Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 21:24, курсовая работа
Цель курсовой работы - исследовать механизм ценообразования на предприятиях общественного питания.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
дать теоретическое обоснование ценообразования на предприятиях питания, рассмотреть сущность, структуру, функции и значение цены на предприятиях питания;
проанализировать механизм ценообразования на предприятии питания;
предложить рекомендации по совершенствованию ценовой политики предприятия.
Введение………………..…………………………………………………………2
Глава 1. Теоретические основы ценообразования…………..………………..4
1.1. Сущность, функции, задачи и факторы цены и ценообразования……..4
1.2. Стратегии ценообразования……………………………………………….6
1.3. Методы ценообразования………………………………………………….10
1.4. Система цен в народном хозяйстве………………………………………16
1.5. Процесс ценообразования в общественном питании…………………..17
Глава 2. Ценообразование в общественном питании на примере ресторана «Кассандра»……………………….…….……………………………………… 20
2.1. Краткая характеристика ресторана «Кассандра»……………………….20
2.2. Издержки предприятий общественного питания……………………….20
2.3. Структура продажной цены на готовую продукцию ресторана……...23
2.4. Порядок включения в калькуляцию кондиционного сырья…………..28
Глава 3. Обоснование и выбор метода ценообразования на предприятии .…35
3.1. Правила взаимозаменяемости сырья и продуктов………………………40
3.2. Правила проведения контрольных проработок…………………………42
Заключение………………………………………………………………………44
Список использованных источников …….…………….……………………..47
Политика «прорыва на рынок» предполагает обратное, фирма открывает продажу нового товара с низкой цены, чтобы товар быстрее достиг стадии роста и в сравнительно короткий срок для него был создан массовый рынок. Основой такой политики выступает формирование массовых товаропроводящих каналов сбыта. Установление цены с начала продаж нового товара на рынке на относительно низком уровне открывает возможность добиться быстрой окупаемости товара. Эта политика требует осторожности, неудача в ее проведении может привести к затруднениям в возмещении ранее осуществленных капиталовложений в разработку товара и продвижение его на рынок и к финансовым трудностям фирмы, тем более что повысить на данный товар цены в дальнейшем окажется чрезвычайно трудным, и их можно будет только снижать, чтобы удержать товар на рынке.
1.4. Система цен в народном хозяйстве
В народном хозяйстве существует система цен, которая представляется следующими видами:
Оптовые цены делятся на:
Оптовая цена предприятия выступает как цена изготовителя продукции или сырья. По цене предприятия изготовители или производители продукции реализуют произведенную ими продукции крупными партиями другим предприятиям или сбытовым оптовым организациям.
Оптовая цена предприятия имеет следующую структуру: себестоимость продукции + прибыль предприятия + надбавка к цене + НДС.
Оптовая
цена промышленности – это та цена,
по которой оптовые посредники реализуют
продукцию розничным
Закупочные цены – это цены, по которым сельскохозяйственные производители реализуют свою продукцию крупными объёмами государству или коммерческим предприятиям.
Розничные
цены – это цены, по которым товары
или услуги реализуются конечному
потребителю (населению). При этом товар
заканчивает своё пребывание в каналах
обращения и переходит в сферу
личного потребления. Розничная
цена на товары народного потребления
имеет следующую структуру: оптовая
цена промышленности + торговая надбавка
+ НДС. Цены на продукцию предприятия
общественного питания, на гостиничные
услуги, на туристические продукты
относятся к разновидности
1.5. Процесс ценообразования в общественном питании
Процесс
ценообразования в общественном
питании имеет свои особенности,
связанные со спецификой деятельности
отрасли. Как правило, в основе цены
на продукцию или услугу лежит
себестоимость на производство данной
продукции или услуги. Но в общественном
питании себестоимость единицы
продукции не рассчитывается, так
как по товарному учёту не имеется
издержек. Поэтому на продукцию предприятий
общественного питания
Наиболее широко в предприятиях общественного питания применяется первый способ ценообразования. Калькуляция продажной цены осуществляется в расчете на 100 порций и методика расчета следующая:
Цены на блюда в предприятиях общественного питания могут устанавливаться и другими способами. В частности, цены на блюда в ресторанах, например, определенного класса устанавливаются на основе заданных пропорций между основными элементами цены.
2. Ценообразование в общественном питании на примере ресторана «Кассандра»
Гостиница “Паллада” успешно работает на рынке услуг в г. Москва с 1994 года. Ресторан работает со времени открытия гостиницы. Со времен 1994 года гостиница перенесла множество модернизаций и расширений, как и ресторан “Кассандра”. На данное время ресторан имеет 80 мест (20 столов).
Обслуживающий персонал насчитывает более 20 человек: 7 официантов, 4 охранника (отвечающих за безопасность и устранение неприятных ситуаций), 2 администратора (контролирующих работоспособность персонала), 2 бармена, 4 повара, бухгалтер, отвечающий за финансовую сторону, 1 гардеробщик и 2 уборщицы.
Ресторан предлагает своим
2.2. Издержки предприятий общественного питания
Расширение межгосударственных связей в экономической, социальной и культурной сферах, активизация туристической деятельности предполагают расширение и модернизацию гостиничного и ресторанного хозяйства и повышения качества обслуживания клиентов.
Переход предприятий ресторанного хозяйства к рыночной экономике повышает их ответственность в формировании достоверных цен на сырьё, продукты и покупные товары и розничных цен на продукцию собственного производства. При этом предприятия руководствуются действующими нормативными документами. Цены на продукцию общественного питания относятся к системе розничных цен, но методика и порядок их определения отличаются от ценообразования на продовольственные и промышленные товары, реализуемые в торговле. Это обусловлено особенностями предприятий ресторанного хозяйства, спецификой их продукции и формирования затрат. Так, предприятия ресторанного хозяйства одновременно осуществляют производство, организацию потребления и реализацию продукции собственного производства и покупных товаров (хлеб, батоны, булочные изделия, кондитерские изделия в промышленной упаковке, мороженное фасованное, сырки твороженные и глазированные, спички, табачные изделия и др.).
В отличие
от других отраслей материального производства,
издержки производства в ресторанном
хозяйстве формируются без
Рисунок 1. Формирование издержек общественного питания.
На этом рисунке отражены присущие отрасли стадии процесса воспроизводства (производство, обмен и потребление) и обособление издержек производства от затрат на сырьё, продукты и полуфабрикаты.
В состав издержек производства включаются только затраты, связанные с производством собственной продукции (затраты на транспортировку и хранения сырья и полуфабрикатов; заработная плата работников производства; расходы на топливо и электроэнергию для производственных нужд; амортизация основных производственных фондов и др.).
Издержки обращения представляют собой затраты на реализацию продукции собственного производства и покупных товаров (оплата труда буфетчиков, продавцов, барменов; расходы на транспортировку покупных товаров; амортизация стоимости торгового оборудования, магазинов, киосков и т.д.) и затраты на организацию потребления (заработная плата официантов, гардеробщиков, уборщиков обеденных залов; расходы по содержанию помещений и оборудования обеденных залов, износу столовой посуды и т.д.).
Однако
в практике учёта и планирования
весьма трудно разграничить эти издержки,
поскольку многие работники отрасли
выполняют одновременно различные
функции. Поэтому на предприятиях общественного
питания определяются совокупные издержки,
связанные с производством, реализацией
продукции и покупных товаров
и обслуживанием потребителей. В
силу этого показатель себестоимости
продукции не учитывается, не планируется,
не калькулируется. Это обстоятельство
обуславливает отличия в
Особенностью
ценообразования в ресторанах является
также применение разных цен на продукты,
поступающие на предприятия из различных
источников. Продукты могут быть закуплены
непосредственно у предприятий
изготовителей (по свободным отпускным
ценам), в розничной торговой сети,
на колхозных рынках и у населения.
В этой связи на предприятиях общественного
питания, обслуживающих население,
сырьё включается в калькуляцию
по розничным ценам, которые образуются
из отпускных цен предприятий-
Отдельные
виды сырья, используемого при
Аналогично определяется розничная цена за 1 кг горошка или консервированной кукурузы. Поскольку в калькуляцию розничной цены блюд эти продукты включаются по массе нетто, то определяется цена за 1 кг горошка (кукурузы) без маринада, рассола. Так, например, закуплена консервированная кукуруза (производства Венгрии) по цене 1400 р. за банку. На банке указана масса брутто – 340 г., масса нетто – 285 г. Розничная цена за 1 кг. консервированной кукурузы составит 4912 р. (1400 р./285 кг.). При поступлении таких же продуктов отечественного производства в таблице Сборника рецептур «Расчет расхода сырья, выхода полуфабрикатов и готовых изделий» указан процент отходов и потерь на маринад, что позволяет определить массу нетто продукта и рассчитать розничную цену за 1 кг. чистого веса.
Таким образом,
цены на продукцию собственного производства
(розничные цены) в ресторанах, кафе
складываются из стоимости сырья
по свободным рыночным ценам, ценам
приобретения и наценки. Сущность и
порядок ценообразования в
Рисунок 2. Сущность и порядок ценообразования в ресторанах, кафе, барах.
Таким образом,
цены на продукцию общественного
питания складываются из стоимости
сырья по свободным розничным
ценам и ценам приобретения и
наценок, предназначенных, наряду с
торговыми надбавками, возмещать
затраты предприятий по производству,
реализации и организации потребления
произведенной продукции и