Государственное регулирование цен в странах с развитой рыночной экономикой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 07:06, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – изучить направления и опыт государственной экономической политики развитых стран в области регулирования цен.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
произвести теоретический анализ целей, форм, методов воздействия государства на цены;
выделить феномен ценовой политики как важный элемент государственного регулирования экономики;
рассмотреть проблему воздействия государства на цены в странах с развитой рыночной экономикой;
проанализировать государственное регулирование ценообразования в различных развитых странах.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1.ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ…………………..…5
1.1.Государственное регулирование в области ценообразования ……………5
1.2.Место и значение регулирования цен в государственном регулировании экономики………………………………………………………………………...7
1.3.Формы и методы воздействия государства на цены……………………...11
2.ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ18
2.1.Государственное регулирование цен в США……………………………..18
2.2.Государственное регулирование в Австрии………………………………20
2.3.Государственное регулирование в Греции………………………………..21
2.4.Государственное регулирование в Испании………………………………22
2.5.Государственное регулирование во Франции………………………….....23
2.6.Государственное регулирование в Швеции……………………………….24
2.7.Государственное регулирование в Японии………………………………..25
3.НЕКОТОРЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СТРАН С РАЗВИТОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКОЙ……………………………………………………………………………..27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..…………29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ ПЕЧАТЬ.docx

— 72.08 Кб (Скачать файл)

 

 

2.2.Государственное регулирование в Австрии

В Австрии вопросами цен  занимается подкомитет по ценам Паритетной комиссии, в состав которого входят представители Объединения австрийских профсоюзов, конференция председателей палат сельских хозяйств, ремесленной палаты, федеральных министерств финансов и торговли, а также представители ведомств социального обеспечения и лесного хозяйства. Либерализация цен осуществлялась Паритетной комиссией постепенно на протяжении более чем 30 лет. Решение о введении свободного ценообразования принималось лишь после рассмотрения вопроса о наличии ресурсов конкретного вида товаров и адекватности спроса на него; это делалось с целью предотвратить скачок цен. Периодически ценовый орган вновь возвращался к вопросу о соответствии спроса и предложения по данному товару и выносил новое решение о возможности сохранить свободную цену на него или вновь подморгнуть администрированию.

В случае возникновения кризисной  ситуации, появления резких перекосов между спросом и предложением в Австрии не исключена возможность введения государственного регулирования цен практически на любые товары. ' "

В настоящее время в  стране регулируется около 10% цен (например, на лом, отходы черных металлов, фармацевтическое сырье и лекарственные препараты, газ, электроэнергию и теплоснабжение). На товары и услуги, находящиеся в государственной монополии, цены устанавливаются решением парламента (на табак и табачные изделия, соль, железнодорожные тарифы и др.) и Министерством финансов (спиртные напитки). Контроль за ценами осуществляют местные органы и полиция[9, с. 231].

Таким образом, несмотря на принцип свободного ценообразования, доминирующий в экономике развитых зарубежных стран, государственные органы оказывают регулирующее воздействие на ценообразование через специально созданные административно-правовые органы и с помощью различных методов, влияющих на процессы установления цен.

 

 

2.3.Государственное регулирование в Греции

Госорганами регулируется примерно 20% наименований потребительских товаров и услуг. Существует специализированный орган, ведающий вопросами ценообразования, — Межминистерский комитет по ценам и доходам. Правовой основой государственного вмешательства в ценообразование является Кодекс рыночного регулирования. Согласно Кодексу, все товары и услуги, подлежащие ценовому регулированию, подразделены на две группы: первая группа включает товары и услуги, цены на которые регулирует Межминистерский комитет по ценам и доходам, последний возглавляет министр национальной экономики. Этот орган регулирует цены на пшеницу, табак, тарифы на электроэнергию, общественный транспорт, связь и почтовые отправления, авиаперевозки. Во вторую группу входят все остальные товары и услуги, цены на них регулирует Министерство торговли. Товары и услуги этой группы подразделяются на три категории: существенные недостаточные, существенные достаточные, несущественные.

На товары категории «существенные  недостаточные» устанавливается верхний предел цены или максимальная прибыль в процентах либо в абсолютном выражении, причем отдельно для оптового и розничного торговца (предприятия). Это основные пищевкусовые товары, безалкогольные напитки, услуги ресторанов, баров, закусочных (низких категорий), сельскохозяйственные орудия, некоторые виды автомобилей и новые запчасти к ним, бензин, дизельное топливо и др.

Цены на товары категории  «существенные достаточные» (моющие средства, полуфабрикаты, гипс, асбест, некоторые виды домашнего оборудования, услуги автостоянок, ресторанов высших категорий и др. — всего 86 видов товаров и услуг) подвержены менее строгой регламентации и контролируются только в целях предотвращения получения торговой сверхприбыли.

Цены на товары и услуги, не считающиеся товарами первой необходимости, формируются свободно, без участия органов государственной власти.  С 1987 г. государством определяется величина арендной платы на жилье, хотя почти весь жилой фонд находится в частном владении. Цены фиксируются на двухгодичный срок.

 

2.4.Государственное регулирование в Испании

Государственное регулирование  и контроль за ценами осуществляет Высший совет по ценам при Министерстве экономики и финансов, утвержденный Королевским декретом в 1977 г. Юридической основой регулирования цен является Закон о защите конкуренции от 17 июля 1989 г.

Удельный вес регулируемых и устанавливаемых непосредственно  государством цен составляет около 10% от общего объема потребительских цен. Механизм государственного регулирования цен включает следующие формы: разрешительные цены, уведомительные цены, местные цены.

Разрешительные цены — это такие цены, которые могут быть повышены в случае получения соответствующего разрешения от Правительственной комиссии в ответ на ходатайство государственной или частной компании. К разряду разрешительных относятся цены на соевое масло, электроэнергию, газ, попутный сжиженный газ, бензин, керосин, дизельное топливо, нефть для производства удобрений, фармацевтические товары, почтовые и телеграфные услуги, на услуги железных дорог, автомобильные, пассажирские и грузовые перевозки и т. д.

Уведомительные цены — это такие цены, повышение которых производится после уведомления Высшего совета по ценам о предстоящем повышении цен за один месяц до его осуществления (стерилизованное молоко, растительное масло, фуражное зерно, минеральные удобрения).

Местные цены — это такие цены, повышение которых относится к компетенции провинциальных комиссий по ценам (водоснабжение для нужд населения, городские пассажирские перевозки, железнодорожные перевозки, услуги клиник, санаториев, больниц).

В связи с вступлением  Испании в ЕС ценообразование  в области сельского хозяйства строится с учетом рекомендаций и директивных указаний соответствующих органов ЕС, согласно принципам единой сельскохозяйственной политики Общего рынка.

 

2.5.Государственное регулирование во Франции

Франция является одной из немногих промышленно развитых стран, где долгое время существовал довольно жесткий режим государственного регулирования цен. На протяжении сорокалетнего периода (1947-1986 гг.) государственное регулирование цен являлось составной частью политики «дирижизма» (государственное регулирование экономики), который частично сохранился до настоящего времени. В настоящее время государство регулирует цены на продукцию предприятий отраслей-монополистов: газ, электроэнергетику, транспорт, сельскохозяйственную продукцию. Во Франции примерно 20% цен регулируется государством, а остальные 80% находятся в режиме свободного ценообразования.

Регулирование цен является главным инструментом государственного воздействия на производителей сельскохозяйственной продукции, сохранения паритета в доходах фермеров и рабочих промышленности, торговли, услуг. Регулируются цены примерно на 90% сельскохозяйственной продукции. Тем самым государство оказывает косвенное воздействие на уровень и динамику розничных цен на продукты питания.

Имеются государственные  структуры, осуществляющие регулирование цен, — это Департамент по конкуренции Министерства планирования и финансов, куда на правах отдела входят органы по государственному регулированию цен и ценовой конкуренции. Работает около трех тысяч государственных контролеров по ценам, которые являются сотрудниками названного отдела регулирования цен, отраслевых министерств и 100 департаментов. Государственные контролеры наблюдают за соблюдением государственной дисциплины цен, имеют право составлять акты по нарушению правил ценообразования с последующей передачей этих актов в финансовый арбитраж, который принимает решения о санкциях по отношению к нарушителям законодательства по ценам.

Существует разветвленная  сеть общественного контроля за качеством  товаров и ценами. 

 

 

 

 

 

2.6.Государственное регулирование в Швеции

Страна имеет значительный опыт государственного регул регулирования  цен. Правовым обеспечением регулирования  цен является Закон о регулировании цен (1956 г.), который определяет условия вмешательства государства в процесс ценообразования и устанавливает в качестве исключительной формы замораживание цен. Последнее возможно по двум причина: в случае войны или опасности ее возникновения либо в случае угрозы значительного повышения цен. Наиболее активно замораживание цен использовалось в период 1970-1978 гг. как средство уменьшения темпов резко возросшей инфляции. В 1980-е гг. замораживание цен использовалось сравнительно редко: например, в 1989г. (с марта помай) под предлогом переговоров правительства с профсоюзами, оптовиками, промышленниками, руководителями торговли по вопросам недопущения снижения жизненного уровня населения и сдерживания инфляционных процессов в стране и укрепления курса шведской кроны.

Предоставлено право осуществлять общее замораживание цен товаров  и услуг, включая квартирную плату, или выборочно, по отдельным товарам. Предусмотрена возможность установления государством максимального уровня цен для отдельных товаров и введения порядка, при котором повышение цен производится только после предварительного уведомления и обоснования размера повышения цен. Кардинальные решения по вопросам регулирования цен конкуренции и доходов принимает парламент — рикстаг.

Воздействие на уровень цен  осуществляется через государственную 
монополию и государственные предприятия. Государственная монополия 
существует на винно-водочные изделия, почтовые услуги, некоторые виды телекоммуникационных услуг, на аптечную торговлю.    

Государственные предприятия  определяют цены на свою продукцию  исходя из рыночных условий, но в некоторых случаях их цены находятся под прямым государственным воздействием. Так, правительство устанавливает тариф на базисный вид услуг — стоимость отправки писем, норму прибыли на государственный энергетический концерн («Ваттеефаль»), в зависимости от которой этот концерн устанавливает тариф на поставку электроэнергии.

Местные органы самоуправления (коммуны) имеют монополию на определенные виды деятельности (водоснабжение, канализация, мусоросбор, чистка дымоходов и т. д.) и обладают соответствующими правами в области ценообразования.

Государство жестко регулирует закупочные цены на важнейшие виды сельскохозяйственной продукции (зерно, молоко, мясо, яйца и ряд других продуктов питания и сельскохозяйственного сырья) с учетом интересов фермеров. Ежегодно правительство, ведя переговоры с объединениями сельскохозяйственных производителей с участием представителей потребителей, устанавливает уровень цен на продовольственные товары.

Постоянное наблюдение и  контроль за ценами ведет специальный  орган — Государственное управление цен и конкуренции, подчиненное  Министерству гражданской администрации. Во всех 23 губерниях Швеции и Стокгольме имеются структуры, осуществляющие наблюдение за ценами, численность которых составляет от 2 до 10 человек.

Применение тех или  иных форм контроля за ценами в Швеции зависит от экономической ситуации и движения цен.

 

2.7.Государственное регулирование в Японии

В Японии прямое вмешательство  государства в ценообразование  минимально. Более того, государство проводит курс на ограничение любых форм контроля над оптовыми и розничными ценами со стороны корпораций. Основная законодательная база, ограничивающая участие субъектов рынка и государства в ценообразовании, — это Антимонопольный закон (1947 г.), Закон о регулировании рынка продовольственных товаров, Закон о стабилизации цен на продукты животноводства. Специальный орган — Комиссия по справедливым сделкам — следит за соблюдением этих законов.

Основой ценообразования  в Японии является взаимодействие спроса и предложения. Однако это не означает, что государство отказывается от воздействия на цены на отдельные виды товаров. Существует Бюро цен при Управлении экономического планирования, учрежденное в 1973 г., которое является правительственным органом, осуществляющим значительную деятельность в области ценообразования: контроль за соблюдением антимонополистического законодательства, изучение тенденций спроса, предложения и ценообразования, поддержание спроса и цен на необходимом уровне путем проведения соответствующей фискальной и финансовой политики. Административно в Японии регулируется примерно 20% потребительских цен, в том числе на рис, пшеницу, мясные и молочные продукты, воду, тарифы на электроэнергию, газ, железнодорожные тарифы, стоимость образования и медицинского обслуживания.

Объектом пристального внимания со стороны правительства является ценообразование на сельскохозяйственную продукцию и продовольственные товары. Объясняется это тем, что без вмешательства государства разорилась бы вся основная часть фермеров, затраты которых выше, чем во многих развитых странах из-за небольших размеров хозяйств, высокой стоимости рабочей силы, кормов и т.д. Поэтому государство применяет такие методы поддержки, как количественное ограничение на импорт ряда товаров сельского производства, устанавливает «рекомендательные» цены, проводит закупку в буферные запасы в периоды спада цен и распродает товары из этих запасов в период роста цен (мясные и молочные продукты). «Рекомендательные» цены устанавливаются на важнейшие сельскохозяйственные продукты и их добровольно придерживаются торговцы. В процессе ценообразования на товары широкого потребления государство практически не вмешивается. Наплыв дешевых товаров ширпотреба, в первую очередь из азиатских стран, видоизменение сети их распределения позволили уменьшить степень контроля под различными ценами со стороны крупных компаний.

 

 

 

 

 

 

3.НЕКОТОРЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ  СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СТРАН С РАЗВИТОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКОЙ

В последние 20 лет особую актуальность пригорела проблема применения антитрестовских законов в инновационных отраслях. При судебных разбирательствах в этой сфере вскрылись недостатки традиционного анализа уровня концентрации рыночной власти, цен, долей рынка, занимаемых конфликтующими компаниями. По мнению экспертов, в инновационных отраслях традиционный анализ рынка должен отходить на второй пиан. Защита конкурентной среды здесь должна ныть нацелена в первую очередь на поддержание высоких темпов роста инноваций в отрасли, обеспечение динамичной конкуренции за счет наращивания расходов на НИОКР, позволяющих создать такой “сверхпродукт”, который вытеснит с рынка менее эффективных конкурентов. С точки зрения интересов общества это может служить оправданием высоких цен на начальной стадии коммерциализации инноваций.

Информация о работе Государственное регулирование цен в странах с развитой рыночной экономикой