Особенности формирования механизма ценообразования в условиях рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 22:50, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – проанализировать особенности ценообразования на мировом рынке.
Цель работы определяет наличие следующих задач:
1. Проанализировать теоретические основы процесса ценообразования;
2. Рассмотреть совокупность факторов ценообразования;
3. Рассмотреть методы ценообразования в деятельности зарубежных предприятий;
4. Выявить роль ценовой политики предприятия на мировом рынке в процессе ценообразования;
5. Проанализировать особенности демпинга и ценовой дискриминации на мировых рынках.

Файлы: 1 файл

ценообразование миров рынки (1).doc

— 193.50 Кб (Скачать файл)

    В целом, проблема нерыночного статуса России и определяемой им антидемпинговой политики ЕС стала одной из самых острых в двусторонних экономических отношениях.

     Нежелание  ЕС изменить нерыночный статус  России позволяет российской  стороне говорить не столько  об экономической, сколько о  политической дискриминации России, неготовности признать проделанный  трудный путь реформ, о двойных стандартах, практикуемых Комиссией ЕС.23

Основные негативные последствия нерыночного статуса  России проявляются не только в антидемпинговой  практике ЕС, но именно в этой области  они особенно очевидны. Сейчас в  отношении России в ЕС действуют  или находятся в стадии расследования 16 антидемпинговых процедур, затрагивающих десятую часть промышленного экспорта России в ЕС, причем по самым конкурентоспособным и перспективным статьям.

 

3.2. Методы борьбы с демпингом

    Демпинг запрещен как международными правилами в рамках ВТО, так и национальными антидемпинговыми законами многих стран, которые позволяют применять антидемпинговые пошлины в случае обнаружения факта демпинга. По американскому закону, например, демпингом считается продажа товаров на американский рынок по ценам «ниже справедливых», наносящая ущерб национальной промышленности. Разумеется, большие сложности возникают при определении справедливого уровня цены на тот или иной товар. Для этого проводят специальное расследование и сравнивают предполагаемые демпинговые цены с ценами на данный или аналогичный ему товар, преобладавшими в течение определенного предшествующего периода в стране, где осуществляется демпинг, или на рынках третьих стран. Серьезным доказательством демпинга является продажа товаров по ценам ниже издержек производства.

   Для борьбы с демпингом используется ряд методов, среди которых главную роль играет законодательный. Антидемпинговое законодательство - специальные правовые акты и положения, направленные против демпинга, т.е. против продажи товаров на внешнем рынке по ценам более низким, чем на внутреннем рынке. Основными элементами антидемпингового законодательства являются 6-я статья ГАТТ (Генеральное соглашение по тарифам и торговле), определяющая понятие демпинга, и Международный антидемпинговый кодекс, принятый на Женевской конференции ГАТТ в 1967 г. Последний регламентирует процедуру выявления и доказательства факта демпинга, а также способы компенсации понесенного ущерба фирмам импортирующей страны, производящей аналогичную продукцию. В случае установления факта демпинга импортирующая страна может ввести антидемпинговые пошлины на ввозимые товары.

Антидемпинговые пошлины - разновидность таможенных пошлин; пошлины, призванные противодействовать ввозу в страну товаров по заниженным ценам, т.е. по ценам ниже «нормальной стоимости» этих товаров; временный сбор в размере разницы между ценами продажи товара на внутреннем и внешнем рынках, вводимый импортирующей страной в целях нейтрализации негативных последствий нечестной ценовой конкуренции на основе демпинга.

 Ставку антидемпинговой пошлины обычно определяют одним из следующих способов:

- Как разницу в цене, по которой товар реально продастся на рынке эк-спортирующей страны и на рынке импортирующей. Если товар производится только на экспорт и не продастся на рынке страны-экспортера, то цена на него на внутреннем рынке страны-импортера сравнивается с его ценой на внутреннем рынке любой третьей страны.

- Как разницу в цене, по которой товар должен был бы продаваться на рынке экспортирующей страны, и цены, по которой он реально продастся на рынке импортирующей страны. Потенциальная цена продажи товара на рынке экспортера устанавливается на базе суммы издержек производства, общих издержек, прибыли на продажу на внутреннем рынке и стоимости упаковки и транспортировки товара в импортирующую страну.

  Порядок применения антидемпинговых пошлин регулируется ГАТТ, правила которого разрешают применять антидемпинговые пошлины в том случае, если демпинг угрожает причинить материальный ущерб промышленности страны-импортера или задержать ее развитие. В других отношениях применение антидемпинговых пошлин не рекомендуется, кроме случаев, когда предоставляются прямые или косвенные субсидии на производство либо экспорт демпингового товара.

  Эффект бумеранга - специальный термин, используемый для обозначения одного из антидемпинговых правил, действующего в рамках Европейских сообществ. Согласно правовым нормам демпинг между странами, входящими в ЕС, категорически запрещается, поэтому дешевый товар должен вернуться в страну происхождения по такой же низкой цене. Данная операция и составляет «эффект бумеранга».

  Для борьбы с демпингом также могут использоваться такие нетарифные ограничения, как лицензирование, квотирование, технические барьеры и другие способы.

   Лицензирование представляет собой ограничение в виде получения права или разрешения (лицензии) от уполномоченных государственных органов на ввоз определенного объема товара. В лицензии может устанавливаться порядок ввоза или вывоза товара.

 Квотирование - это лимитирование размера импорта с помощью глобальных, индивидуальных, сезонных и других видов процентных ограничений.

Квотирование  вводится для сбалансирования внешней  торговли и платежных балансов, регулирования  спроса и предложения на внутреннем рынке, выполнения международных обязательств и достижения взаимовыгодной договоренности на межправительственных переговорах.

   Технические  барьеры предполагают соблюдение таможенных формальностей: технических стандартов и норм, требований к упаковке и маркировке товаров, нормативов санитарного и ветеринарного контроля. Данные формальности могут быть сформулированы таким образом, что либо становятся барьером на пути определенных товаров, либо служат целям дискриминации по отношению к отдельным странам.

Одна часть  технических барьеров представляет собой запрет или ограничение  импорта товаров и материалов, загрязняющих окружающую среду (химические товары, ядохимикаты, каменный уголь  и нефть с высоким содержанием  серы). Другая часть включает расширение протекционистских мер в отношении промышленного оборудования, транспортных средств и других видов продукции, эксплуатация которых ведет к загрязнению атмосферы и воздуха. Наконец, последняя связана с качеством товаров, и эти технические барьеры защищают интересы потребителей, оберегая их от ущерба, вызванного дефектом товара, и от возможного вреда при употреблении, что относится, например, к импорту бытовой электротехники, медицинским препаратам и приборам, пищевым продуктам, детским товарам. Многие страны приняли законы, предусматривающие строгие санкции в отношении поставщиков импортных товаров, которые обязаны информировать покупателя в инструкциях, при маркировке или на этикетке обо всех возможных рисках, связанных с потреблением товара. 24

Таким образом, борьба с демпингом носит многоаспектный и комплексный характер, одна из ведущих ролей в которой принадлежит законодательству.

 

3.3.  Ценовая дискриминация и ее роль на мировых рынках

   Ценовая дискриминация определяется как установление разных цен на один и тот же товар, при этом различия в ценах не связаны с затратами. 25Цель ценовой дискриминации - использование всех возможностей для установления максимальной цены на каждую единицу товара (т.е. присвоение максимальной части потребительского излишка). Ценовой дискриминации может подвергаться как один и тот же покупатель, так и разные покупатели.

Ценовая дискриминация  может быть осуществлена при следующих  предпосылках:

-если продавец  обладает достаточно высокой  степенью монопольной власти, обеспечивающей ему контроль над производством и ценами ;

-если можно  сегментировать рынок - разбить  покупателей на разные группы, различающиеся степенью эластичности  спроса по цене73;

-если тот,  кто покупает товар дешевле,  не может затем перепродать  его дороже;

-если издержки проведения ценовой дискриминации на рынке достаточно низкие.

    Наиболее ярко концепция ценовой дискриминации представлена деятельностью транснациональных компаний во второй половине ХХ в.

  Товары «Форд», «Найк» и многих других компаний  в разных странах имели не только разную цену, но и отличные рекламные кампании и даже различные каналы приобретения. Однако тенденция глобализации вновь заставляет компании пересматривать свои стратегии. Так руководитель «Форд» Жак Нассер инициировал полную перестройку маркетинговой стратегии компании в сторону унификации для всех стран .26

    В этой связи можно рассматривать демпинг как ценовую дискриминацию, когда производитель продает свой товар на внешнем рынке по более низкой цене, чем на внутреннем рынке (за мировую цену берется цена, очищенная от пошлины).

     Таким образом, анализ вопросов ценовой дискриминации представляют большой интерес для предприятий, функционирующих на мировом рынке. Нельзя смешивать ценовую дискриминацию с ценовой дифференциацией в зависимости от качества товаров или услуг, например, по сортам, размерам, содержанию полезных веществ или примесей, срочности, гарантии и т.п.

    В условиях совершенной конкуренции ценовая дискриминация невозможна, взаимодействие покупателей и продавцов на конкурентном рынке приводит к образованию единой рыночной цены для любого однородного товара. Она возможна лишь при отсутствии совершенной конкуренции.

     Наиболее благоприятные условия для проведения ценовой дискриминации имеются в сфере услуг, поскольку они не перепродаются. В сфере материального производства ценовая дискриминация сравнительно легко осуществляется в том случае, когда различные рынки отделены друг от друга географически или посредством тарифных барьеров, так что перепродажа товара с дешевого на дорогой рынок связана с большими расходами.

       

 

Выводы по третьей главе.

   

Демпинг  - продажа товаров по искусственно заниженным ценам. Демпинговые цены существенно ниже рыночных цен, а иногда даже ниже, чем себестоимость товара или услуги. Демпинг проводится с различными целями: проникновение или укрепление на новом рынке, вытеснение конкурентов. Демпинг осуществляется государством и (или) компаниями в расчете на возмещение в будущем текущих убытков, когда за счёт демпинга будет достигнуто желаемое положение на рынке.

    Демпинг нарушает правила справедливой конкуренции и влечет убытки местных производителей. Особенно ярко это видно на рынке услуг, поставщики которых, занижая цены ниже реального уровня, стараются увеличить свою долю рынка. Данное явление, принимая системный характер, препятствует развитию как одной отрасли, так и всего рынка однородных услуг в целом. Правилами Всемирной торговой организации демпинг запрещен. В мировой экономической практике принято противостоять демпингу путем применения антидемпингового законодательства, установления специальных антидемпинговых пошлин. Государство имеет законное право облагать антидемпинговыми пошлинами товары, которые продаются по ценам ниже справедливых и наносят материальный ущерб отрасли государства-импортера.

Ценовая дискриминация -  установление разных цен на один и тот же товар при условии, что различия в ценах не связаны с различными издержками.

   В целом выпуск товаров в условиях ценовой дискриминации выше, чем в условиях простой монополии и приближается к тому же уровню, что и при совершенной конкуренции некоторые товары и услуги вообще не могли бы производиться без ценовой дискриминации при их реализации. В этом одна из причин того, что государство обычно поддерживает проведение такой политики и само проводит ее. Другая причина в том, что ценовая дискриминация уменьшает различия в реальных доходах потребителей.

      Но нельзя считать, что ценовая  дискриминация выгодна обществу. Она может сопровождаться неэффективным  межотраслевым распределением ресурсов.

         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    

 

 

 

 

 

 

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 Ценообразование является одним из важнейших компонентов деятельности зарубежных предприятий (фирм).

Механизм ценообразования  заключается также в том, что  цена устанавливается не просто на товар (товар или услугу), а на целую совокупность выгод для покупателя. При этом учитывается следующее:

  • значение цены;
  • различные цели, исходя из которых выбираются стратегии и методы ценообразования;
  • факторы, которые необходимо учитывать при ценовых решениях;
  • ценообразование с точки зрения микроэкономической теории;

ценообразование на основе издержек;

установление  новых цен и пересмотр цен  на существующие товары; ценовое стимулирование;

  • ценообразование на промышленных рынках;
  • ценообразование на международных рынках.

При рыночном обмене каждая сторона предлагает какую-либо выгоду, надеясь на положительную ответную реакцию. Обмен рассматривается как один из способов контроля поведения. Продавец контролирует поведение, делая свои предложения как можно более привлекательными и неотразимыми, в то время как потребители контролируют действия фирмы в виде согласия или несогласия с предлагаемыми ценами.

Информация о работе Особенности формирования механизма ценообразования в условиях рынка