Управленческий учет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 02:31, курсовая работа

Описание работы

Управленческий учет представляет собой систему учета, планирования, контроля, анализа данных о затратах и результатах деятельности в разрезе необходимых для управления объектов, оперативного принятия на этой основе различных управленческих решений в целях оптимизации финансовых результатов деятельности предприятия.
Основная цель управленческого учета - предоставление руководителям и специалистам организации и структурных подразделений плановой, фактической и прогнозной информации о деятельности организации и внешнем окружении для обеспечения возможности принятия обоснованных управленческих решений.

Файлы: 1 файл

Управленческий учет.docx

— 179.83 Кб (Скачать файл)

В данной статье автор  предлагает положения управленческого  контроля, в основе которых лежит  как переработанный им опыт отечественных  и зарубежных коллег, так и собственно авторские аналитические исследования на протяжении более чем пятилетней практики работы аудитором. Так как  статья носит общий характер, автор  ставил целью не углубленное освещение  каких-либо отдельных вопросов контроля, а формирование представления о  нем как об одной из сторон системы  управления.

Итак, в целях  углубления представлений о контроле в рамках теорий управления и для  разработки соответствующих концепций  могут быть полезными следующие  основные положения.

По мнению автора, понятие контроля можно интерпретировать как в узком смысле - как один из этапов процесса управления (или  как одна из его функций такой  подход, как говорилось выше, распространен  на начальных стадиях развития науки  об управлении), так и в более  широком смысле как систему (входящую в систему управления организацией), состоящую из ряда элементов. Рассмотрим это подробнее.

Управленческий  контроль организации в наиболее узком смысле это осуществление  ее субъектами, наделенными соответствующими полномочиями (т.е. субъектами контроля), либо в автоматическом режиме, заданном указанными субъектами и под их управлением, следующих действий:

  • определение фактического состояния или действия управляемого звена системы управления организацией (объекта контроля);
  • сравнение фактических данных с требуемыми, т.е. с базой для сравнения, принятой в организации, либо заданной извне, либо основанной на рациональности;
  • оценка отклонений, превышающих предельно допустимый уровень, на предмет степени их влияния на аспекты функционирования организации;
  • выявление причин данных отклонений.

В соответствии с  подходом в узком смысле цель контроля - информационная прозрачность объекта  управления для возможности принятия эффективных решений. При этом, в понятии информационной прозрачности объекта управления отражено представление о степени управляемости данного объекта, т.е. о том, в какой степени в результате управления обеспечивается (обеспечивалось или будет обеспечиваться) поддержание требуемого состояния или действия объекта управления в соответствующий момент (период) времени. Вполне очевидно, что без предельной информационной прозрачности объекта управления адекватное его восприятие невозможно, управленческое воздействие не будет приносить желаемый результат и управленческая связь с объектом теряется, что и обуславливает особую важность контроля в процессе управления. К функциям контроля можно отнести оперативную, упорядочивающую, превентивную, коммуникативную, информативную и защитную.

Особенность контроля заключается в его двойственной роли в процессе управления. В результате глубокой интеграции контроля и других элементов процесса управления на практике невозможно определить круг деятельности для работника таким образом, чтобы он относился только к какому-либо одному элементу управления без его  взаимосвязи и взаимодействия с  контролем. Любая управленческая функция (функция планирования, учета и  т.п.) обязательно интегрирована  с контрольной. Поэтому правомерно утверждать, что контроль организации является:

  • неотъемлемым элементом каждой стадии процесса управления;
  • “обособленной” стадией, обеспечивающей информационную прозрачность на предмет качества хода процесса управления на всех других стадиях.

Для того, чтобы глубже понять сущность контроля как важнейшей составной части понятия управления (или как управленческой категории), раскрыть механизм функционирования выражаемых ею отношений, выявить специфические особенности различных ее составляющих, подойдем к контролю с более широкой позиции и с практической точки зрения, рассматривая его как систему и составную часть системы управления организацией.

Итак, в широком  смысле управленческий контроль в современных  условиях хозяйствования целесообразно  представить как систему, состоящую  из элементов входа (информационное обеспечение контроля), элементов  выхода (информация об объекте управления, полученная в результате контроля) и совокупности следующих взаимосвязанных  звеньев: центры ответственности, техника  контроля (т.е. информационно-вычислительная техника и технология), процедуры  контроля, среда контроля, система  учета.

Эффективная система  контроля предусматривает определенные цели и задачи.

Основными целями являются:

  • сохранение и эффективное использование разнообразных ресурсов и потенциала организации;
  • своевременная адаптация организации к изменениям во внутренней и внешней среде;
  • обеспечение эффективного функционирования организации, а также ее устойчивости и максимального развития в условиях многоплановой конкуренции.

Достижение целей  системы, как известно, обеспечивается реализацией задач, которые, на наш  взгляд, заключаются в достижении следующих основных показателей  эффективности управления организацией:

  • соответствие деятельности организации принятому курсу действий (т.е целевым установкам и ориентирам) и стратегии;
  • устойчивость организации с финансово-экономической, рыночной и правовой точек зрения;
  • сохранность ресурсов и потенциала организации;
  • должный уровень полноты и точности первичных документов и качества первичной информации для успешного руководства и принятия эффективных управленческих решений;
  • показатели безошибочности регистрации и обработки финансово-хозяйственных операций организации - наличие, полнота, арифметическая точность, разноска по счетам, формальная разрешенность, временная определенность, представление и раскрытие данных в отчетности;
  • рациональное и экономное использование всех видов ресурсов;
  • соблюдение работниками организации установленных администрацией требований, правил и процедур - положений о подразделениях, должностных инструкций, правил поведения, планов документации и документооборота, планов организации труда, приказа об учетной политике, иных приказов и распоряжений;
  • соблюдение требований федеральных законов и подзаконных актов, изданных органами власти и ее субъектов, а также полномочными органами местного самоуправления.

Эти и многие другие задачи обусловливают создание в  организации эффективной контрольной  системы. Результативность контроля характеризует  экономия потерь, т.е. ущерба, обусловленная  функционированием системы (иными  словами: разница между предполагаемыми  величинами убытков в условиях отсутствия контроля и при его наличии). Очевидно, что систему контроля организуют с учетом отдачи от ее функционирования или, точнее говоря, затраты на создание и поддержание функционирования системы определенной степени сложности  вместе с упущенной выгодой от альтернативного вложения средств, направленных на ее создание и поддержание, не должны превышать ожидаемых убытков  от ее отсутствия.

Один из актуальнейших  вопросов теории и практики контроля - его структурные уровни или элементы. Рассмотрим их подробнее.

Формально установленные  и реально осуществляемые процедуры  контроля

В целях обеспечения  эффективности процедур необходимо следующее:

  • на основе детально разработанных должностных инструкций формальное определение и документальное закрепление порядка деятельности (действий и взаимоотношений) определенного круга работников организации по поводу планир<span class=

Информация о работе Управленческий учет