Условия деятельности фирмы на региональном рынке и задачи прогнозирования цен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 21:02, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы– прогнозирование цен на продукцию предприятия.
Исходя из цели, задачами курсовой работы являются:
- охарактеризовать условия деятельности фирмы на региональном рынке и задачи прогнозирования цен;
- определить методические основы формирования ценовых прогнозов;
- сформировать краткосрочный прогноз уровня цен.

Содержание работы

Введение 3
1.Условия деятельности фирмы на региональном рынке и
задачи прогнозирования цен 5
2.Методические основы формирования ценовых прогнозов 12
2.1.Факторы ценообразования, принципы формирования цен на рынке 12
2.2.Методы краткосрочного прогнозирования экономических
показателей 18
3.Формирование краткосрочного прогноза уровня цен 30
Заключение 34
Список литературы 36

Файлы: 1 файл

ЦЕН-Е гот.doc

— 314.00 Кб (Скачать файл)

 

Эксперту эта таблица  предлагается без цифр, он отмечает (крестом), какой источник он оценивает  по градациям "высокая", "низкая". После наложения таблицы эксперта на эталонную таблицу (табл. 1.1) подсчитывается количество баллов под крестами по всем источникам аргументации. Если Ка-1, то степень влияния всех источников высокая, если Ка=0,8 -средняя, и если Ка=0,5, то степень аргументации низкая. Таким образом, коэффициент компетентности 0 < К < 1.

2. Креативность - это способность к творческому решению поставленной задачи.

3. Отношение к экспертизе. Негативное или пассивное отношение  специалиста к решению проблемы, большая его значимость и прочие  факторы могут существенно повлиять на выполнение экспертами своих функций.

4. Конформизм - это подтверждение  влияния авторитетов. Мнения признанных  авторитетов в ходе открытой  дискуссии может подавлять мнение  лиц, имеющих высокую степень  конформизма.

5. Аналитичность и  широта мышления. Специалист, не  обладающий этими качествами, часто не может решать проблемы, требующие нестандартных решений, выходящих за рамки сложившихся стереотипов.

6. Конструктивность мышления - это прагматический аспект мышления. Эксперт должен давать те решения, которые обладают свойствами практичности и реальности будущей реализации.

7. Коллективизм. Это свойство  должно учитываться при проведении  открытых дискуссий. Этика поведения  эксперта в коллективе часто  может влиять на психологический  климат и успешность решения  поставленной проблемы.

8. Самокритичность эксперта проявляется при самооценке уровня собственной компетентности и при принятии решения по рассматриваемой проблеме.

Все перечисленные характеристики описывают необходимые качества, влияющие на успешность решения задачи экспертного оценивания. Однако следует иметь в виду, что ряд характеристик эксперта могут оказаться положительными, а часть - отрицательными. Для устранения указанной трудности целесообразно сформулировать обобщенную характеристику эксперта, учитывающую его важнейшие качества. В качестве такой характеристики можно принять достоверность суждений эксперта [18].

Количественно достоверность  суждений эксперта оценивают по формуле:

                                   Дi = Nn / N ( i = 1,2 …m),                                        (1.2)

 

где Nn -число случаев, когда i -й эксперт дал решение, приемлемость которого подтвердилась практикой;

N - общее число случаев участия i -го эксперта в решении проблемы.

Также можно учесть вклад каждого  эксперта в достоверность суждений всей группы экспертов. Эта относительная достоверность определяется по формуле: 

 

                                                          m

                            Д iотн = Д i  /  1/m ∑     Дi  (i = 1,2 …m),                          (1.3)

                                                                                         i – 1

где m - число экспертов в группе; в знаменателе - средняя достоверность группы экспертов.

Достоверность экспертизы зависит  от количества экспертов в группе и их качественных характеристик. Часто можно отметить монотонное возрастание достоверности экспертизы в зависимости от числа экспертов в группе

В то же время затраты на экспертизу тем выше, чем больше численность группы экспертов и выше их квалификация. Это определяет максимально допустимое количество экспертов в группе с учетом их квалификации.

Количество требуемых для экспертизы специалистов различных профилей определяет минимальную численность экспертной группы.

В процессе разработки решения для  минимизации расходов необходимо привлекать минимальное число экспертов при условии обеспечения ошибки не более а, где 0 < α < 1. Минимальное число экспертов (Nmin) определяют по формуле (1.4):

 

                                         Nmin =0,5 * (3/ α + 5)                                     (1.4)

При этом должна наблюдаться  стабилизация средней оценки исследуемой характеристики.

Полученные от эксперта решения используются для обобщения  и формирования результативного  показателя — итоговой оценки явления, проблемы. Это очень трудоемкий процесс, поскольку в зависимости от поставленной цели (определение согласованности мнений экспертов, построение обобщенной оценки объекта, явления, процесса на основе индивидуальных оценок экспертов и др.) изменяется количество выполненных расчетных и логических процедур, набор учитываемых показателей. Поэтому для оперативности получения результата и минимизации ошибок Целесообразно использовать ЭВМ. Несмотря на то, что это требует формализации процессов обработки экспертной информации (для алгоритмизации и программирования), выигрыш столь существенен, что данный путь вполне оправдан.

Экспертные оценки делятся  на индивидуальные и коллективные. К индивидуальным относят сценарии, метод «интервью», аналитические  докладные записки.

"Интервью" предполагает беседу организатора прогнозной деятельности с прогнозистом - экспертом, которая включает вопросы о будущем состоянии системы и ее среды.

Метод аналитических  докладных записок означает самостоятельную  работу эксперта над анализом деловой ситуации и возможных путей ее развития.

Коллективные экспертные оценки (метод "комиссий", метод "мозгового штурма", метод Дельфи и др.) включают:

1. подготовку и сбор индивидуальных экспертных оценок;

2. статистические методы обработки полученных материалов.

Метод "комиссий" может  означать организацию "круглого стола" и других подобных мероприятий, где  происходит согласование мнений экспертов.

Для метода "мозгового  штурма (атаки) " характерна коллективная генерация идей и творческое решение  проблем. Мозговая атака представляет собой свободный, неструктурированный процесс генерирования любых идей (включая самые невероятные) по избранной теме, которые спонтанно высказываются участниками встречи [7,18].

Сущность метода состоит  в разделении решения двух задач:

1. генерирование новых идей;

2. анализ и оценка предложенных идей.

Соответственно образуются две группы: группа генераторов идей и группа аналитиков. Группа генераторов  идей состоит из 4-15 человек, но может  быть и больше.

При проведении экспертизы должны соблюдаться следующие правила:

1. любые критические высказывания или оценки ценности предложенной мысли, идеи недопустимы;

2. должно быть достаточное количество и многообразие высказанных идей;

3. необходимо "свободное парение" мысли: чем необычнее идея, тем лучше;

4. мысли, идеи должны подхватываться, развиваться, комбинироваться, результатом должна быть лавина идей.

В завершение "мозгового  штурма" производится тщательный анализ, критика высказанных точек зрения и отбор наиболее ценных из них. Первоначально отбрасываются предположения, явно не представляющие ценности, оставшиеся классифицируют на группы по категориям, зависящим от сущности проблемы, а затем производят оценку как внутри группы, так и межгрупповую.

Отделение этапа анализа  от этапа генерирования идей лишь способствует углубленно анализа, усилению критики и делает ее более объективной и разносторонней.

Метод "мозгового штурма (атаки)" целесообразно использовать в критических ситуациях дефицита творческих решений, новых идей, свежих концепций в качестве одного из этапов системы поиска путей решения поставленной проблемы [18].

Метод Дельфи был разработан известным экспертом из исследовательской корпорации "Рэнд" Олафом Хельмером.

Суть метода - проведение анкетных опросов специалистов в выбранной области знаний. Основными особенностями этого метода являются:

1. полный отказ от личных контактов экспертов и коллективных обсуждений;

2. многоуровневая процедура опроса экспертов;

3. обеспечение экспертов информацией, включая и обмен информацией между ними после каждого тура опроса при сохранении анонимности оценок, аргументации и критики;

4. обоснование ответов экспертов по запросу организаторов.

Обычно после первого  тура опроса наблюдается значительный разброс мнений. Поэтому процедура осуществления метода Дельфи предполагает проведение 3-4 опросов, в преддверии которых каждого из экспертов знакомят с итогами предыдущих туров для того, чтобы эксперт мог получить предварительную информацию о предмете опроса.

Чаще всего после  третьего или четвертого тура опроса ответы экспертов перестают изменяться, что и является сигналом к прекращению опросов.

Организация экспертизы по методу Дельфи включает следующие  этапы [18]:

- предварительную ориентировку  экспертов, включающую формулирование  проблемы и инструктаж экспертов;

- формулирование вопросов  экспертам в виде, требующем четких  количественных и качественных  оценок;

- разработку способов  и порядка информационного обеспечения  экспертов, включая обмен аргументацией;

- разработку алгоритмов  и порядка промежуточной и окончательной обработки результатов.

Метод Дельфи обладает определенными  недостатками: большими затратами времени  на многотуровую экспертизу, полным исключением  прямого столкновения мнений экспертов, необходимостью неоднократного пересмотра оценок.

Отмеченные недостатки могут быть устранены путем создания автоматизированной системы сбора и обработки мнений экспертов и их информационного обеспечения на основе ЭВМ, а также использованием различных модификаций метода Дельфи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕНОВЫХ ПРОГНОЗОВ

 

2.1.Факторы ценообразования,  принципы формирования цен на  рынке

 

На процесс разработки цен оказывают влияние различные  факторы. Одним из наиболее важных факторов, влияющих на уровень цены, является состояние рынка. Рынок нефтепродуктов юга Тюменской области – олигополистический, т.е. существует несколько крупных фирм, которые влияют на цену благодаря их общим долям в общем количестве реализуемого товара.

Говоря о рынке нефтепродуктов в Тюменской области, можно говорить о «связанной с конкурентами» ценовой политике. Здесь имеет место сговор, при котором «Антипинский НПЗ» и ряд других «сильных» сбытовых фирм договариваются об определенных принципах установления цен. Ценовой параллелизм, т.е. стремление сбытовых организаций на рынке нефтепродуктов назначать одинаковые цены, возникает из-за того, что фирмы стремятся избежать сильной ценовой конкуренции, поэтому заключают договор о фиксировании цены на уровне, максимизирующем их общую прибыль.

Другим важным фактором является то, что ЗАО «Антипинский НПЗ» является производственно - сбытовым предприятием. А особенностью ценообразования производственно - сбытовых предприятий является наличие такого важного ценообразующего фактора, как оптовая цена поставщика. Цена покупки («входная цена») нефти у завода-изготовителя, а точнее у ВИНК является базисом для установления цены реализации.

Надо отметить, что  на повышение покупных цен мгновенно  реагируют оптовые цены, а розничные  могут долгое время находиться на определенном уровне за счет более высокой снабженческо-сбытовой надбавки. Например, розничные цены «Антипинский НПЗ» не менялись с 2008 по май 2009 г.

Фактором, влияющим на политику ценообразования ЗАО «Антипинский НПЗ» является то, что предприятие  входит в состав вертикально нтегрированнной нефтяной компании (ВИНК). За счет этого, с одной стороны, ЗАО «Антипинский НПЗ» получает определенную экономию: благодаря повышению надежности поставок нефтепродукта появляется возможность уменьшить запасы и тем самым снизить затраты на хранение; «Антипинский НПЗ» избегает некоторых торговых затрат при совершении сделок о поставке с Омского нефтеперерабатывающего завода; экономия на управление за счет единой административной системы «Сибирской нефтяной компании»; финансовая экономия от использования выгодных скидок с цен нефтеперерабытывающего завода; экономия за счет уменьшения суммы налоговых платежей (акцизов на нефтепродукты).

Повышение мировых цен  на нефть также является важным фактором ценообразования на нефтепродукты (рис. 2.1). Повышение мировых цен на нефть может привести к тому, что поставщик нефтепродуктов – ЗАО «Антипинский НПЗ» будет поставлять продукцию преимущественно на мировой рынок, вследствие его прибыльности. Тогда существует вероятность дефицита нефтепродуктов на для сбытовых организаций.

Рис. 2.1  Динамика изменения цен российской нефти марки Urals в 2009 г.

Предложение на рынке  непосредственно влияет на установление цен: дефицит продукта у производителя  сказывается на ценах нашего региона. Дефицит светлых нефтепродуктов чаще всего бывает вызван увеличением объемов экспорта. Также могут влиять и другие причины (приостановка производства, недопроизводство, приоритет поставок в другие регионы и т.д.). Например, в мае 2009 г. в ЗАО «Антипинский НПЗ» был дефицит нефти из-за ремонтных работ производственного участка поставщика. Вследствие этих процессов розничная цена на нефтепродукты выросла с 13 руб. в апреле до 14 руб. в мае.

Информация о работе Условия деятельности фирмы на региональном рынке и задачи прогнозирования цен