Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 19:47, контрольная работа
Ценообразование - процесс образования, формирования цен на товары и услуги, характеризуемый прежде всего методами, способами установления цен в целом, относящимися ко всем товарам. Цена – это важнейшая экономическая категория, оказывающая значительное влияние на решение социальных проблем населения и укрепление финансовой системы страны. Информация о ценообразовании и ценах конкурирующих фирм представляет собой стратегический интерес.
конкуренции
4.1
Цена и объем производства
в краткосрочном периоде
Исходя из уже известного нам равенства предельного дохода и предельных издержек в краткосрочном периоде, фирмы будут выбирать цену и объем выпуска максимизирующие прибыль или минимизирующие затраты. Разница этих двух подходов видна на графиках на рисунке 4
Рис. 4
MC
- предельные издержки; MR - предельный
доход; D – спрос; AVC -
средние переменные издержки; ATC -
средние валовые издержки.
Ситуация
во многом сходна с совершенной конкуренцией.
Разница состоит в том, что
спрос на продукцию фирм не является
абсолютно эластичным, и поэтому
кривая предельного дохода проходит
ниже кривой спроса. Наибольшую прибыль
фирма получит при цене Р0
и объеме производства Q0, а минимальные
убытки - при цене Р1 и выпуске Q1.
4.2 Цена и объем производства
в долгосрочном периоде
На рынках монополистической конкуренции экономическая прибыль и убытки не могут существовать долго, т.к. убыточные фирмы уйдут из отрасли, а высокие прибыли привлекут в отрасль множество новых предпринимателей, что приведет к снижению спроса на товары уже существовавших предприятий. Долгосрочной целью фирмы, действующей в условиях монополистической конкуренции, можно считать безубыточность.
Рис.
5.
На графике рис.5 показана ситуация долгосрочного равновесия. Отсутствие экономической прибыли лишает новые фирмы стимула для вступления в отрасль, а старые - для выхода из нее. Однако в условиях монополистической конкуренции стремление к безубыточности является скорее тенденцией. В реальной жизни фирмы могут получать экономическую прибыль достаточно длительный период. Это связано с дифференциацией продукции.
Дифференциация продукта обеспечивает способ, которым фирмы могут компенсировать тенденцию приближения к нулю экономических прибылей в долговременном периоде. Посредством изменения продукции и расходов на рекламу фирма может увеличить спрос на свой продукт в большей степени, чем вырастут ее издержки.
Дифференциация продукции представляет потребителю большее разнообразие продуктов и их улучшение в перспективе.
Рынок монополистической конкуренции состоит из множества покупателей и продавцов, совершающих сделки не по единой рыночной цене, а в широком диапазоне цен. Наличие диапазона цен объясняется способностью продавцов предложить покупателям разные варианты товаров. Реальные изделия могут отличаться друг от друга качеством, свойствами, внешним оформлением. Различия могут заключаться и в сопутствующих товарам услугах. Покупатели видят разницу в предложениях и готовы платить за товары по-разному.
Чтобы выделится чем-то, помимо
цены, продавцы стремятся
5. Максимизация прибыли на рынке монополистической
конкуренции
Основная идея, которая лежит в основе поведения фирмы - это максимизация прибыли. Фирма производит один продукт, издержки которого колеблются в зависимости от объема производства, а продукт продается по текущей рыночной цене. В этой ситуации фирме ничего не остается делать, как выбрать объем продаж, который максимизировал бы ее прибыль. Считается, тот объем продаж, который обеспечит максимум прибыли и будет оптимальным.
Оптимальный
объем выпуска – это объем,
который позволяет фирме
Фирма получает прибыль, реализуя собственную продукцию.
Таким образом, фирма должна решать три вопроса:
При решении этих вопросов она должна помнить, что:
Есть два основных подхода для определения фирмой того, стоит ли производить и в каком количестве, чтобы максимизировать прибыль.
Первый предполагает сравнение совокупного дохода и совокупных издержек. второй- Сравнение предельного дохода и предельных издержек.
Совокупный
доход (TR)- это сумма, полученная фирмой
от продаж, находится как произведение
цены проданного товара и объема продаж.
TR=P*Q,
где Р-цена,
Q-объем продаж.
Средний
доход (AR)- это доход продавца от реализованной
единицы продукции. В то же время для покупателя
это является ценой товара.
AR=TR/Q,
TR- совокупный доход,
Q- объем продаж.
Предельный
доход (MR) – это дополнительный доход,
приносимый последней дополнительной
проданной единицей продукции:
MR=DTR/DQ,
При совершенной конкуренции кривая спроса на продукцию является совершенно эластичной и пока на цену не влияет количество единиц товара, продаваемое фирмой, предельный доход от продажи дополнительной единицы продукции будет равен цене.
Так
как Р=const, изменение в совокупном
доходе будет следующим:
DTR= D (PQ)= PDQ,
.где Q- объем выпуска,
Р - цена.
Поэтому для конкретной фирмы MR=P(/\Q//\Q)=P. Отсюда для горизонтальной кривой спроса справедливо равенство P=MR=AR, т.е. цена равна предельному и среднему доходу.
Согласно
первому методу, прибыль находится
как разность совокупного дохода
и совокупных издержек (рис. 6).
P
TR
Прибыль
Рис.6.
Совокупный доход, совокупные издержки
и прибыль
Наклон прямой совокупного дохода постоянен, так как постоянен предельный доход, равный цене товара. При малых объемах производства прибыль отрицательна, доход не покрывает постоянные и переменные издержки. При Q=0 фирма терпит убытки в размере постоянных издержек. По мере увеличения объема Q прибыль становится положительной и растет, пока не достигнет определенного объема, точка максимума, после этого прибыль начинает снижаться, отражая опережающий рост совокупных издержек. монополия конкуренция прибыль ценообразование
Заметим, что наклон кривой ТС сначала уменьшается, а потом увеличивается. Это означает, что предельные издержки снижаются при начале выпуска и растут по мере увеличения производства. Если фирма по каким-то причинам продолжает увеличивать производство после достижения оптимального объема, то каждая дополнительная произведенная единица уже будет сокращать имеющуюся прибыль из-за возрастающих предельных и сведет ее быстро к нулю.
Фирма достигает максимальной прибыли в точке, в которой MR=MC. А это равенство есть не что иное, как условие максимизации прибыли.
Здесь подключается второй способ определения максимума прибыли. Пока предельная прибыль как разница между MR и MC положительна, общая масса прибыли увеличивается. Фирмы увеличивают выпуск до тех пор, пока не достигнут равенства MR=MC.
Поскольку для конкурентной фирмы MR=P, то фирма получает максимум прибыли тогда, когда выпуск продукции устанавливается в точке, где P=MC.
Таким образом, сравнивая показатели совокупного дохода и совокупных издержек, предельного дохода и предельных издержек, мы можем сделать следующие выводы:
Фирма максимизирует свою прибыль при таком объеме производства, когда совокупный доход превышает общие издержки на максимальную величину, т.е. когда P=MR=MC. Любое производство в ситуации, когда совокупный доход будет выше совокупных издержек, обеспечивает фирме экономическую прибыль.
Точки
пересечения графиков - это точки
критического объема производства, за
пределами которых фирма терпит
убытки или прекращает производство.
(4,с.162)
Заключение
Являясь
промежуточным типом таких
И наконец, стоит отметить три особенности, возникающие в реальном мире, вносящем свои коррективы в любую теоретическую основу, в том числе и рассмотренную – модель монополистической конкуренции:
1) Некоторые фирмы могут выпускать продукцию, которую чрезвычайно сложно воспроизвести. Например, бензозаправочная станция занимает единственное доступное место на самом оживленном перекрестке в городе. Или фирма имеет патент, который дает ей более или менее долговременное преимущество перед соперником. Такие фирмы способны получать небольшие экономические прибыли даже в долговременном периоде.
2) Надо вспомнить, что вхождение в отрасль все же имеет некоторые ограничения. Поскольку продукция дифференцирована, возникают более значительные финансовые проблемы, чем в других случаях.
3) В результате дифференциации с точки зрения размещения и доступности убытки и прибыль ниже нормальной могут сохраняться в долговременном периоде.
Например, владельцы неудачно расположенного магазинчика могут примириться с невысоким доходом и не переключаться на более прибыльный бизнес из-за того, что их деятельность является для них привычным образом жизни.
Монополистическая конкуренция
относится к отраслям, в которых
действует относительно
Информация о работе Ценообразование в условиях монополизации рынка