Структура цен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 21:04, курсовая работа

Описание работы

Цены и ценообразование являются одним из ключевых элементов рыночной экономики. Важная роль цен в экономической жизни определяется тем, что они являются основой всех экономических измерений, оказывают значительное влияние на затраты и результаты деятельности всех хозяйствующих субъектов: и предпринимательских структур, и домашних хозяйств, и народного хозяйства в целом. Цены определяют эффективность внешнеэкономической деятельности.

Файлы: 1 файл

1-2-3 главы.docx

— 256.05 Кб (Скачать файл)

В целом порядок отнесения  затрат на прямые и косвенные, а также база их распределения выбирается каждым предприятием самостоятельно исходя из особенностей технологического цикла и действующей системы учета.

В зависимости от участия  в технологическом процессе затраты  делят на основные и накладные.

Основные затраты представляют собой затраты, непосредственно  связанные с изготовлением изделия  и потребляемые в однократном  производственном цикле. Как правило, это в основном прямые расходы – сырье, заработная плата с отчислениями на социальные нужды, топливо и электроэнергия технологическая и т.д.

Накладными называются все остальные расходы, возникающие при обслуживании процесса производства, управлении, сбыте, т.е. косвенные затраты, они как бы «накладываются» на основные.

В соответствии с функциональным видом деятельности затраты подразделяются на производственные и непроизводственные.

Производственными называются затраты, связанные с производством, их принято подразделять на три вида:

    • прямые затраты на сырье, материалы, полуфабрикаты;
    • прямые затраты на оплату труда основных производственных рабочих с отчислениями на социальные нужды;
    • заводские накладные расходы – расходы производственного характера цеха, предприятия в целом за вычетом прямых производственных затрат.

Непроизводственные затраты  связаны с управлением предприятием и сбытом продукции и делятся  на две группы:

общие административные –  заработная плата с отчислениями административно-управленческого персонала, содержание и эксплуатация административных зданий и т.д.;

торговые – расходы  на рекламу, транспортировку готовых изделий, заработная плата с отчислениями работников, занимающихся реализацией, и другие расходы по сбыту продукции.

Для целей ценообразования  и управления этим процессом наиболее важное значение имеет деление затрат в зависимости от их динамики при изменении объемов производства продукции на постоянные и переменные.

Постоянными (FC) называются затраты, величина которых не зависит от объемов выпуска продукции и остается неизменной в определенном диапазоне масштабов производства. По своей экономической сути постоянные затраты создают условия для осуществления целевой деятельности предприятия, они объективно существуют даже в том случае, если предприятие не производит продукцию, и меняются при изменении условий производства или при изменении цен. К постоянным затратам

относятся затраты на аренду, амортизация основных средств, постоянная часть заработной платы административно-управленческого персонала с отчислениями на социальные нужды, расходы на содержание и поддержание в рабочем состоянии зданий и оборудования и т.д. [19]

Переменные (VC) – это затраты, величина которых зависит от объемов выпускаемой продукции. По своей экономической природе переменные представляют собой затраты на реальное осуществление целевой деятельности, ради которой создано предприятие: они возникают в том случае, когда предприятие выпускает продукцию, и чем больше масштабы производства, тем больше их общая сумма. К переменным относятся затраты на сырье, материалы, комплектующие детали, топливо и электроэнергию, за работную плату с отчислениями на социальные нужды основных производственных рабочих, расходы по сбыту и т.д.

Часть затрат предприятия  носит смешанный характер, то есть содержит в себе элементы как постоянных, так и переменных расходов. Примером смешанных затрат являются расходы на оплату телефонной связи: абонентская плата постоянна, а оплата междугородних разговоров колеблется.

Средние постоянные издержки (АFC) представляют собой сумму постоянных издержек, приходящихся на единицу изделия, и рассчитываются путем деления их величины на количество изделий:

 

AFC = ,

где Q– количество выпускаемых изделий в натуральном выражении.

 

Средние переменные издержки (АVС) представляют собой затраты  на единицу продукции, и с ростом производства они не меняются в определенном диапазоне, а затем начинают возрастать, что связано с неоднородным составом затрат и с тем, что с достижением больших масштабов происходит резкий рост затрат.

Средние переменные издержки определяют по формуле:

 

 

Общие валовые издержки (ТС) представляют собой сумму постоянных и переменных издержек предприятия:

ТС = FС + ВС

 

Средние общие издержки (АС) рассчитывают по формуле:

 

 

С достижением большого объема выпуска средние издержки все  больше приближаются к средним переменным затратам, т.к. величина АFС уменьшается (постоянные затраты на единицу снижаются), именно поэтому после достижения определенного выпуска они начинают расти вместе с переменными затратами.

Предельные издержки (МС) – это издержки производства каждой дополнительной единицы продукции, они рассчитываются по формуле:

 

где     ΔТС – прирост затрат, руб.;

ΔQ – прирост выпуска изделий, ед.;

 

Теория разграничения  затрат на постоянные и переменные лежит в основе широко распространенной зарубежной практики учета затрат (себестоимости) по сокращенной номенклатуре, основанной на принципе маржинальной прибыли. Так  как постоянные затраты не зависят  от масштабов деятельности, то для  предприятий важно постоянно  калькулировать и учитывать переменные расходы, а постоянные относят на финансовый результат деятельности, называемый маржинальной прибылью (МR) (валовой маржой, маржинальным доходом и т.д.). [18]

Маржинальная         

прибыль               =    Выручка от   – Сумма переменных

предприятия                   продажи               расходов

 

 

Маржинальная

прибыль единицы      =  Цена    –    Переменные расходы на                        изделия                                                 единицу изделия

 

Маржинальная прибыль  предназначена для покрытия постоянных затрат и формирования прибыли от продажи. Так как сумма постоянных затрат не меняется, то чем больше величина маржинальной прибыли, тем больше прибыли  получает предприятие. В свою очередь, маржинальная прибыль зависит от цены и переменных затрат – показателей, подверженных изменению в условиях рынка.

В России данный метод учета  затрат пока не приобрел широкого распространения, что связано как с неприспособленной  для этих целей системой учета затрат, так и с недостаточной информированностью руководителей предприятий, их приверженностью к традиционному методу формирования цены на базе полной себестоимости. [14]

 

1.2. Прибыль в цене: роль, значение, Обоснование

 

Важным элементом в  составе цены является прибыль, представляющая собой денежное выражение чистого дохода, создаваемого предприятием в процессе производства продукции или товаров и получаемого после его реализации по установленной цене.

В рыночной экономике получение  прибыли – основная цель любой предпринимательской деятельности, так как она является основным источником формирования материальных и финансовых ресурсов предприятия, его производственного и социального развития. Чем больше прибыли получает предприятие, тем шире его возможности развиваться, улучшать материальное положение своих работников, укреплять свое финансовое состояние. Государство также заинтересовано в увеличении прибыли, так как налог на прибыль составляет существенную долю в доходах государственного бюджета. [13]

С точки зрения экономического содержания прибыль, как уже говорилось, представляет собой чистый доход, созданный в процессе функционирования предприятия. Количественный же расчет величины различных видов прибыли определяется системой учета издержек и порядком формирования финансовых результатов, действующих в стране согласно законодательству. В свою очередь, этот процесс зависит от политики государства в области налогообложения и может меняться в зависимости от поставленных целей и задач. С точки зрения ценообразования интерес представляет показатель «прибыль от продажи», который имеет особенности формирования в различных сферах товарного обращения (табл. 2). [12]

Таблица 2. Формирование прибыли от продаж

 

Сфера товарного

обращения

Расчет

 

 

 

Производство

Выручка от              Себестоимость                  Коммерческие

продажи               –   проданных изделий    –   и управленчес-

(без  косвенных        (кроме  коммерческих     ческие расходы

  налогов)                    и управленческих

                                    расходов)

Сумма цен

Реализованных    –   Полная себестоимость проданных изделий                                             изделий

Оптовая

торговля

Реализованная                                Издержки обращения

снабженческо-сбытовая                оптового предприятия

(оптовая) надбавка             –

(валовой доход)

Розничная

торговля

и общественное

питание

Реализованная                        Издержки обращения

торговая надбавка                  предприятия розничной

(наценка)                       –       торговли (общественного 

(валовой доход)                      питания)


         Таким образом, в сфере производства прибыль непосредственно включается в цену предприятия-изготовителя, а в сфере торговли образуется за счет снабженческо-сбытовых (оптовых), торговых надбавок и наценок общественного питания.

Цена предприятия-изготовителя состоит из себестоимости и прибыли, поэтому величина прибыли в цене зависит от уровня цены и затрат. В практике ценообразования сумма прибыли, включаемой в цену, определяется не по абсолютной величине, а по относительному показателю – рентабельности продукции (Rпрод), установленному в процентах к полной себестоимости:

 

 

Отсюда прибыль рассчитывается по формуле:

 

 

 

Рассмотрим подробнее  этот момент. Прибыль, получаемую предприятием в целом, можно рассчитать по формуле:

Пп = В(без косв. нал.) – З,

где Пп – прибыль предприятия - изготовителя, руб.;

В – выручка от продажи изделий, руб.;

З – сумма затрат предприятия, руб.

Прибыль с единицы изделия  рассчитывается:

П = Ц – С.

В свою очередь, размер прибыли, получаемой предприятием, равен:

Пп = П х Q

                                                             или

Пп = (Ц – С) х Q = Ц х Q – С х Q.

Каждое предприятие заинтересовано в увеличении массы получаемой прибыли, а достигнуть этого оно может  различными путями.

Во-первых, увеличивать прибыль с единицы каждого изделия, для чего надо либо повышать цену, либо снижать себестоимость выпускаемой продукции. Решение обеих задач в современной ситуации для отечественных предприятий достаточно проблематично. Уровень цены в условиях рынка определяется соотношением спроса и предложения и мало зависит от желаний производителей. Кроме того, подняв цену, предприятие может оказаться в невыгодном конкурентном положении и не реализовать свою

продукцию, то есть не получить никакой прибыли. Снижение себестоимости  продукции, безусловно, наиболее обоснованный путь, но в настоящее время решать эту задачу достаточно сложно – постоянный рост тарифов на энергоресурсы, устаревшие технологии производства, изношенное оборудование, отсутствие средств на модернизацию и техническое перевооружение производства не способствуют снижению себестоимости продукции.

Второй путь – увеличение количества произведенной и реализованной  продукции. При постановке такой  задачи предприятие может закладывать  в цену изделий невысокую рентабельность и уровень цены будет ниже, чем  у конкурентов, а изготовитель получит  дополнительное преимущество на рынке, что приведет к росту сбыта. Кроме  того, при увеличении масштабов деятельности снизится средняя себестоимость  за счет распределения постоянных расходов на большее количество изделий.

Наиболее сложным моментом в процессе ценообразования является определение и обоснование рентабельности продукции, закладываемой в цену изделия. Рентабельность продукции должна обеспечить предприятию, с одной стороны, желаемый размер прибыли, а с другой стороны, позволить ему выступать на рынке полноправным участником, то есть реализовывать произведенную продукцию. [5]

Основой рентабельности продукции  является потребность предприятия в прибыли как в источнике финансирования его развития и в источнике средств для владельцев предприятия.

 

1.3. Косвенные налоги

 

Косвенные налоги представляют собой обязательные платежи в бюджет, это часть чистого дохода, создаваемого в предприятиях и изымаемая в бюджет косвенно путем включения в цену продукции, товаров, покупая которые потребители оплачивают и косвенные налоги. Таким образом, хотя платят косвенные налоги предприятия, конечными плательщиками являются потребители, т.к. предприятия как бы перекладывают суммы налогов друг на друга и на конечного покупателя, их интересы напрямую не затрагиваются.

Информация о работе Структура цен