Учет затрат при формировании цен. Методы калькуляции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 15:51, контрольная работа

Описание работы

Затраты - это денежная оценка стоимости материальных, трудовых, финансовых, природных, информационных и других видов ресурсов на производство и реализацию продукции за определенный период времени. Это важнейший внутрипроизводственный показатель, необходимый для определения цены предложения, а также для выработки эффективной предпринимательской политики.

Файлы: 1 файл

Контрольная ценообразование.docx

— 43.76 Кб (Скачать файл)

 

Введение

 

Затраты - это денежная оценка стоимости  материальных, трудовых, финансовых, природных, информационных и других видов ресурсов на производство и реализацию продукции  за определенный период времени. Это  важнейший внутрипроизводственный показатель, необходимый для определения  цены предложения, а также для  выработки эффективной предпринимательской  политики.

Предприниматель производит товары с целью получения  прибыли, более того, он пытается максимизировать  соотношение между прибылью и  затратами. Однако возможности конкретного  продавца в установлении цены на рынке  ограничены типом рыночной системы, и, кроме того, уровень цен складывается под воздействием целого ряда факторов. Поэтому для любого производителя  главным, а иногда и единственным источником увеличения прибыли становится снижение издержек.

Отсюда  следует и основная цель рыночного  анализа затрат – выявить оптимальное  соотношение между издержками и  доходами, что является важнейшим  условием выживания и благополучия фирмы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Формирование цен  на основе затрат предприятия.

 

Методы, основанные на учете затрат, отражают ориентацию на производителей (продавцов), являются традиционными и довольно распространенными, что обусловлено  наличием необходимой информации у  предприятий, простотой расчетов, возможностью определить нижнюю границу цены, позволяющей  возместить понесенные расходы.

 Однако  они имеют недостатки:

не учитывается уровень  спроса и может сложиться ситуация, когда из-за высокой цены товар  не будет реализован;

«затратная» цена не отражает меры ценности товара для покупателей;

игнорируется влияние  цен конкурентов и их поведение.

Возможно пять вариантов формирования цены:

- на основе полных издержек («издержки +»);

- на основе предельных издержек (маржинальных издержек, сокращенной себестоимости, прямых затрат);

-на основе дохода с оборота;

-на базе рентабельности инвестиций;

-с учетом безубыточности.   

При применении первых двух методов издержки могут  быть как фактическими, так и нормативными (стандартными).

    1. Метод полных издержек.

При этом методе в основу цены закладывают  все фактические затраты предприятия  на производство и сбыт продукции (постоянные и переменные), т. е. рассчитывают полную себестоимость изделия, и которой  прибавляют сумму прибыли. Цену определяют по формуле:

  ,

где Иполн– полные затраты на производство единицы изделия, руб.

 

Так как  постоянные расходы распределяют между  всеми видами выпускаемой продукции  пропорционально какому-либо показателю, то при разных способах распределения  в зависимости от выбора базы колеблется и уровень себестоимости изделия. В результате к перечисленным  недостаткам этого метода добавляется  еще один – искажается фактическая  себестоимость изделия, а это  приводит к занижению или завышению  цены.

Этот  метод широко используется в России. В сущности, многие предприятия торговли также применяют данную методику: в качестве полных издержек здесь выступает цена приобретения товара без НДС, а роль рентабельности продукции играет уровень торговой надбавки.

    1. Более прогрессивным и обоснованным является метод стандартных (нормативных) полных издержек.

 Сущность  его заключается в том, что  в основу цены закладывают  не фактические, а нормативные  затраты и постоянно учитывают  отклонение фактических расходов  от норм.

Данный  метод ценообразования имеет  ряд преимуществ по сравнению  с простым учетом фактических  затрат. Во-первых, дает возможность  управлять затратами, так как  рассчитывают не просто общую величину отклонения, а в разрезе каждой статьи. Во-вторых, позволяет осуществлять по факторный анализ статей затрат и выявлять, за счет чего произошло отклонение цены от стандарта. В-третьих, обеспечивает возможность непрерывного сопоставления статей затрат с финансовыми результатами вне зависимости от изменений в загрузке производственных мощностей. В-четвертых, ориентирует производителей на снижение затрат.

Наиболее  сложный момент при введении системы  нормативных (стандартных) издержек –  определение прогрессивных и  обоснованных норм затрат, что предполагает детальное изучение методов производства, технических характеристик изделий  и т. д. Однако лучше иметь хоть какую-то норму, чем никакой, поскольку это позволит в определенной мере контролировать эффективность производства и уровень цен.

    1. Метод предельных издержек.

Метод предельных издержек предполагает учет в цене продукции только тех затрат, которые возникают при выпуске  каждой дополнительной единицы продукции  сверх уже освоенного производства. Эти издержки в экономической литературе называют по-разному: маржинальные, предельные, сокращенные, прямые, а в практической деятельности таковыми принято считать переменные расходы. В этом случае цену рассчитывают по формуле:

,

где Ипер– сумма предельных (переменных) издержек на единицу, руб.

Как уже  отмечалось, применение этого метода основано на принципе маржинальной прибыли, за счет которой возмещаются постоянные затраты.

Если  предприятие формирует цену методом  предельных издержек и планирует  получить заданную норму прибыли  на вложенный капитал, то рентабельность продукции рассчитывают по формуле:

,

где Ипост– сумма постоянных издержек предприятия в целом, руб.

Метод предельных издержек является более  сложным, чем метод полных издержек, так как ориентирован на многофакторный подход к ценообразованию. В случае его использования предприятие  должно оценивать потенциальный  объем продаж по каждой предполагаемой цене. Применяют его в различных  ситуациях:

если у предприятия  имеются свободные производственные мощности и постоянные затраты уже  покрываются текущим объемом  производства. В данном случае с  целью расширения объема продаж предприятие  может пойти на формирование цены с учетом только переменных издержек;

если предприятию необходимо завоевать долю рынка и оно намеревается использовать ценовую стратегию проникновения на рынок, то есть цена на его изделие устанавливается ниже цены аналогичного товара на рынке. В этом случае необходимо учесть, что длительное время использовать этот метод невозможно, так как в конечном счете необходимо возмещать все затраты и получать прибыль. У предприятия должны быть финансовые ресурсы, чтобы продержаться на данном уровне цены на свою продукцию, или такой метод используется только при определении цены на несколько видов выпускаемых товаров.

    1. Метод ценообразования на основе дохода с оборота.

Метод формирования цены на основе дохода с  оборота также предполагает учет полных затрат предприятия. Кроме того, он должен обеспечить ему планируемый (желаемый) размер дохода с оборота. При этом методе цену рассчитывают по формуле:

Ц=Ипол: (I – Д),

где Д– желаемый доход с оборота, выраженный в коэф.

Метод рентабельности инвестиций (дохода на вложенный капитал.

Данный метод используется при ценообразовании на новую продукцию, производство и реализация которого требуют вложения капитала, являясь единственным методом, учитывающим платность финансовых ресурсов. Если предприятие вкладывает в производство заемные средства, то минимальную цену, обеспечивающую выплату процентов за пользование кредитом, рассчитывают по формуле:

Ц = Иполн +(Ск × К) : В,

где Ск – годовая ставка процента за пользование займом, выраженная в коэф.;

        К – сумма кредита, руб.;

        В – планируемый объем производства, ед.

В том  случае, когда предприятие осваивает  производство, вкладывая собственные  средства, цену, обеспечивающую планируемый  размер дохода с вложенного капитала, определяют по формуле:

Ц = Иполн + ДС/V,

где Д – планируемый доход с вложенных средств, коэф.;

      С – сумма вложенных средств, руб.

Различие  между формулами заключается  лишь в том, какая именно цена определяется: в первом случае– это минимальная цена реализации, во втором– цена, обеспечивающая планируемый доход с инвестиций.

В торговой деятельности этот метод может применяться  для определения минимальной  цены при использовании кредита  для закупки партии товаров. В  этом случае цену рассчитывают по формуле:

Ц = Цпр + (СкК/365) Д/В,

где Д– число дней, в течение которых будет возвращен кредит;

      В– объем партии в натуральных единицах.

Осуществление расчетов дает возможность предприятию  розничной торговли сопоставить  минимальную и розничную цену с уровнем рыночных цен на аналогичные  товары и выявить, будут ли пользоваться спросом изделия при такой  цене и есть ли смысл приобретать  их на таких условиях.

Кроме того, использование этого метода позволяет принимать обоснованные решения о величине объемов производства или партий товаров при известных  рыночных ценах, т. к. сумма выплат за пользование кредитом, приходящаяся на единицу изделия (товара), зависит  от масштабов деятельности.

В условиях инфляции сложно использовать этот метод  из-за высокого уровня процентных ставок и их неопределенности во времени, а  также сложности прогнозирования  уровня рыночных цен.

 

    1. Метод анализа безубыточности и определения целевой прибыли.

Данный  метод, строго говоря, нельзя назвать  методом определения цены, по сути, это расчет различных вариантов  объемов производственной или торговой деятельности, позволяющих достичь  безубыточности и получить целевую (планируемую) прибыль при определенных затратах и различных ценах.

Расчеты основаны на представлении о том, что с достижением определенных масштабов производственно-торговой деятельности предприятие покрывает  все свои затраты (постоянные и переменные) и при дальнейшем наращивании  объема начинает получать прибыль. В  экономической литературе этот объем  производственно-торговой деятельности называется точкой безубыточности, порогом  рентабельности, пороговым объемом  реализации, точкой перелома и т. д. В точке безубыточности выручка  от продажи продукции покрывает  затраты предприятия. Точка безубыточности может быть определена аналитически или графически.

В сфере  производства объем безубыточности рассчитывают по формуле:

,

где Кб– точка безубыточности (в натуральных показателях);

       Ипост– сумма постоянных затрат на планируемый выпуск, руб.;

       Ипер– сумма переменных затрат на планируемый выпуск, руб.;

       Цплан– планируемая цена единицы продукции, руб.;

       В– планируемая выручка от реализации при планируемой цене, руб.

 

 Точка  безубыточности зависит от величины  затрат (соотношения между постоянными  и переменными) и цены: чем выше  цена, тем меньший объем производства обеспечивает безубыточность при неизменных затратах.

В основе анализа безубыточности лежит поиск  наиболее выгодных комбинаций между  переменными затратами на единицу  изделия, постоянными издержками, ценой  и объемом производства.

Объем производственно-торговой деятельности, позволяющий достичь не только безубыточности, но и получить планируемый (целевой) размер прибыли, рассчитывают по формуле:

К = (Ипост + Пц) : (Цплан – Ипер),

где Пц – целевая (планируемая) прибыль, руб.

Цену, обеспечивающую целевой размер прибыли, находят по формуле:

Цплан = Ипер + МП.

 

Следует иметь в виду, что для определения  цен с целью достичь безубыточного  производства используется оценочный  норматив объема продаж, который сам  зависит от цены. Поэтому для того, чтобы данный анализ был более  полным, необходимо построить функцию  зависимости спроса от уровня цены.

Перечисленные методы расчета цен на базе затрат в основном используются как предварительные  расчеты, позволяющие определить, насколько  целесообразно выходить на рынок  с такой ценой товара.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.  Методы калькуляции.

Методы  калькулирования себестоимости, используемые при определении цены товара, отражают традиционную ориентацию на издержки производства и, в меньшей степени, на спрос, сложившийся на рынке. Мировая практика использует два основных метода калькулирования себестоимости:

- метод полных издержек;

- метод предельных издержек.

2.1 Метод полных издержек.

 

Сущность  данного метода заключается в  суммировании постоянных и переменных затрат и надбавки в размере нормативной  прибыли.

Метод полных издержек наиболее характерен для российских производителей, так  как имеется ряд очевидных  преимуществ:

- обеспечивается полное возмещение всех затрат независимо от характера их происхождения;

- предоставляется возможность получения максимально возможной в данной рыночной ситуации прибыли.

Кроме того, распространению этого метода способствует и существующая практика калькулирования себестоимости.

 

Изделия

А

Б

В

Переменные издержки на единицу продукции, всего,

     

в том числе

480

310

460

сырье и материалы

240

165

205

заработная плата основных производственных

     

рабочих

195

145

14

прочие переменные издержки

45

35

115

Постоянные издержки

190

310

350

Полные затраты

670

655

810

Прибыль

100

60

70

Рентабельность (к себестоимости)

15%

9%

8,5%

Цена изделия (выручка от реализации)

770

715

880

Информация о работе Учет затрат при формировании цен. Методы калькуляции