Структура цен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 21:04, курсовая работа

Описание работы

Цены и ценообразование являются одним из ключевых элементов рыночной экономики. Важная роль цен в экономической жизни определяется тем, что они являются основой всех экономических измерений, оказывают значительное влияние на затраты и результаты деятельности всех хозяйствующих субъектов: и предпринимательских структур, и домашних хозяйств, и народного хозяйства в целом. Цены определяют эффективность внешнеэкономической деятельности.

Файлы: 1 файл

1-2-3 главы.docx

— 256.05 Кб (Скачать файл)

Косвенные налоги имеют большое  социально-экономическое значение и играют важную роль в экономике страны.

Во-первых, они являются весомым источником доходов государства, их доля в бюджете значительны выше, чем доля налога на прибыль.

Во-вторых, с помощью косвенных налогов осуществляется распределение и перераспределение доходов между различными социальными группами населения.

В-третьих, косвенные налоги оказывают влияние на уровень цен, повышая ее примерно на 30%, а по отдельным товарам и на 50%, поэтому они являются фактором регулирования уровня цен, средством воздействия на их динамику (инфляцию или дефляцию).

В-четвертых, система косвенных налогов оказывает воздействие на производство, торговлю, потребление, способствуя их росту или, наоборот, сокращению, то есть позволяет регулировать движение сфер товарного обращения в соответствии с целями развития экономики.

Являясь прямой надбавкой  к цене, косвенные налоги носят явно выраженный фискальный характер, легко поддаются учету и контролю, и в России стали приоритетным направлением системы сбора налоговых платежей.

Практика использования  косвенных налогов характерна для большинства развитых стран, и традиционно в рыночной экономике они используются для сдерживания потребления, а в России стали одним из основных источников формирования госбюджетных средств.

В настоящее время применяют 2 косвенных налога: акциз и налог на добавленную стоимость. Рассмотрим косвенные налоги, так как они имеют разное экономическое содержание, назначение, по-разному включаются в цену и влияют на ее уровень. [7]

1.3.1. Акциз

 

Акцизный налог включается в состав цены предприятия-изготовителя подакцизной продукции и вносится в бюджет по мере реализации этой продукции.

Акцизы установлены на товары и продукцию, уровень потребления  которых малоэластичен по отношению  к цене, или на дефицитную высокорентабельную продукцию и товары, предназначенные для населения, производство которых имеет низкую себестоимость. Если бы государство не изымало в бюджет суммы акцизов, то предприятия, производящие подакцизные товары, имели бы сверхприбыль.

Таким образом, акциз установлен на ограниченный круг товаров и включается в цену однократно.

 

1.3.2. Налог на добавленную  стоимость

 

Налог на добавленную стоимость (НДС) является новым элементом налоговой  системы для России и взят из практики налогообложения западных стран.

По своей экономической  сущности НДС представляет собой  одну из форм изъятия в бюджет части  добавленной стоимости, создаваемой  в процессе производства и реализации продукции, товаров, строительстве, оказании услуг, выполнении работ. В каждом звене товародвижения в бюджет изымается часть прироста стоимости, созданной трудом работников. Эта часть определяется по твердо установленным ставкам, включается в цену и вносится в бюджет по мере реализации продукции, товаров, работ, оказании услуг. В соответствии с экономическим смыслом объектом налогообложения является добавленная стоимость (ДС), которая рассчитывается:

ДС = Ц – Материальные затраты

на его производство

или

ДС = Выручка от реализации –

– Сумма материальных затрат

 

Для того чтобы рассчитать НДС способом, соответствующим его экономическому содержанию, необходима соответствующая система учета затрат, в России она к этому не приспособлена, поэтому на практике принят упрощенный метод расчета НДС. В сфере производства, оптовой торговле, строительстве, при оказании услуг и выполнении работ НДС включается в цену отдельным расчетом:

В сфере производства для  неподакцизных товаров и продукции:

 

 

где Ст – ставка НДС,%;

для подакцизных товаров:

НДС =

       Подакцизные товары подвергаются двойному налогообложению – сумма акцизного налога включается в облагаемый оборот НДС.

В сфере оптовой торговли:

 

Ставки НДС установлены  законодательно и являются едиными  на территории страны.

В Российской Федерации используется следующая система адвалорных (в  процентах) налоговых ставок для взимания НДС:

1) налоговая ставка 0%. Эта  ставка применяется для ограниченного  числа операций. Для организаций,  осуществляющих государственные  закупки, налоговая ставка 0% может  распространяться на реализацию  припасов, вывезенных с территории  Российской Федерации в таможенном  режиме перемещения припасов, а  также на реализацию построенных  судов, подлежащих регистрации  в Российском международном реестре судов;

2) налоговая ставка 10%. По  этой ставке взимается НДС  при реализации ряда продовольственных  товаров, отдельных товаров для  детей, определенных печатных  изданий, лекарственных средств  и изделий медицинского назначения. В состав государственных закупок  входят большинство товаров, относящихся  к данной группе ставок налогообложения.  Поэтому для органов, осуществляющих  государственные закупки, является  актуальным изучение порядка  включения в состав цены НДС по ставке 10%;

3) налоговая ставка 18%. По  указанной ставке НДС включается  в состав цены (тарифа) основной  массы товаров (работ, услуг). (В.В. Наумов Ценообразование)

Акциз и НДС являются важными  ценообразующими элементами, влияющими  на рост уровня цены. Во-первых, способствуя увеличению цены, они ограничивают потребительский спрос и способствуют изъятию доходов населения в бюджет при одновременном сдерживании потребления.

Во-вторых, в условиях инфляции они автоматически индексируются темпами инфляции исходя из особенностей определения облагаемого оборота и тем самым еще больше усугубляют инфляционные процессы. Очевидно, что величина ставок косвенных налогов должна быть экономическим регулятором, что предполагает обоснование как их размера, так и методики исчисления.

Среди отечественных экономистов  в течение последних лет идет дискуссия относительно целесообразности снижения ставок. Сторонники этой идеи утверждают, что при снижении ставок произойдет рост производства и прирост налоговых поступлений будет больше, чем потери от снижения ставок, что происходит в странах с развитой рыночной экономикой. Такая динамика налоговых поступлений, как показывает практика, возникает в том случае, если промышленность быстро и чутко реагирует на увеличение спроса ростом производства, что предполагает высокую эластичность предложения. Опыт работы отечественных предприятий свидетельствует, что при уменьшении ставок они не снижают цены или увеличивают производство, а довольствуются увеличением получаемой прибыли. Таким образом, при уменьшении ставок косвенных налогов необходимо параллельное внедрение комплекса мер по поддержке производства, в противном случае будет уменьшаться сумма поступлений и расти дефицит бюджета страны. [8]

 

1.3.3. Надбавки (снабженческо-сбытовая, торговая) и наценка в цене

 

В процессе продвижения товара на потребительский рынок участвуют предприятия и организации сферы оптовой торговли (снабженческо-сбытовые, заготовительные, оптово-посреднические и торгово-закупочные), осуществляющие функции по закупке, хранению, реализации крупных партий товаров (продукции) для их последующей реализации (розничная торговля, общественное питание, другие предприятия оптовой торговли) или переработке (промышленные, сельскохозяйственные предприятия). Осуществляя перепродажу товаров, они несут затраты, которые необходимо возместить, а также предполагают получить прибыль. Эти цели они реализуют с помощью снабженческо-сбытовых (оптовых) надбавок, которые, по сути, являются, с одной стороны, ценой за услуги оптовых предприятий, а с другой стороны, элементом цены. Таким образом, снабженческо-сбытовые (оптовые) надбавки входят в состав цены и предназначены для покрытия издержек обращения предприятий этой сферы торговли и формирования прибыли от продажи. Величина снабженческо-сбытовой надбавки в цене закупки зависит от уровня рыночных цен (как приобретения, так и реализации), затрат предприятия, желаемой прибыли.

В практике отечественного ценообразования величина снабженческо-сбытовой (оптовой) надбавки может определяться двумя способами. Первый – по уровню снабженческо-сбытовой надбавки, установленному в соответствии с законодательством к цене приобретения товара (отпускной, закупочной или цене закупки другого оптового предприятия) без налога на добавленную стоимость. В этом случае сумма снабженческо-сбытовой (оптовой) надбавки рассчитывается по формуле:

 

где Ус.с. – уровень снабженческо-сбытовой надбавки, %.

Для определения суммы  снабженческо-сбытовой надбавки необходимо знать цену приобретения товара без НДС, которую находят следующим образом:

 

Уровень снабженческо-сбытовых надбавок каждое предприятие имеет право устанавливать самостоятельно исходя из своих затрат, желаемой прибыли, сложившегося на рынке спроса и предложения. Исключение составляют реализация детского питания, лекарственных средств и изделий медицинского назначения, а также реализация товаров и продукции в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов, по которым предусмотрено государственное регулирование цен – установление предельного размера уровня снабженческо-сбытовых надбавок.

Второй способ определения  снабженческо-сбытовой надбавки – ориентация на уровень рыночных цен, сложившихся в данном регионе. Он применяется оптовыми предприятиями, функционирующими в условиях жесткой конкурентной борьбы при наличии на рынке многих продавцов с аналогичной продукцией. Для определения величины и уровня снабженческо-сбытовой надбавки используют методику обратного расчета всех элементов цены.

В розничной торговле к  цене прибавляются торговая надбавка и НДС. Экономическая сущность торговой надбавки аналогична снабженческо-сбытовой – она является ценой услуги предприятия розничной торговли за реализацию товаров населению, формируется в соответствии с общим механизмом ценообразования, и, как любая цена, состоит из издержек и прибыли. В соответствии с отраслевой спецификой в состав издержек обращения включаются транспортные расходы, расходы на заработную плату работников с отчислениями на социальные нужды, стоимость аренды и содержание зданий магазинов, суммы амортизации основных средств, расходы на рекламу и другие затраты, связанные с обслуживанием процесса реализации.

Сумму торговой надбавки рассчитывают по формуле:

 

 

где Ут.н. – уровень торговой надбавки, %.

В России в силу сложившихся  экономических условий основная масса населения имеет невысокие  доходы и стремится приобрести товары по минимально возможной цене, поэтому  в наиболее выгодной ситуации оказываются те предприятия розничной торговли, которые устанавливают цены чуть ниже, чем конкуренты. [17]

Рассмотрим порядок расчета  розничных цен на товары отечественного производства при различных каналах  поступления.

Товар поступает в предприятие  розничной торговле непосредственно  от изготовителя.

Наиболее ответственный  момент при формировании розничной  цены – обоснование уровня торговой надбавки. Ее размер должен позволить  предприятию, одной стороны, покрыть  затраты и получить прибыль от продажи, а с другой стороны, обеспечить конкурентоспособность розничных цен на товары. Таким образом, при обосновании размера торговой надбавки надо учитывать как конъюнктуру рынка на конкретный товар, так и издержки и потребности предприятия. От величины торговой надбавки зависит уровень и размер валового дохода. Математически связь между уровнем торговой надбавки и уровнем валового дохода (относительные показатели (уровень издержек, валового дохода, рентабельности продажи) рассчитываются от товарооборота без НДС) может быть представлена формулой:

 

где Ув.д. – уровень валового дохода, %.

В свою очередь, уровень валового дохода можно представить в виде:

Ув.д.=Уи+Ур,

 

где     Уи – уровень издержек, %;

Ур –рентабельность продажи, %;

 

2 Экономический анализ  деятельности предприятия ООО  «СуперСтрой-Пермь»

 

2.1 Характеристика предприятия  ООО «СуперСтрой-Пермь»

Объектом исследования является предприятие ООО «СуперСтрой- Пермь», зарегистрированное 06 марта 2000 года. Предметом  деятельности Общества являются:

- розничная торговля

- сдача имущества в  аренду

- оптовая торговля

- посредническая деятельность

- строительные, ремонтные,  отделочные работы

- дизайнерская деятельность

-оказание различных услуг,  в том числе бытового и сервисного  обслуживания и закупка и реализация  товаров народного потребления,  продуктов питания, продукции  производственно-технического назначения.

 ООО «СуперСтрой-Пермь»  осуществляет торговую деятельность, связанную с реализацией, строительных  материалов. ООО «СуперСтрой-Пермь»  обеспечивает клиентов товарами  и материалами строительно-хозяйственного  назначения по доступным ценам  и высокого качества .

Главный принцип, положенный в основу деятельности организации: «Продукция наивысшего качества от ведущих  производителей по доступным ценам» - неизменен на протяжении многих лет  работы.

В ассортименте организации  более 15 000 наименований разнообразной  продукции. Это - разнообразные лакокрасочные  материалы, подвесные потолки, обои, панели, плинтуса для пола и потолка, паркет, ламинат, линолеум, кафель, гипсокартон, смесители, санфаянсовые изделия, сухие смеси, разнообразный строительный инструмент. Все предлагаемые товары для ремонта и строительства только высокого качества, экологически чистые и безопасные для здоровья человека и окружающей среды.

Все товары магазина «СуперСтрой-Пермь» сертифицированы и соответствуют  мировым стандартам.

Среднесписочная численность работающих на предприятии за 2011 год составила 208 человек, а по данным статистических наблюдений за 2010 год -146 чел. Численность работающих возросло на 62 работника – это произошло в результате открытия нового магазина ул. Н.Островского 75. Чтобы информация о организации была более полной, будет не без интересно рассмотреть организационную структуру, которая показана в (рис 1) 

Информация о работе Структура цен