Понятие, сущность,предмет и методы цен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 19:24, курсовая работа

Описание работы

Индексы цен были первыми агрегированными показателями, которые стали регулярно публиковаться с первой половины прошлого века в США, Германии, России и других странах.
Объектом данной курсовой работы является статистика цен и инфляции. Ее предмет – анализ цен и инфляции.
Актуальность работы состоит в том, что в настоящее время инфляция - один из самых опасных процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую систему в целом, поэтому статистике нужно следить за уровнем инфляции и ценами.
Цель работы – провести теоретическое рассмотрение статистики цен, а так же провести статистический анализ цен и инфляции в Воронежской области.

Файлы: 1 файл

курсовая моя статистика.docx

— 60.88 Кб (Скачать файл)

Содержание:

 

 

TOC \o "1-3" \h \z \u HYPERLINK \l "_Toc181410870" Введение  PAGEREF _Toc181410870 \h 3

HYPERLINK \l "_Toc181410871" 1. Глава 1. Понятие, сущность,предмет и методы цен.  PAGEREF _Toc181410871 \h 4

HYPERLINK \l "_Toc181410872" 2. Глава 2. Понятие,сущность и методы инфляции  PAGEREF _Toc181410872 \h 13

HYPERLINK \l "_Toc181410878" 3. Глава 3. Антиинфляционная политика…………………………………………

4. Глава 4. Анализ цен и инфляции  PAGEREF _Toc181410878 \h 25

HYPERLINK \l "_Toc181410879" Заключение  PAGEREF _Toc181410879 \h 31

Литература………………………………………………………………………….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Переход нашей экономики на рыночные отношения  резко повысил значение денег. Проблемы денежного хозяйства становятся основными и в практических мероприятиях по реконструкции народного хозяйства  и в теоретических исследованиях. Поэтому, несмотря на оживленное обсуждение указанных вопросов, на страницах  экономической прессы, актуальность их не уменьшается. Высокая стоимость  анализа инфляционных процессов, большое  число действующих факторов затрудняют выработку правильной денежной политики.

Как показывает опыт нашей, а также других стран, переход на рыночные отношения сопровождается быстрым ростом цен, усилением действия инфляционных факторов. Очень важно  правильно оценить, является ли сам  переход на рыночные отношения причиной углубления инфляции или при этих отношениях накопленный ранее инфляционный потенциал получает свое реальное выражение.

Очевидно, что в условиях рыночных отношений  возможности искусственного сдерживания  инфляции резко сокращаются. Вместе с тем непоследовательность в  принятии решений по переходу к рынку, непродуманность некоторых шагов  усугубляют имеющиеся трудности, усиливают  инфляционные процессы.

Опыт  многих стран показал, что длительное функционирование централизованного  планирования, как правило, приводит к нарушению сбалансированности материальных и денежных потоков.

Инфляция - неизбежный спутник долгосрочного  развития экономики с гибкими  ценами. Поддержание уровня полной занятости без инфляции - цель государственного регулирования рыночной экономики. Однако инфляция - сложный и по-разному  проявляющийся социально-экономический  феномен, вызывающий споры и разногласия  среди экономистов. Сущность и происхождение  инфляции далеко не одинаково трактуются представителями различных экономических  школ. Поверхностное представление  о причинах инфляции ведет к неправильным методам борьбы с этим явлением.

Во время  инфляции бумажные деньги обесцениваются по отношению к трем вещам:

Во-первых, в период золотого стандарта инфляция выражается в повышении рыночной цены золота в бумажных деньгах.

Во-вторых, аналогичный процесс ведет к  возрастанию цены товаров.

В-третьих, при инфляции курс национальной валюты падает по отношению к иностранным  денежным единицам, которые сохранили  прежнюю стоимость или обесценились в меньшей степени.

Для анализа  и регулирования экономических  процессов, наряду с наблюдениями за изменением цен на конкретные виды благ, необходимы обобщающие показатели динамики уровней цен на разные классы благ - индексы цен. При свободном  ценообразовании, особенно в периоды  бурной инфляции, возрастает интерес  к индексам цен, обостряется потребность  в них. Индексы цен могут сыграть  огромную роль в стабилизации и эффективном  развитии экономики.

Индексы цен были первыми агрегированными  показателями, которые стали регулярно  публиковаться с первой половины прошлого века в США, Германии, России и других странах.

Объектом данной курсовой работы является статистика цен и инфляции. Ее предмет  – анализ цен и инфляции.

Актуальность работы состоит в  том, что в настоящее время  инфляция - один из самых опасных  процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую  систему в целом, поэтому статистике нужно следить за уровнем инфляции и ценами.

Цель  работы – провести теоретическое  рассмотрение статистики цен, а так  же провести статистический анализ цен  и инфляции в Воронежской области.

Глава 1. Понятие, сущность,предмет и методы цен

 

Цена  является важнейшим стоимостным  измерителем, основным параметром рыночной среды. Многофункциональное значение цены вытекает из ее определения, которое  может охватывать различные стороны  рыночного механизма.

В современной  теории дается несколько определений категории цены.

В Методологических положениях по статистике записано следующее определение:

«Цена – выражение стоимости товара в денежных единицах определенной валюты национальной или международной) за количественную единицу товара».

 

С категорией цены связана другая категория – покупательная способность денег как одна из важных характеристик уровня жизни. Она является величиной, обратной уровню цен. Предметом статистического исследования  являются цены на товары и услуги,  процессы их образования и изменения.

Всестороннее  изучение цен предполагает использование таких статистических методов, как выборочные обследования, таблицы и графики, группировки, абсолютные, относительные и средние величины, показатели вариации, ряды динамики, корреляционно-регрессионный анализ и др.  Выборочные обследования проводятся на федеральном и региональном уровнях с целью получения исходной информации об уровне цен, а также для изучения структуры цен на федеральном, региональном уровнях и по отдельным предприятиям.

Многообразие  функций, которые выполняют цены в условиях рыночной экономики (учетные, стимулирующие, распределительные),ставит перед статистикой цен конкретные задачи, которые можно характеризовать

следующими  направлениями: разработка классификации и группировка цен по различным признакам; разработка и совершенствование методологии основ выборочных наблюдений за ценами на рыночную продукцию и услуги и организация проведения выборочных наблюдений на федеральном и региональном уровнях, а также по отдельным предприятиям; совершенствование методологии расчета и анализа уровня разнообразных видов цен на продукцию; анализ структуры цен и факторов, влияющих на ее изменение (в разрезе видов продукции, товарных групп, отраслей, регионов); совершенствование методологии исчисления и анализа показателей динамики цен с учетом международного опыта; анализ колебаний цен с помощью показателей вариации; дальнейшее совершенствование системы показателей статистики цен и методологии их исчисления; всесторонний анализ влияния изменения цен на уровень потребления и уровень жизни населения; разработка методов определения уровня инфляции и его влияния на важнейшие экономические показатели; международные и межрегиональные сопоставления.

Система показателей статистики цен представляет собой совокупность взаимосвязанных  и взаимодополняющих показателей, характеризующих различные стороны  формирования и движения цен.

 Цену  как объект изучения статистики  следует рассматривать с позиций  макро- и микроэкономики. Так,  на макроэкономическом уровне, в  системе национальных счетов, производство  и использование ВВП в соответствии  с международным опытом оцениваются  в текущих рыночных ценах. Стоимостные  компоненты ВВП позволяют определить  цены на различных уровнях воспроизводственного процесса.

В практике нашли применение следующие виды цен: цена производителя, основная цена, цена покупателя.

Цена производителя – цена, получаемая производителем за единицу товара или услуги, включая налоги на продукты (кроме НДС, акциза и налога на импорт) и исключая субсидии на продукты и импорт

Основная цена – цена, полученная производителем за единицу товара или услуги, исключая налоги на продукты и включая субсидии на продукты (кроме субсидий на импорт).

  Рыночный  выпуск, как правило, оценивается  в основных ценах. Если данные  о выпуске получены в ценах  производителя, то для получения  оценки его в основных ценах  необходимо сделать корректировку: 

 

 

 

 

Цена покупателя – это цена конечного использования товаров и услуг. Она включает цену производителя, торгово-транспортную наценку и чистые налоги (за исключением налогов, которые включены в цену производителя).

 С  микроэкономических позиций цена  рассматривается как механизм, функционирующий  на уровне конкретного предприятия,  с помощью которого можно обеспечить  прибыль.

Цены  можно также классифицировать в  зависимости от отраслевого признака, от назначения товаров и услуг, от уровня регулирования и т. д.        Статистика изучает всю систему  цен. Наибольшее применение в практике получили оптовые, розничные, закупочные цены, цены и тарифы на платные услуги.

Оптовые цены промышленного предприятия – это цены, по которым реализуются большие объемы промышленной продукции технического и потребительского назначения.

В их состав входят издержки производства и прибыль. Они не включают налог на добавленную  стоимость (НДС) и акцизы.

Розничные цены – это цены, по которым товары за наличный расчет продаются населению. На стадии реализации товаров населению к составным элементам оптовых цен добавляются НДС и акцизы.

Закупочные цены – это цены, по которым государство покупает продукцию у сельскохозяйственных предприятий (производителей).

Цены и тарифы на услуги – это цены и тарифы на платные услуги связи, жилищно-коммунального хозяйства, на почтовые услуги и др.

Уровень цен в условиях рыночной экономики  может быть скорректирован по ряду причин: в силу оплаты товара наличными, при покупке товара вне сезона, при продаже подержанных товаров  и др. Это определяет классификацию  соответствующих скидок (наценок): сезонные, дистрибьютерские, дилерские и т. д.

 После проведения реформы цен 2 апреля 1991 г. предусматривается применение следующих видов цен: свободных, государственных, фиксированных, регулируемых и предельных.

 Свободные, или рыночные, – цены, складывающиеся под воздействием спроса и предложения, а также других факторов рыночной экономики.

 Государственные цены устанавливаются государством в основном на продукцию отраслей-монополистов (на ресурсы, оказывающие определяющее влияние на цены в стране, на социально значимые товары и услуги).

Фиксированные цены – это твердо установленные государством цены (на драгоценные металлы, на электроэнергию для населения, алмазное сырье и др.).

Регулируемые – цены, устанавливаемые органами государственной власти и управления по отдельным регионам по соответствующей номенклатуре продукции, в том числе на продукцию предприятий-монополистов.

Предельные цены – государственные цены, устанавливаемые органами власти и управления. Например, на лекарства, газ и др. Цена на эти товары и услуги может быть ниже предельного уровня, но не может превышать его.

Задачей статистического наблюдения за изменением цен, является сбор информации об уровне цен и их изменении на основе систематической регистрации.

Регистрация цен – метод сбора информации о ценах на товары-представители в производственном и потребительском секторах экономики.

Методологические  основы федерального государственного статистического наблюдения за уровнем  и динамикой цен разработаны  Госкомстатом РФ с учетом международного опыта.

Для проведения выборочного наблюдения за ценами необходимо решить такие  методические вопросы, как:

  • Отбор базовых предприятий торговли и сферы услуг.

  Базовое предприятие – репрезентативно отобранный объект наблюдения (как в региональном, так и в отраслевом разрезах структуры промышленности и торговли).

  • Отбор товаров и услуг-представителей.

 Товар-представитель – это совокупность определенного вида товаров (услуг), которые могут иметь незначительные отличия, не влияющие на их качество и основные потребительские свойства, и должны быть однородными по своему потребительскому назначению.

Регистрация цен.

С целью изучения динамики учитываются  три вида цен:

  - цены  отчетного периода;

  - цены соответствующего месяца предыдущего года;

  - цены месяца, непосредственно предшествующего   отчетному.

 Формирование структуры весов для расчета индексов цен.

В потребительском  секторе в качестве весов используется структура потребительских расходов населения предыдущего года, полученная на базе бюджетных обследований семей.

В производственном секторе в качестве весов приняты  объемы производства промышленной продукции  и ее приобретения предприятиями  для своего основного производства.

В практической статистике для основных видов цен (потребительских, производителей, цен  приобретения продукции производственно-технического назначения) разработаны специфические  методы их регистрации.

Информация о работе Понятие, сущность,предмет и методы цен