Учет затрат при формировании цен. Методы калькуляции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 15:51, контрольная работа

Описание работы

Затраты - это денежная оценка стоимости материальных, трудовых, финансовых, природных, информационных и других видов ресурсов на производство и реализацию продукции за определенный период времени. Это важнейший внутрипроизводственный показатель, необходимый для определения цены предложения, а также для выработки эффективной предпринимательской политики.

Файлы: 1 файл

Контрольная ценообразование.docx

— 43.76 Кб (Скачать файл)



В наиболее общем виде схема метода полных издержек может быть представлена следующим  условным примером:

 

Из  данного примера следует, что  наиболее рентабельным является изделие А, а наименее рентабельным - изделие В. Однако из примера не видны причины различной рентабельности (15%, 9% и 8,5%) этих трех изделий. При использовании метода полных издержек в ценообразовании выявляется целый ряд его недостатков:

- во-первых, он не позволяет выявлять резервы снижения затрат, в результате чего заинтересованность в снижении себестоимости продукции выражена слабо;

- во-вторых, затруднен учет факторов, влияющих на цену, следовательно, понижается конкурентоспособность товара;

- в-третьих, отмечаются крайне слабые связи с уровнем спроса, а следовательно, рыночные отношения полностью исключаются.

Способом, значительно повышающим точность калькуляции  издержек, является метод нормативных затрат, получивший большое распространение в западной практике ценообразования под названием «стандарт-кост». В этом методе учтены многие недостатки, присущие методу учета полных затрат.

Метод нормативных затрат предполагает определение  по всем элементам издержек нормативов затрат в расчете на единицу производимой продукции.

Нормативными  затратами считаются заранее  определенные затраты на производство единицы продукции в течение определенного периода времени при использовании оптимальных методов производства и с учетом вполне определенных условий работы и окружающей среды. С этими нормативами сравниваются фактические затраты, а полученные отклонения анализируются для выявления недостатков и нарушений в производстве и принятия мер по их устранению.

 

 

Преимущества  метода нормативных затрат состоят  в следующем:

- нормативные затраты показывают эффективные определенные затраты при производстве данной продукции и всегда являются мерилом, с которым могут сравниться фактические затраты;

- руководство фирмы сосредоточивает свое внимание на отклонениях от нормативных затрат;

- сокращается объем счетной работы, появляется возможность получения большого объема полезной информации;

-облегчается контроль за самими затратами.

Приведем  условный пример, и для сравнения  двух методов сохраним прежние цифры.

 

Изделия

А

Б

В

Стандарт

отклонения*

стандарт

отклонения*

стандарт

отклонения*

Переменные издержки на единицу

продукции, всего,

в том числе

 

 

500

 

 

 

350

 

 

 

430

 

сырье и материалы

250

+10

150

-15

200

-5

заработная плата основных

           

производственных рабочих

200

+5

150

+5

130

-10

прочие переменные издержки

50

+5

50

+15

100

-15

Постоянные издержки

200

+10

300

-10

370

+20

Всего затрат

700

+30

650

-5

800

-10

Прибыль

70

+30

65

-5

80

-10

Цена изделия (выручка от

реализации)

 

770

 

 

750

 

 

880

 

 

 

 

Учет  затрат нормативным методом позволяет  анализировать все факторы, воздействующие на издержки производства.

Так, в нашем примере цены на сырье  и материалы по изделию А выросли  на 5%, в то же время произошло снижение норм расхода сырья и материалов на 8,5%. Повышение цен увеличило  затраты на сырье и  материалы   ,и перерасход средств относительно норм составил «-13» (263- 250). В результате снижения норм расходов сырья и материалов затраты уменьшились 263 + экономия составила «+23» (263 - 240). Таким образом, отклонение фактических затрат, отразивших в себе изменение цен и норм расхода сырья и материалов, от нормативных дало экономию «+10» (алгебраическая сумма отклонений (+23) и (-13)).

Из  анализа данных примера следует, что производство изделия А и при этом методе учета затрат является наиболее прибыльным, так как по всем статьям затрат полученной экономии рентабельность производства изделий Б и В снизилась, а затраты превысили стандартные. Для исправления создавшегося положения на практике необходим более глубокий анализ затрат по статьям.

Ценообразование, основанное на прогрессивных стандартах затрат, способствует приближению индивидуальных издержек предприятия к «идеальным», ориентируя их на снижение себестоимости, что стратегически важно для российских предпринимателей в условиях жесткой конкуренции с зарубежными производителями.

Однако  определение стандартов затрат и  является самым сложным делом. Для  установления экономически обоснованных стандартов на предприятии необходимо проанализировать технические характеристики и цены аналогичной продукции конкурентов, детально изучить требования, предъявляемые на мировом рынке к данным товарам. Выявленные таким образом стандарты должны быть соотнесены с производственным планом предприятия, масштабом его производства.

Метод учета затрат и определения цены на основе сокращенных

затрат получил широкое распространение в странах Запада.

Впервые этот метод был применен в американских фирмах и получил название «директ-костинг» или калькулирование по прямым затратам. Косвенные затраты, согласно этому методу, списывались на финансовые результаты и уменьшали валовую прибыль фирмы.

В Европе калькулирование по сокращенным затратам было названо методом маржинал-костинг, что означает приростные затраты (дополнительные затраты на каждую следующую единицу продукции при увеличении производства или снижение затрат при уменьшении производства на одно изделие). Другими словами, маржинал-костинг рассматривает влияние изменения объема производства на изменение затрат, т.е. предполагает калькулирование по переменным затратам.

На  практике же оба метода взаимозаменяемы  и включают один и тот же перечень затрат. Поэтому при калькулировании по сокращенным затратам независимо от метода учитывают все переменные и постоянные прямые издержки.

 

 

Изделия

А

Б

В

Цена изделия (выручка от реализации)

770

715

880

Сырье и материалы

240

165

205

Заработная плата основных производственных рабочих

 

195

 

145

 

140

Прочие переменные затраты

45

35

115

Итого сокращенных затрат

480

345

460

Покрытие (валовая прибыль)

290

270

420

Рентабельность (валовая прибыль  к сокращенным затратам)

60%

107%

91%


 

 

2.2 Метод предельных издержек.

Использование метода предельных (маржинальных) издержек позволяет выявить наиболее рентабельные виды продукции. Так, в нашем примере изделия Б и В имеют более высокую рентабельность, чем изделие А, которое при калькулировании затрат другими методами было наиболее прибыльным. Изделия Б и В вносят больший вклад в валовую прибыль предприятия. Следовательно, в условиях рынка предприниматель может так изменить производственную программу, чтобы более выгодная продукция пришла на смену убыточной.

Исходя  из данных примера можно говорить, что постоянные затраты не распределяются по конкретным изделиям, а покрываются за счет валовой прибыли в целом по предприятию. Так, валовая прибыль по трем изделиям равна 290 + 370 + 420 = 1 080, а постоянные издержки высчитываются следующим образом: 190 + 310 + 350 = 850. Отсюда чистая прибыль предприятия составляет 1 080 - 850 = 230.

Итак, с помощью метода маржинальных издержек можно найти такой вариант  загрузки производственных мощностей, при котором предприятие получит  максимальную прибыль.

Систему маржинальных затрат можно использовать для решения многочисленных задач. Например, для определения минимальной цены краткосрочных продаж, для выбора различных технологий, для оценки необходимости и последствий дополнительных капитальных вложений, для определения влияния изменений в объеме производства на доход и пр.

Вместе с тем следует  отметить, что в силу ряда причин метод маржинальных затрат мало распространен в российской практике. Это вызвано, в первую очередь, неурегулированностью соотношения принципов управленческого и налогового учета, достаточно высоким уровнем государственного регулирования ценообразования, а также дефицитом высококвалифицированных финансовых менеджеров и профессиональных маркетологов.

Заключение

 

Эффективный подход к ценообразованию состоит  в том, чтобы сначала сопоставить цены, которые можно получить за свои товары, с затратами, которых потребует производство этих товаров, а уж затем решать – что именно стоит производить и кому продавать. Нетрудно заметить, что и в такой логике затраты существенно влияют на цены и коммерческую политику фирмы. Фирмы с особенно низкими уровнями затрат могут позволить себе устанавливать цены ниже, чем у конкурентов, и при этом иметь большие, чем у последних, объемы продаж, так как пониженные цены будут привлекать тех покупателей, которые наиболее чувствительны к уровням цен.

Напротив, фирма с более высоким уровнем  затрат не имеет возможности строить свою коммерческую стратегию на пониженных ценах. А значит, ее политика будет направлена на поиск той группы покупателей (рыночной ниши), которые будут согласны заплатить за ее товары премиальную (повышенную) цену – конечно, если эти товары будут удовлетворять их требованиям.

Точно так же изменения затрат (например, их рост) неизбежно побуждают фирмы менять свои цены. Но опять-таки надо четко понимать логику такого решения.

Цены  изменяются не потому, что изменились затраты и надо теперь заставить покупателей оплачивать их более высокую величину. Изменение цен происходит потому, что изменяются объемы товаров, которые фирма может изготовить и продать с прибылью, а значит, надо менять круг покупателей, которым эти товары предлагаются, и следовательно – всю коммерческую политику фирмы, включая и цены.

 

 

 

Задача

Расходы на сырье и материалы равны 40000 руб.; расходы на электроэнергию для  технологических целей – 20000 руб.; оплата труда производственных рабочих  – 28368,8 руб,; начисления на оплату труда – 41%; сумма общепроизводственных и общехозяйственных расходов составляет 25% к расходам по оплате труда; коммерческие расходы равны 20% от производственной себестоимости; приемлемая рентабельность – 20%; НДС – 20%; налог с продаж – 5%.

По  какой цене будет реализовываться  данный вид продукции (без налога с продаж)?

 

Решение:

 

Рассчитаем производственную себестоимость:

40000 + 20000 + 28368,8 + 28368,8 * 0,41 + 28368,8 * 0,25 = 107092,2 руб.

Рассчитаем полную себестоимость:

107092,2 + 107092,2 * 20%/100% = 128510,6 руб.

Прибыль предприятия равна:

128510,6 * 20% = 25702,1 руб.

Сумма НДС составит:

= 185055,2 руб.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

 

  1. Воронкова О.В., Герасимов Б.И. Цены и ценообразование. Учебное пособие. – М.: Форум, 2009.
  2. Герасименко В.В. Ценообразование: Учебное пособие. – М.: ИНФРА – М, 2008.
  3. Деева А.И. Ценообразование. Учебное пособие. – М.: МИКХиС, 2011.
  4. Данченок Л.А., Иванова А.Г. Маркетинговое ценообразование. Политика, методы, практика. Учебное пособие. – М.: ЭКСМО, 2009.
  5. Цены и ценообразование: Учебник для вузов. 5 изд. /Под ред. В.Е. Есипова. – СПб: Питер, 2008.
  6. Желтякова И.А., Маховикова Г.А., Пузыня Н.Ю. Цены и ценообразование. СПб.: Питер Пресс, 2008.
  7. Липсиц И.В. Ценообразование: Учебно-практическое пособие. М.: Издательство Юрайт, 2011.
  8. Уткин Э.А. Цены. Ценообразование. Ценовая политика. - М.: ЭКМОС, 2002. – 254 с.
  9. Ценообразование: Учебник/Под. ред. И.К. Салимжанова. М.:  КноРус. 2010.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Учет затрат при формировании цен. Методы калькуляции