Ценообразование в условиях монополизации рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 19:47, контрольная работа

Описание работы

Ценообразование - процесс образования, формирования цен на товары и услуги, характеризуемый прежде всего методами, способами установления цен в целом, относящимися ко всем товарам. Цена – это важнейшая экономическая категория, оказывающая значительное влияние на решение социальных проблем населения и укрепление финансовой системы страны. Информация о ценообразовании и ценах конкурирующих фирм представляет собой стратегический интерес.

Файлы: 1 файл

готовая конт раб.doc

— 345.00 Кб (Скачать файл)

 

     
  1. Процесс ценообразования рынка монополистической

    конкуренции 

     4.1 Цена и объем производства в краткосрочном периоде 

     Исходя  из уже известного нам равенства  предельного дохода и предельных издержек в краткосрочном периоде, фирмы будут выбирать цену и объем выпуска максимизирующие прибыль или минимизирующие затраты. Разница этих двух подходов видна на графиках на рисунке 4

       

     Рис. 4

     MC - предельные издержки; MR - предельный доход; D – спрос; AVC - средние переменные издержки; ATC - средние валовые издержки. 

     Ситуация  во многом сходна с совершенной конкуренцией. Разница состоит в том, что  спрос на продукцию фирм не является абсолютно эластичным, и поэтому  кривая предельного дохода проходит ниже кривой спроса. Наибольшую прибыль  фирма получит при цене Р0 и объеме производства Q0, а минимальные убытки - при цене Р1 и выпуске Q1. 

 

      4.2 Цена и объем производства в долгосрочном периоде 

     На  рынках монополистической конкуренции  экономическая прибыль и убытки не могут существовать долго, т.к. убыточные  фирмы уйдут из отрасли, а высокие прибыли привлекут в отрасль множество новых предпринимателей, что приведет к снижению спроса на товары уже существовавших предприятий. Долгосрочной целью фирмы, действующей в условиях монополистической конкуренции, можно считать безубыточность.

       

     Рис. 5. 

     На  графике  рис.5 показана ситуация долгосрочного  равновесия. Отсутствие экономической  прибыли лишает новые фирмы стимула  для вступления в отрасль, а старые - для выхода из нее. Однако в условиях монополистической конкуренции  стремление к безубыточности является скорее тенденцией. В реальной жизни фирмы могут получать экономическую прибыль достаточно длительный период. Это связано с дифференциацией продукции.

     Дифференциация  продукта обеспечивает способ, которым  фирмы могут компенсировать тенденцию приближения к нулю экономических прибылей в долговременном периоде. Посредством изменения продукции и расходов на рекламу фирма может увеличить спрос на свой продукт в большей степени, чем вырастут ее издержки.

     Дифференциация  продукции представляет потребителю большее разнообразие продуктов и их улучшение в перспективе.

     Рынок монополистической конкуренции  состоит из множества покупателей  и продавцов, совершающих сделки не по единой рыночной цене, а в широком  диапазоне цен. Наличие диапазона  цен объясняется способностью продавцов предложить покупателям разные варианты товаров. Реальные изделия могут отличаться друг от друга качеством, свойствами, внешним оформлением. Различия могут заключаться и в сопутствующих товарам услугах. Покупатели видят разницу в предложениях и готовы платить за товары по-разному.

       Чтобы выделится чем-то, помимо  цены, продавцы стремятся разработать  разные предложения для разных  потребительских сегментов и  широко пользуются практикой  присвоения товарам марочных  названий, рекламой и методами личной продажи. В связи с наличием большого числа конкурентов, стратегии их маркетинга оказывают на каждую отдельную фирму меньше влияния, чем в условиях олигополистического рынка. 

 

      5. Максимизация прибыли  на рынке монополистической 

     конкуренции 

     Основная  идея, которая лежит в основе поведения  фирмы - это максимизация прибыли. Фирма  производит один продукт, издержки которого колеблются в зависимости от объема производства, а продукт продается  по текущей рыночной цене. В этой ситуации фирме ничего не остается делать, как выбрать объем продаж, который максимизировал бы ее прибыль. Считается, тот объем продаж, который обеспечит максимум прибыли и будет оптимальным.

     Оптимальный объем выпуска – это объем, который позволяет фирме получить максимальную прибыль.(1, стр 55)

     Фирма получает прибыль, реализуя собственную  продукцию.

     Таким образом, фирма должна решать три  вопроса:

  1. Стоит ли производить данный товар?
  2. Если стоит, то, до каких пределов?
  3. Какая прибыль при этом будет получена?

     При решении этих вопросов она должна помнить, что:

  • в краткосрочном периоде фирма, ничего не производя (Q=0), терпит убытки, равные ее постоянным издержкам;
  • целесообразно продолжить производство, если она может получить либо экономическую прибыль, либо убыток, который меньше, чем ее постоянные издержки;
  • целесообразно производить такой объем продукции, при котором она будет получать максимальную прибыль или нести минимальные потери.

     Есть  два основных подхода для определения  фирмой того, стоит ли производить  и в каком количестве, чтобы максимизировать прибыль.

     Первый  предполагает сравнение совокупного  дохода и совокупных издержек. второй- Сравнение предельного дохода и  предельных издержек.

     Совокупный  доход (TR)- это сумма, полученная фирмой от продаж, находится как произведение цены проданного товара и объема продаж. 

                               TR=P*Q,                                                                       (1) 

     где      Р-цена, 

                 Q-объем продаж.

     Средний доход (AR)- это доход продавца от реализованной  единицы продукции. В то же время для покупателя это является ценой товара. 

                              AR=TR/Q,                                                                     (2) 

                 TR- совокупный доход,

                 Q- объем продаж. 

     Предельный  доход (MR) – это дополнительный доход, приносимый последней дополнительной проданной единицей продукции: 

     MR=DTR/DQ,                                                                                         (3) 

     При совершенной конкуренции кривая спроса на продукцию является совершенно эластичной и пока на цену не влияет количество единиц товара, продаваемое фирмой, предельный доход от продажи дополнительной единицы продукции будет равен цене.

     Так как Р=const, изменение в совокупном доходе будет следующим: 

     DTR= D (PQ)= PDQ,                                                                                 (4) 

     .где    Q- объем выпуска,

                Р - цена.

     Поэтому для конкретной фирмы     MR=P(/\Q//\Q)=P.     Отсюда для горизонтальной кривой спроса справедливо равенство  P=MR=AR, т.е. цена равна предельному и среднему доходу.

     Согласно  первому методу, прибыль находится  как разность совокупного дохода и совокупных издержек (рис. 6). 

                   P

                                             TC

                                                  TR

       
 

                                    Прибыль

                                                           Q

     Рис.6. Совокупный доход, совокупные издержки и прибыль 

     Наклон  прямой совокупного дохода постоянен, так как постоянен предельный доход, равный цене товара. При малых объемах производства прибыль отрицательна, доход не покрывает постоянные и переменные издержки. При Q=0 фирма терпит убытки в размере постоянных издержек. По мере увеличения объема Q прибыль становится положительной и растет, пока не достигнет определенного объема, точка максимума, после этого прибыль начинает снижаться, отражая опережающий рост совокупных издержек. монополия конкуренция прибыль ценообразование

     Заметим, что наклон кривой ТС сначала уменьшается, а потом увеличивается. Это означает, что предельные издержки снижаются при начале выпуска и растут по мере увеличения производства. Если фирма по каким-то причинам продолжает увеличивать производство после достижения оптимального объема, то каждая дополнительная произведенная единица уже будет сокращать имеющуюся прибыль из-за возрастающих предельных  и сведет ее быстро к нулю.

     Фирма достигает максимальной прибыли  в точке, в которой MR=MC. А это  равенство есть не что иное, как  условие максимизации прибыли.

     Здесь подключается второй способ определения максимума прибыли. Пока предельная прибыль как разница между MR и MC положительна, общая масса прибыли увеличивается. Фирмы увеличивают выпуск до тех пор, пока не достигнут равенства MR=MC.

     Поскольку для конкурентной фирмы MR=P, то фирма получает максимум прибыли тогда, когда выпуск продукции устанавливается в точке, где P=MC.

     Таким образом, сравнивая показатели совокупного  дохода и совокупных издержек, предельного  дохода и предельных издержек, мы можем  сделать следующие выводы:

     Фирма максимизирует свою прибыль при  таком объеме производства, когда  совокупный доход превышает общие  издержки на максимальную величину, т.е. когда P=MR=MC. Любое производство в  ситуации, когда совокупный доход  будет выше совокупных издержек, обеспечивает фирме экономическую прибыль.

     Точки пересечения графиков - это точки  критического объема производства, за пределами которых фирма терпит убытки или прекращает производство. (4,с.162) 

 

      Заключение 

     Являясь промежуточным типом таких рыночных структур, таких как совершенная (чистая) конкуренция и чистая монополия, монополистическая конкуренция впитала в себя черты их обеих. Эти черты отражаются как в определении условий ее существования, так и в особенностях поведения. Но все же, являясь самостоятельной структурой монополистическая конкуренция приобрела и свои собственные свойства, например, использование, в качестве основных, неценовые методы конкуренции.

     И наконец, стоит отметить три особенности, возникающие в реальном мире, вносящем свои коррективы в любую теоретическую основу, в том числе и рассмотренную – модель монополистической конкуренции:

     1) Некоторые фирмы могут выпускать продукцию, которую чрезвычайно сложно воспроизвести. Например, бензозаправочная станция занимает единственное доступное место на самом оживленном перекрестке в городе. Или фирма имеет патент, который дает ей более или менее долговременное преимущество перед соперником. Такие фирмы способны получать небольшие экономические прибыли даже в долговременном периоде.

     2) Надо вспомнить, что вхождение в отрасль все же имеет некоторые ограничения. Поскольку продукция дифференцирована, возникают более значительные финансовые проблемы, чем в других случаях.

     3) В результате дифференциации с точки зрения размещения и доступности убытки и прибыль ниже нормальной могут сохраняться в долговременном периоде.

     Например, владельцы неудачно расположенного магазинчика  могут примириться  с невысоким доходом и не переключаться  на более прибыльный бизнес из-за того, что их деятельность является для  них привычным образом жизни.

       Монополистическая конкуренция  относится к отраслям, в которых  действует относительно большое  число фирм, не участвующих в  сговорах и  производящих дифференцированную  продукцию, при условии легких  входа и выхода из отрасли.

Информация о работе Ценообразование в условиях монополизации рынка