Структура цен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 21:04, курсовая работа

Описание работы

Цены и ценообразование являются одним из ключевых элементов рыночной экономики. Важная роль цен в экономической жизни определяется тем, что они являются основой всех экономических измерений, оказывают значительное влияние на затраты и результаты деятельности всех хозяйствующих субъектов: и предпринимательских структур, и домашних хозяйств, и народного хозяйства в целом. Цены определяют эффективность внешнеэкономической деятельности.

Файлы: 1 файл

1-2-3 главы.docx

— 256.05 Кб (Скачать файл)

 

Введение

Цены и ценообразование  являются одним из ключевых элементов  рыночной экономики. Важная роль цен  в экономической жизни определяется тем, что они являются основой  всех экономических измерений, оказывают  значительное влияние на затраты  и результаты деятельности всех хозяйствующих  субъектов: и предпринимательских  структур, и домашних хозяйств, и  народного хозяйства в целом. Цены определяют эффективность внешнеэкономической  деятельности.

Особенно велика их роль в рыночной экономике, где свободные  цены выступают основным регулятором  пропорций общественного воспроизводства, хозяйственных отношений. Цены являются также важным объектом государственного регулирования, благодаря которому государство осуществляет свою политику и в условиях рынка. [2]

В условиях рыночной экономики  успех любого предприятия или  предпринимателя во многом зависит  от того, как правильно они будут  устанавливать цены на свои товары и услуги. Но это не так то просто сделать, потому что на цены оказывает  существенное влияние комплекс политических, экономических, психологических и  социальных факторов. Сегодня цена может определяться количеством  затрат на производство товара, а завтра ее уровень может зависеть от психологии поведения покупателей. Следовательно, предприниматель при установлении цены на товар должен учитывать все  факторы, влияющие на ее уровень, и установить цену таким образом, чтобы получить прибыль.

Цена - один из критериев, определяющих покупательские восприятия. Она влияет на решение о покупке товаров, оказывает влияние на прибыль  торгового предприятия и находится  в тесном взаимодействии с факторами  рынка. Цена в условиях рынка выступает  как действительное средство в конкурентной борьбе за покупателей, предопределяет объемы производства и продажи товаров, влияет на поведение покупателей и их платежеспособности. [6]

В ценовом механизме следует  различать и выделять две взаимодействующие  составляющие. С одной стороны  это сами цены, их структура, величина, динамика изменения, а с другой - ценообразование как способ, правила  установления, формирования новых цен  и изменения действующих. Ценообразование  выступает активной, задающей частью ценового механизма. Оно, собственно, и  предопределяет величину цены.

Разработка теории цены относится  к ранней стадии развития капитализма. Яркими представителями, внесшими большой  вклад в ее развитие, являются В. Петти, А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс, К. Менгер, О. Бём-Баверк, Ф. Визер, А. Маршалл.

Основной целью данной работы является определение и анализ основных направлений  ценовой политики предприятий на современном этапе. Для достижения этой цели в работе предполагается решить следующие задачи:

1) изучение цены как экономической категории с точки зрения различных теоретических подходов

2) изучение функций и видов цен в экономике, а также рассмотрение основных этапов ценообразования

3) рассмотрение особенностей  ценообразования в российской  экономике.

4) исследовать реальную практику политики ценообразования на примере предприятия ООО «Суперстрой-Пермь»          

 

 

 

1. Формирование цены, ее  состав. Отечественная практика

1.1. Себестоимость в составе  цены. Классификация затрат, входящих  в себестоимость

 

Формирование цены начинается в сфере производства, и одним  из важных факторов, который должен учитываться в этом процессе, являются издержки изготовителя – затраты, связанные с производством, транспортировкой, хранением, сбытом изделий, так как в условиях рынка предприятие может выжить и нормально функционировать только в том случае, если будет покрывать свои расходы за счет выручки, полученной от продажи продукции, кроме того, рыночная цена зависит не только от спроса, но и от предложения – его объема, ассортимента, уровня затрат. [17]

Традиционно в отечественной  практике ценообразования при оценке затрат предприятия используют показатель «себестоимость», хотя в зарубежных странах больше распространен термин «издержки». Под издержками принято  понимать все расходы, возникающие  в процессе изготовления и реализации изделия и функционирования предприятия.

В соответствии с действующим  в России законодательством большая часть издержек предприятия - изготовителя, связанных непосредственно с производством и реализацией изделия, включается в его себестоимость, а другая часть затрат, связанная с формированием текущих активов, уплатой налогов, санкций, возмещается за счет различных видов прибыли.

 Состав затрат, входящих  в себестоимость изделий или возмещаемых за счет прибыли, определяется налоговой политикой государства на каждом конкретном этапе развития экономики. В настоящее время в Российской Федерации для всех субъектов рынка независимо от форм собственности предусмотрен единый порядок определения затрат, включаемых в себестоимость выпускаемых изделий или оказываемых услуг, который регламентируется «Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 5.08.1992 г. № 552 со всеми последующими изменениями и дополнениями. [4]

В соответствии с этим документом «себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг), природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию». Таким образом, себестоимость можно определить как совокупность денежных затрат предприятия на производство и реализацию продукции.

Расчет себестоимости  является необходимым условием для нормальной работы предприятия и позволяет:                                                                                                                         

  • отслеживать динамику затрат и контролировать их;
  • выявлять резервы снижения себестоимости; определять величину получаемой прибыли;
  • рассчитывать отпускные (оптовые) цены, так как себестоимость является основой цены и ниже ее продукция может продаваться только в определенный период времени или с определенными целями;
  • обосновывать решения о ценах на продукцию;
  • обосновывать решения о выпуске новых изделий или снятии с производства устаревших.

Себестоимость рассчитывается путем составления калькуляции. Калькуляция – способ группировки затрат и определения себестоимости продукции по статьям расходов. Затраты по статьям калькуляции учитывают характер и структуру производства, создавая базу для определения цены и экономического анализа. [17]

 В зависимости от того, какие статьи калькуляции включаются, различают себестоимость цеховую (внутрихозяйственную), производственную и полную. Типовая калькуляция состоит из следующих статей:

    • Сырье, материалы (за вычетом возвратных отходов), полуфабрикаты комплектующие.
    • Топливо и электроэнергия на технологические цели.
    • Основная и дополнительная заработная плата.
    • Отчисления на социальные нужды.
    • Расходы на содержание и эксплуатацию машин и оборудования.
    • Цеховые расходы.
    • Цеховая (внутрихозяйственная) себестоимость.
    • Общехозяйственные (общепроизводственные) расходы.
    • Прочие расходы.
    • Производственная себестоимость.
    • Внепроизводственные (коммерческие) расходы.

 

При расчете себестоимости  нужно учитывать, что все затраты включаются без налога на добавленную стоимость по фактическим расходам, а к нормируемым относят амортизационные отчисления, отчисления на социальные нужды, отчисления в страховые резервы, платежи за предельно допустимые выбросы загрязняющих веществ.

Для целей налогообложения  по ряду затрат установлены предельные размеры: затраты на подготовку и переподготовку кадров, командировочные расходы, представительские расходы, расходы на рекламу, выплаты процентов за пользование кредитами и бюджетными ссудами, компенсации за использование личных автомобилей в служебных целях, затраты на содержание служебного автотранспорта, расходы на прием и обслуживание иностранных делегаций.[20]

 

 

 

Таблица 1 Классификация затрат

Классификационный признак 

Виды затрат

По экономическому содержанию

Материальные затраты (за вычетом

стоимости возвратных отходов)

Затраты на оплату труда

Отчисления на социальные нужды

Амортизация основных фондов

Прочие затраты

По способу включения  в

себестоимость

Прямые

Косвенные

По отношению к технологическому

процессу

Основные

Накладные

По месту и роли в  системе

управления производственно-

торговым процессом

Производственные

Непроизводственные

По отношению к объему

производства

Постоянные

Переменные

Смешанные


 

 

Общие или полные затраты  предприятия традиционно являются базой при формировании цены в России, хотя в зарубежных странах практика учета затрат и определение себестоимости базируется на принципе разграничения расходов на постоянные и переменные. [3]

Для управления процессом  формирования себестоимости, организации учета затрат, контроля за уровнем себестоимости, выявления резервов ее снижения и, следовательно, управления процессом ценообразования большое значение имеет научнообоснованная классификация затрат (табл.1).

Деление затрат по экономическому содержанию или экономическим элементам  выделяет экономически однородные первичные  затраты. Анализ затрат в разрезе  экономических элементов за ряд  лет позволяет определить соотношение  между живым и овеществленным трудом, оценить материалоемкость или трудоемкость производства продукции, охарактеризовать уровень развития форм разделения труда, проследить технический прогресс в отраслях.

Данная группировка может  использоваться на уровне экономических  районов для составления материальных и трудовых балансов, выявления излишка  или недостатка соответствующих  ресурсов, что предполагает разработку мер по регулированию миграции населения  или обеспечению материальными  ресурсами.

Для целей ценообразования, то есть расчета себестоимости единицы продукции, экономическая группировка не используется, так как не обеспечивает учет затрат по объектам калькуляции и почти все расходы надо распределять между выпускаемыми видами продукции искусственными приемами, что приводит к недостоверности данных о себестоимости их производства.

В зависимости от того, каким  образом затраты включаются в себестоимость (прямо или условно), они подразделяются на прямые и косвенные.[8]

 Прямыми называются  те статьи затрат, величину которых можно отнести на себестоимость объекта калькуляции – изделия, работы, услуги. Эти затраты находятся в прямой зависимости от объема выпуска конкретных изделий, и к ним относят стоимость сырья, материалов, комплектующих деталей, заработную плату основных рабочих с отчислениями на социальные нужды.

Косвенные затраты формируются  в целом по участку, цеху, предприятию – это цеховые, общехозяйственные и коммерческие расходы. В связи с тем что они должны возмещаться за счет выручки от продажи, то есть включаться в цену, косвенные расходы распределяются между всеми видами выпускаемой продукции условно.

Для распределения цеховых  расходов чаще всего используется показатель доли заработной платы основных производственных рабочих.            

Общехозяйственные, прочие и коммерческие затраты рекомендуется  распределять пропорционально доле данного вида продукции в общем  объеме выпуска (в натуральном выражении).

В настоящее время весьма актуальной является задача обеспечения учета предприятием как можно большего числа прямых затрат, так как при распределении косвенных расходов искажается фактическая себестоимость изделия – в зависимости от того, какой показатель взят за базу условного подразделения, колеблется и показатель себестоимости. [16]

Информация о работе Структура цен