Государственное регулирование цен в странах с развитой рыночной экономикой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 07:06, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – изучить направления и опыт государственной экономической политики развитых стран в области регулирования цен.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
произвести теоретический анализ целей, форм, методов воздействия государства на цены;
выделить феномен ценовой политики как важный элемент государственного регулирования экономики;
рассмотреть проблему воздействия государства на цены в странах с развитой рыночной экономикой;
проанализировать государственное регулирование ценообразования в различных развитых странах.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1.ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ…………………..…5
1.1.Государственное регулирование в области ценообразования ……………5
1.2.Место и значение регулирования цен в государственном регулировании экономики………………………………………………………………………...7
1.3.Формы и методы воздействия государства на цены……………………...11
2.ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ18
2.1.Государственное регулирование цен в США……………………………..18
2.2.Государственное регулирование в Австрии………………………………20
2.3.Государственное регулирование в Греции………………………………..21
2.4.Государственное регулирование в Испании………………………………22
2.5.Государственное регулирование во Франции………………………….....23
2.6.Государственное регулирование в Швеции……………………………….24
2.7.Государственное регулирование в Японии………………………………..25
3.НЕКОТОРЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СТРАН С РАЗВИТОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКОЙ……………………………………………………………………………..27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..…………29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ ПЕЧАТЬ.docx

— 72.08 Кб (Скачать файл)

Когда речь идет о конкуренции  инновационных продуктов, правда может  оказаться и на стороне компании, обвиняемой в противодействии вхождению на рынок новых игроков. Главный критерий здесь - общие темпы инноваций в отрасли, замедляются они или, напротив, ускоряются. Судебные решения по ограничению деятельности уже обосновавшихся в отрасли компаний и защите потенциальных конкурентов могут привести к противоположным последствиям: а) росту прибыли новичков за счет ее снижения у старых компаний при общем снижении темпов инноваций в отрасли; б) общему росту прибыльности старых и новых компаний и росту инноваций в отрасли. Разница очевидна.

Еще одна серьезная проблема, требующая вмешательства государства, - трансфертные цены транснациональных корпораций (чисто расчетные цены, обслуживающие оборот продукции внутри компании), нередко используемые ими для манипуляций с целью сокращения налоговых платежей. Меры государственного воздействия, разрабатываемые, в частности в США и европейских странах, призваны усилить ориентацию трансфертных цен на конкурентные рыночные начала. Так, в принятом в ОЭСР “Руководстве по трансфертному ценообразованию для ТНК и налоговых органов” предлагается считать обоснованными такие трансфертные цены, которые сопоставимы с рыночными ценами в независимых сделках.

Также на уровень и динамику цен воздействует налоговая система страны. От размера налогов прямо зависят динамика цен и темпы инфляции: чем выше налоги, тем быстрее растут цены. Любой производитель, когда его облагают налогом, старается перенести его через цену на потребителя; государство же, получая большие доходы, увеличивает и свои расходы. Для того чтобы снизить инфляцию, замедлить рост цен, государство должно уменьшить налоговые ставки. Практика государственного регулирования цен показывает, что для преодоления инфляции необходимы, по крайней мере, два условия.

1) Всемерное укрепление  механизмов рыночной системы.  Оно предполагает поощрение малого бизнеса, диверсификацию производства и продаж, ослабление таможенных и других ограничений на ввоз импортной продукции, систематический контроль над состоянием рынков, пресечение монополистического поведения и другие меры.

2) Прямые методы контроля  за ценами должны не противопоставляться  косвенным, а сочетаться с ними. Общая антиинфляционная политика  и связанные с ней меры косвенного воздействия на ценообразование в таком случае дополняются непосредственными, прямыми методами государственного регулирования. Государство путем установления определенных режимов движения цен, «замораживания» и «блокирования» их на определенном уровне, посредством контроля над отдельными статьями издержек производства воздействует на решения предприятий и фирм об уровне цен на продукцию.

Эффективность различных  методов зависит от правильного  выбора условий их применения.  

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, несмотря на принцип свободного ценообразования, доминирующий в экономике развитых зарубежных стран, государственные органы оказывают регулирующее воздействие на ценообразование через специально созданные административно-правовые органы и с помощью различных методов, влияющих на процессы установления цен. При этом регулирование цен направлено не на ограничение сферы действия рыночного механизма, а на повышение его эффективности. За рубежом проводится экономически обоснованное регулирование уровня цен, практикуется фиксирование цен, осуществляется контроль за ценообразованием на внутреннем рынке, существует государственная монополия на производство и реализацию отдельных видов товаров, продукции, услуг, активно идет борьба с проявлением монополизма. Эти действия касаются не только отраслей государственного сектора, но и частных предпринимателей, если государство считает целесообразным проводить ограничительную ценовую политику с точки зрения интересов экономики страны в целом. Причем политика государства в области цен не является чем-то постоянным, а представляет собой гибкую систему регулирования, приспосабливающуюся к меняющимся условиям производства и реализации.

В Австрии государство  регулирует около 10% цен — это  лом и отходы черных металлов, фармацевтическое сырье и лекарственные препараты, электроэнергия, газ, теплоснабжение. Парламент устанавливает цены на табак, табачные изделия, соль, почтовые сборы, телефонные, телеграфные и железнодорожные тарифы. Министерство финансов устанавливает цены на спиртные напитки.

В Греции государственными органами регулируется примерно 20% наименований потребительских товаров и услуг. Существует специализированный орган, ведающий вопросами ценообразования, — Межминистерский комитет по ценам и доходам.

В Испании удельный вес  регулируемых и устанавливаемых  непосредственно государством цен составляет около 10% от общего объема потребительских цен. Механизм государственного регулирования цен включает следующие формы: разрешительные цены, уведомительные цены, местные цены.

Франция регулирует цены на продукцию предприятий отраслей-монополистов: газ, электроэнергетику, транспорт, сельскохозяйственную продукцию. Соотношение между регулируемыми и свободными ценами на товары и услуги таково: примерно 20% цен регулируется государством, а остальные 80% находятся в режиме свободного ценообразования.

В Швеции государству предоставлено  право осуществлять общее замораживание цен товаров и услуг, включая квартирную плату, или выборочно, по отдельным товарам.

Подавляющая часть цен  в США устанавливается компаниями в условиях конкурентно-рыночного  механизма. Государственные цены сохраняются  в отраслях с естественной монополией. Это — энергетика, система связи. Государством регулируется 5-10% цен. В некоторых штатах их администрации предоставлено право введения тарифов на электроэнергию, междугородные автомобильные и железнодорожные перевозки.

В Японии прямое вмешательство  государства в ценообразование  минимально. Административно в Японии регулируется примерно 20% потребительских цен, в том числе на рис, пшеницу, мясные и молочные продукты, воду, тарифы на электроэнергию, газ, железнодорожные тарифы, стоимость образования и медицинского обслуживания.

В странах Европейского сообщества действует наднациональное регулирование цен на продукцию сельского хозяйства и черной металлургии, охватывая примерно 15% цен. Решения об уровне максимальных и минимальных цен, а также цен поддержки на сельскохозяйственную продукцию принимает Совет министров ЕС, состоящий из министров сельского хозяйства этих стран по предложениям Комитета Европейского сообщества (КЕС). Регулирование цен осуществляется с дифференцированным подходом и позволяет регулировать уровни доходов и накоплений фермеров, а следовательно, и воспроизводственный процесс в сельском хозяйстве.

Организация стран-экспортёров  нефти — международная межправительственная организация, созданная нефтедобывающими странами в целях стабилизации цен на нефть. Целью ОПЕК является координация деятельности и выработка общей политики в отношении добычи нефти среди стран участников организации, поддержания стабильных цен на нефть, обеспечения стабильных поставок нефти потребителям, получения отдачи от инвестиций в нефтяную отрасль.

Очевидно, опыт регулирования  цен и контроля за их соблюдением  нужно использовать и в России. Это будет способствовать дальнейшему совершенствованию механизма управления рыночной экономикой.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Баздникин А.С. Цены и ценообразование/ А.С. Баздникин // М.: Юрайт-Издат, 2010. — 370 с.
  2. Белотова Н.П. Проблемы современной экономики. Евразийский международный научно-аналитический журнал/ Н.П. Белотова // - 2006. -№1/2. - С.61.
  3. Глазова Е.С.Цены: рыночный механизм и государственное регулирование. / Е.С.Глазова //Мировая экономика и международные отношения.- 2011.- № 10.-С.40-50.
  4. Гурен М.М. Ценообразование и цены на продукцию горных предприятий: Учебник для вузов. — М.: Изд-во МГГУ, 2003. — с 144.
  5. Государственное регулирование рыночной экономики. Учебник, 2-е изд., перераб. и доп. \ Под ред Кушлина В.И. - М.: РАГС, 2005. — 834 с.
  6. Голубцов В.Г. Государственное регулирование экономики: правовые формы реализации//Законодательство и экономика. - 2010. - № 3. - С. 14-20
  7. Евдокимова Т. Г., Маховикова Г. А., Желтякова И. А., Переверзева С. В. Теория и практика управления ценами. — СПб.: Нева, 2004. — 208 с.
  8. Есипов В.Е. Цены и ценообразование // Учебник для вузов, 3-е издание, СПб.: Изд-во “Питер”, 2000. - с.256.
  9. Лев М.Ю. Регулиров<span class="List

Информация о работе Государственное регулирование цен в странах с развитой рыночной экономикой