Состав и структура цен на продукцию топливно-энергетического комплекса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 10:34, курсовая работа

Описание работы

Основной целью курсовой работы является выявление основных особенностей ценообразования на рынке нефти в России.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. определить факторы, влияющие на цену;
2. определить структуру цены;
3. рассмотреть организацию ТЭК в своем регионе.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………
3
ХАРАКТЕРИСТИКА РОССИИ топливно-энергетического комплекса ………………………………………………………………

6
1.1 Основные направления развития топливно-энергетического комплекса в России на рубеже XX – XXI веков ………………………….

6
1.2 Характеристика рынка сбыта продукции топливно-энергетического комплекса ……………………………………………………………………

9
1.2.1. Формирование спроса на топливо и энергию на внутреннем рынке ………………………………………………………….

9
1.2.2. Россия на мировых энергетических рынках ……………….
10
Состав и структура цен на продукцию топливно-энергетического комплекса……………………………………

15
Сущность цен и ценообразования ………………………..………….
15
2.2. Структура цен в топливно – энергетическом комплексе ……………
16
Анализ ценообразования на нефть и газ на внутреннем и внешнем рынках ………………………………………………………………………..

21
III. Перспективы и стратегические инициативы развития топливно-энергетического комплекса в Ханты – Мансийском автономном округе – Югре ……..


32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………….
34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………….
36

Файлы: 1 файл

курсовая полная.doc

— 173.50 Кб (Скачать файл)

Рынок нефти и нефтепродуктов в настоящее время.

Существующий в России механизм изъятия и распределения ресурсной  ренты не содержит системы стимулов к модернизации, энергоэффективности, защите окружающей среды в силу того, что: ресурсная рента с внешнего рынка изымается экспортными пошлинами; ресурсная рента на внутреннем рынке через низкие цены на энергоносители напрямую, без поступления в бюджет распределяется между производителями и потребителями нефти и нефтепродуктов; более высокие экспортные пошлины на светлые нефтепродукты по сравнению с темными нефтепродуктами до недавнего времени создавали отрицательные стимулы к модернизации нефтепереработки. 

Искаженные ценовые пропорции  между нефтью и различными продуктами ее переработки на внутреннем рынке  и отсутствие институциональных  двигателей модернизации консервируют отсталость нефтепереработки и российской экономики в целом. 

Как отмечалось выше, последним законодательным шагом регулирования ставок экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты было Постановление Правительства Российской Федерации от 26 августа 2011 г. № 1155, которым установлена привязка экспортной пошлины на нефтепродукты к экспортной пошлине на нефть, а ставка экспортной пошлины на нефть устанавливается правительством с применением в установленной расчетной формуле коэффициента 0,60 (схема «60-66-90»). 

Следует отметить, что формально  правительство может вернуться  к коэффициенту 0,65, однако на данный момент согласованная позиция профильных министерств заключается в том, что пока будет применяться схема «60-66-90» и осуществляться мониторинг эффективности ее применения. Если результаты применения этой схемы будут положительны, то коэффициент 0,60 может быть закреплен законодательно, внесен в Закон «О таможенном тарифе». Возможным вариантом является также дальнейшее снижение экспортной пошлины на нефть путем применения в расчетной формуле коэффициента 0,55. 

Однако согласно первым наблюдениям в начале 2012 г., по всей видимости, закрепленное постановлением правительства № 1155 повышение экспортных пошлин на нефть вместе с незакрепленным законодательно переходом на коэффициент 0,60 не дает нужного эффекта. Мазут продолжает экспортироваться и не направляется на дальнейшую переработку. Кроме того, за счет снижения экспортной пошлины на нефть наблюдается существенное выпадение доходов федерального бюджета. Отчасти, по видимому, это происходит за счет того, что при текущем уровне мировых цен на нефть величина абсолютного дифференциала между пошлиной на нефть и пошлиной на нефтепродукты остается достаточно высокой, чтобы стимулировать российскую нефтепереработку, а не экспортировать мазут. То есть последние попытки российского правительства стимулировать повышение глубины переработки при сохранении нейтральности поступлений в бюджет, планировалось, что выпадающие поступления от сокращения пошлин на нефть будут компенсированы ростом экспорта нефти, по всей видимости, пока безуспешны. Использование принятой схемы без сопутствующих снижению величины экспортной пошлины мер, предлагаемых в настоящей работе, дальнейшее снижение экспортных пошлин на нефть не представляется рациональным.

Ставки экспортных пошлин на все  продукты из нефти за исключением  сжиженных углеводородных газов по отношению к экспортной пошлине на нефть в настоящий момент устанавливаются согласно постановлению № 1155. 

Несмотря на ряд положительных  моментов, закрепленных данным постановлением, а именно частичное устранение перекоса, стимулирующего экспорт темных нефтепродуктов, оно не решает основной задачи преодоления неэффективности российской нефтепереработки. Проблема заключается не только в неэффективности структуры производимой корзины нефтепродуктов, но и в технологической неэффективности выработки легких высококачественных фракций. 

Неизбежной мерой для преодоления  технологической отсталости нефтепереработки и повышения энергоэффективности  экономики в целом является отмена экспортных пошлин.

Основными макроэкономическими последствиями предлагаемых преобразований являются: изменение цен потребителей и производителей в отдельных отраслях; изменение цен энергоносителей, в первую очередь нефтепродуктов; изменение характера экономического роста. Основным социальным последствием является рост потребительских цен, цен на жилищно-коммунальные услуги, розничных цен на бензин. Базовой отправной точкой для оценки этих последствий является определение внутренней равновесной цены нефтепродуктов для промышленных предприятий и розничной цены для населения. 
III. Перспективы и стратегические инициативы развития топливно-энергетического комплекса в Ханты – Мансийском автономном округе – Югре

Нефтегазодобывающая отрасль является базовой отраслью экономики региона, и перспективы Югры зависят от ее развития. Это было в очередной раз подтверждено в ходе общественного этапа разработки Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа до 2020 года и на период до 2030 года.

Основной вопрос – топливно-энергетический сегмент Стратегии социально-экономического развития Югры до 2020 года и на период до 2030 года, а также отражение этого сегмента экономики в территориальной информационной системе региона.

Первая нефть Югры была извлечена  из недр в 1964 году. Пик добычи нефти  в автономном округе – 373,5 млн тонн, он приходится на 1988 год, после чего произошло ее сокращение, связанное с экономической и политической ситуацией в стране. В настоящее время наметилась устойчивая тенденция стабилизации добычи нефти на уровне 260 млн тонн. В феврале 2012 года в автономном округе была добыта 10-миллиардная тонна нефти в начала освоения югорских недр.

Огромный ресурсный потенциал  округа обеспечен значительными  объемами геологоразведочных работ  в 70-80-х годах прошлого века –  на долю Югры. Эти объемы бурения позволили в среднем приращивать более 750 млн ежегодно, открыть и разведать более 90% разрабатываемых сегодня месторождений.

Сейчас на территории Югры работают все вертикально-интегрированные  компании страны: «ЛУКОЙЛ», «ТНК-ВР», «Сургутнефтегаз», «Газпром нефть», «Роснефть», «Русснефть», «ГАЗПРОМ» и «ГАЗПРОМ нефть». Немалый вклад в экономику округа вносят и небольшие компании - недропользователи.

В недрах округа разведаны 11 уникальных месторождений РФ: Самотлорское, Приобское, Красноленинское, Федоровское, Мамонтовское, Салымское, Приразломное, Малобалыкское, Ватьеганское, Тевлинско-Русскинское и Аганское. К сожалению, часть из них характеризуется большой выработанностью запасов: Мамонтовское – 84%, Аганское – 80%, Федоровское – 74%. Но не так давно введены в разработку Приобское месторождение, в активную стадию освоения должны войти залежи Красноленинского, Приразломного, Салымского месторождений, содержащие трудноизвлекаемые запасы нефти.

Сегодня существуют 3 варианта развития добычи в округе. Инновационный – предполагает существенное развитие ресурсной базы, активизацию ГРР, ввод в промышленное освоение нижних горизонтов разреза и новых территорий. Также предполагается внедрение налоговых стимулов для увеличения темпов отбора нефти. Реализация этого варианта обеспечит стабильную добычу нефти 250-260 млн тонн как минимум до 2020 года. А разработанная в Югре территориальная информационная система позволяет решать связанные с этим новые управленческие задачи.

Ресурсная база Югры, а также наличие развитой инфраструктуры позволяет округу на долгосрочную перспективу оставаться главным нефтедобывающим регионом России.8

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, цены в топливно-энергетическом комплексе складываются под влиянием большого количества факторов: издержек, баланса спроса и предложения, мер государства по регулированию деятельности энергетических предприятий, цен мирового рынка, инвестиционной политики и др. По мере развития рыночных отношений круг регулируемых государством цен сужается и увеличивается роль свободных цен. Цены во все большей степени формируются в результате конкуренции как между отдельными энергоносителями, так и между отдельными топливодобывающими и энергопроизводящими предприятиями.

Основу цены нефти составляет ее себестоимость. Она характеризует текущие издержки предприятия по производству и реализации продукции. При определении расходов, связанных с производством и реализацией продукции, руководствуются ст. 253 НК РФ. Удельный вес себестоимости продукции в ее цене составляет 35%, прибыль — 20%, НДС — 16,7-20%.

Цены на конечную продукцию на прямую зависят от мировых цен на нефть. Чем выше мировой уровень цен  на нефть, тем выше цены на бензин в  стране. Это объясняется тем, что  производители платят налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), который привязан к мировой цене на нефть.

Основную долю в структуре цены на нефть составляют налоги – около 65%. Отсюда и высокая цена бензина.

Нефтяная отрасль не подлежит государственному регулированию в области цен. Все цены устанавливаются в условиях конкуренции. Возможно, государственное регулирование помогло стабилизировать цены на нефтепродукты в стране.

Большим недостатком ценовой политики на продукцию топливно-энергетического  комплекса является несоответствие цен на топливо и энергию их энергетической и потребительской ценности. Заметно лишь повышение цены угля при росте его калорийности. На большинстве нефтеперерабатывающих заводов оптовые цены изменяются всего на 0,2-0,6% на каждые 0,5% содержания серы в топочном мазуте. Цена неэтилированного бензина в среднем превышает цену этилированного на 5%. Однако на ряде нефтеперерабатывающих заводов это различие значительно меньше или вообще отсутствует. По существу, не дифференцированы цены зимнего и летнего дизельного топлива: на многих нефтеперерабатывающих заводах они одинаковы. В цене природного газа для российских потребителей не учитывается содержание в нем различных компонент. В то же время в поставках топлива на экспорт строго устанавливается зависимость цены от качественных характеристик.

Из всего выше сказаного следует, что ценообразование в нефтяной отрасли далеко несовершенно и размыто, и требует серьезных доработок.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Энергетическая стратегия России на период до 2020 года.// Прил. к общественно-деловому журналу «Энергетическая политика». – М.: ГУ ИЭС, 2003. – 136с.
  2. Энергетическая стратегия России на период до 2030 года.// Прил. к общественно-деловому журналу «Энергетическая политика». – М.: ГУ ИЭС, 2010. – 184с.
  3. Бобылев, Ю.Н. Факторы развития рынка нефти [Текст] / Ю.Н. Бобылев, Д.Н. Четвериков. – М.: ИЭПП, 2006. – 179 с.
  4. Бушуев, В.В. Российская электроэнергетика – 2050 в контексте инновационного развития. [Текст] / В.В. Бушуев, Н.К. Куричев и др. – М.: ЗАО «ГУ ИЭС», 2011. – 76с.
  5. Есипова, В.Е. Цены и ценообразование. [Текст] / Под ред. В.Е. Есипова: Учебник для вузов. – СПб.: Издательство «Питер», 2006. - 464с.
  6. Руднева, Л.Н. Основы экономической деятельности предприятий нефтяной и газовой промышленности: учебник [Текст] /Л.Н. Руднева, Т.Л. Краснова, В.В. Елгин. – Тюмень: ТюмГНГУ, 2008. -246с.
  7. Орлов В.П. Минерально-сырьевой потенциал России на пороге XXI века [Текст] // Экономика и управление, - 1998, - № 1.
  8. Сотрудничество стран Северо-Восточной Азии в энергетике: анализ и перспективы. - Культурно-экономическое сотрудничество стран Северо-Восточной Азии: материалы международного симпозиума. [Текст] / В.В. Пашина, Том 1. Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, - 2005. - с.104-106.
  9. Якорева, А.С. Ценообразование. Шпаргалки [Текст] / А.С. Якорева - М.: изд-во Эксмо", 2008 г. - 32 с.
  10. «О мерах законодательного обеспечения стабилизации цен на внутреннем рынке нефтепродуктов, в том числе по развитию биржевой торговли нефтепродуктами как одного из механизмов антимонопольного регулирования цен» выступление в Госдуме РФ 24 февраля 2011// докладчик заместитель Министра энергетики РФ Юрий Сентюрин //опубликовано на официальном сайте Министерства энергетики России - http://minenergo.gov.ru/. Дата обращения 10.03.2013г.
  11. Статья «В Югре обсуждают основные направления развития ТЭК». 07. 09. 2012 -  «Югра–информ» интернет-газета. Официальный сайт - http://www.ugrainform.ru. Дата обращения 10.03.2013г.
  12. Интернет журнал «Лента.РУ». Точка доступа: http://lenta.ru/news/2011/12/29/zapasy/. Дата обращения 10.03.2013г.
  13. Россия топит мир: экспорт нефти и газа из РФ снова бьет рекорды: электронный код доступа http://top.rbc.ru/economics/07/02/2012/636603.shtml
  14. Экспорт нефти и нефтепродуктов из России: долгосрочные тенденции, приоритетные направления. //Oil & Gas Eurasia , 2011, № 9.
  15. Пашина, В.В. Сотрудничество стран Северо-Восточной Азии в энергетике: анализ и перспективы. - Культурно-экономическое сотрудничество стран Северо-Восточной Азии: материалы международного симпозиума. Том 1. Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, - 2005. - с.104-106.
  16. Экономический вэб сайт. Точка доступа: http://www.webeconomy.ru.

 

1 Статья «Запасы нефти и газа в России в 2011 году увеличились» 29 декабря 2011». Интернет журнал «Лента.РУ». Точка доступа: http://lenta.ru/news/2011/12/29/zapasy/. Дата обращения 10.03.2013г.

2 Энергетическая стратегия России на период до 2020 года.// Прил. к общественно-деловому журналу «Энергетическая политика» . – М.: ГУ ИЭС, 2003. – 136с.

3 Энергетическая стратегия России на период до 2030 года.// Прил. к общественно-деловому журналу «Энергетическая политика» . – М.: ГУ ИЭС, 2010. – 184с.

4 Якорева А.С. Ценообразование. Шпаргалки DOC. М.: изд-во Эксмо", 2008 г. - 32 с. – с. 3

5 Якорева А.С. Ценообразование. Шпаргалки DOC. М.: изд-во Эксмо", 2008 г. - 32 с.

6 «О мерах законодательного обеспечения стабилизации цен на внутреннем рынке нефтепродуктов, в том числе по развитию биржевой торговли нефтепродуктами как одного из механизмов антимонопольного регулирования цен» выступление в Госдуме РФ 24 февраля 2011// докладчик заместитель Министра энергетики РФ Юрий Сентюрин //опубликовано на официальном сайте Министерства энергетики России - http://minenergo.gov.ru/. Дата обращения 10.03.2013г.

7 Экономический вэб сайт точка доступа: http://www.webeconomy.ru.

8 Статья «В Югре обсуждают основные направления развития ТЭК». 07. 09. 2012 - «Югра–информ» интернет-газета. Официальный сайт - http://www.ugrainform.ru. Дата обращения 10.03.2013г.

 


Информация о работе Состав и структура цен на продукцию топливно-энергетического комплекса