Ценообразование на предпрятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 07:43, курсовая работа

Описание работы

Одним из решающих путей повышения конкурентоспособности торговой организации является оптимальный механизм ценообразования и установление факторов, влияющих на определение цены товара. Уровень цены реализации непосредственным образом определяет ценовую конкурентоспособность товара.
Исходя из целей своего хозяйствования, продавец определяет для себя систему важнейших показателей эффективности функционирования, которые он намерен достичь. На основе выстроенной системы ранжируются задачи, образуя политику цен продавца. Решения этих задач обеспечивает механизм ценообразования. Как правило, организации торговли имеют цель коммерческого хозяйствования.
Методология механизма ценообразования включает в себя следующее:
1. Политика цен - общие цели, которые продавец собирается достичь с помощью реализации товара по установленным ценам.
2. Стратегия ценообразования – это согласованный общий план действий из совокупности наиболее важных решений, благодаря которым политика цен реализуется на практике.
С целью реализации выбранной стратегии ценообразования определяется методика формирования цен, а именно совокупность конкретных способов, рекомендаций, средств и инструментария в рамках действующей методологии механизма ценообразования.
В экономической литературе описаны различные методы формирования цены, причем зачастую используются разные только названия методов, но содержащие одну суть и методику расчета и базовые показатели. Как правило, выделяют затратный подход к ценообразованию, ценностный и эконометрический. Однако с развитием рыночных отношений перечень был несколько расширен и модифицирован. В настоящее время целесообразно все методы ценообразования ранжировать следующим образом:
1. Рыночный метод формирования цены, ориентированный на покупателей другими словами на полезность / ценность товара и отражающий конъюнктуру рынка.
2. Затратный метод формирования цены, базирующейся на расчете расходов продавца по созданию и реализации товара.
3. Параметрический (нормативно-параметрический) или эконометрический метод формирования цены основанный на соотношении цены к определенному параметру, характеризующему ценность товара аналогичного ряда или входящих в товар других составных частей.
4. Административный метод формирования цены, основанный на директивном распоряжении по установлению того или иного уровня или пределов цен уполномоченными на то государственными органами.
Кроме того, в каждой группе выделяют разновидности методов ценообразования в зависимости от способа учета и распределения расходов, экономической ценности, покупательского спроса и конкурентных преимуществ (рис. 1).
Все методы в той или иной степени базируются на экономическом функционировании субъектов механизма ценообразования с одной стороны, и с другой стороны - на оценке расходов продавца и требованиях покупателя, предъявляемых к качеству / полезности товара.
Затратные методы ценообразования основываются на расходах продавца и не отражают покупательский спрос и конъюнктуру рынка. Этот метод позволяет оценить долю расходов в цене каждого товара и делает расчет цен точным с большей степенью вероятности, так как легче продавцу спрогнозировать свои показатели расходов, чем спрос и поведение конкурентов. Поэтому практически каждый продавец в той или иной степени использует эти методы в своей практике при формировании механизма ценообразования.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Основные понятия цены и ценообразования
1.1. Ценообразование на различных типах рынков
1.2. Постановка задач ценообразования
1.3. Определение спроса
1.4. Оценка издержек
1.5. Анализ цен и товаров конкурентов
1.6. Выбор метода ценообразования
1.7. Установление окончательной цены
1.8. Подходы к проблеме ценообразования
1. Инициативное изменение цен
11. Реакция фирмы на изменение цен конкурентами.
Глава 2. Основные принципы рыночного ценообразования.

2.1. Глубоко и тщательно анализировать ценообразующие факторы и причины конъюнктурного характера.
2.2. Всесторонняя обоснованность цены
2.3.Процесс формирования цены должен предшествовать процессу производства товара.
2.4. Принцип непрерывности процесса ценообразования
2.5. Строгое соблюдение политики государства в вопросах ценообразования.
2.6.Многообразие методов ценообразования.
2.7. Постоянный контроль за конкурентоспособностью товара.
2.8 Реальность процесса ценообразования
2.9. Опасность завышения цены, чем ее занижение
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Люба ценообразование.doc

— 204.50 Кб (Скачать файл)

.  

 

ВВЕДЕНИЕ 

Глава 1. Основные понятия цены и ценообразования  

1.1. Ценообразование  на различных типах  рынков 

1.2. Постановка задач  ценообразования 

1.3. Определение спроса 

1.4. Оценка издержек 

1.5. Анализ цен и  товаров конкурентов 

1.6. Выбор метода ценообразования

1.7. Установление окончательной  цены 

1.8. Подходы к проблеме  ценообразования 

1. Инициативное изменение  цен 

11. Реакция фирмы  на изменение цен  конкурентами.

Глава 2. Основные  принципы рыночного ценообразования.   

2.1. Глубоко и  тщательно анализировать ценообразующие факторы и причины конъюнктурного характера.

2.2. Всесторонняя  обоснованность цены

2.3.Процесс формирования  цены должен предшествовать процессу  производства товара.

2.4. Принцип непрерывности  процесса ценообразования

2.5. Строгое соблюдение политики государства в вопросах ценообразования.

2.6.Многообразие  методов ценообразования.

2.7. Постоянный  контроль за конкурентоспособностью  товара.

2.8 Реальность  процесса ценообразования

2.9. Опасность  завышения цены, чем ее занижение

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 
Одним из решающих путей повышения конкурентоспособности торговой организации является оптимальный механизм ценообразования и установление факторов, влияющих на определение цены товара. Уровень цены реализации непосредственным образом определяет ценовую конкурентоспособность товара.

Исходя из целей  своего хозяйствования, продавец определяет для себя систему важнейших показателей  эффективности функционирования, которые  он намерен достичь. На основе выстроенной  системы ранжируются задачи, образуя политику цен продавца. Решения этих задач обеспечивает механизм ценообразования. Как правило, организации торговли имеют цель коммерческого хозяйствования.

Методология механизма  ценообразования включает в себя следующее:

1. Политика цен - общие цели, которые продавец собирается достичь с помощью реализации товара по установленным ценам.

2. Стратегия ценообразования – это согласованный общий план действий из совокупности наиболее важных решений, благодаря которым политика цен реализуется на практике.

С целью реализации выбранной стратегии ценообразования  определяется методика формирования цен, а именно совокупность конкретных способов, рекомендаций, средств и инструментария в рамках действующей методологии  механизма ценообразования.

В экономической литературе описаны различные методы формирования цены, причем зачастую используются разные только названия методов, но содержащие одну суть и методику расчета и  базовые показатели. Как правило, выделяют затратный подход к ценообразованию, ценностный и эконометрический. Однако с развитием рыночных отношений перечень был несколько расширен и модифицирован. В настоящее время целесообразно все методы ценообразования ранжировать следующим образом:

1.   Рыночный метод формирования цены, ориентированный на покупателей другими словами на полезность / ценность товара и отражающий конъюнктуру рынка.

2.   Затратный метод формирования цены, базирующейся на расчете расходов продавца по созданию и реализации товара.

3.   Параметрический (нормативно-параметрический) или эконометрический метод формирования цены основанный на соотношении цены к определенному параметру, характеризующему ценность товара аналогичного ряда или входящих в товар других составных частей.

4.   Административный метод формирования цены, основанный на директивном распоряжении по установлению того или иного уровня или пределов цен уполномоченными на то государственными органами.

Кроме того, в каждой группе выделяют разновидности методов  ценообразования в зависимости  от способа учета и распределения расходов, экономической ценности, покупательского спроса и конкурентных преимуществ (рис. 1).

Все методы в той  или иной степени базируются на экономическом  функционировании субъектов механизма  ценообразования с одной стороны, и с другой стороны - на оценке расходов продавца и требованиях покупателя, предъявляемых к качеству / полезности товара.

Затратные методы ценообразования  основываются на расходах продавца и  не отражают покупательский спрос и  конъюнктуру рынка. Этот метод позволяет  оценить долю расходов в цене каждого товара и делает расчет цен точным с большей степенью вероятности, так как легче продавцу спрогнозировать свои показатели расходов, чем спрос и поведение конкурентов. Поэтому практически каждый продавец в той или иной степени использует эти методы в своей практике при формировании механизма ценообразования.

Рисунок 1. Классификация методов ценообразования 
 
 
 
 
 
 
 

Точность расчета базовой цены с помощью затратных методов ценообразования обеспечивается возможностью максимально точного вычленения постоянных расходов из общей суммы расходов продавца, а также правильной оценкой учета запаса ресурсов.

Разделение расходов торговой организации на переменные и постоянные расходы представляет собой классификацию расходов по системе «директ-кост». Переменные расходы – это расходы, которые напрямую зависят от объема продаж в натуральном выражении и увеличиваются пропорционально увеличению этого объема, постоянные расходы, напротив, - не зависят от объема реализации. Однако надо понимать, что это верно только в определенном пределе объема продаж товара в натуральном выражении, где пределом является максимальный объем, который возможен без наращивания (увеличения) постоянных расходов. Это так называемые условно-переменные и условно-постоянные расходы.

Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества). Такое определение расходов содержится в пункте 2 Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 6 мая 1999 года №33н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99» (далее - ПБУ 10/99).

Под будущими экономическими выгодами понимается потенциальная возможность имущества прямо или косвенно способствовать притоку денежных средств или их эквивалентов в организацию.

Это определение понятия  экономических выгод дает законодатель в Концепции бухгалтерского учета  в рыночной экономике РФ, одобренной Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине РФ и Президентским советом ИПБ 29 декабря 1997 года.

К фактическим расходам на приобретение товаров, которые в управленческом учете, как правило, являются переменными расходами, относятся:

·   суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу) за приобретаемые товары;

·   суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением товаров;

·   таможенные пошлины, в случае приобретения импортных товаров;

·   невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением товаров;

·   суммы вознаграждения, уплачиваемые посредническим организациям, с помощью которых приобретаются товары;

·   суммы процентов по заемным средствам, начисленные до момента принятия товаров к учету (в том случае, если заемные средства привлечены для приобретения товаров);

·   расходы по доведению товаров до состояния, в котором они пригодны к продаже;

·   расходы по доставке, если стоимость доставки товаров не включается в их цену, а оплачивается покупателем отдельно как услуга сторонних организаций;

·   иные затраты, непосредственно связанные с приобретением товаров.

Таким образом, принцип  формирования покупной стоимости товаров  заключается в том, что включению  в стоимость товаров подлежат любые расходы организации торговли, непосредственно связанные с приобретением конкретной партии товаров. Эти расходы являются переменными расходами, соответственно находятся в прямо пропорциональной зависимости от объема продаж (рис.2).

Расходы торговая организация  должна отражать в регистрах бухгалтерского учета, обеспечивая их синтетический и аналитический учет.

Расходы на продажу  образуют постоянные расходы организации, которые напрямую не зависят от объема продаж (рис. 2). Однако это достаточно условно, так как с некоторым предельным увеличением объема продаж (q1 < q2 < q3) некоторые постоянные расходы могут увеличиться (C1 < C2 < C3). Величина этих расходов может оставаться неизменной до очередного определенного уровня на отрезке [q2 ; q3] увеличения объема продаж, такие расходы носят характер условно-постоянных.

Рисунок 2. Зависимость постоянных и переменных расходов от объема продаж

Источником информации о произведенных расходах являются, прежде всего, регистры бухгалтерского учета, управленческого учета, если таковые утверждены организацией. Так как показатели управленческого учета базируются на показателях бухгалтерского учета и в силу значительной зависимости показателей и способов классификации расходов в управленческом учете от индивидуальных особенностей хозяйствования каждой торговой организации - продавца, необходимо рассмотреть формирование расходов, прежде всего, по бухгалтерскому учету.

Также не стоит забывать о существующих различиях признания  расходов в целях бухгалтерского и налогового учета. В конечном итоге, сопоставляя бухгалтерский и налоговый учет, торговая организация может компромисс отразить в управленческом учете. В целях ценообразования продавец сам выбирает и составляет информационную базу о расходах, исходя из специфики хозяйствования.

Для целей ценообразования  в управленческом учете наиболее реально отражающим расходы продавца является метод учета затрат ресурсов НИФО (NIFO – next-in, first-out) – оценка ресурсов по цене, которую придется заплатить в будущем за восполнение запаса ресурса, израсходованного в настоящем. Это особенно актуально при больших колебаниях цен на товары (ресурсы) в краткосрочном периоде времени. Однако данными ни бухгалтерского, ни налогового учета продавец в этих целях не сможет воспользоваться, так как такой метод действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрен, что, несомненно, приведет к дополнительным трудозатратам и расходам при обеспечении учета ресурсов по методу НИФО. Если точность расчета цены позволяет некоторую погрешность, можно воспользоваться скорректированными данными бухгалтерского учета, где одним из методов учета материально-производственных запасов (ресурсов) является ЛИФО (LIFO – last-in, first-out) – оценка ресурсов по цене последней покупки. Этот вариант наиболее приближен к реальным ценам на ресурсы в данный период. Законодатель рассматривает данный метод в учете в соответствии со следующими нормативными документами:

·  в бухгалтерском учете в соответствии с Приказом Минфина РФ от 09.06.2001 № 44н "Об утверждении положения по бухгалтерскому учету "Учет материально - производственных запасов" ПБУ 5/01" и Приказом Минфина РФ от 28.12.2001 № 119н «Методические указания по бухгалтерскому учету материально - производственных запасов»;

·  в налоговом учете в соответствии со статьей 254 пункт 8 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая) 5 августа 2000 года № 117-ФЗ.

В общем виде модель формирования цены с помощью затратных  методов ценообразования можно  представить так:

Совокупные расходы + Желаемый доход + Косвенные налоги в цене

Цена товара = -------------------------------------------------------------------------------------------------

Объем продаж товара в натуральных единицах измерения

В цене товара всегда следуют предусматривать дополнительную надбавку в виде косвенных налогов и отчислений в расчете на единицу товара, перечень и величина которых определяются в соответствии с действующим законодательством: Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) 31 июля 1998 года № 146-ФЗ: Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) 5 августа 2000 года № 117-ФЗ, Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 года №61-ФЗ. В дальнейшем для упрощения излагаемых вариантов методов ценообразования косвенные налоги не упоминаются, однако подразумеваются. Также подразумевается в моделях методов ценообразования расчет на один вид товара. Понятно, что в практике это встречается редко. В этом случае, когда продавец имеет не один вид товара, постоянные расходы распределяются между видами товаров методом структурной аналогии или пропорционально произвольно выбранной продавцом базы такого распределения. Как правило, базой распределения постоянных расходов является объем продаж по видам товаров. Кроме того, в зависимости от управленческих задач используют или фонд заработной платы в составе переменных расходов данного вида товара, или объем материальных ресурсов в составе переменных расходов данного вида товара, или общую величину переменных расходов данного вида товара, а также в редких случаях - площадь торгового зала, занимаемого группой товаров по принципу однородности, среднесписочная численность персонала.

Информация о работе Ценообразование на предпрятии