Государственное регулирование цен в странах с развитой рыночной экономикой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 07:06, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – изучить направления и опыт государственной экономической политики развитых стран в области регулирования цен.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
произвести теоретический анализ целей, форм, методов воздействия государства на цены;
выделить феномен ценовой политики как важный элемент государственного регулирования экономики;
рассмотреть проблему воздействия государства на цены в странах с развитой рыночной экономикой;
проанализировать государственное регулирование ценообразования в различных развитых странах.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1.ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ…………………..…5
1.1.Государственное регулирование в области ценообразования ……………5
1.2.Место и значение регулирования цен в государственном регулировании экономики………………………………………………………………………...7
1.3.Формы и методы воздействия государства на цены……………………...11
2.ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ18
2.1.Государственное регулирование цен в США……………………………..18
2.2.Государственное регулирование в Австрии………………………………20
2.3.Государственное регулирование в Греции………………………………..21
2.4.Государственное регулирование в Испании………………………………22
2.5.Государственное регулирование во Франции………………………….....23
2.6.Государственное регулирование в Швеции……………………………….24
2.7.Государственное регулирование в Японии………………………………..25
3.НЕКОТОРЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СТРАН С РАЗВИТОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКОЙ……………………………………………………………………………..27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..…………29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ ПЕЧАТЬ.docx

— 72.08 Кб (Скачать файл)

Цена – денежное выражение  стоимости. На каждом из развития общества цена играла и играет важную роль в  решении производственных, экономических, социальных и политических задач. Она так же значительно влияет на экономическую систему. Цена регулирует как отдельные акты покупки и продажи товаров, так и экономические процессы в целом, включая право, распределение, обмен и потребление благ, оказание услуг. С помощью цен предприятия измеряют и контролируют затраты труда и результаты производств, стимулируют рост и совершенствование производства, а так же улучшают структуру воспроизводства и распределение ресурсов. Цена представляет собой мощный рычаг управления экономикой и орудие конкурентной борьбы, важный экономический инструмент для самофинансирования.

Цены выполняют следующие  функции:

― учетно-контролирующую;

― стимулирующую;

― распределительную;

― обменную;

― функцию потребления;

― функцию накопления;

― функцию сбалансирования спроса и предложения;

― социальную;

― политическую.

В основе выполнения ценами учетно-контролирующей функции лежит закон стоимости, отражающий в ценах общественно-необходимые затраты труда на производство и реализацию продукции. В этом случае успешно работающие предприятия возмещают свои издержки и получают достойную прибыль. Если же текущие затраты предприятия превышают цену, соответствующую общим необходимым затратам труда, то производство становиться убыточным.

Распределительная и обменная функции цен реализуется в сферах производства и обращения. Роль этих функций состоит в том, что цены участвуют в распределении и перераспределении национального дохода между отраслями экономики, государственными и другими секторами экономики (например, между промышленностью и сельским хозяйством), различным формам собственности, регионами страны, социальными группами населения.

Уровень потребления и  уровень накопления зависит от уровня цен. Как известно всякая цена состоит  из себестоимости и прибыли. А  за счет прибылей создаются различные  фонды развития, накопления, потребления, стимулирования и т.д.

Функция сбалансирования  спроса и предложения выражается в том, что через цены осуществляется связь между производством и потреблением, между спросом и предложением. Цена сигнализирует о появлении диспропорции в сферах производства и обращении, что требует принятия необходимых мер по их преодолению. При появлении диспропорции в экономике (несоответствие между спросом и предложением) равновесие достигается с помощью цен – путем их повышения или снижения. От уровня цен зависит объем потребления товаров и услуг, уровень жизни населении, прожиточный минимум, потребительская корзина и потребительский бюджет семьи, т.е. социальное положение населения (социальная функция). От решения социальных вопросов зависит политическая ситуация в регионе или в стране некоторых руководителей государства и регионов, использующую ценовую политику в политической борьбе.

 

1.3. Формы и методы воздействия государства на цены

Регулирование цен и их соотношений на микроэкономическом уровне осуществляется на основе спроса и предложения (устанавливаются  равновесные цены). На макроуровне регулирование цен должно осуществляться государством.

Различают прямое и косвенное воздействие государства на цены. Прямое, или административное, вмешательство государства в действующие цены означает участие государства в формировании уровней, структуры, соотношений и динамики цен, установления определенных правил ценообразования [13, с. 120].

В условиях рыночной экономики  регулируемые, как и свободные, цены устанавливаются и утверждаются самими предприятиями. Государственное  воздействие на такие цены осуществляется путем методического и организационного единства в установлении цен на товары и услуги, в разработке рекомендаций по их обоснованию, в том числе и по отраслям.

Государство в лице своих  органов управления определяет порядок  исчисления уровня затрат — калькуляции себестоимости, уточняет состав затрат специальными нормативными документами, определяет расходы, возмещаемые из прибыли, устанавливает нормативы рентабельности на продукцию предприятий-монополистов [2, с. 30].

Прямое вмешательство  государства целесообразно тогда, когда ставится задача стабилизации действующих цен или их незначительного  роста.Главной целью ценовой и денежно-кредитной политики в среднесрочной перспективе остается последовательное снижение инфляции [2, с. 30].

Решение о необходимости  регулирования цен принимается  на основе анализа деятельности субъектов ценообразования с учетом стимулирующей роли соответствующих методов регулирования в повышении качества производимой продукции и в удовлетворении спроса на нее.

Можно выделить следующие  формы прямого вмешательства государства в процесс ценообразования:

      1. Общее замораживание цен (оно применяется при чрезвычайно сильном инфляционном развитии экономики), или замораживание цен на отдельные группы товаров (отдельные товары), или временный или частичный запрет на изменение цен. Например, вместо ежеквартально меняющихся тарифов на электроэнергию Федеральная энергетическая комиссия предложила заморозить их сроком на 1 год и ввела с 1 января 2009 г. стабильные тарифы на электроэнергию, учитывающие темпы инфляции и другие факторы. По мнению экспертов, это внесло стабильность в отношения между поставщиками и получателями энергии.
      2. Установление фиксированных цен и тарифов. Фиксированные цены с твердо установленной величиной формируются по решению соответствующих органов власти и управления и ими же утверждаются. Решению о введении фиксированных цен предшествует процедура определения прибыли (рентабельности), включаемой в такие цены, а также разрешения споров в случаях, когда фиксированные цены не обеспечат отдельным предприятиям (независимо от форм собственности)и индивидуальным предпринимателям нормативной прибыли. Субъекты ценообразования, в случае введения фиксированных цен, обязаны реализовать свою продукцию по ценам, не превышающим фиксированной цены. Фиксированные цены стали одним из основных видов цен, применяемых при заключении государственных контрактов. В этом случае фиксированная цена устанавливается на стадии заключения контракта, обладает определенной степенью жесткости, т. е. не изменяется при исполнении контракта. Предварительная фиксация цены предполагает ограниченный контроль за затратами в ходе выполнения контракта со стороны заказчика. Предприятие-изготовитель в данном случае принимает на себя хозяйственный риск и получает широкие возможности получения дополнительной прибыли за счет экономии затрат.
      3. Установление предельных цен или коэффициентов, пределов возможного изменения (роста) цены за определенный период времени или предельного уровня цены, т. е. максимального или минимального уровня цены, выше или ниже которого цена не может подниматься. Такое регулирующее мероприятие очень важно в условиях дефицита, так как рост свободных цен в конечном счете ведет к сокращению производства. Предельный уровень цены может быть надежной гарантией населению от ценового диктата производителей в условиях отсутствия конкуренции на внутреннем рынке. На социально важные товары и услуги предельный уровень цены может устанавливаться местными органами власти и управления. Многие цивилизованные страны с развитой рыночной экономикой уже прошли этап регулирования верхних пределов цен на товары первой необходимости, в частности на продукты питания, и теперь уже отказались от этой меры. Но отказались не потому, что она плоха, а потому, что надобность в ней отпала, поскольку рынок полностью насыщен, существует эффективная конкуренция не только между теми, кто производит товары, но и теми, кто их реализует, полностью исключен монополизм производителей и торговцев путем действия эффективного антимонопольного законодательства.
      4. Установление предельного норматива рентабельности. В этом случае в цене при ее расчете учитывается прибыль в размере предельного норматива рентабельности. В России этот метод регулирования цен получил наибольшее распространение. Он применяется при регулировании цен на продукцию предприятий-монополистов, на многие виды услуг, цены на которые регулируют местные органы власти (например, на вывоз бытовых отходов, ритуальные услуги и т. д.). Чаще всего предельные уровни рентабельности утверждаются на продукцию предприятий-монополистов. Размер их может быть дифференцирован по отраслям и группам продукции. Цены на продукцию, по которой фактическая рентабельность превышает установленный уровень, должны пересматриваться предприятиями в сторону снижения. Дальнейшая реализация этой продукции должна производиться по сниженным ценам с рентабельностью не выше предельного уровня. За рубежом этот метод практически не используется. Он имеет серьезный недостаток: не заинтересовывает предприятия в снижении издержек. В мировой практике уровень цен регулируется через ограничения возможностей достижения повышенной рентабельности на вложенный капитал.
      5. Установление фиксированных или предельных размеров снабженческо-сбытовых и торговых надбавок, наценок, скидок. Органам исполнительной власти на местах разрешено устанавливать предельные уровни снабженческо-сбытовых и торговых надбавок, наценок на соответствующей территории, определять порядок их установления. Решение об установлении предельного уровня названных надбавок и наценок может распространяться на всю продукцию, реализуемую в пределах соответствующей территории.
      6. Для биржевой торговли и внебиржевого оборота может быть введен предельный уровень котировальных цен на товары, поступившие из государственного сектора, и прогрессивное налогообложение прибыли продавцов этих товаров по рыночным ценам, превышающим предельные уровни цен.
      7. Декларирование цен. По решению органов исполнительной власти может вводиться декларирование оптовых (отпускных) цен на отдельные виды продукции. При этом все субъекты предпринимательской деятельности, производящие и реализующие такую продукцию, обязаны представлять в органы ценообразования декларации относительно применяемых цен для заявительной регистрации. Органы ценообразования вправе принимать решение о регистрации декларируемой цены, либо отказать в ее регистрации, либо принять решение об обоснованном изменении размера декларируемой цены с уведомлением предприятия-декларанта о причинах изменения, если при формировании декларируемой цены допущены нарушения действующего законодательства. С момента регистрации цены субъекты ценообразования, производящие продукцию, на которую введено обязательное декларирование оптовых цен, обязаны заключать с потребителями договоры на поставку продукции, оплачиваемой по цене не выше зафиксированной в декларации.
      8. Установление рекомендательных цен по важнейшим видам продукции. Такая практика имеет место в некоторых странах, например в США, Японии. Если цена превышает рекомендуемый уровень, может применяться прогрессивное налогообложение прибыли, полученной от реализации товаров по ценам, превышающим рекомендованные [13, с. 131].

Косвенное воздействие на формирование цен осуществляется с помощью разнообразных способов:

  1. с помощью мер, направленных на изменение величины затрат, включаемых в себестоимость товаров, услуг;
  2. путем регулирования доходов производителей продукции, продавцов и покупателей;
  3. путем использования и применения совокупности разных способов и средств, способствующих расширению товарного предложения на рынке;
  4. путем регулирования налогов как на производимую, так и на потребляемую продукцию (система льготного налогообложения).

Путем льготного кредитования, субсидирования и дотирования из бюджета, государственного финансирования на разработку и создание новых видов продукции снижаются затраты на производство, что является основой стабилизации или снижения цен для потребителей. Государственное субсидирование — существенный фактор поддержки малодоходных, но важных для национальной экономики отраслей, а также предприятий, находящихся в состоянии реконструкции или кризиса, что, в свою очередь, может оказать влияние на стабилизацию уровня цен на товары первой необходимости [13, с. 132].

Субсидирование цен широко практикуется через систему компенсационных выплат производителям конкретного вида товара в целях возмещения потерь от реализации продукции по ценам, не покрывающим издержки их производства либо не приносящим определенного уровня дохода.

Что касается дотаций, то, как  правило, дотируются низкорентабельные  и убыточные производства, важные для экономики в целом.

Широко распространены дотации  сельскохозяйственного производства. Например, в связи с высоким  урожаем в 2001 и 2002 гг. возник переизбыток  зерна, и цены на него резко снизились, не возмещая затрат на производство. Государство решило продолжить в 2002 г., как и в предыдущем, интервенции по закупке зерна. Цель такой акции — поддержать сельхозтоваропроизводителей, скупить у хозяйств их зерно, удержать цены от дальнейшего падения. Правительством было выделено на эти цели 6 млрд. руб. В результате цены на зерно поднялись на 14%. Увеличение цены составило 300 руб. на тонну. Эта прибавка к цене есть не что иное, как дотации государства товаропроизводителям зерна. Все закупленное государством зерно было заложено на хранение, застраховано и в любой момент могло быть использовано для операций по стабилизации рынка зерна.

Органы государственной  власти могут заключать с юридическим  или физическим лицом договор о введении фиксированных цен на реализуемую ими продукцию или услуги, а также могут поощрять заключение соглашений между производителями и потребителями продукции в части принятия производителями продукции односторонних обязательств, направленных на ограничение роста цен.

К формам косвенного регулирования цен также можно отнести различные мероприятия и программы, разрабатываемые государственными органами:

  1. создание условий для развития здоровой конкуренции и предпринимательства.
  2. эффективное использование таможенных тарифов, льготных таможенных пошлин для стимулирования товарной интервенции по дефицитным или предназначенным для социально незащищенных слоев населения видам продукции;
  3. разработка специальных правительственных программ по развитию производства товаров народного потребления, расширению услуг, оказываемых населению, увеличению жилищного строительства за счет государственных бюджетных ассигнований;
  4. государственное стимулирование привлечения в страну иностранных инвестиций, создания совместных предприятий [13, с. 140].

В России  из прямых методов  используются общее замораживание цен, установление фиксированных цен и тарифов, установление предельных цен и коэффициентов возможного изменения цены за определенный период, установление определенного норматива рентабельности, установление фиксированных или предельных размеров торговых надбавок. Из косвенных: с помощью таможенных тарифов, льготных таможенных пошлин, путем регулирования налогов, льготного кредитования, субсидирования и дотирования из бюджета.  

2.ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ

2.1.Государственное регулирование в США

Особый интерес представляет опыт регулирования цен в США. В 70-х годах на внутреннем рынке страны отмечалось заметное ускорение темпов роста оптовых и розничных цен, и в результате перерастания умеренной инфляции в галопирующую возникла необходимость модифицировать экономическую стратегию. Первой наиболее естественной реакцией государства явилась предпринятая им попытка победить инфляцию с помощью методов прямого регулирования. В августе 1971 г. по инициативе администрации президента Р. Никсона в США впервые за послевоенные годы был установлен централизованный контроль над ценами. Эта мера дала положительные результаты и способствовала определенной стабилизации: к осени 1972 г. снизились темпы повышения оптовых и розничных цен, несколько увеличилась занятость, стал быстро расти валовой национальный продукт. Но стабилизация оказалась недолгосрочной, и вскоре выявились негативные последствия централизованного регулирования: «замораживание» цен и заработной платы ограничивало межотраслевой перелив капиталов, тормозило инвестиционную политику, снижало уровень деловой активности, сдерживало рост доходов. Все это заставило администрацию президента отказаться в 1974 г. от прямого контроля над ценами.

Новые попытки регулирования  цен в США касались прежде всего  внутренних цен на энергоносители; однако на их уровень непосредственное влияние оказывал рост импортных цен на нефть, нефтепродукты и природный газ, вследствие чего в течение 1974—1981 гг. происходил стремительный их рост, который стимулировал раскручивание инфляционной спирали.

«Замораживание» оптовых  цен внутреннего рынка на нефть, нефтепродукты и природный газ сдерживало развитие инфляционных тенденций, но стало причиной других негативных последствий в экономике США. Из-за недостатка инвестиций в энергетическое хозяйство, отсутствия заинтересованности у добывающих корпораций в разработке новых месторождений нефти и природного газа начал существенно увеличиваться импорт нефти в страну, несмотря на рост мировых цен. Поэтому и 1982 г. после избрания нового президента был отменен контроль над внутренними ценами на нефть и нефтепродукты. Такое решение было обусловлено тем, что контроль над ценами сдерживал производство, одновременно стимулируя потребление, и ставил экономику страны в зависимость от импорта энергоресурсов[8, с. 256]

В настоящее время американская администрация, ограничивая государственное финансирование и прямое вмешательство в ценовую политику в отношении ряда товарных групп, делает акцент на активное использование рыночных рычагов и методов косвенного регулирования, таких как рестриктивная кредитно-денежная политика; регулирование ставки федеральных резервных банков; сокращение дефицита государственного бюджета; федеральные закупки товаров и услуг; налоговая политика. Совокупность этих мер оказала стабилизирующее влияние на развитие инфляционных процессов.

Рестрикция (ограничение) — а) ограничение кредитов, которые Центральный банк предоставляет коммерческим банкам. Обычно такое ограничение приводит к общему ограничению кредитов, предоставляемых предприятиям, и как следствие - снижению темпов экономического роста; б) ограничение производства и продаж, проводимое монополиями с целью искусственного повышения цен на товары[4, с. 144].

В США регулируется около 10% цен. Цены на пшеницу, кукурузу, рис, кормовое зерно, хлопок поддерживаются преимущественно через залоговые  операции и закупки у фермеров, а цены на молочные продукты  —  путем закупки излишков этих продуктов у перерабатывающих фирм. Соотношение цен на фермерскую продукцию и товары, приобретаемые фермерами, поддерживается Министерством сельского хозяйства. В целом контроль за ценами в США осуществляют антитрестовские управления Министерства юстиции и Федеральная торговая комиссия, которые, кроме того, контролируют тарифы на электроэнергию на уровне штатов.

Информация о работе Государственное регулирование цен в странах с развитой рыночной экономикой