Ценообразование в условиях совершенной и несовершенной конкуренции.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 22:21, реферат

Описание работы

Суть рыночных отношений - производители и продавцы должны действовать на свой страх и риск, ориентируясь лишь на рыночные регуляторы (цены, налоги, процентные ставки, курсы, дивиденды и др.). Цена играет первостепенную роль в этой системе. Если цена денежное выражение стоимости товара, то стоимость товара - овеществленный в нем труд. При совпадении спроса на товар с его предложением в условиях товарно-денежных отношений цена соответствует стоимости.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..2

1. Зависимость процесса ценообразования от характеристики рынка………3

2. Ценообразование в условиях совершенной конкуренции…………………4

3. Ценообразование в условиях несовершенной конкуренции………………7

4. Государственное регулирование цен………………………………………..13

Заключение……………………………………………………………………….15
Список литературы………………………………………………………………16

Файлы: 1 файл

Контрольная Экономика.docx

— 38.24 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Введение…………………………………………………………………………..2                        

 

1. Зависимость  процесса ценообразования от характеристики рынка………3

 

2. Ценообразование в условиях совершенной конкуренции…………………4

 

3. Ценообразование  в условиях несовершенной конкуренции………………7

 

4. Государственное регулирование цен………………………………………..13

 

Заключение……………………………………………………………………….15

Список литературы………………………………………………………………16

 

 

Введение

 

Суть  рыночных отношений - производители  и продавцы должны действовать на свой страх и риск, ориентируясь лишь на рыночные регуляторы (цены, налоги, процентные ставки, курсы, дивиденды  и др.). Цена играет первостепенную роль в этой системе. Если цена денежное выражение стоимости товара, то стоимость  товара - овеществленный в нем труд. При совпадении спроса на товар с  его предложением в условиях товарно-денежных отношений цена соответствует стоимости.

Цена - один из критериев, определяющих покупательские восприятия. Она влияет на решение  о покупке товаров, оказывает  влияние на прибыль торгового  предприятия и находится в  тесном взаимодействии с факторами  рынка. Цена в условиях рынка выступает  как действительное средство в конкурентной борьбе за покупателей, предопределяет объемы производства и продажи товаров, влияет на поведение покупателей  и их платежеспособности.

В условиях рыночных отношений ценообразование  играет особую роль. Торговые предприятия, переходя на рыночное ценообразование, нередко формируют ошибочную  ценовую политику, пытаясь продать  товар как можно дороже. При  этом многие цены назначают без учета  требований рынка и недостаточно структурируют их по отдельным видам  товаров и сегментам рынка. Вопросы  ценообразования иногда решаются при  отсутствии необходимых знаний и  основополагающих предпосылок.

В ценовом  механизме следует различать  и выделять две взаимодействующие  составляющие. С одной стороны  это сами цены, их структура, величина, динамика изменения, а с другой - ценообразование как способ, правила  установления, формирования новых цен  и изменения действующих. Ценообразование  выступает активной, задающей частью ценового механизма. Оно собственно, и предопределяет величину цены.

 

1. Зависимость процесса ценообразования  от характеристики рынка.

 

Процесс образования, формирования цен на товары и услуги, использования  методов, способов установления цен  в целом, в целом процесс ценообразования, различают на две основные системы: рыночное ценообразование на основе взаимодействия спроса и предложения, и централизованное, государственное на основе назначения цен государственными органами. И обе системы существенно отличаются на различных типах рынков.

Характерны  четыре типа рынков, в каждом из которых  стоят свои проблемы в области  ценообразования и от которых  зависят ценовая политика фирмы. Первый рынок представляет чистую конкуренцию. [1]

Рынок чистой конкуренция состоит из множества продавцов и покупателей какого-либо схожего товарного продукта. Ни один отдельный покупатель или продавец не оказывает здесь особого влияния на уровень текущих рыночных цен товара. Продавец не в состоянии запросить цену выше рыночной, поскольку покупатели могут свободно приобрести любое необходимое им количество товара по этой рыночной цене. Не хотят продавцы запрашивают и цену ниже рыночной, поскольку способны продать товар по существующей рыночной цене.

Продавцы  на таком рынке не тратят много  времени на разработку стратегии  маркетинга, поскольку до тех пор, пока рынок остается рынком чистой конкуренции, роль маркетинговых исследований, мероприятий ограничена.

Различия  могут заключаться и в сопутствующих  товарам услугах. Покупатели принимают  во внимание разницу в предложениях и готовы платить за товары разные цены. Чтобы выделиться чем-то, помимо цены, продавцы стремятся разработать  многообразные предложения для  отдельных потребительских сегментов  и широко пользуются практикой присвоения товарам марочных названий, рекламой и методами личной продажи.

Еще один рынок – рынок  олигополистической конкуренции. Этот рынок состоит из небольшого количества продавцов, весьма чувствительных к  политике ценообразования и маркетинговым  стратегиям друг друга. Товары могут  быть схожими (сталь, алюминий), а могут  быть и несхожими (автомобили, компьютеры). Небольшое число продавцов объясняется  тем, что новым претендентам весьма трудно проникнуть на данный рынок. [2]

Каждый продавец чутко  реагирует на стратегию и действия конкурентов.

Если  какая-то сталелитейная компания снизит свои цены, покупатели быстро переключаться  на этого поставщика. Другим производителям стали, придется реагировать либо тоже снижением цен, либо предложением большего числа или объема услуг. Олигополист никогда не испытывает уверенности, что может добиться какого-то долговременного результата за счет снижения цен. С другой стороны, если участник такого рынка повысит цены, конкуренты могут не последовать его примеру. Тогда ему придется либо возвращаться к прежним ценам, либо рисковать потерей клиентуры в пользу конкурентов. [1]

Еще один рынок – чистая монополия. На таком  рынке имеется всего один продавец. Это может быть государственная  организация, частная регулируемая монополия или частная нерегулируемая монополия. В каждом отдельном случае цены здесь складываются по-разному. Государство способно установить цену ниже себестоимости, если товар имеет  важное значение для покупателей, которые не в состоянии приобретать его за полную стоимость. Цена может быть составлена с расчетом на покрытие издержек или получение высоких доходов.

 

 

2. Ценообразование в условиях  совершенной конкуренции

 

Рынку в  условиях совершенной конкуренции  присущи следующие черты:

  1. На этом рынке действует большое число фирм, каждая из которых независима от поведения других фирм и принимает любое решение самостоятельно. Рынку присуща высокая организованность, оперативность и информативность – фирмы отрасли в курсе всех событий, происходящих на рынке.
  2. Фирмы отрасли производят один и тот же стандартный товар, поэтому для покупателей абсолютно безразлично, товар какой фирмы приобретать.
  3. Отрасль является открытой для входа в неё и выхода любого количества фирм. Ни одна фирма отрасли не предпринимает какого-либо противодействия, как не существует и каких-либо законодательных ограничений этому процессу. [2]

Спрос отдельной фирмы.

Если  фирма действует в условиях совершенной  конкуренции, то каждую единицу товара она продает по одинаковой рыночной цене. Это означает, что каждая дополнительно  проданная единица товара будет  добавлять к суммарной выручке  фирмы одну и ту же величину предельной выручки, равную цене товара. Следовательно, для отдельной фирмы, действующей  в совершенно конкурентном рынке, величины средней и предельной выручки совпадают и представляют собой одну и ту же горизонтальную линию, проведённую на уровне цены товара. В условиях совершенной конкуренции фирма настолько мала по сравнению с рынком как целостной системой, что принимаемые ею решения практически не влияют на рыночную цену.

На краткосрочном  временном интервале совершенно конкурентная фирма, принимая решение об увеличении количества продаж, не имеет достаточно времени для того, чтобы увеличить объём производства. В результате фирма пытается приспособить свой объём производства для максимизации прибыли или минимизации убытков. И для этого существует два пути. Первый состоит в том, что фирма сравнивает получаемый ею валовой доход и валовые издержки. Второй же предполагает сравнение предельного дохода и предельных издержек. Если сопоставление валового дохода и валовых издержек обеспечивает проверку общей прибыльности для оптимального выпуска в краткосрочном временном периоде, то сопоставление предельного дохода и предельных издержек предполагает проверку предельной прибыльности. [3]

Следует вспомнить, что именно разница между  валовым доходом и валовыми издержками представляет собой прибыль.

Соответственно  максимальная прибыль может быть получена при таком выпуске продукции, при котором валовой доход  превышает валовые издержки на максимальную величину. Если рыночная цена опускается настолько, что не обеспечивает желаемого  превышения валового над валовыми издержками, то фирма несёт убытки. Однако фирма  не закроется, и будет осуществлять производство, если сумма убытка будет  меньше на какую-то величину её совокупных постоянных издержек. Наконец, если рыночная цена опустится так низко, что  при всех уровнях производства убытки будут превышать стоимость постоянных издержек, то фирме стоит остановить производство. Осуществляя в этом случае производство, фирма понесёт  большие потери, чем при её закрытии.

Разница между предельным доходом и предельными  издержками показывает, как изменяется прибыль от продажи дополнительной единицы продукции, т.е. как изменяется предельная прибыль. Максимизация прибыли  на основе предельного анализа предполагает поиск выпуска продукции такого объёма, который максимизирует разницу  между предельным доходом и предельными  издержками. Фирма максимизирует  прибыль, продолжая производить  продукцию, пока предельная прибыль  положительна. Главным условием для  фирмы, максимизирующей прибыль, является равенство предельного дохода и предельных издержек. Поскольку для совершенно конкурентной фирмы цена равна предельному доходу, то предельное условие максимизации прибыли фирмы может иметь форму равенства цены и предельных издержек. Равновесным выпуском продукции максимизирующим прибыль совершенно конкурентной фирмы, является выпуск, при котором рыночная цена равняется предельным издержкам и предельному доходу. Любой выпуск ниже этого уровня означает, что фирма может повысить выпуск продукции для увеличения прибыли, и наоборот. [3]

Учитывая  выше определённые валовой и предельный доход, совершенно конкурентная фирма  выбирает объём производства, который  обеспечивает ей максимальную прибыль. При этом следует иметь в виду, что выпуск продукции, обеспечивающий фирме максимальную прибыль, вовсе  не означает получение самой большой  прибыли за единицу этой продукции. То есть прибыль на единицу товара нельзя использовать как критерий общей  прибыли.

Определяя выпуск, максимизирующий прибыль, необходимо учитывать и то, что когда цена больше, чем средние издержки производства, которые максимизируют прибыль, то совершенно конкурентная фирма получает экономическую прибыль. Получение экономической прибыли означает, что её доходы превышают все её издержки. Если же рыночная цена на продукцию равна минимальным средним издержкам, то она позволяет совершенно конкурентной фирме лишь покрывать свои издержки, в результате фирма получает экономическую прибыль, ревную нулю, т.е. нормальную прибыль. Совершенно конкурентная фирма в этом случае находится на уровне самоокупаемости. Когда же рыночная цена падает ниже минимально возможных средних издержек, но превышает минимум средних переменных издержек, то совершенно конкурентная фирма несёт убытки. Когда цена падает до уровня минимально возможных средних переменных издержек, фирма находится в точке прекращения операций. Выявив основные особенности поведения совершенно конкурентных фирм на краткосрочном временном интервале, можно прейти к анализу их действий на долгосрочном временном интервале. [4]

 

  1. Ценообразование на монополизированном рынке

 

Если  на рынке существуют продавцы или  покупатели, которые способны воздействовать на рыночную цену, то такая конкуренция  уже имеет форму несовершенной конкуренции. В зависимости от степени контроля за ценами в условиях несовершенной конкуренции можно выделить такие её формы, как монополия, олигополия и монополистическая конкуренция.

Монополия – тип структуры рынка, который  характеризуется следующими чертами:

  • На рынке присутствует единственный производитель, продающий свою продукцию множеству покупателей;
  • Нет близких знаменателей продукта монополиста;
  • Барьеры входа на рынок столь существенны, что приток новых фирм невозможен.

Барьеры для входа в отрасль могут  возникнуть вследствие различных причин:

  • Исключительные права, получаемые от правительства, примером может служить разрешение на установку кабельного телевидения одной фирме и т.д.,
  • Имеющиеся патенты и авторские права, которые могут обеспечивать монопольные позиции лишь на ограниченное число лет;
  • Контроль со стороны монополиста всего предложения, какого – либо производственного ресурса, примером может служить алмазная компания De Beers, которая контролирует 85% реализуемых алмазов и т.д.;
  • Необходимость осуществления больших одновременных вложений в основной капитал, которые в случае выхода из отрасли нельзя вернуть, так как это часто затраты на создание специализированного оборудования;
  • Высокие транспортные расходы, способствующие формированию изолированных местных рынков.

В отличие  от совершенного конкурента, монополист сам устанавливает не только количество предлагаемой продукции, но и цену, выбирая точку на кривой отраслевой спроса. [3]

Спрос на продукт монополиста.

В условиях совершенной конкуренции  это также имеет место: по мере расширения производства в отрасли  цена снижается. Но при этом каждый производитель в отдельности  не может предотвратить снижение цены, он может только увеличить  выпуск и при сложившейся цене получить доход, прежде чем цена снизится в очередной раз.

Монополист  самостоятельно устанавливает объём  и цену, поэтому, чтобы не допустить  превышение потерь от снижения цены над  приростом дохода от реализации дополнительной продукции, он каждый раз должен сравнивать при расширении производства общий  доход от реализации «n» единиц продукции с общим доходом от реализации «n+1» единиц продукции, то есть он следует за величиной предельной выручки. Для монополиста величина предельной выручки меньше цены продукции, и поэтому линия величина предельной выручки лежит ниже D, причем линия предельной выручки в два раза круче линии спроса. [4]

Информация о работе Ценообразование в условиях совершенной и несовершенной конкуренции.