Лекции по "Ценообразованию"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 09:33, курс лекций

Описание работы

Цена – это количество денег (товаров, услуг), за которые продавец согласен продать, а покупатель согласен купить единицу товара или услуги.
Многие экономисты склоняются к такой формулировке цены: цена – это форма выражения ценности благ, проявляющаяся в процессе их обмена. Форма выражения ценности может быть не только денежной, но и натуральной, и процентной и др.
Применительно к основному (товарному) рынку чаще всего употребляется формулировка: цена есть денежное выражение стоимости. > Слайд 1. Это считается справедливым, так как в условиях рынка данного типа по-прежнему действуют базовые (стоимостные) факторы и в подавляющем большинстве обменных операций используется денежная оценка.

Содержание работы

1. Цена как экономическая категория 3
1.1 Сущность цены 3
1.2 Функции цен 3
1.3 Виды цен 4
2.Ценовая стратегия и политика фирмы 9
2.1 Задачи ценообразования 9
2.2 Ценообразующие факторы 11
2.3 Основные виды современных ценовых стратегий 12
3. Методология ценообразования на предприятии 17
3.1 Методика ценообразования. 17
3.2 Основные методы ценообразования 21
4. Калькулирование себестоимости. Учет посреднических услуг. 36
4.1 Калькуляционная единица. Статьи калькулирования. Порядок формирования элементов чистого дохода в цене 36
4.2 Правила учета и регламентирования посреднических услуг 41
4.3 Правила формирования цен на экспортируемую продукцию 45
4.4 Правила формирования цен на импортируемую продукцию 46
5. Методы государственного регулирования цен 47
5.1 Функции и задачи государственного воздействия на цены 47
5.2 Меры, методы и способы воздействия государства на цены 49
5.3 Государственное воздействие на цены 50
6. Ценообразование во внешнеэкономической деятельности 54

Файлы: 1 файл

Лекции Ценообразование.doc

— 970.00 Кб (Скачать файл)

Калькуляционная единица – это единица конкретного изделия (услуги) по калькуляционным статьям (по калькуляции).

Основой расчета цен является калькулирование себестоимости (издержек обращения).

Калькуляция составляется на принятую с учетом производственной специфики единицу измерения количества выпускаемой продукции (1 метр, 1 штука, 100 штук, если производятся одномоментно). Калькуляционной единицей может также быть единица ведущего потребительного параметра изделия.

Перечни калькуляционных  статей отражают особенности производств.

Для современной  отечественной практики наиболее характерным можно считать следующий перечень статей калькуляции:

  1. Сырье и материалы;
  2. Топливо и энергия на технологические цели;
  3. Заработная плата производственных рабочих;
  4. Начисления на заработную плату производственных рабочих;
  5. Общепроизводственные расходы;
  6. Общехозяйственные расходы;
  7. Прочие производственные расходы;
  8. Коммерческие расходы.

>Слайд 1

Статьи 1-7 называются производственными расходами, так как они непосредственно связаны с обслуживанием производственного процесса. Сумма производственных расходов составляет производственную себестоимость.

Статья 8 (коммерческие расходы) расходы, связанные с реализацией  продукции: затраты на упаковку, рекламу, хранение, частично транспортные расходы.

Сумма производственных и коммерческих расходов – это полная себестоимость продукции.

Слайд 2<

Различают прямые и косвенные  расходы. Прямые расходы относятся непосредственно на себестоимость конкретного изделия. Согласно приведенному перечню прямые расходы представлены статьями 1-3, что характерно для большинства производств. Косвенные расходы обычно связаны с производством всей продукции или нескольких ее видов и относятся на себестоимость конкретных изделий косвенно – с помощью коэффициентов или процентов. В зависимости от специфики производства и прямые, и косвенные расходы могут сильно различаться. Например, в монопроизводстве прямые расходы – это практически все затраты, поскольку результатом производства является выпуск одного изделия (судо-, авиастроение и др.). Напротив, в аппаратурных процессах (химическая промышленность), где из одного вещества получается одномоментно гамма других веществ, практически все расходы косвенные.

Различают также условно-постоянные и условно-переменные расходы. Условно-постоянными называются расходы, объем которых не меняется или слабо меняется с изменением объема выпуска продукции. Для подавляющего большинства производств таковыми можно считать общепроизводственные и общехозяйственные расходы. Условно-переменными считают расходы, объем которых прямо пропорционально зависит от изменения объема выпуска продукции. >Слайд 2 Обычно это материальные, топливно-энергетические расходы на технологические цели, расходы по оплате труда с начислениями. Конкретный перечень расходов, как мы уже говорили, зависит от специфики производства.

Прибыль изготовителя в  цене – величина прибыли за вычетом косвенных налогов, получаемая изготовителем от реализации единицы товара.

Если цены на товар  свободные, то величина этой прибыли  зависит напрямую от ценовой стратегии  изготовителя-продавца.

Если цены регулируемые, то величина прибыли определяется нормативом рентабельности, установленным органами власти, и с помощью других рычагов прямого ценового регулирования.

В современных российских условиях объектами прямого ценового регулирования на федеральном уровне являются цены на природный газ для объединений-монополистов, тарифы на электроэнергию, регулируемые Федеральной энергетической комиссией РФ, тарифы на виды транспорта с наибольшими грузооборотами (в первую очередь тарифы на грузовом железнодорожном транспорте), цена на жизненно важные лекарственные препараты и на услуги, наиболее существенные с народнохозяйственных и социальных позиций.

Объектом прямого ценового регулирования со стороны субъектов  РФ и местных органов власти является значительно более широкий перечень товаров и услуг. Данный перечень в решающей мере зависит от двух факторов: степени социальной напряженности и возможностей региональных и местных бюджетов. Чем выше социальная напряженность и больше объем бюджетных средств, тем при прочих равных условиях больше масштабы прямого ценового регулирования.

В российской практике при  государственном регулировании  цен и в подавляющем большинстве  случаев при системе свободных  цен в качестве базы для использования  процента рентабельности при исчислении прибыли в расчет принимается полная себестоимость единицы товара.

Пример. Структура себестоимости по статьям калькуляции в расчете на 1000 изделий выглядит следующим образом:

  1. Сырье и основные материалы – 3000руб.
  2. Топливо и электроэнергия на технологические цели – 1500руб.
  3. Оплата труда основных производственных рабочих – 2000 руб.
  4. Начисления на оплату труда – 30% к оплате труда основных производственных рабочих
  5. Общепроизводственные расходы – 10% к оплате труда основных производственных рабочих.
  6. Общехозяйственные расходы – 20% к оплате труда основных производственных рабочих.
  7. Расходы на транспортировку и упаковку – 5% к производственной себестоимости.

Необходимо определить уровень цены изготовителя за одно изделие и размер прибыли от реализации одного изделия, если приемлемая для изготовителя рентабельность составляет 15%.

Расчет

1. Исчисляем в абсолютном  выражении косвенные расходы,  данные в процентах к оплате  труда основных производственных  рабочих, на 1000изделий:

  • начисления на оплату труда = 2000 руб. *30% : 100% = 600 руб.;
  • общепроизводственные расходы = 2000 руб. *10% : 100% = 200 руб.;
  • общехозяйственные расходы = 2000 руб. *20% : 100% = 400 руб.

2. Определяем производственную  себестоимость как сумму расходов  статей 1-6.

  • Производственная себестоимость 1000 изделий = 3000 + 1500 + 2000 + 600 + 200 + 400 = 7700 (руб.).

3. Расходы на транспортировку  и упаковку = 7700 руб. · 5% : 100% = 385 руб.

4. Полная себестоимость  1000 изделий = 7900 руб. + 385 руб. = 8285 руб.; полная себестоимость одного изделия = 8,3 руб.

5. Цена изготовителя  на одно изделие = 8,3руб. + 8,3руб.  · 15% : 100% = 9,5руб.

6. В том числе прибыль  от реализации одного изделия  = 8,3 руб. · 15% : 100% = 1,2 руб.

Цена изготовителя – цена, включающая себестоимость и прибыль изготовителя.

Фактическая реализация товаров (услуг) по ценам изготовителя (цена производителя, заводская цена) возможна преимущественно в том случае, когда в структуре цен нет косвенных налогов. В современной хозяйственной практике перечень таких товаров (услуг) ограничен. Как правило, в структуре цены в качестве непосредственных ценообразующих элементов присутствуют косвенные налоги. В цены абсолютного большинства товаров (услуг) включен налог на добавленную стоимость (НДС).

В структуре цен на ряд товаров присутствует акциз. Данный косвенный налог включается в цену товаров, для которых характерен неэластичный спрос, т. е. повышение уровня цены в результате включения в нее акциза не ведет к снижению объема покупок данного товара. Тем самым реализуется фискальная налоговая функция – обеспечение доходов бюджета. Вместе с тем подакцизные товары не должны быть товарами первой необходимости: введение акциза в этом случае противоречило бы требованиям социальной политики. В связи с этим и в отечественной, и в международной практике подакцизными являются в первую очередь алкогольная продукция и табачные изделия. Такие товары, как сахар и спички, характеризующиеся самой высокой степенью неэластичности спроса, подакцизными не являются, поскольку входят в перечень товаров первой необходимости.

Остановимся на методике расчета величины налога на добавленную  стоимость в цене как наиболее распространенного налога.

Базой для исчисления налога на добавленную стоимость  служит цена без НДС. Ставки НДС устанавливаются  в процентах к этой базе.

Пример. Уровень цены изготовителя – 9,5 руб. за одно изделие. Ставка налога на добавленную стоимость равна 20%. Тогда уровень отпускной цены, т. е. цены, превышающей цену изготовителя на величину НДС, составит:

  • Цотп = Цизг + НДС = 9,5 руб. + 9,5 руб. · 20% : 100% = 11,4 руб.

Элементами цены выступают  также посредническая оптовая надбавка и торговая надбавка, если товар реализуется через сеть розничной торговли.

Отпускная цена – цена, по которой изготовитель реализует продукцию за пределы предприятия. Отпускная цена превышает цену изготовителя на величину косвенных налогов.

4.2 Правила учета и регламентирования посреднических услуг

Слайд 3<

Посредническая (торговая) надбавка (скидка) – форма ценового вознаграждения оптового (торгового) посредника.

Издержки обращения – собственные затраты посредника без учета расходов на закупаемый товар.

И оптовая посредническая, и торговая надбавки по экономической  природе являются ценами услуг соответственно посреднической и торговой организаций.

Как любая  цена, посредническое ценовое вознаграждение содержит три элемента:

  • затраты посредника или издержки обращения;
  • прибыль;
  • косвенные налоги.

По мере развития конкуренции  цепочка посредников уменьшается. В настоящее время в отечественной  практике широкий ассортимент потребительских товаров реализуется лишь с помощью торгового посредника и прямо с завода-производителя.

В хозяйственной практике ценовое вознаграждение посредника может рассчитываться в форме надбавки и скидки.

В абсолютном выражении  посреднические скидка и надбавка совпадают, поскольку исчисляются как разница между ценой, по которой посредник закупает товар – цена закупки, и ценой, по которой его продает – отпускная цена. Разница между понятиями «скидка» и «надбавка» появляется, если они приводятся в процентном выражении: 100%-ная база для исчисления надбавки – цена, по которой посредник приобретает товар, а 100%-ная база для исчисления скидки – цена, по которой посредник реализует этот товар. >Слайд 3

Пример.

  • Посредник приобретает товар по цене 11,4 руб. и реализует его по цене 13 руб.
  • В абсолютном выражении скидка = надбавка = 13 руб. – 11,4 руб. = 1,6 руб.
  • Процент надбавки составляет 1,6 руб. · 100% : 11,4 руб. = 14%, а процент скидки составляет 1,6 руб. · 100% : 13 руб. = 12,3%.

В условиях свободных  цен посреднические надбавки используются в том случае, когда продавец не испытывает жесткого ценового давления, т. е. занимает на рынке положение монополиста (лидера). В такой ситуации продавец имеет возможность прямо добавлять вознаграждение за посреднические услуги.

В условиях свободных цен посреднические скидки используются в том случае, когда продавец вынужден рассчитывать свои показатели в жесткой зависимости от цен, складывающихся на рынке. В этом случае расчет вознаграждения посредника строится на принципе «скидывания» этого вознаграждения от уровня рыночной цены.

Посреднические скидки предоставляются обычно производителями  посредникам по сбыту и своим  постоянным представителям.

Наряду с посредническими  скидками и надбавками, связанными с уровнем цены, широкое распространение получила такая форма вознаграждения посредника, как установление для него процента от стоимости проданных товаров.

Прибыль посредника определяется с использованием процента рентабельности к издержкам обращения. Издержки обращения – собственные затраты посредника (например, плата за аренду помещения, расходы на оплату труда работников, упаковку и хранение товара).

Расходы, связанные с  закупкой товара, в издержки обращения  не входят.

Пример. С учетом условий предыдущего примера определим максимально допустимые издержки обращения для посредника, если минимальная приемлемая для него рентабельность равна 15%, а ставка НДС на посреднические услуги – 20%.

Абсолютную величину посреднического вознаграждения мы можем представить уравнением, приняв за х максимально допустимые издержки обращения:

  • х + х * 0,15 + (х + 0,15х) * 0,2 = 1,6;
  • х = 1,16 (руб.).

Если реализация товара сопровождается услугами не одного, а  нескольких посредников, то процент  надбавки каждого последующего посредника рассчитывается к цене его закупки.

Пример. Посредник реализует товар торговой организации. С учетом указанных выше условий эта реализация будет проведена по цене 13руб. (11,4 + 1,6).

Тогда розничная цена при предельно допустимом уровне торговой надбавки в 20% составит 15,6 руб. (13 + 0,2 * 13).

Информация о работе Лекции по "Ценообразованию"