Ценообразование в условиях совершенной и несовершенной конкуренции.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 22:21, реферат

Описание работы

Суть рыночных отношений - производители и продавцы должны действовать на свой страх и риск, ориентируясь лишь на рыночные регуляторы (цены, налоги, процентные ставки, курсы, дивиденды и др.). Цена играет первостепенную роль в этой системе. Если цена денежное выражение стоимости товара, то стоимость товара - овеществленный в нем труд. При совпадении спроса на товар с его предложением в условиях товарно-денежных отношений цена соответствует стоимости.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..2

1. Зависимость процесса ценообразования от характеристики рынка………3

2. Ценообразование в условиях совершенной конкуренции…………………4

3. Ценообразование в условиях несовершенной конкуренции………………7

4. Государственное регулирование цен………………………………………..13

Заключение……………………………………………………………………….15
Список литературы………………………………………………………………16

Файлы: 1 файл

Контрольная Экономика.docx

— 38.24 Кб (Скачать файл)

Максимизация прибыли монополией.

Приведём  числовой пример: если при увеличении объёма производства на 1 изделие общие  затраты монополиста увеличиваются  на 250 ден.ед., то его прибыль увеличивается на (300 - 250) ден.ед., и монополист заинтересован в расширении производства и повышении цены. Он будет делать это до тех пор, пока его предельная выручка не сравняется с предельными затратами. Если же, наоборот, предельные затраты будут превышать предельную выручку, и равны, например, 350 ден. ед., монополист, стремясь максимизировать прибыль, будет сокращать объём производства и повышать цену. Чтобы максимизировать прибыль, фирма должна достичь такого объёма продукции, при котором предельный доход равен предельным издержкам.

Монополист, как правило, производит меньше, чем при совершенной конкуренции, и по более высоким ценам.

Обладание монополией, однако, не гарантирует  прибыль.

Функция предложения монополии. [5]

Не существует всеобщей однозначной зависимости  между ценой и максимальным объёмом  предложения монополии, то есть у  монополии, максимизирующей прибыль, отсутствует функция предложения.

Политика  государства по отношению к монополиям заключается, прежде всего, в разработке и применении антимонопольного законодательств, то есть системы законов, направленных на предотвращение монополизации рынков.

Однако  вопрос об отношении к монополии  остаётся дискуссионным среди экономистов. Защитники и сторонники монополий  считают, что только крупное производство имеет больше стимула и возможностей для внедрения нововведений. Критикуя рассмотренную модель, они отмечают, что в ней сделано серьёзное  допущение о равенстве затрат в случаях совершенной конкуренции  и монополии. Однако, как правило, объединение нескольких фирм в одну приводит к снижению затрат за счет создания единых служб снабжения, сбыта  и других. В то же время «противники» монополии отмечают дополнительные затраты её по искусственному поддержанию  барьеров на вход в отрасль, которые  с точки зрения общества вряд ли являются целесообразными, а также и то, что отсутствие конкуренции неизбежно ведёт к росту затрат и неэффективности в управлении.

Таким образом, общим вердиктом экономической  науки является вывод о том, что  монополия менее предпочтительна  для общества, чем совершенная  конкуренция, поэтому необходимо регулировать её деятельность, чтобы снизить величину общественных потерь. [5]

При рассмотрении монополии необходимо различать  три её вида: закрытые монополии, которые  имеют юридическую защиту от конкурентов; естественные монополии, которые защищены эффектом экономии в масштабах производства; открытые монополии, которые не имеют  какой-либо специальной защиты от конкурентов. С первой и последней всё понятно, а с естественной монополией стоит разобраться.

 

 

Естественная монополия и её регулирование.

Существуют  ситуации, в которых меры по предотвращению сосредоточения производства какой-либо продукции или услуг на одном  предприятии экономически нецелесообразны. Одна из таких ситуаций – это  естественная монополия, которая выделяется в особую категорию, возникновению  чего способствует рост отдачи от масштаба производства. Характерным признаком  естественной монополии является снижение средних затрат длинного периода вплоть до полного насыщения отраслевого спроса. При этом принудительное рассредоточение производства на нескольких предприятиях приводит к росту суммарных затрат на выпуск продукции. [6]

Ценообразование в условиях монополистической конкуренции.

Разобравшись  в особенностях крайне несовершенной  формы конкуренции, какоё является монополия, следует выяснить специфику тех рыночных структур, которые занимают промежуточное положение между совершенной конкуренцией и монополией.

Могут существовать и промежуточные модели, которые не являются полностью конкурентными, не контролируются единственным продавцом  и которые встречаются гораздо  чаще. Монополии, владея даже 99% рынка, не могут сохранить свою власть надолго. С течением времени происходят многократные разделения или слияния, что в  конечном результате приводит к конкуренции  сильных соперников.

А.Маршалл из-за нежелания провести разграничение между совершенной и менее совершенной конкуренцией практически задержал развитие и теории конкуренции, и теории монополии.

В этом случае на рынке действует большое  количество продавцов, производящих разнообразную  продукцию, и возможно появление  новых продавцов. Вступление конкурентов  в отрасль достаточное свободное.

В условиях монополистической конкуренции  фирмы обладают некоторым контролем  над ценой. В отличие от условий  совершенной конкуренции, каждый отдельный производитель, изменяя объём производимой продукции, может повлиять на цену своего товара. Это возможно если конкурирующие фирмы продают не стандартизированный товар. Возможности дифференциации товара по качеству, внешнему виду, репутации (товарному знаку) и прочим характеристикам дают возможность каждому продавцу меру монопольной власти над ценой. [7]

Спрос на продукцию в условиях монополистической  конкуренции отражает кривая спроса. Она показывает суммарный объём продукции, представляемый фирмой при каждом значении цены. Подобно кривой спроса фирмы-монополиста кривая спроса на продукцию в условиях монополистической конкуренции является также убывающей. Чем больше конкурентов и слабее дифференциация продукта, тем более эластичной будет кривая спроса в условиях монопольной конкуренции. Что же касается кривой предельного дохода в этих условиях, то она лежит ниже кривой спроса производителя, и её наклон также будет составлять половину угла наклона последней.

Завершая  краткий анализ рыночного поведения  фирм в условиях конкуренции, следует  также обратить внимание на эффективность  распределения и использования  ресурсов. В этих условиях производится несколько меньший, чем наиболее эффективный объём продукции. Это  означает, что имеет место недоиспользование  ресурсов для производства товаров  и установления несколько более  высокой цены. Иначе говоря, издержками монополистической конкуренции  являются избыточные производственные мощности и недопроизводство необходимой  обществу продукции. Но чем острее проблема избытка производственной мощности, тем шире диапазон потребительского выбора.

Завершить рассмотрение рынка несовершенной  конкуренции необходимо анализом олигополии. Олигополия – рыночная структура, состоящая  из небольшого числа фирм, причем по крайней мере, некоторые из них имеют большие размеры относительно размеров рынка. Товар, реализуемый в условиях олигополии, может быть и дифференцированным, и стандартизованным. На олигополистическом рынке фирмы, обладающие большими долями в общем, выпускаемом количестве товара, обладают способностью влиять на цену товара, варьируя его наличие на рынке. Степень преобладания на рынке одной или нескольких больших фирм определяют коэффициент концентрации и индекс Герфиндаля. Коэффициент концентрации – простейший показатель, измеряющий концентрацию рынка. Он показывает процент продаж приходящихся на данном отраслевом рынке на долю четырёх (или восьми) крупнейших фирм. Индекс Герфиндаля позволяет учесть степень влияния доминирующей фирмы. Этот индекс рассчитывается путём возведения в квадрат процентных долей рынка каждой из фирм и суммирования полученных результатов: Н=р + р + ... р

Следует обратить внимание, что олигополистическое поведение на рынке подразделяется на олигополию, основанную на соглашении, и олигополию доминирующей фирмы.

Соглашение  предполагает согласование между несколькими  фирмами о разделе рынка и  ценах. Выделяют открытое соглашение и  тайное или молчаливое соглашение. Если соглашение является открытым и  оформленным и вовлекает всех или большую часть производителей на рынке, его результатом является картель. Его цель – максимизировать  прибыль путём фиксации цен и  ограничения объёмов выпуска  продукции. [5]

 

  1. Государственное регулирование ценообразования

 

Значительное  место в Гражданском Кодексе  РФ уделено вопросам ценообразования.

В первой части Кодекса  выделена специальная статья, определяющая особенности современной практики ценообразования (ст. 424). Прежде всего, эта статья утверждает, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. Этим подтверждается практика применения свободных рыночных цен в России.

Основой для изменения цен после заключения договора являются условия, предусмотренные  этим законом или договором. Изменение  цены, гласит п. 2 ст. 424, после заключения договора допускается в случаях  и на условиях, 1) предусмотренных  договором, 2)законом, либо в установленном  законом порядке.

В случаях, когда в договоре цена не предусмотрена и не может  быть определена исходя из условий  договора, исполнение договора должно быть, оплачено по цене, которая обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги (п.3 ст. 424).

Вообще, различают прямое и косвенное  воздействие государства на цены. Прямое, или административное, вмешательство государства в действующие цены означает участие государства в формировании уровней, структур и движения цен, установления определенных правил ценообразования.

В условиях рыночной экономики, регулируемые цены, как и свободные цены, устанавливаются  и утверждаются самими предприятиями. Государственное воздействие на такие цены осуществляется путем  методического и организационного единства в установлении цен на товары и услуги, в разработке рекомендаций по их обоснованию, в том числе  и по отраслям народного хозяйства.

Косвенное вмешательство в ценообразование заключается в обеспечении применения совокупности способов и средств, способствующих расширению товарного положения на рынке, управлению доходами населения, регулированию налогов  на производимую и на потребляемую продукцию.

Косвенное регулирование  цен осуществляется: путем применения льготного налогообложения, льготного  кредитования, субсидирования и дотирования  из бюджета, заключения органом власти с юридическим или физическим лицом договора о введении фиксированных  цен на реализуемую им продукцию  или услуги. [7] 

Заключение

ценообразование

Главное условие стабильности системы, основанной на товарных отношениях, - отлаженность механизма ценообразования, который  представляет собой способ формирования цены, технологию её зарождения, функционирования и изменения. При разработке этого  механизма необходимо учитывать  многие факторы, такие, как издержки на производство и реализацию продукцию, конъюнктура рынка, государственное  регулирование. Механизм ценообразования  в нашей стране не отлажен и  слабо подкреплён законодательными и нормативными актами, что приводит к нежелательным экономическим  последствиям, например инфляции. Поэтому  весьма важно преждевременно определить ценовую стратегию предприятия. Определить цену.

Цена  – стоимость овеществленного  в товаре труда, выраженного денежном измерении. На этапах товарного обращения  действуют разные по своему назначению цены: оптовые, свободные, оптово- отпускные, расчетные, розничные и др. И от продуманной оценки и планирования цены продукции будет зависеть будущий успех продажи товара, и соответственно размер прибыли. Именно определение цены составляет основу понятия ценообразование.

Ценообразование – процесс  формирования цен на товары и услуги. Характерны две основные системы  ценообразования: рыночное ценообразование, функционирующее на базе взаимодействия спроса и предложения, и централизованное государственное ценообразование - формирование цен государственными органами. При этом в рамках затратного ценообразования в основу формирования цены ложатся издержки производства и обращения.

 

 

Список использованной литературы

 

1.Аблатунец  С. Оптимизация цен в маркетинговых  исследованиях фирмы.-//Маркетинг,№9,2000 - с. 60-65.

2.Алкычев  А. Политика цен и воздействие  на экономические процессы. -//Экономист,  №5,2005-с.31-39.

3.Бачурин  А. Стабилизация цен и курса  рубля. -// Экономист,№12,2000- с.19-25.

4.Ганелес  О. Контроль цен налоговыми  органами: отечественный и зарубежный  опыт. -// Экономист№10,2000-с.66-69.

5.Глазукова  И. Регулирование цен в АПК. -// Экономист, №2, 2001-с.86-91.

6.Голощапов  Н.А. Организация ценообразования на предприятии.// Москва, 2001,-с.10-13, 49-55.

7.Голубков  Е.П. Маркетинговые исследования  цен. -// Маркетинг в России и  за рубежом,№5,2003-с.42-53.

 


Информация о работе Ценообразование в условиях совершенной и несовершенной конкуренции.