Состав и структура цен на продукцию топливно-энергетического комплекса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 10:34, курсовая работа

Описание работы

Основной целью курсовой работы является выявление основных особенностей ценообразования на рынке нефти в России.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. определить факторы, влияющие на цену;
2. определить структуру цены;
3. рассмотреть организацию ТЭК в своем регионе.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………
3
ХАРАКТЕРИСТИКА РОССИИ топливно-энергетического комплекса ………………………………………………………………

6
1.1 Основные направления развития топливно-энергетического комплекса в России на рубеже XX – XXI веков ………………………….

6
1.2 Характеристика рынка сбыта продукции топливно-энергетического комплекса ……………………………………………………………………

9
1.2.1. Формирование спроса на топливо и энергию на внутреннем рынке ………………………………………………………….

9
1.2.2. Россия на мировых энергетических рынках ……………….
10
Состав и структура цен на продукцию топливно-энергетического комплекса……………………………………

15
Сущность цен и ценообразования ………………………..………….
15
2.2. Структура цен в топливно – энергетическом комплексе ……………
16
Анализ ценообразования на нефть и газ на внутреннем и внешнем рынках ………………………………………………………………………..

21
III. Перспективы и стратегические инициативы развития топливно-энергетического комплекса в Ханты – Мансийском автономном округе – Югре ……..


32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………….
34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………….
36

Файлы: 1 файл

курсовая полная.doc

— 173.50 Кб (Скачать файл)

Прогнозные показатели динамики внутреннего спроса на топливно-энергетические ресурсы приведены в приложении # 1 к настоящей Стратегии.

1.2.2. Россия на мировых энергетических рынках

Россия занимает одно из ведущих мест в мировой системе  оборота энергоресурсов, активно  участвует в мировой торговле ими и в международном сотрудничестве в этой сфере.

Особенно значимы позиции  страны на мировом рынке углеводородов.

В последние годы Россия занимает лидирующие позиции по объему добычи сырой нефти и обеспечивает 12 процентов мировой торговли нефтью. Свыше четырех пятых объема российской нефти экспортируется в страны Европы, доля России на рынках которых составляет около 30 процентов. Основным направлением экспорта российских нефтепродуктов также является европейский рынок.

Россия занимает первое место в мире по запасам природного газа (23 процента мировых запасов) и  по объемам его ежегодной добычи, обеспечивая 25 процентов мировой торговли этим энергоносителем, доминируя как на европейском газовом рынке, так и на рынке стран Содружества Независимых Государств. В общем объеме потребления газа в странах зарубежной Европы (включая Турцию, но не учитывая страны Содружества Независимых Государств) на российский газ приходится около 30 процентов. Обладая уникальной газотранспортной системой, Россия также играет важную роль в обеспечении поставок центральноазиатского газа в Европу и страны Содружества Независимых Государств.

Россия удерживает второе место в мире по запасам угля (19 процентов мировых запасов), пятое  место по объемам ежегодной добычи (5 процентов мировой добычи) и  обеспечивает около 12 процентов мировой  торговли энергетическим углем.

Российская атомная энергетика составляет 5 процентов мирового рынка атомной электрогенерации, 15 процентов мирового рынка реакторостроения, 45 процентов мирового рынка обогащения урана, 15 процентов мирового рынка конверсии отработанного топлива и обеспечивает 8 процентов мировой добычи природного урана.

Особенности предстоящего периода развития мировых энергетических рынков связаны с процессами их реструктуризации, возрастанием удельного веса развивающихся  стран, обострением конкуренции. При  этом в последнее время существенно увеличилась степень неопределенности и рисков в развитии мировых рынков,  
в том числе в связи с резкой и непредсказуемой динамикой цен на нефть, негативными последствиями мирового финансового кризиса, угрозами дефицита поставок энергоресурсов в посткризисный период, неоднозначными перспективами заключения международных соглашений по вопросам экологической политики и изменения климата. С другой стороны, все большее понимание и поддержку в мире находят усилия по повышению долгосрочной устойчивости энергетических рынков, глобальной энергетической безопасности, обеспечение которой должно осуществляться без ущерба чьим бы то ни было национальным интересам. Эта тенденция нашла свое отражение, в частности, в решениях и рекомендациях, принятых в 2006 году на Санкт-Петербургском саммите "Группы восьми".

Указанные факторы с  учетом проводимой Россией внешней  энергетической политики будут определять ее положение на мировых энергетических рынках в перспективе.

Несомненно, Россия останется  ведущим игроком на мировом рынке углеводородов, будет активно участвовать в развитии рынков электроэнергии и угля, упрочит свои позиции в мировой атомной энергетике.

Одним из главных принципов  при этом будет сохранение стабильных отношений с традиционными потребителями  российских энергоресурсов и формирование столь же устойчивых отношений на новых энергетических рынках.

Наряду с экспортом  первичных энергоносителей особое внимание будет уделяться развитию экспорта продукции глубокой степени  переработки, а также развитию ее производства за рубежом российскими топливно-энергетическими компаниями. В частности, для России в будущем значительный интерес представляют высококонкурентные мировые рынки продукции нефте- и газохимии.

Хотя в настоящее  время Россия практически не представлена на мировом рынке энергетики, основанной на возобновляемых источниках энергии, она не останется в стороне от развития этого перспективного направления (с учетом структуры и особенностей развития национального энергетического сектора). Имеющийся в стране потенциал возобновляемых источников энергии и научно-технические разработки в этой сфере наряду с развитием международного сотрудничества станут основой поэтапного увеличения вклада России в развитие указанного рынка.

В период до 2030 года экспорт  энергоносителей будет оставаться важнейшим фактором развития национальной экономики, однако степень его влияния на экономику будет сокращаться. Это отразится на динамике экспорта, который будет постепенно замедлять свой рост и, как ожидается, стабилизируется к концу рассматриваемого периода.

Эта тенденция согласуется  с долгосрочной экономической политикой  государства, ориентированной на диверсификацию структуры экономики и снижение зависимости страны от экспорта энергоресурсов.

Прогнозные показатели динамики экспорта российских энергоресурсов приведены в приложении # 1 к настоящей Стратегии.

Энергетические рынки  Европы и стран Содружества Независимых  Государств останутся основными  рынками сбыта продукции российского  топливно-энергетического комплекса  на весь период действия настоящей Стратегии. В связи с этим будут осуществлены меры по снижению транзитных рисков, включая дальнейшее развитие и совершенствование полноценной экспортной инфраструктуры, обеспечивающей надежность поставок российских энергоносителей на указанные рынки.

Вместе с тем доля европейского направления в общем  объеме экспорта российских топливно-энергетических ресурсов будет неуклонно сокращаться  за счет диверсификации экспортных энергетических рынков в восточном направлении (Китай, Япония, Республика Корея, страны Азиатско-Тихоокеанского региона). При этом к концу третьего этапа реализации настоящей Стратегии удельный вес восточного направления в экспорте жидких углеводородов (нефть и нефтепродукты) возрастет с 6 процентов в настоящее время до 22 - 25 процентов, а в экспорте газа - с 0 до 19 - 20 процентов.

Настоящая Стратегия  предусматривает также диверсификацию товарной структуры экспорта энергоносителей  за счет увеличения в экспорте доли энергетических продуктов с высокой  добавленной стоимостью (нефтепродукты, сжиженный природный газ, газомоторное топливо, продукция газохимии и нефтехимии, электроэнергия).

Таким образом, Россия не только сохранит свои позиции на мировом  энергетическом рынке как крупнейший поставщик энергоносителей, но и  качественно изменит характер своего присутствия на нем за счет диверсификации товарной структуры и направлений российского энергетического экспорта, активного развития новых форм международного энергетического бизнеса и расширения присутствия российских компаний за рубежом. Это позволит снизить риск монозависимости российского энергетического сектора от экспорта энергоносителей в Европу, а также увеличить доходность и эффективность международной деятельности российских топливно-энергетических компаний без существенного увеличения объемов экспорта первичных энергоносителей.

 

 

II. Состав и структура цен на продукцию топливно-энергетического комплекса

2.1. Сущность цен и ценообразования

Цена – это одна из важнейших экономических категорий. Товары являются объектом операций купли—продажи, т. е. товары имеют общественную ценность. Общественная ценность, представленная в денежном эквиваленте, является ценой товара.

Сущность цены определяется двумя основными теориями.

Основы первой теории – стоимостной теории цены –  были заложены В. Петти, А. Смитом и Д. Риккардо. Стоимостная теория цены была последовательно разработана К. Марксом в рамках его учения об абстрактном труде как объективной субстанции стоимости. Согласно данной теории товар имеет стоимость и цену.

Стоимость представляет собой реализованный в товаре общественно полезный труд, причем труд должен соответствовать средним для рассматриваемого периода условиям, производительности и интенсивности. Каждый отдельный товар представляет собой результат труда, соответственно обладает определенной стоимостью, которая делает все товары качественно однородными, т. е. сопоставимыми и соизмеримыми.

Причем в рамках стоимостной  теории цены труд, воплощенный в  товарах, также становится качественно  однородным, абстрактным трудом.

Величины абстрактного труда, отражающиеся в стоимости товара, можно сравнивать. Посредством сравнения стоимостей товара, а следовательно, и величин абстрактного труда, устанавливаются объективные пропорции обмена и купли—продажи товаров.

Цена согласно теории К.Маркса представляет собой денежное выражение стоимости товара. Цена может быть не тождественна стоимости.

В стоимостной теории цены четко различаются понятия  цены и стоимости. Стоимость представляет собой объективную основу цены.

Вторая теория утверждает, что цена определяется суммой финансовых затрат при самом оптимальном способе использования ресурсов производства. Причем рыночная цена товара определяется не столько в зависимости от финансовых затрат производителя, сколько в зависимости от непосредственной оценки этих затрат с точки зрения полезности самим покупателем. Цена представляет собой самостоятельную, независимую внестоимостную величину, в определении которой главную роль играет оценка покупателя, а не финансовые затраты производителя. Цена не зависит от стоимости.

Итак, первая теория утверждает, что цену определяет предложение (стоимость), а вторая – что цену определяет спрос (полезность).

Цена представляет собой  определенную денежную сумму, за которую  продавец готов продать товар, а  покупатель готов его приобрести.

Ценообразование – это процесс, посредством которого происходит формирование цены на товар или на услугу. Выделяют два способа ценообразования:

1) централизованное ценообразование означает формирование цен государством, базирующееся на издержках производства и издержках обращения;

2) рыночное ценообразование означает формирование цен, основанное на взаимодействии спроса и предложения.

Одной из главных проблем  как коммерческих, так и некоммерческих организаций является утверждение  оптимальной цены на свои товары и услуги.4

 

2.2. Структура цен в топливно – энергетическом комплексе

Цены на продукцию топливно-энергетического  комплекса формируются под воздействием множества факторов и критериев. К ним относятся:

  1. издержки;
  2. соотношение спроса и предложения;
  3. государственная политика регулирования деятельности предприятий топливно-энергетического комплекса;
  4. цены на мировом рынке;
  5. инвестиционная политика и т. д.

С дальнейшим развитием рыночных отношений  число регулируемых государственными органами цен уменьшается, растет доля свободных рыночных цен. На процесс ценообразования все больше оказывает влияние конкуренция как между отдельными видами энергоносителей, так и между топливодобывающими предприятиями.

Цены внутреннего  рынка естественным образом зависят  от изменения уровня вывозных таможенных пошлин, сезонных колебаний спроса на отдельные нефтепродукты (бензины, дизтопливо – летом; мазут – в осенне-зимний период) и иных рыночных факторов (например, сокращения предложения в связи с выводом в ремонт НПЗ).

На сегодня цены на продукцию топливно-энергетического комплекса не являются в полной мере свободными и рыночными. На динамику цен большое влияние оказывают инфляционные ожидания и интересы производителей, но в то же время на нее практически не влияют изменения спроса со стороны потребителей. Для текущих оптовых цен производителей топливно-энергетического комплекса характерно непрерывное повышение. Такая динамика цен привела к устойчивому неравенству как между ценами на отдельные виды энергии, так и между ценами на энергию и большей частью товаров и услуг.

Цены на топливно-энергетические ресурсы  для потребителей значительно различаются (приблизительно, в 8-10 раз). Это происходит по следующим причинам:

  1. неравномерное распределение ресурсов;
  2. большая территория страны;
  3. высокие транспортные издержки.

Существенно различаются также  цены топливодобывающих предприятий (примерно в 2–4 раза) и цены на продукты нефтепереработки (приблизительно в 2 раза).

Для топливно-энергетических отраслей развитых стран с рыночной экономикой характерно наличие естественных монополий. Монополия дает производителям возможность завышать издержки, неоправданно повышать цены, ухудшать качество и т. п. Такие действия необходимо пресекать посредством государственного регулирования.

В РФ в газовой отрасли на протяжении 1993–1995 гг. использовалась стратегия ценообразования, в соответствии с которой цены на газ для промышленных покупателей каждый месяц корректировались соответственно росту цен на продукцию промышленности за предыдущий месяц. Цены не различались ни в сезонном, ни в региональном разрезах.

Во внешней торговле цены оптовых  закупок газа обычно определяются в  соответствии с ценовыми формулами, в которых учитываются цены так  называемой «корзины» энергоресурсов, в частности мазута (цена на который является производной от цены нефти) и угля.

Цены на нефть определяются на основе сложного соотношения интересов  и сил, включающего в себя и  механизмы квотирования добычи.

В настоящее время действующее  антимонопольное регулирование  цен встречает мощное сопротивление заинтересованных сил (политических и экономических) и не способно пока изменить ценовую конъюнктуру и ситуацию на рынке.5

С целью стабилизации ценовой ситуации на внутреннем рынке нефтепродуктов Минэнерго России участвует в  реализации следующего комплекса мер6:

  • меры по дальнейшему развитию биржевой торговли нефтепродуктами с доведением ее объемов с 10% в 2010 году до 15-17% от суммарного внутреннего потребления за счет улучшения организации торгов (формирование прозрачных биржевых индикаторов, обеспечение анонимности торгов, приоритет на заключение договоров на транспортировку) и увеличение количества участников;
  • работа по формированию ценового индикатора внутреннего рынка нефтепродуктов на основе биржевых и внебиржевых сделок;
  • подготовка предложений по порядку формирования и персональному составу некоммерческой организации (Биржевого совета), имеющей целью мониторинг цен и их экономической обоснованности не нефтепродукты на внутреннем рынке;
  • реализация постановления Правительства РФ «Об утверждении Положения о порядке регистрации товарной биржей внебиржевых сделок с биржевым товаром, в том числе долгосрочных договоров поставки, а также ведения реестра указанных сделок и предоставления информации из реестра», что позволит повысить прозрачность ценообразования на внутреннем рынке нефтепродуктов;
  • мониторинг цен на горюче-смазочные материалы с целью их снижения;
  • подготовка предложений по созданию информационной системы обеспечивающей публичное информирование общества по оперативной ситуации на рынке нефтепродуктов;
  • расширение практики организации топливообеспечения крупных потребителей, в первую очередь авиапредприятий на основе прямых долгосрочных договоров;
  • выдача рекомендаций нефтяным компаниям согласовывать с Минэнерго России графики проведения ремонтных и профилактических работ НПЗ;
  • подготовка предложения по расширению номенклатуры и объемов нефтепродуктов, хранящихся в Росрезерве для проведения интервенций в случае дефицита топлива, либо резкого повышения цен. 

Информация о работе Состав и структура цен на продукцию топливно-энергетического комплекса