Условия деятельности фирмы на региональном рынке и задачи прогнозирования цен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 21:02, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы– прогнозирование цен на продукцию предприятия.
Исходя из цели, задачами курсовой работы являются:
- охарактеризовать условия деятельности фирмы на региональном рынке и задачи прогнозирования цен;
- определить методические основы формирования ценовых прогнозов;
- сформировать краткосрочный прогноз уровня цен.

Содержание работы

Введение 3
1.Условия деятельности фирмы на региональном рынке и
задачи прогнозирования цен 5
2.Методические основы формирования ценовых прогнозов 12
2.1.Факторы ценообразования, принципы формирования цен на рынке 12
2.2.Методы краткосрочного прогнозирования экономических
показателей 18
3.Формирование краткосрочного прогноза уровня цен 30
Заключение 34
Список литературы 36

Файлы: 1 файл

ЦЕН-Е гот.doc

— 314.00 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение            3

1.Условия деятельности фирмы  на региональном рынке и 

задачи прогнозирования цен         5

2.Методические основы формирования  ценовых прогнозов                            12

2.1.Факторы ценообразования,  принципы формирования цен на рынке     12

2.2.Методы краткосрочного  прогнозирования экономических 

показателей                                                                                                     18

3.Формирование краткосрочного  прогноза уровня цен                                30

Заключение                                                                                                             34

Список литературы                                                                                                36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В условиях рыночной экономики  значение цены  огромно. Цена определяет  структуру и объем производства, движение материальных потоков, распределение  товарной массы и, наконец, уровень  жизни общества. Успех коммерческого  предприятия определяют следующие составляющие: научно обоснованная ценовая стратегия; разумная ценовая тактика и правильная  методика установления цен. Цена и ценовая политика для предприятия – второй после товара существенный элемент маркетинговой деятельности. Именно поэтому разработке ценовой стратегии и цен должно уделяться самое пристальное внимание со стороны руководства любого предприятия, желающего наиболее эффективно и долговременно развивать свою деятельность на рынке, так как любой ложный или недостаточно продуманный шаг немедленно отражается на динамике продаж и рентабельности. Принятие решения в области цен сопряжено с необходимостью, учитывать многочисленные факторы, в частности такие, как:

1.Себестоимость товара, или вернее, ее стоимостная оценка, насчитанная различными  способами;

2.Цена конкурентов  и возможность ее изменения;

3.Ожидаемая реакция  покупателей на возможное изменение  цены;

4.Прямое и косвенное  воздействие со стороны государства  на политику цен.

Несмотря на то, что  за последние десятилетия широкое развитие получили неценовые факторы конкуренции, значение ценовой политики, методов формирования цен при продвижении товаров на внутренний и мировой рынки велико.

Значимость цены для  предприятия состоит прежде всего  в обеспечении прибыли от реализации продукции, поэтому ценовая политика должна быть хорошо обоснована и продумана.

Практика свидетельствует, что ценовая политика не всегда бывает достаточно проработана, а поэтому  содержит ошибки. Наиболее встречающиеся  из них: ценообразование излишне ориентировано на издержки, цены недостаточно приспособлены к изменению рыночных условий, цена рассматривается в отрыве от других элементов маркетинга, цены недостаточно учитывают отдельные варианты исполнения продукта и сегменты рынка.

Актуальность темы исследования обусловлена, прежде всего, сложностью управления ценовой политикой в ВИНК и стремлением руководства ЗАО «Антипинский НПЗ» создать эффективный механизм ценообразования, способствующий достижению целей предприятия.

Цель курсовой работы–  прогнозирование цен на продукцию предприятия.

Исходя из цели, задачами курсовой работы являются:

- охарактеризовать условия  деятельности фирмы на региональном  рынке и задачи прогнозирования  цен;

- определить методические  основы формирования ценовых  прогнозов;

- сформировать краткосрочный прогноз уровня цен.

Объектом исследования курсовой работы является ЗАО «Антипинский НПЗ».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.УСЛОВИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ФИРМЫ НА РЕГИОНАЛЬНОМ РЫНКЕ   И ЗАДАЧИ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ЦЕН

 

В случае чрезвычайной сложности  системы (объекта прогнозирования), его новизны, неопределенности формирования некоторых существенных признаков, недостаточной полноты информации и невозможности полной математической формализации процесса решения поставленной задачи приходится обращаться к рекомендациям компетентных специалистов, прекрасно знающим проблему экспертам.

Их решение задачи, аргументация, подход, формирование количественных оценок результатов, обработка последних формальными методами получили название метода экспертных оценок.

Этот метод включает три составляющие:

1. интуитивно-логический анализ задачи или ее фрагмента;

2. решение и выдачу количественной или качественной характеристики (оценка, результат решения);

3. обработку результатов решения - полученных от экспертов оценок.

Интуитивно-логический анализ строится на логическом мышлении и интуиции экспертов и базируется на их знаниях и опыте. Это индивидуальный процесс. Каждый из экспертов не только моделирует, но и производит сравнительный анализ альтернатив решения, их количественные измерения. Часто этот процесс осуществляется в условиях недостаточности и недостоверности данных об исследуемом объекте, условиях, в которых он функционирует и будет развиваться. Это обусловливает уровень требований, предъявляемых к экспертам.

Принятие экспертом решения по рассматриваемой проблеме и оценке ожидаемого результата — завершающая часть индивидуальной работы эксперта.

Полученные от эксперта решения используются для обобщения  и формирования результирующего  показателя - итоговой оценки явления, проблемы. Это очень трудоемкий процесс, поскольку в зависимости от поставленной цели (определение согласованности мнений экспертов, построение обобщенной оценки объекта, явления, процесса на основе индивидуальных оценок экспертов и др.) изменяется количество выполненных расчетных и логических процедур, набор учитываемых показателей. Поэтому для оперативности получения результата и минимизации ошибок целесообразно использовать ЭВМ. Несмотря на то, что это требует формализации процессов обработки экспертной информации (для алгоритмизации и программирования), выигрыш столь существенен, что данный путь вполне оправдан.

Методами экспертных оценок решается целый ряд задач  планирования и прогнозирования. Основными являются: распределение различных видов ресурсов с установлением приоритетности; формирование целей и задач планирования по уровням управления и их ранжирование по важности; определение возможных вариантов решения задач с оценкой предпочтительности каждого из вариантов; оценка степени влияния на объект различных факторов; определение перспективных направлений развития производственной системы, организационно-функциональной структуры; оценка деятельности предприятий или подразделений (когда оценка производится по множеству показателей, большинство из которых- качественные); определение очередности выполнения работ; оценка качества выпускаемой продукции; научно-техническое и экономическое прогнозирование; формирование тематики НИОКР; выбор вариантов технического и социально-экономического развития предприятия; определение перспективных направлений развития производственных систем, организационно-функциональных структур; прочие задачи.

Экспертное оценивание своими источниками восходит к глубокой древности и связано с формированием  и развитием человеческого общества (советы старейшин, государственные и военные советы, сенаты, коллегии и т.п.). Особое место занимают экспертные оценки в управлении. Сложность процесса управления народным хозяйством требует анализа целей и задач деятельности, путей и средств их решения, а также условий, в которых происходит сам процесс управления. Недостаточная полнота и достоверность информации часто не позволяет применять математические методы для решения задач прогнозирования, планирования, оперативного и стратегического управления.

Суть экспертного оценивания состоит в том, что для облегчения работы ЛПР и помощи ему в формировании решения привлекаются специалисты-эксперты. Эксперты помогают ЛПР описать качественно или количественно (если это возможно) проблемную ситуацию; определить время и ресурсы для принятия решений; проиграть множество вариантных ситуаций; сформулировать множества целей и возможных решений; высказать свои предпочтения по ситуации, решениям и целям; предложить возможные критерии оптимального выбора решений.

В общем случае предпочтения экспертов могут не совпадать  с предпочтениями ЛПР, что позволяет ему критически осмыслить свою точку зрения и более обоснованно выбрать наилучшее решение. Таким образом, эксперты в задаче принятия решений выполняют информационную и аналитическую работу по формированию научно обоснованного решения.

Сущность метода экспертных оценок заключается в проведении экспертами интуитивно-логического  анализа проблемы с количественной оценкой суждений и формальной обработкой результатов.

Полученное в результате обобщенное мнение экспертов принимается как решение проблемы.

Роль экспертов в  реализации различных функций управления с позиций принятия решений заключается в том, что эксперты описывают проблемную ситуацию So и определяют множество целей Ц. Далее эксперты формулируют множество альтернативных вариантов развития S, которое совпадает с множеством решений У. Каждый из вариантов контролируется в перечне причинно-следственных событий и сроков их свершения. В качестве критерия выбора может быть принят критерий максимума достоверности прогнозных расчетов (если экспертные оценки используются при прогнозировании), либо минимум затрат на ресурсы при ограничениях на сроки (в процессе планирования), а также иные критерии оптимальности решений.

В процессе организации  работ по применению экспертного  оценивания можно выделить несколько этапов:

1 этап. Подготовка руководящего  документа, в котором формулируется цель работы и основные положения по ее выполнению. В документе отражаются следующие вопросы: постановка задачи эксперимента, его цели; обоснование необходимости эксперимента; сроки выполнения работ; задачи и состав группы управления; обязанности и права группы; финансовое и материальное обеспечение работ. Для подготовки этого документа, а также для руководства всей работой назначается руководитель экспертизы.

2 этап. Формирование группы  управления и осуществление работы  по подбору экспертной группы. На этом этапе решаются следующие  задачи: определение долевого состава экспертов и их количества; составление предварительного списка экспертов в группе с учетом их местонахождения; анализ качеств экспертов и уточнение списка экспертов в группе; получение согласия экспертов на участие в работе; составление окончательного списка экспертной группы.

Параллельно с процессом  формирования группы экспертов управление проводит разработку методики проведения опроса и его организации. При этом решаются следующие вопросы: место и время проведения экспертизы: количество туров опроса и его задачи; форма проведения опроса; порядок фиксации и сбора результатов опроса; состав необходимых документов.

3 этап. Определение организации  и методики обработки результатов опроса. Здесь определяются задачи и роли обработки, процедуры и алгоритмы обработки, средства для ее проведения.

4 этап (заключительный). Оформление результатов работы. На этом этапе осуществляется  анализ результатов экспертного  оценивания, составляется отчет,  а также обсуждаются основные  результаты и подводятся итоги.

При проведении процедуры подбора экспертов должны учитываться следующие их характеристики:

1. Компетентность - степень квалификации эксперта в определенной области знаний. Компетентность экспертов можно оценить с помощью коэффициента компетентности (формула 1.1)

                                                К = ½ (Ки + Ка)                                           (1.1)

где Ки - коэффициент информированности  по проблеме, получаемый на основе самооценки эксперта по 10-ибальной шкале и умножением этой оценки на 0,1;

      Ка - коэффициент аргументации, получаемый суммированием баллов по эталонной таблице (табл. 1.1).

Таблица 1.1

Эталонная таблица для  оценки уровня аргументации экспертов

Источники аргументации

Степень влияния источника  на

мнение эксперта

высокая

средняя

низкая

1. Теоретический анализ

2. Производственный опыт 3.Обобщение работ отечественных авторов

4.Обобщение работ зарубежных авторов

5. Личное знакомство  с зарубежным опытом 

6. Интуиция

0,3

0,5

0,05

 

0,05

 

0,05

 

0,05

0,2

0,4

0,05

 

0,05

 

0,05

 

0,05

0,1

0,2

0,05

 

0,05

 

0,05

 

0,05

Информация о работе Условия деятельности фирмы на региональном рынке и задачи прогнозирования цен