Теория и практика объединения бизнеса (на примере конкретных организации)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 08:07, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы являются анализ и обоснование эффективности объединения и поглощения компаний и их роль в повышении эффективности их деятельности.
В соответствие с целью в данной работе были поставлены следующие задачи:
- исследовать место и роль процессов объединения и поглощения на основе анализа и обобщения теорий существующих современных западных и казахстанских школ институционального направления в области экономики и теории финансов;
- сформулировать основные принципы объединений и поглощений

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….
4

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЪЕДИНЕНИЯ И ПОГЛОЩЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ КАЗАХСТАНА………………………………………………………………


6
1.1 Особенности объединений и поглощений……………………………...
6
1.2 Цели и мотивы осуществления сделок объединений и поглощений, выбор объектов………………………………………………………………

7
1.3 Классификация типов объединений и поглощений…………………..
18

2 МЕХАНИЗМ И МЕТОДЫ ОБЪЕДИНЕНИЙ И ПОГЛОЩЕНИЙ…….
21
2.1 Механизм и проведение сделки по слиянию и поглощению компаний……………………………………………………………………..

21
2.2 Методы оценки эффективности и последствия объединений и поглощений…………………………………………………………………..

30
2.3 Современные тенденции и динамика казахстанского рынка объединений и поглощений…………………………………………………

38

3 РАЗРАБОТКА ОСНОВНОГО МЕХАНИЗМА ОБЪЕДИНЕНИЯ И ПОГЛОЩЕНИЯ……………………………………………………………..

42
3.1 Общая характеристика компаний. Анализ финансового состояния ТОО «Айгерим» и АО «Азамат»…………………………………………

42
3.2 Оценка рыночной стоимости компаний и проведение процедуры поглощения…………………………………………………………………..

50
3.3 Оценка эффективности объединения и поглощения………………….
56

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..
60

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………..
62

ПРИЛОЖЕНИЕ А - Добровольное и институциональное объединение предприятий (организаций)………………………………………………..

64
ПРИЛОЖЕНИЕ Б - Структуры и формы управления объединенным предприятием………………………………………………………………

66
ПРИЛОЖЕНИЕ В - Стратегическое развитие организации (предприятия)………………………………………………………………

67

Файлы: 1 файл

Теория практики объединения бизнеса Анара диплом.docx

— 659.85 Кб (Скачать файл)

9)  определяется стоимость собственного капитала по формуле:

 

Собственный капитал = Активы - Обязательства                (5),

 

В ходе оценки стоимости  бизнеса предприятия методом  чистых активов особо уделяют  внимание корректировке стоимости основных средств, включая здания, сооружения и прочие основные средства, применяют затратный подход, предусматривающий следующие действия:

1)  определение полной стоимости воспроизводства или полной стоимости замещения объекта оценки;

 

2)  определение совокупного износа;

3) определение рыночной  стоимости уменьшением полной  стоимости воспроизводства объекта  на величину накопленного совокупного  износа. В теории оценки различают  следующие виды износа имущества:

1)  физический износ характеризует уменьшение стоимости имущества вследствие потери его элементами своих первоначальных свойств;

2)  функциональный износ характеризует уменьшение стоимости имущества вследствие потери им способности использоваться по прямому назначению;

3)  внешний износ характеризует уменьшение стоимости имущества вследствие изменений условий окружающей среды (социальных стандартов общества, законодательных и финансовых условий, демографической ситуации, градостроительных решений, экологической обстановки и других качественных параметров окружения).

В таблице 6 приведена сводка величин функционального износа имущества, используемая казахстанскими оценщиками в своей практике. В этой сводке функциональный износ ставится в зависимость от характеристик конкурентоспособности имущества.

 

Таблица 6

Сводка величин функционального износа имущества

 

Характеристика состояния  имущества

Величина износа, %

 

Соответствует лучшим мировым  образцам. Вполне вписывается в современный  технологический процесс

0

 

Вполне конкурентоспособно, однако имеются образцы, лучшие по второстепенным параметрам. Используется в составе  действующей технологической цепочки, хотя и незначительно устаревшей

5-10

 

Конкурентоспособно, однако, имеются образцы, лучшие по основным параметрам. Используется в составе  действующей технологической цепочки, хотя устаревшей

15-35

 

Не конкурентоспособно, значительно  уступает лучшим образцам по основным параметрам. Используется в составе  действующей технологической цепочки, хотя значительно устаревшей

40-70

 

Безнадежно не конкурентоспособно, снято с производства, во всех отношениях проигрывает аналогам. Не вписывается  в действующий технологический  процесс (не нужно в принципе в  рамках используемой технологии)

75-100


 

Таким образом, объединения и поглощения предприятий на сегодняшний день являются обязательным элементом развития компании в  

большинстве сфер деятельности. Именно удачно проведённая стратегия объединения, поглощения позволяет компаниям добиваться новых результатов, выходить на принципиально новый уровень своего развития, реализовывать потенциал в области инноваций, максимизировать эффективность от использования совместного опыта двух или нескольких предприятий.

На основании мотивов  предприятий к проведению сделки по поглощению, были выделены следующие  основные принципы объединений и поглощений:

1)  принцип объединения;

2)  принцип структурной оптимизации;

3)  принцип синергии;

4)  принцип дополнения специфичными активами;

5)  принцип изменения стоимости компании.

Они отражают на наш взгляд основные правила, по которым можно  классифицировать успех проведённой  сделки объединения или поглощения.

Объединения могут повысить эффективность объединившихся компаний, но они же могут и ухудшить результаты текущей производственной деятельности, усилить бремя бюрократии. Чаще всего очень сложно заранее оценить, насколько велики могут быть изменения, вызванные объединением или поглощением. Но и результаты множества исследований по измерению чистого эффекта уже произведенных объединений и поглощений дают очень противоречивые, зачастую абсолютно противоположные, выводы.

По данным Mergers & Acquisitions Journal, 61 % всех объединений и поглощений компаний не окупает вложенных в них средств. А исследование 300 объединений, происшедших за последние 10 лет, проведенное Price Waterhouse, показало, что 57 % компаний, образовавшихся в результате объединения или поглощения, отстают по показателям своего развития от других аналогичных представителей данного рынка и вынуждены вновь разделяться на самостоятельные корпоративные единицы.

Экспертами обычно указываются  три причины неудачи объединений и поглощений:

1)  неверная оценка поглощающей компанией привлекательности рынка или конкурентной позиции поглощаемой (целевой) компании;

2)  недооценка размера инвестиций, необходимых для осуществления сделки по слиянию или поглощению компании;

3)   ошибки, допущенные в процессе реализации сделки по слиянию.

Поглощающие компании порой  неверно оценивают активы интересующих их компаний или их обязательства. Например, можно недооценить издержки, сопряженные  с модернизацией оборудования в  этой компании, или ее обязательства  по гарантийному обслуживанию бракованной  продукции. Существенно могут повлиять на эффективность объединения обязательства поглощаемой компании по охране окружающей  

среды. Если операции этой компании приводят к загрязнению среды, все  затраты в этом случае, скорее всего, будут возложены на плечи поглощающей  компании.

Очень часто недооцениваются  необходимые инвестиции для осуществления  сделки по слиянию или поглощению. Ошибки в оценке стоимости будущей  сделки могут быть очень внушительными. Например, при поглощении BMW компании Rover приблизительная стоимость последней составляла 800 млн. фунтов, а необходимые в последующие пять лет после объединения инвестиции - 3,5 млрд. фунтов.

Многие объединения, которые казались экономически обоснованными, потерпели неудачу из-за ошибок, допущенных в процессе их осуществления.

Иногда менеджеры не могли  справиться с трудностями, обусловленными интегрированием двух компаний с  различными особенностями производственного  процесса, бухгалтерского учета, корпоративной  культуры.

Ценность многих компаний прямо зависит от таких специфических  активов, как человеческие ресурсы, - профессионализма менеджеров, квалификации рабочих, инженеров, исследователей. Смена  хозяина приводит к пересмотру сложившихся  критериев оценки персонала и  традиций планирования карьеры, к изменению  приоритетов расходования средств, к изменению относительной важности отдельных функций управления и, следовательно, к ломке неформальной структуры. Кроме того, если менеджеры  поглощаемой компании имеют определенную долю в ее капитале, их мгновенное превращение  из собственников в наемных работников негативно сказывается на мотивации, и в результате они начинают хуже работать. Если эти специалисты не будут чувствовать себя удовлетворенными своим положением в новой компании, образованной после объединения, лучшие из них уйдут из нее.

Аналитические исследования имевших место объединений показывают интересные результаты: оказывается выгоднее продавать компанию, чем приобретать чужую. В большинстве случаев акционеры компаний, которые выступали продавцами в сделках по слиянию или поглощению, получили весьма существенные выгоды, а акционеры поглощающей компании выигрывали гораздо меньше. Это можно объяснить двумя причинами:

Во-первых, поглощающие компании, как правило, всегда крупнее, чем  поглощаемые. В этом случае при равномерном  распределении чистых выгод от объединения или поглощения между двумя компаниями акционеры каждой компании получат одинаковые прибыли в абсолютном исчислении, но в относительном, или процентном, выражении прибыли акционеров поглощаемой компании окажутся гораздо выше.

Во-вторых, существенно содействует  этому процессу конкуренция между  покупателями. Каждый следующий претендент на покупку компании стремится превзойти  условия, выдвинутые предыдущим. При  этом все большая часть выигрыша от предстоящей сделки объединения переходит к  

акционерам поглощаемой  компании. В то же время менеджеры  компании, которую собираются поглотить, могут предпринять ряд мер  противо-захватного характера, добиваясь, чтобы продажа их компании, если она и наступит, произошла по самой высокой из возможных в данных условиях цене.

В рамках крупных корпораций, образованных в результате объединения или поглощения, зачастую возникает явление, называемое в экономической науке субоптимизацией. Суть его состоит в следующем: внутри корпорации обычно преобладают стремления укреплять внутригрупповые кооперационные связи, покупать преимущественно у «своих». При этом каждая «своя» компания, естественно, стремится устанавливать цену, приносящую максимальную прибыль. В результате либо продукция на выходе становится слишком дорогой и неконкурентоспособной, либо обычные коммерческие переговоры об уровне цен превращаются в бесконечные разборы взаимных претензий. Чем сложнее система кооперационных связей внутри корпорации, тем сложнее построить и отладить систему трансфертных цен, удовлетворяющих фирмы на разных концах кооперационной цепочки.

Основная тенденция казахстанского рынка объединений и поглощений - возможность покупки активов по низким ценам уходит в прошлое.

Поэтому потенциальные инвесторы  сталкиваются с проблемой более  тщательного анализа компании-цели.

Найти и оценить объект объединения или поглощения в сегменте средних и мелких компаний непросто. К сожалению, в настоящее время в открытом доступе информации о таких фирмах практически нет. Это значительно ограничивает классические технологии отбора и оценки компаний, которые могли бы стать предметом поглощения.

Опасности объединений и поглощений - покупатели готового бизнеса 
берут на себя множество рисков. Они могут:  

1)  переплатить;

2)  недооценить все последствия сделки и приобрести не то, что нужно;

3)  недооценить дополнительные инвестиции, необходимые для объединения компаний;

4)  неверно определить объект покупки: активы или весь бизнес;

5)  потерять ключевых менеджеров и специалистов при реорганизации;

6)  выбрать самый дорогой путь решения проблемы, зачастую объединение или поглощение приводит к ухудшению финансового положения компании;

7)  ошибиться в цене сделки.

Владельцы предприятия всегда знают о нем и его перспективах больше, чем сторонние наблюдатели. Последние могут не подозревать, что в компании назревают системные  проблемы или приближается кризисное  положение.

 

 

2.3 Современные тенденции  и динамика казахстанского рынка объединений и поглощений

 

 

В 2011 году активность на рынке объединений и поглощений в Казахстане в целом значительно снизилась. Вместе с тем был заключен ряд крупных сделок, в первую очередь в нефтегазовом секторе, и заметно увеличилась доля сделок, вызванных острой потребностью продавцов в ликвидных средствах.

Общая сумма сделок на рынке  объединений и поглощений (М&А) Казахстане в 2011 году составила 64,6 млрд. долл. США.

Информация по первому  полугодию, в целом подтверждается данными портала (М&А). Так емкость рынка за первое полугодие 2010 года составила US$39,19 млрд. (в I полугодии 2009 г. – US$49,40 млрд.) по сумме 257 сделок (в I полугодии 2009 г. – 345), в т.ч. 132 – с переходом контроля от одного собственника к другому на сумму в US$23,30 млрд. (194 на US$20,26 млрд.) и о 125 – без перехода контроля над объектом сделки на US$15,89 млрд. (151 на US$29,14 млрд.).

Как видим, рынок 1 полугодия  уменьшился по сравнению с 2009 годом  почти на $10 млрд. (или на 20,7%) по сравнению  с 2009 годом, а и общее количество сделок тоже сократилось на 25,5%. Наибольшее падение в М&А отмечается в таких отраслях, как потребительский сектор, финансовые услуги, металлургия и горнодобывающая промышленность - это именно те отрасли, которые больше всего пострадали от кризиса. В каждом их этих секторов падение составило примерно 80 % от уровня 2010 года.

Данные на 31 января 2011 активность рынка слияний и поглощений (M&A) США в сфере развлечений и СМИ (E&M) значительно превзошла общий уровень рынка в 2010 году (рисунок 11).

 

Рисунок 11. Объем сделок объединений и поглощений 2007-2011 гг.

 

Наиболее резкое падение  активности на рынке объединений и поглощении наблюдалось в потребительском секторе и розничной торговле, финансовом секторе и металлургической и горнодобывающей промышленности. Характерно, что именно эти отрасли оказались в числе тех, кто в наибольшей степени пострадал от кризиса. Объем сделок в каждом из перечисленных секторов упал примерно на 80 % по сравнению с 2010 годом.

Прямо противоположная тенденция  наблюдалась в нефтегазовой отрасли, где объем сделок объединений и поглощений увеличился почти на 100 %. Такой рост стал возможен главным образом за счет крупномасштабных разовых стратегических сделок, включая крупнейшие приобретения ТОО «Газпром», ТОО «Газпром нефть» и ТОО «Сургутнефтегаз». В итоге лидирующие позиции на рынке М&А в 2011 году занял нефтегазовый сектор, на долю которого пришлось около половины всего объема сделок. Вторым по степени активности сегментом рынка оказался сектор телекоммуникаций и СМИ, на который пришлось чуть более одной пятой общего объема сделок.

Информация о работе Теория и практика объединения бизнеса (на примере конкретных организации)