Методы регулирования цен на продукцию предприятий-монополистов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 07:33, контрольная работа

Описание работы

Государственное регулирование цен является попыткой государства с помощью законодательных, административных и бюджетно-финансовых мероприятий воздействовать на цены таким образом, чтобы способствовать стабильному развитию экономической системы в целом, т.е. через цены нивелировать циклические колебания процессов воспроизводства. В зависимости от конкретной хозяйственной конъюнктуры регулирование цен носит антикризисный и антиинфляционный характер.

Содержание работы

1. Методы регулирования цен на продукцию предприятий-монополистов….3
2. Задача………………………………………………………………………….15
3. Список литературы…………………………………………………………...18

Файлы: 1 файл

Контр. по ценообр..doc

— 92.50 Кб (Скачать файл)

    Эффективность государственного регулирования цен во многом зависит от его взаимодействия с другими мерами воздействия на экономику. Так, блокирование цен, введение фиксированных цен, изменение налоговых ставок на прибыль, как правило, должны сочетаться с регулированием заработной платы.

    Одним из важных направлений государственного регулирования цен является контроль за ценами на продукцию предприятий-монополистов. При этом государственное регулирование цен на продукцию, производимую предприятиями-монополистами, введено с целью предупреждения, ограничения и пресечения нарушений государственной дисциплины цен и злоупотреблений, связанных с доминирующим положением на рынке товаров.

    При нарушении антимонопольного законодательства, выражающихся в необоснованном завышении свободных цен на продукцию предприятий-монополистов, но этой продукции применяется государственное регулирование цен.

    В тех случаях, когда предприятия-монополисты допускают нарушение государственной дисциплины цен, к ним применяются меры экономического и административного воздействия, предусмотренные Законом РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". К таким мерам относится перечисление в доход бюджета излишне полученной прибыли от завышения цен и тарифов, а также штрафы в тех же размерах.

    В России за последние годы регулирование цен государством было введено по продукции, которая в конечном счете определяет общий уровень и динамику цен, а также по отдельным социальным товарам и услугам. Цены же на товары, не являющиеся предметами первой необходимости, даже при их монопольном производстве, формируются только исходя из реального спроса без каких-либо ограничений их уровней рентабельности и цен.

    В Российской Федерации разработан и действует определенный порядок применения экономических санкций за нарушение государственной дисциплины цен, направленный на строгое соблюдение всеми предприятиями России действующего законодательства и других нормативных документов по ценообразованию. Так, к предприятиям, допустившим при реализации продукции, товаров и услуг нарушения государственной дисциплины цен и получившим в результате этого излишние суммы, применяются экономические санкции, заключающиеся в бесспорном изъятии этих сумм из прибыли предприятий в доход бюджета. В таком же размере с предприятия дополнительно взыскивается штраф.

в частности, относятся:

  • завышение государственных регулируемых цен и тарифов на товары и услуги, в том числе фиксированных цен и тарифов, предельных уровней рентабельности, предельных коэффициентов повышения цен и тарифов;
  • завышение установленных надбавок к ценам и тарифам, начисление непредусмотренных надбавок, а также непредставление установленных скидок;
  • применение свободных оптовых цен, тарифов, наценок и надбавок, не согласованных с потребителями в установленном порядке; завышение цен на продукцию, по которой из-за конструктивных или технологических недостатков не достигнуты потребительские свойства, принятые при согласовании их уровня.

    Контроль за соблюдением государственной дисциплины цен во всех отраслях экономики России осуществляется Инспекцией по ценам Департамента цен Министерства экономического развития и торговли РФ и органами ценообразования и контроля за ценами республик в составе России, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга. На предприятиях торговли и общественного питания контроль за ценами осуществляется также органами Государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей в установленном порядке.

    Предприятие, самостоятельно выявившее нарушение государственной дисциплины цен и получившее в результате этого излишние суммы, вносит их в бюджет за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей без уплаты штрафа независимо от финансового состояния предприятия. При этом

обязательным является одновременное снижение цены на продукцию, товары, услуги данного предприятия.

    Суммы, полученные в результате нарушения государственной дисциплины цен и подлежащие изъятию в доход бюджета, определяются как разница между фактической выручкой от реализации продукции, работ и услуг по завышенным ценам и тарифам и стоимостью этой продукции, работ, услуг по ценам и тарифам, сформированным в соответствии с действующим законодательством. Для предприятий-монополистов, а также для других предприятий, на продукцию которых установлены предельные уровни рентабельности, изъятию подлежат суммы, полученные за счет превышения предельного уровня рентабельности в целом по группам или видам продукции, товаров и услуг. Контроль за ценами с применением экономических санкций за нарушение государственной дисциплины цен распространяется на все хозяйствующие субъекты, расположенные на территории России, включая предприятия с иностранными инвестициями, осуществляющие производственную, торговую и иную коммерческую деятельность.

    Государство в своей регулирующей деятельности использует правовые формы принуждения и распоряжается огромными экономическими ресурсами. Государственный инструментарий регулирования включает такие важные средства, как: государственный бюджет, систему государственных банков и государственный сектор экономики. Через них государство воздействует на функционирование хозяйства, стимулируя экономический рост и НТП, поддерживая внешнеэкономическую деятельность компаний.

    Взаимодействие между частномонополистическим и государственным регулированием имеет целью не только приспособление к изменяющимся условиям, но и осуществление структурных сдвигов, необходимых для дальнейшего экономического развития.

    Цены находятся в тесной взаимосвязи с другими переменными маркетинга и деятельности фирмы. Цены часто меняются на протяжении жизненного цикла товара - от высоких для привлечения покупателей, ориентирующихся на престиж, до низких - ориентирующихся на массовый рынок. Уровень обслуживания потребителей зависит от цены. Низкие цены обычно связываются с недостаточным сервисом. Группы товаров с различными ценами привлекают различные сегменты рынка. От цен во многом зависят достигнутые коммерческие результаты, а верная или ошибочная ценовая политика оказывает долговременное (положительное или отрицательное) воздействие на всю деятельность производственно-сбытового комплекса промышленной фирмы. Цель ценовой политики заключается в установлении на товары фирмы таких цен и такого варьирования ими в зависимости от положения на рынке, чтобы овладеть его определенной долей, обеспечить намеченный объем прибыли и решать другие стратегические и оперативные задачи.

 

 

 

 

 

Задача

    Определите структуру розничной цены товара, реализуемого в магазине города Москвы, и выполнить её анализ. Исходные данные  ( в руб/ кг) приведены в табл.

 

 

Цена товара в месте  отправления

Место отправления

Транспортные расходы

Цена при поступлении  в холодильник Москвы

Отпускная цена холодильника

Цена в 

магазинеМосквы

200

Калининград

10

210

230

300

        150

 Владивосток 

5

155

220

300


 

Решение

 

Структура розничной цены может быть представлена следующим образом:

                         Ц iр = Ц iопт + Т i + H ic + H iT ,

 

   где Ц iр - розничная цена (руб./ед.),

   i - вид товара,

    Ц iопт - оптовая  цена (руб./ед.),

   Тi - траспортный  тариф (руб./ед.),

   Нсi - сбытовая  наценка (руб./ед.),

   Нтi - торговая  наценка (руб./ед.).

   Из условий  задачи видно, что прежде всего  необходимо определить торговую и сбытовую наценки.

   Торговая наценка  (Нтi) определяется как разность между розничной ценой (ценой в магазине) и отпускной ценой холодильника.

   Для товара  из Калининграда:

   Нт1 = 300 - 230 = 70 (руб./кг); в процентном выражении она составит 30% (70/230*100)

   Для товара  из Владивостока:

   Нт2 = 300 - 220 = 80 (руб./кг); в процентном выражении она составит 36% (80/220*100)

   Сбытовая наценка  (Нсi) в данном случае определяется  как разность между отпускной  ценой и приемной ценой холодильника.

     Для товара  из Калининграда:

     Нс1 = 230-210 = 20 (руб./кг), или 9,5% (20/210*100)

     Для товара  из Владивостока:

     Нс2 = 220-200 = 20 (руб./кг), или 10% (20/200*100)

    Отсюда розничная  цена товаров складывается следующим  образом:

    Цр1 = Цот1 + Т1 + Нс1 + Нт1 = 200 + 10 + 20 + 70 = 300 (руб./кг),

   Цр2 = Цот2 + Т2 + Нс2 + Нт2 = 150 + 50 + 20 + 80 = 300 (руб./кг).

    Анализ структуры  цены характеризует процентное  соотношение составляющих ее  элементов.

    Анализ структуры  цены целесообразно выполнить  в табличной форме (табл. 2).

Показатель 

Товар из Калининграда

Товар из Владивостока

Величина (руб./кг.)

%

Величина (руб./кг.)

%

Розничная цена

300

100

300

100

Торговая наценка 

70

23

80

26

Сбытовая наценка

20

7

20

7

Транспортный тариф

10

3

50

17

Оптовая цена

200

67

150

50


 

 

   Анализ данных  табл. 2 показывает, что наибольший  удельный вес в структуре розничной цены товаров из Калининграда и Владивостока занимают оптовая цена и торговая наценка. Для товара из Владивостока большое значение имеют транспортные расходы (17% в структуре розничной цены). Для сравнения: для калининградского товара их доля составляет всего 3%.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Липсиц И.В. Коммерческое ценообразование. – М.: БЕК, 2007. – 342 с.
  2. Салимжанов И.К. Цены и ценообразование. Учебник.- М: Дашков и К,2001
  3. Тарасевич В.М. Ценообразование. Учебное пособие.- СПб: Питер,2004,стр. 211
  4. Постановление Правительства России от 11 августа 1992 г. №576

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Методы регулирования цен на продукцию предприятий-монополистов