемость с другими товарами и др.);

— период окупаемости  инвестиций;

— конкретные условия  рынка (степень монополизации, ценовая эластичность спроса, круг потребителей и др.);

— положение  фирмы в соответствующей отрасли (финансовое положение, связи с другими производителями и др.).

На  товары, реализуемые на рынке относительно длительное время, устанавливаются следующие виды цен.

1. Скользящая(падающая) цена устанавливается почти в прямой зависимости от соотношения спроса и предложения. По мере насыщения рынка она снижается (особенно оптовая цена; розничная цена может быть относительно стабильной). Такой метод установления цены применяется чаще всего по отношению к товарам первой необходимости. В этом случае тесно взаимодействуют цены на товары и объем их производства. Чем больше объем выпуска продукции, тем обширнее у фирмы возможности для снижения издержек и в конечном счете — цены.

Однако при  таком методе определения цены требуется:

— задержать  появление и усложнить деятельность конкурента на рынке;

— постоянно  повышать качество товаров;

— сокращать  издержки производства.

 

2. Долговременная цена устанавливается на товары массового спроса. Она не подвержена изменениям на протяжении долгого времени. Однако в зависимости от рыночной конъюнктуры в товары могут вноситься изменения (уменьшаться их размер, незначительно ухудшаться качество) при неизменной цене.

3. Цены потребительского сегмента рынка. Суть этого метода определения цены состоит в следующем: на примерно одни и те же виды товаров и услуг, которые реализуются различным социальным группам населения с разным уровнем доходов, устанавливаются неодинаковые цены — например, на различные модификации легковых автомобилей, на авиабилеты, на билеты в театры и т.д. Основная проблема в этом случае состоит в определении правильных соотношений цен на различные по качеству товары и услуги.

4. Гибкая цена меняется в зависимости от соотношения спроса и предложения на рынке. Использование такой цены возможно при сильных колебаниях спроса и предложения в относительно короткие сроки, например в течение дня при продаже отдельных скоропортящихся продуктов (овощей, свежей рыбы, молочных продуктов, цветов и т.д.).

Применение  этой цены дает эффект тогда, когда право по принятию решения по ценам дано самому нижнему уровню управления (непосредственно продавцу).

Чем больше уровней  управления у фирмы, тем больше времени требуется ей для принятия решений и тем меньше шансов добиться успеха при использовании этой цены.

5. Преимущественная цена. Метод определения этой цены предусматривает для фирм, занимающих доминирующее положение (доля рынка — 70—80%) на рынке, определенное снижение цен на свои товары. Такие фирмы могут обеспечить значительное снижение издержек производства за счет роста объемов выпуска и сокращения расходов по реализации товаров.

Информация о работе Виды и классификация цен