Условия деятельности фирмы на региональном рынке и задачи прогнозирования цен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 21:02, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы– прогнозирование цен на продукцию предприятия.
Исходя из цели, задачами курсовой работы являются:
- охарактеризовать условия деятельности фирмы на региональном рынке и задачи прогнозирования цен;
- определить методические основы формирования ценовых прогнозов;
- сформировать краткосрочный прогноз уровня цен.

Содержание работы

Введение 3
1.Условия деятельности фирмы на региональном рынке и
задачи прогнозирования цен 5
2.Методические основы формирования ценовых прогнозов 12
2.1.Факторы ценообразования, принципы формирования цен на рынке 12
2.2.Методы краткосрочного прогнозирования экономических
показателей 18
3.Формирование краткосрочного прогноза уровня цен 30
Заключение 34
Список литературы 36

Файлы: 1 файл

ЦЕН-Е гот.doc

— 314.00 Кб (Скачать файл)

Также одним из факторов внешней среды, влияющих на цену нефтепродуктов, является поведение покупателей. Проанализируем чувствительность разных сегментов рынка к изменению цен.

Обобщенный рынок может  быть разбит на следующие группы:

  1. Потребители мазута марок М 100, М 40. В этом сегменте можно выделить две четкие группы потребителей. Первая ориентируется на качество мазута, вторая – на низкую цену. Последняя наиболее чувствительна к изменению цены.
  2. Потребители дизельного топлива (грузовые автомобили). Потребители дизельного топлива сильно реагируют на изменение цены. Общепринятая практика у водителей грузовиков – покупать топливо подешевле, а отчитываться за него чеками с тех АЗС, где оно дороже.
  3. Потребители бензина, предназначенного для дальнейшей переработки. Потребители в основном ориентируются на качество бензина, и наименее чувствительны к цене.

Цена, назначаемая компанией, вызывает соответствующий спрос. Необходимо знать степень ценовой эластичности, то есть насколько чувствителен спрос  к изменению цены. В третьем  случае спрос практически не изменяется при изменении цены, то есть спрос не эластичен. Во втором случае спрос при этой операции существенно изменяется, то есть спрос эластичен. Ценовая эластичность спроса измеряется по формуле:

ЕР = Q/Р,              (2.1)

 

где,  Q – процентное изменение величины спроса,

Р – процентное изменение  цены на данный товар.

Если ЕР по абсолютной величине больше 1, то имеет место эластичный спрос, при ЕР меньше 1 – неэластичный спрос.

Коэффициенты эластичности по сегментам рынка продемонстрированы в таблице 1.6.

Таблица 2.1

Значение коэффициентов  эластичности по сегментам 

рынка

Показатели

Потребители сегментов рынков

М 100

М 40

Дизельное топливо

Бензин

Изменение величины спроса, %

1,6

4,6

7,6

1,7

Изменение цены на данный товар, %

9,2

4,5

7,3

13,1

Ценовая эластичность

0,17

1,02

1,04

0,12


 

Из таблицы 2.1. видно, что на мазут М 100 и дизельное топливо спрос эластичен, то есть при изменении цены меняется и спрос на эти виды топлива. Поэтому резкое повышение цены связано с большим риском потери клиентов.

Одним из факторов, влияющим на уровень цен на нефтепродукты, является уровень и структура издержек на реализацию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



 







 



 





 


 

 

 


 

 

 

 


  • факторы, оказывающие сильное влияние на формирование цены
  • факторы, оказывающие умеренное влияние на формирование цены

Рис.2.2 Классификация факторов ценообразования на нефтепродукты

ЗАО «Антипинский НПЗ»

 

Из рис. 2.2. видно, что основными ценообразующими факторами для ЗАО «Антипинский НПЗ» являются наличие конкурентной среды, конъюнктура рынка (спрос, предложения), поднятие мировых цен на нефть, и, вследствие этого, поднятие цен на нефтепродукты нефтеперерабатывающих заводов.

Немаловажным фактором, оказывающим влияние на уровень  цен на товар нефтяных компаний, является налогообложение. Цена продуктов переработки увеличивается на величину акциза, который дифференцирован для различных видов нефтепродуктов.

Также важным фактором, влияющим на цену товара, является тариф на железнодорожные  перевозки. С ростом ж/д тарифа возрастает и цена на 1 тн. нефтепродукта.

Также одним из серьезных  ценообразующих факторов можно считать  налоговую политику государства. В  ближайшем будущем в Тюменской  области будут введены новые  акцизы на продажу нефтепродуктов. Эта мера предполагает лицензирование и налоговое освидетельствование деятельности по реализации продуктов нефтепереработки. В связи с этим произойдет уменьшение числа посредников, мелких продавцов нефтепродуктов. Это благоприятно отразится на деятельности организации: увеличится количество потребителей, наладится прямая доставка продукции тем потребителям, которые раньше обслуживались у посредников.

Внешние факторы ценообразования  вызваны нестабильной экономической  ситуацией в стране, мировым рынком нефтепродуктов и действиями конкурентов.

В современных рыночных условиях мировые цены на нефть достаточно высоки. На рынке нефтепродуктов ощущается дефицит. Поэтому крупные ВИНКи в настоящий момент получают высокую прибыль. А значит, отрасль находится на подъеме. По прогнозам специалистов запасов нефти, которые могут быть извлечены из земной коры при современных технологиях, хватит на 35-50 лет при ежегодном росте добычи на 2-2,5%. Спрос на нефтепродукты в мире с каждым годом увеличивается. Таким образом, из всего вышеизложенного следует, что в ближайшие 25-30 лет нефтяная отрасль будет оставаться науко-, капиталоемкой, привлекательной для инвестиций и высокорентабельной в национальных и мировых масштабах.

Большое влияние на образование  цен оказывает конкурентная среда, а со временем конкуренция станет еще жестче. В Тюмени прошло строительство офиса «Лукойл». Это повлекло за собой мощное укрепление позиций этой компании, так как у них имеется и нефтебаза, и крупная сеть автозаправочных станций в данном регионе. Таким образом, конкурентная борьба ЗАО «Антипинский НПЗ» и компании «Лукойл» усилилась.

 

2.2.Методы краткосрочного  прогнозирования экономических  показателей

 

Целью прогнозирования является побуждение к размышлению о том, что может  произойти во внешней среде и  к каким последствиям для фирмы  это приведет. Прогнозирование является основой для разработки стратегии, планирования и управления предприятием.

В процессе прогнозирования устанавливаются  возможные направления развития предприятия в будущем на основе анализа тенденций его развития, определяются цели, средства, а также разрабатываются методы, наиболее эффективные для управления в конкретных условиях.

Методы прогнозирования, используемые при проведении маркетинговых исследований, можно классифицировать на интуитивные, или эвристические, при применении которых преобладают субъективные начала, и на формализованные, или экономико-математические, при применении которых преобладают объективные начала, к числу которых относят статистические методы. Наиболее часто применяемые методы прогнозирования представлены на рис. 2.3.

Эвристические методы предполагают, что подходы, используемые для формирования прогноза, не изложены в явной форме  и неотделимы от лица, дающего прогноз, при разработке которого доминируют интуиция, прежний опыт, творчество и воображение. К данной категории методов относятся методы социологических исследований и экспертные методы. Причем опрашиваемые, давая свои оценки , могут основывать свои суждения как на голой интуиции, так и используя определенные причинно-следственные связи, данные статистики. Примерами традиционных эвристических процедур являются различные экспертизы, консилиумы, совещания и т.д.

 


 




 

 





 


 



 











 


 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2.3. Основные методы прогнозирования

 

 

Можно выделить два уровня использования экспертных оценок: качественный и количественный, например, применение количественных бальных оценок. 

Методы экспертных оценок используются для прогнозирования событий  будущего, если отсутствуют статистические данные или их недостаточно. Они также применяются для количественного измерения событий, для которых не существует других способов измерения, например, при  оценке важности целей и предпочтительности отдельных методов продвижения. Методы экспертных оценок применяются как для количественного измерения, так и для целей прогнозирования.

Основными задачами использования  метода экспертных оценок являются:

  • разработка средне- и долгосрочных прогнозов спроса;
  • краткосрочное прогнозирование спроса по широкому ассортименту продукции;
  • оценка спроса на  товары;
  • определение отношений потребителей к товарам;
  • оценка конкуренции на рынке;
  • определение положения фирмы на рынке.

В то же время экспертные оценки имеют и недостатки. С одной  стороны нет гарантии, что полученные оценки в действительности достоверны, а с другой – имеются определенные трудности в проведении опроса экспертов (в лице менеджеров или сотрудников сбытовых служб) и обработке полученных данных. Если второй недостаток относится к преодолимым трудностям, то первый имеет принципиальное значение. Существующие способы определения достоверности экспертных оценок основаны на предположении, что в случае несогласованности действий экспертов, достоверность оценок гарантируется. Это на самом деле не всегда верно, и можно привести случаи, когда отдельные эксперты, не согласные с мнением большинства, давали правильные оценки.

Используя экспертные оценки, предполагают, что при решении  проблем в условиях неопределенности, мнение группы экспертов надежнее, чем мнение отдельного эксперта. Предполагается также, что совокупность индивидуальных ответов экспертов должна включать истинный ответ.

Основными целями использования  индивидуальных экспертных оценок являются: прогнозирование хода развития событий  и явлений в будущем, а также оценка их в настоящем; анализ и обобщение результатов, представленных другими экспертами; составление сценариев; выдача заключений на работу организаций (отзывы, экспертизы).

К индивидуальным экспертным оценкам относят метод интервью, сценарии, аналитические докладные записки.

Метод сценариев –  это хорошее средство для организации  взаимодействия количественного и  качественного подходов. Сценарий –  это динамическая модель будущего, в которой шаг за шагом описывается  возможный ход событий с указанием вероятностей их реализации.

Сценарий отличается от прогноза. Сценарий является инструментом, который используется для определения, какие виды прогнозов должны быть разработаны, чтобы ситуация была описана  полно, с учетом всех главных факторов. Сценарий заставляет размышлять и обеспечивает:

  • лучшее понимание рыночной ситуации и ее эволюции в прошлом, настоящем и будущем;
  • оценку потенциальных угроз для предприятия;
  • повышение уровня адаптивности предприятия к изменениям внешней среды.

Достоинство метода сценариев в том, что он заостряет внимание предприятия на неопределенности, которая характеризует любую рыночную ситуацию; облегчает интеграцию данных, полученных разными методами, качественными и количественными. Реализация данного метода вносит в управление дополнительную гибкость и способствует разработке альтернативных планов и системы быстрого реагирования на изменения внешней среды.

К числу групповых  экспертных оценок относятся: открытое обсуждение поставленных вопросов с  последующим открытым или закрытым голосованием; закрытое обсуждение с последующим закрытым голосованием или заполнение анкет экспертного опроса; свободные высказывания без обсуждения и голосования.

Второй тип групповых  экспертных оценок можно подразделить на две категории: экспертный опрос, проводимый в один тур путем одноразового заполнения анкет, и проводимый в несколько туров путем многократного заполнения анкет экспертами с целью последовательного уточнения оценок.

Информация о работе Условия деятельности фирмы на региональном рынке и задачи прогнозирования цен