Лекции по "Ценообразованию"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 12:46, курс лекций

Описание работы

Трудно переоценить то значение, которое имеют цены в условиях любой национальной экономики. Именно цены определяют структуру производства, оказывают решающее воздействие на движение потоков (товарных и денежных) внутри страны, распределение национального дохода, уровень благосостояния населения. Почти для всех производителей, вне зависимости от форм собственности, вопрос о ценах является главным, так как в зависимости от ее уровня, предприятие либо получает прибыль и продолжает развиваться, вкладывая деньги в совершенствование товара или создание нового изделия, приобретая новые технологии, или убыток со всеми вытекающими последствиями.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 5
ТЕМА 1. ЦЕНЫ В МЕХАНИЗМЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ 6
Лекция 1. Цены в механизме функционирования национальной экономики 6
Цена как экономическая категория. Теории ценообразования 6
Функции цены 9
Факторы, оказывающие влияние на уровень и динамику цен 12
Эластичность. Виды эластичности. Прикладное значение понятия “эластичность”. Эластичность спроса по цене и ее учет в практике ценообразования 14
Поведение покупателей 23
Эластичность спроса по цене и ценовая политика фирмы 30
Контрольные вопросы к теме №1: 32
ТЕМА 2. ТАКТИКИ, ПОЛИТИКИ, СТРАТЕГИИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ. МЕТОДЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ. 33
Лекция 2. Тактики, политики, стратегии ценообразования. Методы ценообразования. 33
Тактики ценообразования 34
Политики ценообразования 35
Стратегии ценообразования 39
Методы ценообразования, основанные на издержках производства 42
Методы ценообразования, ориентированные на учет в цене
качества и потребительских свойств товара 50
Методы ценообразования, ориентированные на учет в цене
уровня спроса и конкуренции 54
Контрольные вопросы к теме №2: 58
ТЕМА 3. ЦЕНЫ В ЭКОНОМИКЕ ПРЕДПРИЯТИЯ 59
Лекция 3. Этапы формирования цены, состав цены, формирование себестоимости 59
Этапы формирования цены 59
Поэлементный состав цены (отпускной, оптовой, розничной) 60
Формирование себестоимости продукции как основного элемента цены. Нормируемые статьи затрат 61
Лекция 4. Виды цен. Скидка в цене 74
Отражение в цене транспортных расходов (франкирование цен) Учет базисных условий поставки Incoterms 74
Виды цен и поправки к ним, применяемые в контрактах 82
Скидка в цене. Виды скидок. Анализ целесообразности
применения скидки с учетом структуры затрат на производство продукции и эластичности спроса на продукцию 87
Зависимость величины цены и применяемых при этом стратегий ценообразования от фазы жизненного цикла товара 93
Контрольные вопросы к теме №3: 100
ТЕМА 4.ФОРМИРОВАНИЕ ОТПУСКНОЙ ЦЕНЫ ПРЕДПРИЯТИЯ–ИЗГОТОВИТЕЛЯ С УЧЕТОМ ОСНОВНЫХ И КОСВЕННЫХ НАЛОГОВ 101
Лекция 5. Формирование отпускной цены предприятия–изготовителя с учетом основных и косвенных налогов 101
Обоснование нормы рентабельности для включения прибыли
в цену продукции предприятия 101
Расчет элементов отпускной цены предприятия-производителя прямым и обратным счетом 111
Действующий порядок формирования цен. Регулируемые цены 115
Контрольные вопросы к теме №4: 118
ТЕМА 5. ФОРМИРОВАНИЕ ОПТОВОЙ И РОЗНИЧНОЙ ЦЕНЫ С УЧЕТОМ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 118
Лекция 6. Формирование оптовой и розничной цены с
учетом налогового законодательства 119
Структура оптовой и розничной цены. Механизм их расчета с учетом действующего налогового законодательства 119
Оптовая цена 120
Розничная цена 121
Обоснование рентабельности при продаже розничным предприятиями товара по данной цене 125
Контрольные вопросы к теме №5: 128
ТЕМА 6. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН 129
Лекция 7. Государственное регулирование цен 129
Основные формы государственного регулирования 129
Косвенное регулирование цен 130
Прямое регулирование цен 134
Государственные органы ценообразования Республики Беларусь
и контроль за соблюдением дисциплины цен 136
Лекция 8. Антимонопольное регулирование в национальной экономике. Процедура выявления монопольных цен 146
Процедура выявления монопольных цен 149
Процедура выявления монопольно высоких цен. 152
Регулирование цен в развитых странах 156
Контрольные вопросы к теме №6: 168
ЛИТЕРАТУРА 169

Файлы: 1 файл

лекции.doc

— 1.63 Мб (Скачать файл)
  • функция цены как средства рационального размещения производства проявляется в том, что с помощью механизма цен происходит перелив капиталов между секторами и отраслями экономики в зависимости от уровня нормы прибыли. Это движение капиталов осуществляется фирмами под воздействием законов конкуренции и спроса, так как фирма самостоятельно решает, в какую сферу деятельности, в какую отрасль экономики вкладывать капитал. Этому предшествуют маркетинговые исследования (анализ рынка, в том числе и рыночных цен).
  • информационная функция цены проявляется в том, что цена служит индикатором состояния дел в национальной экономике, дает информацию о конъюнктуре того или иного рынка, ее уровень и динамика помогает фирме, желающей войти на рынок, принять окончательно решение, выступая в качестве решающего аргумента «за» или «против».

Все функции цены взаимосвязаны  и взаимодействуют, а в ряде случаев  вступают в противоречие. Так, стимулирующая  функция цены усиливает функцию балансирования спроса и предложения, способствуя увеличению производства товаров, пользующихся спросом. Однако цена может играть и дестимулирующую роль (при снижении ее уровня), что приводит к снижению предложения товаров. Это, в свою очередь, ведет к согласованию спроса и предложения в том случае, когда предложение превышает спрос.

Распределительная функция цены взаимодействует  с функцией цены как средства рационального  размещения производства, способствуя  переливу капиталов в те отрасли  и сектора экономики, где предъявляется повышенный спрос на товары и складывается относительно высокая норма прибыли.

Учетная функция цены нередко вступает в противоречие практически со всеми  остальными функциями, особенно со стимулирующей  и распределительной, а также с функцией балансирования спроса и предложения, поскольку в рыночных условиях под воздействием многих факторов цена часто существенно отклоняется от издержек производства и обращения.

Взаимосвязи между различными функциями  цены бывают сложными и отличаются многообразием, поэтому должны быть объектом исследования для фирмы, а именно для ее специальных подразделений в лице маркетинговых служб.

Факторы, оказывающие влияние на уровень и динамику цен

 

Существуют различные подходы  к классификации факторов, оказывающих влияние на динамику и уровень цены. Рассмотрим некоторые из них.

В зависимости от уровня формирования цены выделяют факторы:

    1. на микроуровне;
    2. на макроуровне.

Среди факторов, определяющих уровень  цен на микроуровне, можно выделить следующие:

  • индивидуальная себестоимость и ее соотношение со среднеотраслевой себестоимостью;
  • средняя норма прибыли, наличие экономической прибыли;
  • качество товара;
  • объемы поставок, взаимоотношения продавца и покупателя;
  • условия платежа;
  • франкировка цен или базисные условия поставки;
  • уровень сервиса и срок послепродажного обслуживания;
  • длительность цикла товародвижения;
  • жизненный цикл товара;
  • мобильность производства;
  • затраты на рекламу;
  • имидж предприятия;
  • уровень спроса и предложения на данную продукцию;
  • характер государственного регулирования цен на конкретные группы товаров;
  • характер антимонопольного регулирования;
  • платежеспособность населения;
  • и другие.

 

Факторы, оказывающие воздействие  на уровень цен и их динамику на макроуровне:

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В зависимости от влияния на уровень цены выделяют:

  • факторы, содействующие росту цены:
    1. кризисное состояние производства и экономики в целом;
    1. разбалансированность финансово-кредитной системы;
    2. несовершенство налоговой политики;
    3. высокая налоговая нагрузка;
    4. недостаточный объем производства продукции;
    5. высокая плата за услуги государственных учреждений, государственных сборов, таможенных платежей;
    6. отсутствие конкуренции в отрасли и др.
  • факторы, способствующие снижению цены:
    1. снижение материалоемкости;
    2. эффективное использование трудовых ресурсов;
    3. хорошее знание конъюнктуры рынка;
    4. умение прогнозировать появление конкретной потребности и спрос на товары, которые удовлетворяют данную потребность;
    5. совершенствование технологии производства и продаж;
    6. упорядочение налогообложения, снижение налоговой нагрузки и др.

Эластичность. Виды эластичности. Прикладное значение понятия “эластичность”. Эластичность спроса по цене и ее учет в практике ценообразования

 

При рассмотрении вопроса остановимся  подробней на понятии и природе эластичности.

Для исследования влияния изменения  одной величины на другую применяют  термин эластичность. Пусть величина у зависит от х, и эта зависимость описывается функцией у = f(x). Изменение независимой переменной х (∆х) приводит в силу функциональной зависимости к изменению переменной у (∆у). Задача анализа зависимостей – это вычисление того, как изменяется зависимая переменная, вследствие изменения аргумента.

Одним из показателей реагирования одной переменной на изменение другой является производная. Производная определяется как предел отношения абсолютных приращений переменных и характеризует скорость изменения функции у с изменением аргумента х.

,    (1)


Если ∆Р – это изменение цены  (аргумента – х), ∆Q – это изменение количества продаваемой продукции (зависимой переменной – у), то производная покажет, на сколько единиц изменится объем продукции в расчете на единичное изменение цены в бесконечно малой окрестности исходного значения.

 

              

 

,    (2)

 

Графически этому соответствует  крутизна наклона касательной к  кривой спроса или предложения (в  качестве примера взята кривая спроса) по отношению к оси у (цен), рис. 1.

Однако в экономике, этот показатель неудобен, так как он зависит от выбора единиц измерения, то есть он характеризует в определенной степени масштаб. Например рассмотрим функцию спроса на какой-то товар А (Q) от его цены (Р), значение производной при каждой цене Р, измеряемой в рублях зависит от того, в каких единицах измеряется спрос на товар А, допустим, в килограммах или тоннах. В первом случае производная измеряется в кг/руб., во втором – в т/руб., соответственно ее значения при одном и том же значении цены будет различным в зависимости от единиц измерения величины спроса, то же самое произойдет, если мы будем использовать разные единицы измерения цены (доллары США и белорусские рубли). Поэтому для измерения чувствительности изменения функции к изменению аргумента для анализа используют и изучают связь не абсолютных изменений переменных х и у (∆х и ∆у), а их относительных или процентных изменений.

Анализ относительных изменений  позволяет судить о многих экономических  явлениях с большей степенью достоверности, чем анализ абсолютных изменений. Поэтому  наряду с производными при анализе различных зависимостей используют показатели эластичности. Для облегчения дальнейшего рассмотрения, введем обозначения для относительных приращений:

 

       

    (3)

 

Таким образом, эластичностью переменной у по переменной х называется предел

,      (4)

или, используя показатели цены и  объема продукции,

 

    (5)

               (6)

 

Относительные отклонения имеют смысл  лишь для величин, которые могут принимать только положительные значения, это относится и к показателям эластичности. Поэтому дальше будем полагать х > 0, у > 0 (цена и количество продукции всегда положительны). При этом случаи х = 0 или у = 0 могут рассматриваться только как предельные, гипотетически допустимые.

Так как условие предельного  перехода δх → 0 равносильно условию ∆х → 0, равенство (4) и (6) могут быть представлены следующим образом:

 

 

 

а с учетом определения производной (1) получаем:

 

       (7)

 

Поскольку х и у положительны, знак эластичности всегда совпадает со знаком производной.

Рассмотрим теперь эластичность для  функций, которые наиболее часто  используются в различных экономических моделях:

Линейная функция:

у = а + bx,        (8)

имеет постоянную производную, но ее эластичность при а ≠ 0 изменяется с изменением х.

Для линейной функции:

    1. если а > 0,  b > 0, то с изменением х от 0 до + ∞ эластичность возрастает от 0 до + 1, рис. 2а;
    2. если а < 0, b > 0, то с изменением х от –а/b до + ∞ эластичность убывает от + ∞ до +1, рис. 2б;
    3. если а > 0, b < 0, то с изменением х от 0 до –а/b эластичность убывает от 0 до -∞; в середине этого отрезка E x(y) = – 1, рис.2в.


 

 

 

 

 

 

 

 

Степенная функция, рис.3:

 

 

у = АхВ,          (9)

 

ее производная равна

,       (10)

 

а эластичность

 

    (11)

 

при любых значениях х, иными словами, эластичность степенной функции постоянна и совпадает с показателем степени, и изменяется пропорционально х.

 

Функции с несколькими  переменными:

  • линейные функции:

 

у = f(х12, …,хn).      (12)

 

Под частной эластичностью функции  по одному из аргументов хк понимается эластичность переменной у, рассматриваемой в зависимости только от хк, при постоянных значениях остальных аргументов. Она связана с частной производной по этому аргументу соотношением

 

       (13)

  • степенная функция нескольких переменных с постоянными частными эластичностями:

 

у = Ах1В1 х2В2 ,…,хnВn .      (14)

 

Эластичность является безмерной величиной, которая связана с единицами и масштабами рассматриваемых величин. Эластичность и производная не связаны друг с другом однозначно, хотя и совпадают по знаку в тех случаях, когда стремятся к нулю (когда реакция спроса на изменение цены отсутствует) или к бесконечности (когда потребитель «бесконечно сильно» реагирует на ничтожно малое изменение цены).

Часто путают концепции наклона  и эластичности, полагая, что чем  меньше крутизна кривой спроса, тем выше эластичность, и наоборот, чем круче кривая спроса, тем ниже эластичность. Эти предположения совершенно ошибочны, и их ошибочность вытекает из определения самих терминов. Например, наклон кривой спроса в целом зависит от абсолютного изменения цены при абсолютном изменении величины спроса, а наклон в каждой точке кривой равен отношению δQ/δP (7). Таким образом, эластичность есть величина, равная произведению наклона кривой спроса (dQ/dP) на отношению цены к объему спроса, то есть эта мера процентных изменений цены и количества продукции. Следовательно, наклон кривой спроса зависит от абсолютных изменений P и Q, а эластичность спроса по цене относится к относительным изменениям P и Q. Только в очень редких случаях может быть достигнуто арифметическое совпадение значения наклона кривой спроса и эластичности спроса по цене. Более того, в случае линейной понижающейся кривой спроса, наклон есть величина постоянная, тогда как эластичность по цене изменяется от точки к точке кривой в соответствии со значениями P/Q.

Рассмотрим виды эластичности, наиболее часто применяемые при проведении экономического анализа.

Существует  два основных метода расчета эластичности:

в точке: точечная эластичность (прямая эластичность) показывает чувствительность объема спроса или предложения к изменению цены в данной точке кривой спроса или предложения, она была рассмотрена выше. Формула точечной эластичности будет иметь следующий вид:

 

       (15)

по дуге: дуговая эластичность показывает чувствительность спроса или предложения между двумя точками кривой (спроса или предложения);

 

             (16)

В зависимости от объекта изучения выделяют эластичность спроса и эластичность предложения. Эластичность спроса представляет собой меру чувствительности величины спроса к изменениям какой-либо из детерминант спроса.

 

 (17)

 

Различают следующие виды эластичности спроса:

  • эластичность спроса по цене;
  • эластичность спроса по доходу;
  • перекрестная эластичность спроса.

Эластичность  спроса по цене показывает, насколько изменится объем спроса на товар при изменении цены на этот товар.

Информация о работе Лекции по "Ценообразованию"