Ценообразование во внешней торговле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2014 в 12:39, курс лекций

Описание работы

С момента либерализации внешнеэкономической деятельности (ВЭД) вопросам организации и управления внешнеторговыми операциями уделяется повышенное внимание, как на теоретическом, так и на практическом уровне. Весьма динамично развивается законодательная база в данной области экономической деятельности в связи с общемировыми тенденциями унификации методологической базы международной торговли, усиления интеграционных процессов, появлением новых форм и методов торговли.

Файлы: 1 файл

Ценообразование во внешней торговле.doc

— 128.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

Ценообразование во внешней торговле

 

 

 

 

 

 

Преподаватель: Савченко Татьяна Кирилловна

Студент:  Гурков Александр Викторович

 

Организация внешнеторговой деятельности

№1

 

Значение и понятие внешней торговли и ВЭД

 

С момента либерализации внешнеэкономической деятельности (ВЭД) вопросам организации и управления внешнеторговыми операциями уделяется повышенное внимание, как на теоретическом, так и на практическом уровне. Весьма динамично развивается законодательная база в данной области экономической деятельности в связи с общемировыми тенденциями унификации методологической базы международной торговли, усиления интеграционных процессов, появлением новых форм и методов торговли.

В условиях ускоряющейся динамики международного товарооборота, усложнением и расширением ассортимента продукции, представленной на мировом рынке, сокращением жизненного цикла товаров и, следовательно, усилением конкурентной борьбы для российских предпринимателей особую актуальность приобретают вопросы, посвященные завоеванию и удержанию в долгосрочной перспективе устойчивых и надежных позиций на мировом рынке.

Вопросы правовой защиты отечественных экспортеров и импортеров стали актуальны в связи с процедурой присоединения России к Всемирной торговой организации – институту, регламентирующему экономические отношения между странами в области международной торговли, в соответствии с принципами максимальной открытости национальных рынков. Однако российские бизнесмены должны уметь и самостоятельно защищать собственные интересы, в чем им поможет знание «правил игры» на мировом рынке, его особенностей и традиций.

Регулярный сбор и анализ информации о конъюнктуре мирового рынка и особенно о ценах и ценовых параметрах рынков конкретных товаров и услуг не только способен повысить эффективность внешнеторговых сделок и выработать иммунитет к резким конъюнктурным колебаниям, но избежать обвинений в нарушении рыночных принципов функционирования мировой экономики.

Для обеспечения потребностей предприятий различных форм собственности в соответствующих специалистах в вузах и колледжах РФ изучаются дисциплины, посвященные торгово-экономической деятельности с зарубежными контрагентами.

Учебное пособие «Внешнеэкономическая деятельность» полностью соответствует Государственному образовательному стандарту по различным направлениям и специальностям. Оно предназначено для обучения студентов, переподготовки руководителей и специалистов различных отраслей экономики РФ, также может быть использовано для самостоятельного повышения уровня коммерческих знаний. Пособие позволит специалистам коммерческих служб квалифицированно и успешно подготовиться к торговым операциям на внешнем рынке, а студентам – сдать зачеты и экзамены по соответствующему курсу.

Внешнеэкономические связи – это международные хозяйственные, торговые, политические отношения, включающие обмен товарами, различные формы экономического содействия, научно-технического сотрудничества, специализацию, кооперацию производства, оказание услуг и совместное предпринимательство. К основным формам внешнеэкономических связей относятся следующие.

Приоритетным во внешней торговле следует считать ориентир на развитие экспорта, так как покупку товаров по импорту можно осуществлять либо при наличии иностранной валюты, либо конкурентоспособного товара.

Для получения наибольшего экономического эффекта необходимо поставлять на экспорт наукоемкую продукцию, позволяющую получить максимальную валютную выручку на единицу затрат труда, а ввозить следует те товары, которые имеют наибольшие затраты труда на единицу вложенных средств.

Разница между понятиями «внешнеэкономические связи» и «внешнеэкономическая деятельность» заключается в следующем. Внешнеэкономические связи относятся к уровню макроэкономического (межгосударственного) регулирования, а внешнеэкономическая деятельность – к микроуровню, т. е. к уровню фирм и предприятий.

Функции внешнеэкономических связей России в настоящее время направлены на обеспечение экспортных поставок для федеральных нужд и межгосударственных экономических (включая валютно-кредитные, торговые) соглашений Российской Федерации. Реализуются внешнеэкономические связи «сверху вниз»: объемы и перечень номенклатуры товаров и услуг определяются на правительственном уровне. Они реализуются через систему госзаказа (посредством организаций, определенных в качестве государственных заказчиков) и за счет лимитов с централизованным обеспечением материальными и валютными ресурсами.

Внешнеэкономическая деятельность представляет собой совокупность производственно-хозяйственных, организационно-экономических и коммерческих функций фирм и предприятий.

Согласно Закону «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» под данной деятельностью понимается предпринимательство в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности. Понятие внешнеэкономических связей значительно шире.

Экспортно-импортные операции

Под экспортно-импортными операциями понимается коммерческая деятельность, связанная с куплей-продажей товарной продукции (услуг) и ввозом-вывозом этой продукции (услуг) за рубеж/ из-за рубежа.

 Экспорт – совокупность множества коммерческих операций по продаже и вывозу за границу товаров для передачи их в собственность иностранному контрагенту. Экспортом является также предоставление интуристам и интурфирмам туристских, экскурсионных и других услуг (совокупного туристского продукта). Экспортом является вывоз капитала в форме предоставления кредитов и инвестирования в иностранные фирмы.

При осуществлении экспортной операции для экспортера неважно, как будет использоваться товар импортером: последний может пустить товар в переработку, реализовать на внутреннем рынке или перепродать в третьи страны. В любом случае для продавца это будет экспортная операция.

 Импорт – совокупность множества коммерческих операций по закупке и ввозу иностранных товаров для последующей их реализации на внутреннем рынке своей страны. При этом ввозимый в страну товар может быть как готовой продукцией, предназначенной для реализации, так и сырьем, полуфабрикатами, подлежащими переработке, объектами капитального строительства в виде инвестиционного капитала, лицензиями, ноу-хау и т. д.

Непременным условием осуществления импортной операции является платежеспособность импортера.

Реэкспорт – вывоз за границу ранее ввезенного товара, не подвергшегося в реэкспортирующей стране какой-либо переработке (это является обязательным условием любой реэкспортной операции). Однако в соответствии с последними нормативными актами РФ разрешается проведение незначительных операций (таких, как маркировка, упаковка, расфасовка) с целью, например, упрощения транспортировки товара через реэкспортную зону. Обязательным в этом случае является условие, что стоимость дополнительных операций по переработке не должна превышать половины экспортной цены контракта.

Реимпорт – ввоз из-за границы ранее вывезенных товаров, не подвергшихся там переработке. Ими могут быть товары, не проданные на аукционе, выставке, возвращенные с консигнационного склада, забракованные покупателем и другие, предназначавшиеся к продаже.

 

 

Товарообменные операции на мировом рынке

Древним видом международной торговли при натуральном обмене товарами была встречная торговля. В современных условиях данный вид торговли приобрел новое содержание и получил развитие в международном товарообмене. При встречной торговле во внешнеэкономических операциях в договоре фиксируются твердые обязательства, в котором указывается полный или частичный сбалансированный обмен товарами. В случае разницы стоимости обмениваемых товаров образовавшаяся разница покрывается денежными средствами. Особенностью встречной торговли является обмен товарами, которые не используются в своей стране, а предназначаются для продажи в других странах.

Обязательным звеном во встречной торговли являются банки, которые открывают счета, называемые условного депонирования, с них производится оплата товара экспортеру и зачисление средств от импортера. По экономической сущности встречная торговля включает 2 стадии обмена. На первой, это экспортные операции, а на второй встречная импортная операция. Из-за удлинения цикла экспортной операции во времени увеличиваются сроки оборота денежных средств, что ведет к росту расходов на обращение.

Разновидностью встречной торговли являются бартерные операции.

Бартерные операции – это безвалютный, но оцененный сбалансированный обмен товарами, гарантом эквивалентности служат мировые цены.

Бартерный контракт – это два контракта купли-продажи. Условия этих контрактов должны быть одинаковыми. Возникающие взаимные претензии решаются дополнительными поставками или удержанием товара. Бартерный контракт носит разовый характер. С помощью бартерных контрактов происходит вытеснение с рынка адекватного местного товара. В связи с этим эти контракты контролируются государством.

Операции с давальческим сырьем в международной практике называются толлингом

Толлинг – это вид встречной торговли, сбалансированный, безвалютный и заранее оцененный. По заключенным договорам одна из сторон экспортирует сырье и импортирует продукты переработки или готовую продукцию. Другая сторона перерабатывает это сырье. За переработку сырья экспортеры осуществляют дополнительную его поставку. Взаимоотношения между сторонами осуществляется одним контрактом. Оценке подлежат стоимость сырья, стоимость переработки и готовой продукции. Согласно законодательству России, давальческое сырье может быть завезено под такими таможенным процедурами как переработка на таможенной территории или переработка под таможенным контролем. В этом случае не взимаются таможенные пошлины и налоги. Однако необходимо иметь лицензию таможенного органа. В ней указывается срок переработки (не более 2 лет), количество готового продукта, которое должно быть вывезено после переработки. Применяемая санкция за нарушение контрактов предусмотрена в товарной форме.

Выкуп техники бывшей в употреблении – это одна из видов встречных операций, которая является эффективным приемом для экспортера это возможность продать более совершенную более дорогую продукцию, а для импортера возможность освободится от устаревшей техники и продать ее по остаточной стоимости.

Компенсационные операции. От бартерных они отличаются 2-мя моментами:

  1. В бартерной сделке обменивается товар на товар, а в компенсационной список товаров на список товаров
  2. Бартерная операция строго сбалансирована, в компенсационной сделке может быть разница между стоимостью взаимных поставок. Эта разница хранится на банковском счете поставщика предоставившего товара на большую сумму, и она может быть использована поставщиком.

Торгово-посреднические операции

При торговых операциях могут участвовать посредники.

Посредники – это лица и фирмы, содействующие обращению товаров и услуг на внутреннем и внешнем рынках. Они способствуют совершению сделок купли-продажи, поставки, подряда, развитию арендных и лизинговых операций, обеспеченье производственной и сбытовой операции, оказание транспортных, туристических, бытовых и других  услуг. Посредники являются независимыми от производителей, потребителей и связывают с ними договорные отношения.

Любая посредническая деятельность ведется предпринимателями с целью получения прибыли. Кроме того они предоставляют преимущество при продаже товаров для производителей и покупателей. Это связано с тем, что посредники, действуя в определенном секторе рынка и специализируясь на определенном виде товара и услуг, могут быстрее чем поставщики найти фирмы заинтересованные в приобретении данной продукции.

Постоянно находясь в рыночной среде, изучая динамику спроса и предложения на товары и услуги, посредники могут ориентировать изготовителей на производство конкретных видов товаров и услуг, т.е. вести непрерывный маркетинговый мониторинг рынка. Вкладывая собственный капитал в сферу обращения, посредники авансируют изготовителей товаров, тем самым создавая условия им для увеличения прибыли за счет экономии производственного капитала.

Посредники также могут принимать на себя финансовые гарантии по исполнению платежных обязательств сторон, тем самым повышая надежность товарного обмена и коопераций. По желанию сторон могут оказывать содействие в организации транспортировки грузов, его страховании, растаможивании. С помощью посредников, путем сокращения сроков поставок повышается конкурентоспособность товаров. Посредники осуществляют рекламу товара. За счет больших объемов поставок товаров снижаются издержки обращения на единицу продукции.

В соответствии с гражданским кодексом, посредники разделяются на виды:

  1. Коммерческие представители – выполняют поручение предпринимателей по поиску для них коммерческих партнеров и заключения с ними договоров.
  2. Комиссионеры – содействуют по поручению предпринимателей по сбыту или приобретению товара в рамках комиссионных договоров. От своего имени они заключают договора за счет клиентов с третьими фирмами
  3. Поверенные – это заключение договоров от имени и за счет доверителей.
  4. Агенты, которые совершают по поручению предпринимателей юридические или иные действия путем заключения договоров от своего имени или от имени клиента за счет средств клиента
  5. Дистрибьюторы – это оптовые торговцы, которые сбывают товары продавцов путем заключения контрактов купли-продажи.

В зависимости от характера сделки торгово посреднические фирмы классифицируются как чисто торговые, комиссионные, агентские, брокерские.

Во ВЭД РФ особую роль играют торгово-посреднические фирмы или дома. Основными их функциями являются это организация сети специализированных предприятий и фирменных магазинов по розничной торговле товарами. Оказание различных услуг в сфере бытового обслуживания общественного питания, отдых, технического обслуживания, организация комиссионной, посылочной, выполнение различных посреднических операций, строительство домов и т.д.

Информация о работе Ценообразование во внешней торговле