Ценообразование на предпрятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 07:43, курсовая работа

Описание работы

Одним из решающих путей повышения конкурентоспособности торговой организации является оптимальный механизм ценообразования и установление факторов, влияющих на определение цены товара. Уровень цены реализации непосредственным образом определяет ценовую конкурентоспособность товара.
Исходя из целей своего хозяйствования, продавец определяет для себя систему важнейших показателей эффективности функционирования, которые он намерен достичь. На основе выстроенной системы ранжируются задачи, образуя политику цен продавца. Решения этих задач обеспечивает механизм ценообразования. Как правило, организации торговли имеют цель коммерческого хозяйствования.
Методология механизма ценообразования включает в себя следующее:
1. Политика цен - общие цели, которые продавец собирается достичь с помощью реализации товара по установленным ценам.
2. Стратегия ценообразования – это согласованный общий план действий из совокупности наиболее важных решений, благодаря которым политика цен реализуется на практике.
С целью реализации выбранной стратегии ценообразования определяется методика формирования цен, а именно совокупность конкретных способов, рекомендаций, средств и инструментария в рамках действующей методологии механизма ценообразования.
В экономической литературе описаны различные методы формирования цены, причем зачастую используются разные только названия методов, но содержащие одну суть и методику расчета и базовые показатели. Как правило, выделяют затратный подход к ценообразованию, ценностный и эконометрический. Однако с развитием рыночных отношений перечень был несколько расширен и модифицирован. В настоящее время целесообразно все методы ценообразования ранжировать следующим образом:
1. Рыночный метод формирования цены, ориентированный на покупателей другими словами на полезность / ценность товара и отражающий конъюнктуру рынка.
2. Затратный метод формирования цены, базирующейся на расчете расходов продавца по созданию и реализации товара.
3. Параметрический (нормативно-параметрический) или эконометрический метод формирования цены основанный на соотношении цены к определенному параметру, характеризующему ценность товара аналогичного ряда или входящих в товар других составных частей.
4. Административный метод формирования цены, основанный на директивном распоряжении по установлению того или иного уровня или пределов цен уполномоченными на то государственными органами.
Кроме того, в каждой группе выделяют разновидности методов ценообразования в зависимости от способа учета и распределения расходов, экономической ценности, покупательского спроса и конкурентных преимуществ (рис. 1).
Все методы в той или иной степени базируются на экономическом функционировании субъектов механизма ценообразования с одной стороны, и с другой стороны - на оценке расходов продавца и требованиях покупателя, предъявляемых к качеству / полезности товара.
Затратные методы ценообразования основываются на расходах продавца и не отражают покупательский спрос и конъюнктуру рынка. Этот метод позволяет оценить долю расходов в цене каждого товара и делает расчет цен точным с большей степенью вероятности, так как легче продавцу спрогнозировать свои показатели расходов, чем спрос и поведение конкурентов. Поэтому практически каждый продавец в той или иной степени использует эти методы в своей практике при формировании механизма ценообразования.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Основные понятия цены и ценообразования
1.1. Ценообразование на различных типах рынков
1.2. Постановка задач ценообразования
1.3. Определение спроса
1.4. Оценка издержек
1.5. Анализ цен и товаров конкурентов
1.6. Выбор метода ценообразования
1.7. Установление окончательной цены
1.8. Подходы к проблеме ценообразования
1. Инициативное изменение цен
11. Реакция фирмы на изменение цен конкурентами.
Глава 2. Основные принципы рыночного ценообразования.

2.1. Глубоко и тщательно анализировать ценообразующие факторы и причины конъюнктурного характера.
2.2. Всесторонняя обоснованность цены
2.3.Процесс формирования цены должен предшествовать процессу производства товара.
2.4. Принцип непрерывности процесса ценообразования
2.5. Строгое соблюдение политики государства в вопросах ценообразования.
2.6.Многообразие методов ценообразования.
2.7. Постоянный контроль за конкурентоспособностью товара.
2.8 Реальность процесса ценообразования
2.9. Опасность завышения цены, чем ее занижение
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Люба ценообразование.doc

— 204.50 Кб (Скачать файл)

·   общие расходы на производство и реализацию данного вида товара.

Методика расчета  цены товара с помощью этого метода, представляется более наглядной и понятной, если проанализировать последовательность арифметических действий на основании информации примера (таб. 1).

Таблица 1. Пример расчета цены товара методом формирования цены на основе анализа эффективности использования инвестиций.

№ п/п Наименование показателя Единица измерения Значение показателя
Исходные  данные
1. Инвестиционные ресурсы  в виде кредита банка, на 3 года на условиях простых процентов от первоначальной суммы кредита без права досрочного погашения, с ежегодной выплатой основного кредита в размере 1 / 3 суммы кредита тысяч рублей 2 000,00
2 Премия банку за пользование кредитом % годовых 20,00
3 Предполагаемый годовой  объем продаж тысяч единиц 30,00
4 Переменные расходы  в расчете на единицу рублей 60,00
5 Постоянные расходы тысяч рублей 900,00
6 Годовая премия по депозитным вкладам в банке, на условиях простых  процентов, начисление в конце года % годовых 10,00
Расчетные данные
7 Премия банку за пользование кредитом

(стр. 1 х стр. 2 /100)

тысяч рублей 400,00
8 Премия банку за пользование кредитом в расчете  на единицу товара (стр. 7 / стр3) рублей 13,33
9 Сумма ежегодных выплат возврата основного кредита в  размере 1 / 3 (стр. 1 х 1 / 3) тысяч рублей 666,66
10 Сумма ежегодных выплат возврата основного кредита в размере 1 / 3 в расчете на единицу товара

(стр. 9 / стр. 3)

рублей 22,22
11 Постоянные расходы  на единицу (стр. 5 / стр.3) рублей 30
12 Годовая премия по депозитным вкладам в банке, условия простые  проценты, начисление в конце года

(стр. 1 х стр. 6 / 100)

тысяч рублей 200
13 Годовая премия по депозитным вкладам в банке в расчете  на единицу товара (стр. 12 / стр.3) рублей 6,66
14 Цена  товара (стр.4+стр.11+стр.8+стр.10+стр.13) рублей 132,21

Сформированная цена товара в размере 132 рубля 21 копейки показывает нижний пороговый предел цены, при котором использование инвестиционных ресурсов и запуск проекта считается минимально эффективным. Если же при прочих равных условиях данная минимальная цена не устроит покупателя, и спрос на товар будет отсутствовать, то нецелесообразно запускать проект на таких первоначальных условиях и при необходимости разрабатывать новые пути или снижения расходов, или осуществлять поиск инвестиционных ресурсов на более выгодных кредитных условиях, или повышать экономическую ценность товара.    

Экономисты среди  прочих затратных методов ценообразования  выделяют метод целевого ценообразования (англ. target return pricing, другие названия - метод надбавок к цене, метод определения целевой цены или определения цены в соответствии с целевой прибылью). Однако данный метод базируется на рассмотренных выше затратных методах ценообразования. Ставится зависимость цены от объема продаж, который обеспечивает получение намеченного дохода, что только более конкретизирует значение желаемого дохода, используемого в моделях методов формирования цены на основе полных расходов и на основе переменных расходов.

В общем виде условия  применения затратных методов ценообразования  при определении цены как окончательной  заключаются в следующем:

·   существует низкая эластичность спроса по цене, то есть цена не является основным фактором, определяющим решение покупателя приобрести именно данный товар;

·   товар обладает особой экономической ценностью или не имеет аналогов, то есть уникальный (новый, опытный образец, товар, производимый на заказ);

·   товар реализуется на рынке с традициями затратного ценообразования или неценовой конкуренцией;

·   совокупные расходы на производство и реализацию товара - стабильны или незначительно изменяются во времени.

К индивидуальным преимуществам затратных методов ценообразования можно добавить и общие, присущие всем этим методам:

·   информация о расходах подтверждается данными бухгалтерского учета и первичными документами;

·   обеспечивается справедливость по отношению к покупателям, цена экономически обоснована и не носит в себе «грабительский эффект» при условии справедливой нормы дохода продавца, обеспечивающий его воспроизводственный процесс.

Однако в рыночных условиях хозяйствования недостатком  затратных методов ценообразования  является их фокусирование на внутренних факторах, определяющих механизм ценообразования, не принимаются во внимание внешние факторы и, прежде всего, потребительские свойства товара и его заменителей, покупательский спрос на товар.

Основным требованием  точного определения цены в условиях затратного ценообразования является уместное и грамотное обоснование величины желаемого дохода в составе цены товара и создание совершенной системы учета расходов, что, в общем, является нормальным требованием для успешного функционирования любого продавца независимо от методов ценообразования.

В большинстве своем  затратные методы формирования цены используются для формирования базовой (основной) цены товара, которая служит отправной точкой для определения  конечной цены (цены сделки) с использованием в дальнейшем приемов и инструментов тактики ценообразования, а также скорректированных в соответствии с принятой стратегией ценообразования на тот или иной товар. 
 
 
 

Что такое цена товара, из чего она слагается?

Цена - это денежное выражение стоимости товара. В основе цены лежит стоимость товара, т. е. общественно необходимые затраты на его производство. Однако это не означает, что цена каждого отдель-ного товара должна обязательно равняться его стоимости. Цена мо-жет отклоняться от стоимости. Колебания цен вокруг стоимости есть проявление стихийного действия закона стоимости. Основные виды публикуемых и рассчитываемых цен:

Справочные  цены - в основном цены продавца или усредненные цены по фактическим сделкам, публикуемые в печати, специаль-ных бюллетенях и экспортных прейскурантах. Уровень реальных цен, как правило, оказывается ниже справочных.

Базисные  цены - устанавливаются соглашениями или прейску-рантами на товары, выпускаемые серийно, или на товары наиболее известных марок.

Договорные цены - устанавливаются в договорном порядке меж-ду продавцом и покупателем.

С 1992 г. в Российской Федерации установлены следующие  ос-новные виды цен:

Свободные (рыночные) оптовые цены на продукцию производ-ственно-технического назначения - устанавливаются изготовите-лями по согласованию с потребителями и применяются с учетом налога на добавленную стоимость и себестоимости при расчетах из-готовителей со всеми потребителями (кроме населения), в том чис-ле с посредниками.

Розничные цены - цены, по которым товары реализуются в роз-ничной торговле независимо от того, кто покупатель товара - на-селение, предприятия общественного питания и др.

Розничные цены являются свободными, т. е. складываются пол влиянием соотношения спроса и предложения. В основе розничных цен лежат цены оптовые, цены приобретения товаров предприятия-ми и организациями розничной торговли. К ценам оптовым пред-приятия розничной торговли прибавляют торговую накидку или наценку, за счет которой покрываются издержки обращения (затра-ты на содержание магазинов, хранение и расфасовку товаров, зара-ботную плату продавцом и т. д.) и обеспечивается определенная прибыль. Размеры торговых наценок устанавливаются предприятия-ми розничной торговли самостоятельно, за исключением отдель-ных, преимущественно продовольственных товаров, по которым торговые наценки регулируются местными органами власти, - хлеба, молока, картофеля и др. Существуют предельные размеры торговых надбавок, превышать которые предприятия розничной торговли не вправе. В состав торговой надбавки входит налог на добавленную сто-имость.

Непрерывный рост розничных  цен отрицательно сказывается на жизненном уровне преобладающей  части российского населения.

Сопоставимые  цены - цены, используемые для измерения ди-намики физического объема продукции, товарооборота и др. сто-имостных показателей.

Сопоставимые цены в основном элиминируют (устраняют) вли-яние изменения цен на динамику сравниваемых стоимостных пока-зателей. При использовании сопоставимых цен объем произведен-ной продукции, реализованных товаров разных лет оценивается в одних и тех же, одинаковых для этих лет ценах. Применение сопос-тавимых цен позволяет получить объективную картину развития общественного производства, торговли, потребления товаров, осо-бенно в условиях инфляции, непрерывного роста цен.

Реализация в сопоставимых ценах рассчитывается следующим  образом:

Оборот в сопоставимых ценах = Фактический (отчетный) оборот в действующих ценах / Индекс цены

Государственные регулируемые цены (тарифы) устанавливаются государственными органами управления для организаций, незави-симо от форм собственности, только на ограниченный круг про-дукции производственно-технического назначения и услуги.

Свободные (отпускные) цены - устанавливаются (с учетом нало-га на добавленную стоимость и себестоимости) изготовителями товаров по согласованию с розничными торговыми и другими пред-приятиями, реализующими товары населению, внерыночным по-требителям, а также посредникам.

Любая цена включает в себя определенные элементы. При  этом в зависимости от вида цены состав этих элементов может меняться.

Соотношение отдельных  элементов цены, выраженное в процентах  или до-лях единицы, представляет собой структуру цены. 
 

Если  товар не облагается акцизом, то оптовая  цена предприятия  совпадет с отпускной  и структура цены упростится. При наличии нескольких оптовых посредников будет существовать соответствующее количество однотипных элементов: покупная цена оптового посредника, продажная цена оптового посредника. В результате доля снабженческо-сбытовой надбавки в составе цены возрастет, а структура цены товара усложнится. Зная структуру цены производимой предприятием продукции, можно выявить, какую долю в цене занимают затраты, прибыль и косвенные налоги. На основе этого определяются резервы снижения себестоимости, вырабатывается ценовая стратегия, а также выбирается метод ценообразования, соответствующий данному моменту и цели предприятия.

В рыночной экономике  цена является одним из основных показателей  конкурентоспособности продукции. Однако не всегда верно делать выводы о конкурентоспособности только по уровню цены или по ее соотношению с ценой предприятия-конкурента. Здесь очень важны обоснованность каждого элемента цены и достижение ее правильной структуры. Так, если предприятие производит убыточную или малоприбыльную продукцию и не может увеличить объем продаж, в результате чего произошло бы снижение затрат и рост массы прибыли, то ему придется снимать такую продукцию с производства, уступая свою долю рынка конкурентам. Если же в составе цены большой удельный вес занимают прибыль и налоги, то у предприятия имеется возможность последовательно снижать цену товара, увеличивая продажи, и вытеснять конкурентов.


Информация о работе Ценообразование на предпрятии