Сущность цены, ее виды. Методы формирования розничных цен на товары народного потребления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 12:06, курсовая работа

Описание работы

Цена – важный экономический инструмент в деятельности организации. Цены регулируют спрос и предложение, определяют структуру производства, оказывают решающее воздействие на движение материальных потоков, распределение товарной массы, уровень благосостояния населения, т.е. используются в качестве активных инструментов экономической политики.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………...………………31.Цена как экономическая категория:
1.1Понятие, экономическая сущность, …………………………………….……5
1.2Виды цен
2.Ценовая политика организации……………………………...…..…………...10
3.Методы формирования цен на товары народного потребления……………………………………………………...………………15
4. Основные параметры цены:
4.1Ценовая эластичность…….………………………………………………….19
4.2 Ценовая конкуренция………………………………………………..……...24
5.Контроль за соблюдением цен:
5.1 Методические рекомендации по формированию и применению цен….25
5.2Антимонопольное законодательство…………………………….….………28
6.Расчет розничной цены………………………………………..……………...30
Заключение……………………………………………………………………….31
Список литературы………………………………………………………………32

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по экономике организации.docx

— 73.69 Кб (Скачать файл)

Курсовая  работа по экономике организации

      Введение

    1. Цена: понятие, экономическая сущность, виды.
    2. Ценовая политика организации
    3. Методы формирования цен на товары народного потребления
    4. Ценовая эластичность, ценовая конкуренция. Антимонопольное законодательство

      Заключение 
       

      Литература: 

      [10]

      [17, c. 225-239]

      [19, c. 43-64]

      [25, c. 419-440] 
       
       
       
       
       
       
       
       
       

Содержание:

Введение…………………………………………………………...………………31.Цена как экономическая категория:

1.1Понятие, экономическая сущность, …………………………………….……5

1.2Виды  цен

2.Ценовая политика организации……………………………...…..…………...10

3.Методы формирования цен на товары народного потребления……………………………………………………...………………15

4. Основные параметры цены:

4.1Ценовая  эластичность…….………………………………………………….19

4.2  Ценовая конкуренция………………………………………………..……...24

5.Контроль  за соблюдением цен:

5.1 Методические рекомендации по формированию и применению цен….25

5.2Антимонопольное законодательство…………………………….….………28

6.Расчет розничной цены………………………………………..……………...30

Заключение……………………………………………………………………….31

Список  литературы………………………………………………………………32 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Цена – важный экономический инструмент в деятельности организации. Цены регулируют спрос и предложение, определяют структуру производства, оказывают решающее воздействие на движение материальных потоков, распределение товарной массы, уровень благосостояния населения, т.е. используются в качестве активных инструментов экономической политики.

     Обоснованная  методика установления цен, разумная ценовая  политика и последовательная реализация ее являются необходимыми условиями эффективного функционирования предприятий в жестких условиях рыночной экономики. Правильное .установление цен определяет "лицо" предприятия в той же мере, как качество его товаров — платежеспособность и надежность при выполнении взятых на себя обязательств. [3, с 43]

      Ценовая политика фирмы - одна из основных тем, необходимых для подготовки экономистов  всех без исключения специальностей. Особенно актуальной эта проблема становится в условиях  рыночной экономики, это предполагает объективное и всестороннее участие в регулировании воспроизводственного процесса всех стоимостных экономических категорий, в первую очередь, цены.

      Рыночная  экономика основывается на самостоятельных, экономически обоснованных товаропроизводителях, а для них цены - решающий фактор результатов производственной и  финансовой деятельности фирмы. Рынок  диктует условия выживания. Поэтому  правильно выбранная ценовая  политика, грамотная тактика формирования цен, экономически выверенные методы ценообразования  составляют основу успешной деятельности любого предприятия, независимо от форм собственности.

      Следует обратить внимание на сложность формирования ценовой политики фирмы, поскольку  в ценообразовании участвует  большое количество торговых и торгово-посреднических фирм на всем пути товара от производителя к потребителю.

      Фирмы, стремящееся проводить грамотную  ценовую политику, прежде всего должны решить ряд задач:  получение максимальной прибыли; завоевание рынка сбыта;  снижение затрат; борьба с конкурирующими товарами;  рост объема производства и продаж.

     Перед каждым предприятием стоит проблема определения цены на свои товары и  услуги. В современных условиях цены и ценовая политика выступают одной из основных составляющих маркетинга фирмы. Сущность целенаправленной ценовой политики заключается в том, чтобы устанавливать такие цены на производимые товары, чтобы добиться запланированного объема прибыли и успешно решать все свои стратегические и тактические задачи. Это определяет актуальность избранной темы исследования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1.Цена  как экономическая  категория 

      1.1.Цена: понятие, экономическая сущность.

  Цена является одним из ключевых элементов рыночной экономики.Это сложная экономическая категория, обусловленная товарным производством, при котором экономические отношения проявляются, главным образом, через рынок. В экономической литературе существует несколько определений данного понятия. Цена есть денежное выражение стоимости товара. Стоимость определяется затратами труда на производство товара, то есть имеет трудовую природу.

     Другое  определение цены имеет более  широкое рыночное толкование. Цена – это форма выражения ценности благ, проявляющаяся в процессе их обмена.

     Цены  применяются в любой экономической  системе, но формируются и действуют  по-разному: в плановой экономике  цена выступает как внешний регулятор, инструмент воздействия со стороны  правительства; в рыночной экономике - цена как часть саморегулирования  рынка .

     Цена - рыночный фактор, находящийся под  воздействием рыночных законов: спроса и предложения, конкуренции, монополизации.

     По  классической схеме возможны следующие  варианты:

1) если  спрос превышает предложение  (рынок потребителя), то цена увеличивается,  и наоборот; если спрос равен  предложению, то устанавливается  равновесная цена;

2) конкуренция  между продавцами (рынок потребителя)  ведет к снижению цены и  ее стабилизации на определенном  уровне; конкуренция между покупателями (рынок производителя) вызывает  рост цены;

3) монополизация  оборачивается установлением завышенных  цен на продаваемые монополиями  товары и заниженных на покупаемые  ее товары.

     Совокупность  цен с учетом их формирования и  изменения действует как ценовой  механизм, который состоит из 2 частей:

- цены, их виды, структура, величина, динамика  изменения;

- ценообразование  - способ, правила установления, формирование  новых цен и изменение действующих  .

     Ценообразование выступает задающей частью ценового механизма, оно предопределяет величину цен. При формировании цены существует:

- нижний  предел цены, ниже которого продавец  не может снизить цену и  продать товар, т. к. полученный  от продажи доход не компенсирует  вложенных в производство (приобретение) средств;

- верхний  предел, обусловленный платежеспособностью  покупателя и его готовностью  купить товар.

     Цена  может изменяться в пределах этих границ под воздействием субъективных и рыночных факторов.

     Экономическая природа цены проявляется в двойной  роли, которую она играет на рынке:

- цена  как индикатор, отражающий политику  и конъюнктуру рынка (соотношение  спроса и предложения, экономический  риск и т. п.);

- цена  как маркетинговый регулятор  рынка, с помощью которого осуществляется  воздействие на спрос и предложение,  структуру и емкость рынка,  покупательную способность рубля,  оборачиваемость товарных запасов  .

     Сущность  цены проявляется в их функциях. Функции цен обусловлены функциями  денег, т. к. без денег нет цен, а деньги без цен не имеют экономического смысла. Выделяют следующие основные функции цены:

1. Измерительная.  Благодаря цене удается измерить, определить количество денег,  которые покупатель должен уплатить, а продавец получить за свой  товар.

2. Учетная.  Цена - денежное выражение общественно  признанных затрат труда и  полезности товара. Для нормального  развития экономики характерно  соответствие суммы цен и суммы  товарной массы. Нарушения этого  соответствия приводят к нарушениям  в процессе воспроизводства. 

С помощью  цены рассчитываются производительность труда, рентабельность товара и производства, фондоотдача и т. д.

3. Регулирующая. Цена выступает как инструмент  регулирования экономических процессов:  уравновешивает спрос и предложение. 

4. Стимулирующая.  Стимулирующее воздействие цены  заключается в том, что ее  уровень служит стимулом к  применению более экономных методов  производства и наиболее полному  использованию ресурсов. Посредством  системы цен реализуются экономические  интересы всех участников производства. Положительная роль цены заключается  в снижении себестоимости и,  в результате, в увеличении прибыли.

6. Перераспределительная.  Цена способствует перераспределению  капитала, направляя его в наиболее  эффективные и прибыльные отрасли. 

     7. Информационная. Цена информирует  о предложении товара, его величине, о том, сколько продавец хочет  получить за свой товар. Такая  информация воздействует на состояние  рынка и формирует позицию  покупателя, определяя величину  его спроса. Все функции взаимосвязаны  и находятся в постоянном взаимодействии. Проявляются они не только в системе цен, а также в отдельно взятой цене на конкретный товар.[2, c23-32]

     Обобщающим  показателем, характеризующим состояние  цен за определенный период времени, на определенной территории, по совокупности товаров и товарных видов с  близкими потребительскими свойствами, является уровень цен. На него влияют следующие факторы:

- истечение  сроков годности и реализации  товаров;

- сезонные  и иные колебания потребительского  спроса;

- потеря  потребительских свойств товара;

- маркетинговая  политика, в том числе при продвижении  на рынке новых товаров, не  имеющих аналогов, а так же  при продвижении товаров на  новые рынки;

     - осуществление опытных моделей  и новых образцов товаров с  целью ознакомления сельскохозяйственных  производителей и потребителе. [4, c17]

     Рынки передают информацию в форме цен  людям, которые покупают и продают  товары и услуги. Продавцы и покупатели планируют свою деятельность на основе этой информации и своих знаний. Как показывают кривые спроса и предложения, при каждой цене люди планируют купить или продать определенные количества товара. . [7, c22]

     На  каждом рынке существует множество  продавцов и покупателей, каждый из которых планирует свои действия независимо от других. Если планы продавцов  и покупателей совпадают, то никому не приходится эти планы изменять, устанавливается равновесная цена, которая устраивает одновременно и  покупателя и продавца. При цене равновесия устанавливается равенство  не покупок и продаж - такое равенство  существует при любой цене. При  цене равновесия количество продукции, в пределах которого потребители  намерены продолжать делать закупки, будет  соответствовать тому количеству продукции, которое производители намерены продолжать поставлять на рынок. Во многих источниках цена трактуется как денежное выражение стоимости единицы  товара.

Информация о работе Сущность цены, ее виды. Методы формирования розничных цен на товары народного потребления