Система ценообразования предприятия ООО «Орион»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2014 в 13:33, курсовая работа

Описание работы

На современном этапе перехода к рыночным отношениям в нашей стране формирование ценовой политики предприятия начинает играть важную роль для успешной деятельности любого предприятия. Возросшая конкуренция вынуждает предприятия - изготовителей идти на все большие уступки потребителям и посредникам в сбыте своей продукции с помощью ценовой политики. Кроме того, объективным фактором возрастания роли ценовой политики является то, что эффективность рекламы снижается из-за растущих издержек и рекламной тесноты в средствах массовой информации. Поэтому все большее число предприятий прибегает к формированию эффективной ценовой политики предприятия, как к средству, которое может эффективно поддержать конкурентоспособность предприятия.

Содержание работы

Введение

Глава 1. Теоретические основы ценообразования. Теория стоимости: спрос или предложение

Глава 2. Факторы производства
Глава 3. Теория полезности
Глава 4. Система ценообразования предприятия ООО «Орион»
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 103.78 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

 

Глава 1. Теоретические основы ценообразования. Теория стоимости: спрос или предложение

 

Глава 2. Факторы производства 

Глава 3. Теория полезности

Глава 4. Система ценообразования предприятия ООО «Орион»

Заключение

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

На современном этапе перехода к рыночным отношениям в нашей стране формирование ценовой политики предприятия начинает играть важную роль для успешной деятельности любого предприятия. Возросшая конкуренция вынуждает предприятия - изготовителей идти на все большие уступки потребителям и посредникам в сбыте своей продукции с помощью ценовой политики. Кроме того, объективным фактором возрастания роли ценовой политики является то, что эффективность рекламы снижается из-за растущих издержек и рекламной тесноты в средствах массовой информации. Поэтому все большее число предприятий прибегает к формированию эффективной ценовой политики предприятия, как к средству, которое может эффективно поддержать конкурентоспособность предприятия.

Ценообразование на предприятии является важной составляющей деятельности. Ценовая политика предприятия состоит из ценовой стратегии и ценовой тактики. Ценовую стратегию можно определить как конкретные действия на долгосрочную перспективу по планированию цен на продукцию. Она направлена на определение деятельности производственной и сбытовой систем предприятия с целью получения запланированной прибыли от реализации, а также обеспечения конкурентоспособности произведенной продукции и предоставленных услуг соответственно целям и задачам общей стратегии предприятия.

Каждое предприятие самостоятельно устанавливает цену. Имеется два подхода к рыночному ценообразованию: установление индивидуальных цен, либо единых цен. Первая формируется на договорной основе в результате переговоров между покупателем и продавцом, обеспечивающих согласование интересов сторон. Вторая характерна тем, что все покупатели приобретают товар по одинаковой цене.

 

1. Теоретические  основы ценообразования

1.1 Цена и её  виды

Цена реализации товара определяет то количество денег, за которое продавец согласен продать, а покупатель готов купить единицу произведенного товара.

Цена является стоимостью произведенного товара, выраженной в денежном виде.

Покупка произведенной продукции - это признание обществом ее полезности.

Побудительным мотивом к производству необходимой обществу конкретной продукции для ее производителей является стремление получить прибыль.

Основными факторами, определяющими величину возможной прибыли предприятия, являются цена производимого товара, объем реализации и величина издержек предприятия на выпуск данной конкретной продукции.

В условиях рыночных отношений все производители принимают решения о номенклатуре производства продукции и о его масштабах самостоятельно, учитывая лишь свои собственные интересы, производственные и финансовые возможности и стремление получить прибыль от своей деятельности. В этих условиях возникает вопрос - кто же регулирует объемы производства конкретной продукции, обеспечивая ее поставки обществу в нужном количестве, ассортименте и качестве? Кто устанавливает цены на эту продукцию?

В рыночной экономике таким регулятором является рыночный механизм, устанавливающий объемы спроса каждого конкретного товара и соответствующий им уровень цен на эти товары. Этот рынок уравновешивает экономические интересы производителей. Каждый производитель стремится приобрести необходимые ему для производства ресурсы по наиболее дешевым ценам, а продать свою продукцию на рынке ее сбыта по наиболее высоким ценам. Наличие возможности продать произведенный товар по более высоким ценам побуждает производителя увеличивать объем производства. Получается, что рост цены реализации товара стимулирует рост объема предложений товара на рынке его сбыта. Однако это положение вступает в противоречие с интересами потребителей, поскольку чем выше цена, тем меньше спрос на эту продукцию. В этих условиях производитель не может реализовать произведенный дополнительный объем продукции по повышенным ценам, и в целях стимулирования спроса он вынужден снижать цену до взаимоприемлемого уровня. Этот уровень и определит равновесный объем спроса.

Цена на рынке сбыта продукции устанавливается на основе соотношения величин спроса и предложения конкретных товаров по соответствующим этим объемам ценам независимо от индивидуальных затрат конкретных поставщиков этих товаров.

В общем случае уровень цен на конкретные товары с учетом рыночных колебаний спроса и предложения должен отражать величину общественно необходимых затрат на их производство.

Цена на производимый товар для предприятия-изготовителя должна компенсировать ему все издержки по производству товара и обеспечить получение нормальной прибыли. Производитель лишь тогда заинтересован в производстве конкретного товара, если это производство будет рентабельным. Если же издержки производства будут высоки и получаемая прибыль будет ниже средней (в отрасли, в районе) или ее вообще не будет, производитель потеряет экономическую мотивацию выпуска данной продукции и поставки ее на рынок сбыта сократятся.

Цены на конкретные виды продукции, установившиеся на рынке их сбыта, и соответствующие им равновесные объемы предложения и спроса являются экономическим индикатором оценки степени общественной полезности и экономической эффективности выпуска конкретной продукции конкретным производителем.

Соизмеряя уровень своих издержек производства с установившейся рыночной ценой, производитель, стремясь получить максимальную прибыль, может прогнозировать и планировать свои объемы производства конкретной продукции.

Следует отметить некоторую особенность формирования цен на продукцию отраслей горнодобывающей промышленности. Эта особенность является следствием особого положения этих отраслей в системе народного хозяйства страны, поскольку они являются материальной и энергетической основой для всех отраслей производства и от уровня цен на их продукцию зависят уровни цен и тарифов на все товары и услуги, производимые в стране.

Учитывая изложенное, государство, используя свои правовые, административные и финансовые возможности, оказывает определенное влияние на уровень реализационных цен на продукцию горнодобывающего производства.

 

1.2 Принципы ценообразования

Сумма цен на товары и услуги, производимые предприятиями страны, должна соответствовать общественным затратам на производство этой продукции с учетом расходов на расширенное воспроизводство, содержание государственных органов управления, оборону, здравоохранение, образование, науку, культуру и другие общественные потребности. Иначе некому будет покупать произведенные товары либо нечего будет покупать;

- сумма цен на товары  личного потребления должна соответствовать  общим денежным доходам населения  страны;

- цены на конкретные  товары должны обеспечить каждому  нормально работающему предприятию  возмещение его издержек производства  и нормальную прибыль;

- цены на взаимозаменяемые  товары должны быть соизмеримы;

- цены должны учитывать  качество продукции и эффективность  ее использования потребителем;

- цены должны содействовать  внедрению достижений научно-технического  прогресса. Первые два пункта  отражают общие требования к  уровню цен в стране. Их несоблюдение  приводит к диспропорции между  производством и потребителем  товаров и услуг. Результатом  этого может быть отсутствие  платежеспособного спроса на  производимые товары и предлагаемые  услуги либо, наоборот, может создаться  дефицит товаров и услуг.

Государство должно использовать имеющиеся у него рычаги управления экономикой для обеспечения требуемого соответствия стоимости производимых товаров и услуг затратам общества на их производство. В числе государственных рычагов - налоговая и таможенная системы, эмиссионная деятельность государства, бюджетная и социальная политика, законодательные акты и прочее.

Остальные принципы ценообразования относятся непосредственно к предприятиям, производящим товары и услуги.

Эволюция теории стоимости

Задолго до капитализма, в условиях рабовладельческого общества, люди стремились понять сущность товарных отношений, законы, которые ими управляют. Учёные древнего мира делали это попутно, но достигли серьёзных результатов. Маркс писал, что исторически воззрения греческих учёных образуют теоретические исходные пункты современной науки. Выдающееся место в этом отношении принадлежит Аристотелю, с его пониманием необходимости обмена продуктами труда, хотя он и оставался сторонником натурального хозяйства. Аристотель в своих работах пришёл к гениальному для его времени выводу: если один товар обменивается на другой, то это значит, что они равны. Но он не смог выяснить, что лежит в основе равенства товаров.

В средние века равенство товаров трактовалось с теолого-этической точки зрения, поэтому только в дальнейшем, когда идеологи буржуазии в борьбе против феодализма стали разрабатывать экономическую науку и обратились к анализу производства, теория товара постепенно получила своё дальнейшее развитие. Меркантилистская теория, возникшая на заре капитализма, не могла дать сколько-нибудь правильного решения проблемы. Меркантилисты считали источником богатства не производство, а лишь процесс обращения, деньги. Родоначальник буржуазной классической политической экономии Уильям Петти впервые установил, что стоимость товаров определяется сравнительным количеством затраченного на них труда. Он считал, что стоимость создаётся лишь трудом, затраченным на производство денежного товара, а остальные виды труда создают стоимость лишь вследствие обмена их продукта на деньги.

Физиократы в отличие о меркантилистов утверждали, что источником богатства является сельское хозяйство, в котором создается «чистый продукт» - излишек продукта природы сверх положенных затрат. Признавая лишь сельскохозяйственный труд создателем «чистого дохода», физиократы по существу считали, что стоимость растёт из земли. Буржуазная классическая теория получила своё завершение в трудах Адама Смита и Риккардо. Смит выдвинул положение, что в любой отрасли производства, всякий труд создаёт стоимость.

Наряду с трудовой теорией стоимости мы находим у Смита определение стоимости, как стоимости труда, покупаемого за данный товар, и как суммы доходов рабочих и капиталистов.

Смит положил в основу своих взглядов теорию трудовой стоимости: определение стоимости затраченным на производство товара трудом и обмен товаров соответственно заключенным в них количествам труда.

Смит определил и разграничил потребительную и меновую стоимости товара. Он признал равнозначность всех видов производительного труда как создателя и конечного мерила стоимости, показал закономерность того, что стоимость непременно должна выражаться в меновой стоимости товара, в его количественном соотношении с другими товарами, а при достаточно развитом товарном производстве - в деньгах.

Смит не исследовал труд как субстанцию стоимости, не различал процессы труда как процессы создания и перенесения стоимости, поскольку все его внимание было устремлено на меновую стоимость, на количественную меру стоимости, на то, как она проявляется в обменных соотношениях и в конечном счете - в ценах. Смит понимал, что величина стоимости определяется не фактическими затратами труда отдельного товаропроизводителя, а теми затратами, которые в среднем необходимы при данном состоянии общества. Он отмечал также, что квалифицированный и сложный труд создает в единицу времени больше стоимости, чем неквалифицированный и простой, и может быть сведен к нему посредством каких-то коэффициентов.

Помимо основного определения стоимости, заключенным в товаре количеством труда Смит ввел второе понятие, где стоимость определяется количеством труда, которое можно купить за данный товар. В условиях простого товарного производства, когда не было наемного труда, все более, менее ясно. Обменивая кусок ткани на сапоги, можно сказать, что кусок ткани стоит пары сапог или что он стоит труда сапожника за то время, пока он изготовлял сапоги. Но, по существу, это вовсе не одно и то же, что становится ясно для условий капиталистического производства. Если сапожник работает по найму у капиталиста, то стоимость произведенных им сапог и ”стоимость его труда”, то есть то, что он получает за свой труд - совершенно разные вещи. Кусок сукна по-прежнему стоит пары сапог, но он стоит больше, чем труд сапожника, так как в стоимости сапог теперь заключена прибавочная стоимость, присваиваемая капиталистом.

Смит натолкнулся на противоречие, состоящее в том, что в отношениях между капиталистом и рабочим (при найме рабочей силы) закон стоимости, закон обмена эквивалентов вроде бы нарушается. Капиталист оплачивает рабочему в виде заработной платы лишь часть стоимости, которую создает труд рабочего и получает капиталист. Смит не мог объяснить это противоречие в рамках теории трудовой стоимости и делал вывод, что стоимость определялась трудом только в ”первоначальном состоянии общества”, когда не было капиталистов и наемных рабочих, т. е. при простом товарном производстве. Для условий капитализма он сконструировал другую теорию - ”теорию издержек производства”, согласно которой стоимость товара образуется путем сложения заработной платы, прибыли и ренты, приходящихся на единицу товара. Для товаров, в производстве которых не участвует арендованная земля, цена слагается из заработной платы и прибыли. Он писал: ”Заработная плата, прибыль и рента являются тремя первоначальными источниками всякого дохода, равно как и всякой меновой стоимости” Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов - М.: Соцэкгиз, 1962 - С.53.. Он включал в слагаемую таким образом стоимость не просто прибыль, а естественную, среднюю норму прибыли на капитал. Для него было очевидно, что при отсутствии препятствий для перелива капитала норма прибыли в различных отраслях и при различных приложениях капитала должна уравниваться.

Информация о работе Система ценообразования предприятия ООО «Орион»