Ценообразование в условиях совершенной конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 19:25, реферат

Описание работы

Данная тема очень актуальна в современное время, поскольку Цена - один из критериев, определяющих покупательские восприятия. Она влияет на решение о покупке товаров, оказывает влияние на прибыль торгового предприятия и находится в тесном взаимодействии с факторами рынка. Нет рынка – нет объективной цены.(9,стр.123) Цена в условиях рынка выступает как действительное средство в конкурентной борьбе за покупателей, предопределяет объемы производства и продажи товаров, влияет на поведение покупателей и их платежеспособности.

Содержание работы

Введение 3
Глава 14
1.1 Ценообразование в условиях совершенной конкуренции4
1.2 Этапы ценообразования6
1.3 Рыночное равновесие8
1.4 Равновесие в краткосрочном периоде9
1.5 Равновесие в долгосрочном периоде10
Глава 212
2.1 Роль кост-менеджмента в формировании цены12
2.2 Совершенно конкурентный рынок. Решение задач14
Заключение16
Список использованной литературы17

Файлы: 1 файл

готовый реферат по экономике)))).docx

— 148.67 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки

Нижегородский государственный  архитектурно-строительный университет

Международный факультет  экономики, права и менеджмента

 

Кафедра экономики, финансов и статистики

 

 

 

 

Реферат по экономической  теории на тему:

Ценообразование в условиях совершенной конкуренции

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:                                                  студент 1 курса группы ММ4.12 Лебеда А.А.

 

Проверил:                кандидат экономических наук, доцент Игорь Иванович Кочетков

 

 

 

 

 

Нижний Новгород

2012

 

 

Оглавление

Введение 3

Глава 14

1.1 Ценообразование в условиях  совершенной конкуренции4

    1.2 Этапы ценообразования6

    1.3 Рыночное равновесие8

    1.4 Равновесие в краткосрочном периоде9

    1.5 Равновесие в долгосрочном периоде10

Глава 212

2.1 Роль кост-менеджмента в формировании цены12

    2.2 Совершенно конкурентный рынок. Решение задач14

Заключение16

Список использованной литературы17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Данная тема очень актуальна  в современное время, поскольку Цена - один из критериев, определяющих покупательские восприятия. Она влияет на решение о покупке товаров, оказывает влияние на прибыль торгового предприятия и находится в тесном взаимодействии с факторами рынка. Нет рынка – нет объективной цены.(9,стр.123) Цена в условиях рынка выступает как действительное средство в конкурентной борьбе за покупателей, предопределяет объемы производства и продажи товаров, влияет на поведение покупателей и их платежеспособности.

  В условиях рыночных  отношений ценообразование играет  особую роль. Торговые предприятия,  переходя на рыночное ценообразование,  нередко формируют ошибочную  ценовую политику, пытаясь продать  товар как можно дороже. При  этом многие цены назначают  без учета требований рынка  и недостаточно структурируют  их по отдельным видам товаров  и сегментам рынка. Вопросы  ценообразования иногда решаются  при отсутствии необходимых знаний  и основополагающих предпосылок.

  В ценовом механизме  следует различать и выделять  две взаимодействующие составляющие. С одной стороны это сами  цены, их структура, величина, динамика  изменения, а с другой - ценообразование  как способ, правила установления, формирования новых цен и изменения  действующих. Ценообразование выступает  активной, задающей частью ценового  механизма. Оно собственно, и предопределяет  величину цены.

  Зарубежные страны предают ценообразованию  особое значение. Американские маркетологи  в 60-е годы ставили фактор  ценообразования на шестое по  значению место среди двенадцати  самых важных, а с начала 80-х  годов он занимает ведущее  место среди важнейших четырнадцати.

 

В России либерализация цен  не оказала такого влияния на экономику, как рассчитывали реформаторы. Экономическая  стабилизация, которую Правительство  РФ обещало обеспечить уже к осени 1992г., не наступила и в 1998 году. Структурная  перестройка производства идёт вяло. Объёмы выпуска продукции, по-прежнему падают, причём во всех отраслях. Капитальные  вложения в народное хозяйство постоянно  снижаются, что создаёт весьма тревожную  обстановку.

 

 

 

 

Глава 1

    1. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ

Ценообразование – это одна из важнейших составляющих деятельности любого предприятия.  
От того, насколько грамотно и продуманно построено ценообразование, а, следовательно, насколько продумана ценовая политика фирмы, зависят ее результаты. 

Рынку в условиях совершенной  конкуренции присущи следующие  черты:

  1. На этом рынке действует большое число фирм, каждая из которых независима от поведения других фирм и принимает любое решение самостоятельно. Рынку присуща высокая организованность, оперативность и информативность – фирмы отрасли в курсе всех событий, происходящих на рынке.
  2. Фирмы отрасли производят один и тот же стандартный товар, поэтому для покупателей абсолютно безразлично, товар какой фирмы приобретать.
  3. Отрасль является открытой для входа в неё и выхода любого количества фирм. Ни одна фирма отрасли не предпринимает какого-либо противодействия, как не существует и каких-либо законодательных ограничений этому процессу.

Спрос отдельной  фирмы.

Если фирма действует  в условиях совершенной конкуренции, то каждую единицу товара она продает  по одинаковой рыночной цене. Это означает, что каждая дополнительно проданная  единица товара будет добавлять  к суммарной выручке фирмы  одну и ту же величину предельной выручки, равную цене товара. Следовательно, для  отдельной фирмы, действующей в  совершенно конкурентном рынке, величины средней и предельной выручки совпадают и представляют собой одну и ту же горизонтальную линию, проведённую на уровне цены товара. В условиях совершенной конкуренции фирма настолько мала по сравнению с рынком как целостной системой, что принимаемые ею решения практически не влияют на рыночную цену. Сложившееся при единой системе равновесие между спросом и предложением не изменится, если отдельная фирма увеличит (уменьшит) количество производимой продукции. Поскольку каждый продавец имеет возможность реализовать по текущей цене любой желаемый им объём продукции, у него нет резона снижать цену. Это значит, что совершенно конкурентная фирма сталкивается с кривой спроса, подобной той, что изображена на рис. Рыночный спрос представлен также на рис:

         Рис. Кривая спроса совершенно конкурентной фирмы (а) и рынка (б).(*основная проблема совершенно конкурентной фирмы – поиск объема выпуска, который максимизирует прибыль в условиях, когда на её продукцию является абсолютно эластичным)

Прибыль здесь определяется разницей между валовым доходом  и совокупными издержками за период продаж. Сам же валовой доход определяется путём умножения цены проданного товара на количество продукции, которое фирма может продать. Доход от единицы продукции представляет собой средний доход.  Дополнительный же доход от продажи ещё одной единицы продукции выражает предельный доход. Поскольку цена товара совершенно конкурентной фирмы вне её влияния, то каждая дополнительная единица продаж присоединяет точно свою цену и предельный доход будет равен его цене, т.е. будет постоянным.

Для фирм, действующих в  любой рыночной структуре, важное значение имеет фактор времени, который оказывает существенное влияние на принимаемые фирмой решения относительно изменений объёма производства. Не является исключением в этом плане и совершенно конкурентная фирма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. ЭТАПЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ

 В результате  использования одинаковых методов  ценообразования поведение конкурентов  становится все более предсказуемым.(10.стр.56) Один из процессов ценообразования включает в себя следующие этапы

  1. постановка целей ценовой политики.

Выделяют три главные  цели ценовой политики:

а) обеспечение выживаемости фирмы; 
б) максимизация прибыли; 
в) удержание рынка;

  1. определение спроса. Это один из важнейших этапов процесса ценообразования, так как невозможно рассчитать оптимальную цену, не проанализировав спрос на товар.

Фирма должна проанализировать также изменение спроса на свою продукцию  при различных ценах и учесть все возможные причины изменения  спроса. Величину спроса определяют разные факторы, а именно: потребность в  товаре, цены на товары-субституты, цены на товары-комплименты, потребительские  предпочтения и др.

  1. анализ и учет издержек. Постоянные и переменные издержки в сумме образуют валовые издержки, величина которых представляет собой минимальное значение цены на товар. Величину издержек необходимо учитывать при понижении цены на товар, так как если уровень цен будет ниже величины издержек, фирма понесет убытки.
  2. учет цен конкурентов. Большое влияние на спрос, а следовательно, и на цену оказывают цены на конкурентную продукцию. Фирме следует иметь полную информацию о ценах на товары конкурентных фирм и об отличительных особенностях их товаров. Данную информацию можно взять за основу в процессе ценообразования, и с ее помощью можно также определить место фирмы среди конкурентов.
  3. выбор метода ценообразования. На данном этапе фирма может приступить к определению цены на свой товар.

Оптимальная цена – это  цена, которая возместит все производственные издержки, издержки на распределение  и сбыт товараи обеспечит фирме определенную норму прибыли. Существуют следующие варианты установления уровня цены:

  1. минимальный уровень (определяется затратами);
  2. максимальный уровень (формируется спросом на товар);
  3. оптимальный уровень.

Наибольшее распространение  получили следующие методы установления цен:

  1. метод, основывающийся на издержках производства;
  2. метод дохода на капитал: основывается на добавлении к затратам на единицу продукции процента на вложенный капитал;
  3. преимущество этого метода состоит в возможности учесть плату за финансовые ресурсы, привлекаемые для производства и реализации товара;
  4. определение цен с ориентацией на спрос. При использовании данного метода чем больше степень дифференциации продукции, тем больше будет эластичность цен, приемлемых для покупателей. Дифференцироваться товары могут по многим показателям: по техническим параметрам, по дизайну, по надежности и др. Данный метод базируется на хорошей осведомленности производителя о потребностях и предпочтениях покупателей, а также на умении акцентировать внимание на специфических качествах своей продукции;
  5. Метод установления цены на основе текущих цен используется на рынках чистой и олигополистической конкуренции. Фирма в этих условиях устанавливает цену на чуть более высоком или на чуть более низком уровне, чем уровень цен конкурентов;
  6. Определение конечной цены.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1.  РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ

Рыночное равновесие — состояние, при котором ни у кого, из экономических субъектов не возникает побуждений к его изменению. Применительно к спросу и предложению точка равновесия будет находится в точке пересечения кривых спроса и предложения

Рыночное равновесие в результате взаимодействия спроса и предложения.

Равновесные модели

Экономические модели (в  том числе и модели равновесия рынка) могут исследоваться с  учетом или без учета фактора  времени. Если в модели фактор времени  не учитывается, то данную модель называют статической. Если же фактор времени является одной из переменных, то модель называется динамической.

Для статических  моделей равновесия характерны следующие  метоты:

  • представление и сопоставление различных равновесных состояний рынка
  • механизм перехода от одного состояния к другому не исследуется
  • время учитывается лишь косвенным образом

Метод сравнительной статики  позволяет анализировать сдвиги спроса, предложения и точек равновесия под воздействием каких-либо экзогенных факторов.

Как правило, в статических  моделях рассматривают  краткосрочный и долгосрочный периоды деятельности экономических субъектов.

    1. РАВНОВЕСИЕ В КРАТКОСРОЧНОМ  ПЕРИОДЕ

Краткосрочный период в микроэкономике — период времени, в течение которого увеличение объема производства возможно осуществить только лишь за счет увеличения переменных издержек и невозможно заменить оборудование, иные основные средства.

Факторы, которые не могут изменяться в К. п., называются фиксированными производственными факторами.

 

Рынку в условиях совершенной  конкуренции присущи следующие  черты:

1. На этом рынке действует  большое число фирм, каждая из  которых не зависима от поведения  других фирм и принимает решения  самостоятельно. Любая фирма отрасли  не в состоянии воздействовать  на рыночную цену производимого  отраслью товара.

2. Фирмы отрасли производят  один и тот же (гомогенный) товар,  поэтому для покупателей абсолютно  безразлично, товар какой фирмы  приобретать.

3. Отрасль является открытой  для входа в нее и выхода  любого числа фирм. Ни одна  фирма отрасли не предпринимает  какого-либо противодействия, как  не существует и каких-либо  законодательных ограничений этому  процессу.

 

 

 

 

 

 

 

1.5 РАВНОВЕСИЕ В ДОЛГОСРОЧНОМ ПЕРИОДЕ

Долгосрочный период - период, который в макроэкономике, применительно  к процессам в масштабе экономики  страны, исчисляется временем более  одного года

Для долгосрочного  периода характерно то, что:

  • все факторы производства являются переменными, что предполагает возможность изменения масштабов производства.
  • в зависимости от динамики издержек (затрат) производственная кривая предложения может иметь вид: 
    горизонтальной линии — издержки являются постоянной величиной, и рост равновесного объема происходит без изменения равновесной цены. 
    возрастающей линии — издержки увеличиваются, например. из-за роста цен на ресурсы, и рост равновесного объема сопровождается ростом равновесной цены. 
    убывающей линии — издержки сокращаются, и рост равновесного объема сопровождается ростом равновесных цен.

Информация о работе Ценообразование в условиях совершенной конкуренции