Технология бизнес - планирования: описание бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 20:32, курсовая работа

Описание работы

Цель моей работы: рассмотреть технологию бизнес-планирования: описание бизнеса (общее описание компании, анализ отрасли, цели компании, продукты и услуги).
Основными задачами исследования в курсовой работе являются:
1. выявление теоретических требований к составлению и содержанию разделов бизнес-плана;
2. составление бизнес-плана свадебного салона «Freyja»

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..3
1.1 Требования к составлению бизнес-плана……………………….……6
1.2 Требования к содержанию разделов бизнес-плана……………..…15
1.2.1 Общие положения……………………………………………….….15
1.2.2 Обзорный раздел (резюме)…………………………………….….16
1.2.3 Описание предприятия……………………………………………..18
1.2.4 Описание продукции (услуг)…………………………………..…..19
1.2.5 Анализ рынка………………………………………………………..20
2.1 Бизнес-план свадебного салона «Freyja»…………………………....22
2.2 Анализ среды прямого воздействия…………………………...…….24
2.3 Анализ рабочей силы ……………………………………………...…27
2.4 Изучение целевого рынка…………………………………………….29
2.5 SWOT - анализ………………………………………………………..33
2.6 Стратегия салона «Freyja»…………………………………...………36
Заключение……………………………………………………………..….38
Список используемой литературы……………………………………….39

Файлы: 1 файл

Курсовая бизнес-планирование.doc

— 150.50 Кб (Скачать файл)


Негосударственное образовательное  учреждение

 «Санкт-Петербургский институт  гостеприимства»

 

 

Курсовая работа (проект) допущена

(не допущена) к защите

______________________________

 

_____________/подпись руководителя/

 

Факультет туризма и  гостиничного сервиса

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине

«Бизнес-планирование» 

 

на тему:

«Технология бизнес - планирования: описание бизнеса»

 

 

 

 

СОГЛАСОВАНО:

 

Зав.кафедрой_____________________

 

«_____»____________________ 2012 г.

Студентки 6 курса

заочной формы обучения

группы № 617

№ зачетной книжки 128

Скворцовой А.А.

Руководитель 
Пшеничникова У.А.

   
   
   
 

Сдана на проверку (дата, подпись)

Проверена

(дата, подпись)

Предварительная оценка

       
       

 

 
Санкт-Петербург 
           2012

 

Содержание.

Введение……………………………………………………………………..3

1.1 Требования к составлению бизнес-плана……………………….……6

1.2 Требования к содержанию разделов бизнес-плана……………..…15

1.2.1 Общие положения……………………………………………….….15

1.2.2 Обзорный раздел (резюме)…………………………………….….16

1.2.3 Описание предприятия……………………………………………..18

1.2.4 Описание продукции (услуг)…………………………………..…..19

1.2.5 Анализ рынка………………………………………………………..20

2.1 Бизнес-план свадебного  салона «Freyja»…………………………....22

2.2 Анализ среды прямого воздействия…………………………...…….24

2.3 Анализ рабочей силы ……………………………………………...…27

2.4 Изучение целевого рынка…………………………………………….29

2.5 SWOT - анализ………………………………………………………..33

2.6 Стратегия салона  «Freyja»…………………………………...………36

Заключение……………………………………………………………..….38

Список используемой литературы……………………………………….39

 

 

Введение.

Современная экономическая  ситуация, связанная с переходом  к рыночным отношениям, диктует предприятиям новый подход к внутрифирменному планированию. Они вынуждены искать такие формы и модели планирования, которые обеспечивали бы максимальную эффективность принимаемых решений.

Поэтому всякий, кто всерьез  хочет заниматься предпринимательской  деятельностью и получать прибыль  в рыночной среде, должен иметь хорошо продуманный и всесторонне обоснованный детальный план – документ, определяющий стратегию и тактику ведения бизнеса, выбор цели, техники, технологии, организации производства и реализации продукции. Наличие хорошо разработанного плана позволяет активно развивать предпринимательство, привлекать инвесторов, партнеров и кредитные ресурсы. Он дает также возможность:

·  определить пути и способы достижения поставленных целей;

·  максимально использовать конкурентные преимущества предприятия;

·  предотвратить ошибочные действия;

·  отследить новые тенденции в экономике, технике и технологии и использовать их в своей деятельности;

·  доказать и демонстрировать обоснованность, надежность и реализуемость проекта;

·  смягчить влияние слабых сторон предприятия;

·  определить потребность в капитале и денежных средствах;

·  своевременно принять защитные меры против разного рода рисков;

·  полнее использовать инновации в своей деятельности;

·  объективнее оценивать результаты производственной и коммерческой деятельности предприятия;

·  обосновать экономическую целесообразность направления развития предприятия (стратегия проекта).

Одновременно план является руководством к действию и исполнению. Он используется для проверки идей, целей, для повышения  эффективности управления предприятием и прогнозирования результатов  деятельности. По мере реализации и  изменения обстоятельств план может уточняться путем корректировок соответствующих показателей.

Постоянное приведение бизнес-плана  в соответствие с новыми условиями  дает возможность использовать его  в качестве инструмента оценки практических результатов работы предприятия.

Эффективно организованный бизнес является важнейшим симптомом его  «финансового здоровья», предпосылкой обеспечения устойчивого роста  и достижения высоких конечных результатов  его хозяйственной деятельности в целом. Поэтому знание и практическое использование современных принципов, механизмов и методов эффективного управления бизнес-планированием позволяет обеспечить переход предприятия к новому качеству экономического развития в рыночных условиях. В этом и состоит актуальность и практическая значимость темы курсовой работы.

Цель моей работы: рассмотреть технологию бизнес-планирования: описание бизнеса (общее описание компании, анализ отрасли, цели компании, продукты и услуги).

Основными задачами исследования в  курсовой работе являются:

1.  выявление теоретических требований к составлению и содержанию разделов бизнес-плана;

2.  составление бизнес-плана свадебного салона «Freyja»

Объектом исследования является Общество с ограниченной ответственностью «Freyja».

Предмет исследования – технология бизнес-планирования на предприятии.

Цели и задачи исследования определили структуру данной курсовой работы, которая представлена введением, двумя главами, заключением и списком использованной литературы.

 

1.1 Требования к составлению бизнес-плана.

Бизнес-план развития организации является одной из наиболее прогрес-сивных форм плана. В общем виде план (от лат.— плоский, ровный) представляет собой определенный порядок осуществления намеченной программы с указанием ее целей, содержания, объема, методов и средств, последовательности и сроков выполнения. 
Бизнес-план имеет несколько сущностных характеристик, а именно: 
- охватывает определенный период; 
- имеет своей целью получение прибыли; 
- содержит систему мероприятий, направленных на достижение заданной цели; 
- служит рабочим инструментом предпринимателя для организации своей работы; 
- представляет собой развернутую программу осуществления конкретного бизнес-проекта, предусматривающую оценку расходов и доходов; 
- характеризует основные стороны деятельности и развития организации; 
- является результатом исследования и обоснования конкретного направления деятельности организации на определенном рынке; 
- служит формой представления деловых предложений и проектов, содержащей развернутую информацию о производственной, сбытовой и финансовой деятельности и оценку перспектив, условий и форм сотрудничества на основе баланса собственного экономического интереса организации и интересов партнеров, инвесторов, потребителей и посредников. 
Исходя из вышеперечисленных сущностных характеристик бизнес-плана можно выделить как минимум два основных подхода: с точки зрения руководства и учредителей организации бизнес-план — это прежде всего «руководство к действию», а с точки зрения инвестора — инструмент, позволяющий выбрать наиболее эффективный способ инвестирования. Еще одним немаловажным предназначением бизнес-плана является возможность получения государственной поддержки и бюджетного финансирования. 
Следует заметить, что в современных условиях бизнес-план все чаще используют как основу корпоративного управления, тогда как раньше он выступал только в роли инструмента привлечения инвестиций. Для развития бизнеса у российских организаций зачастую не хватает собственных ресурсов, и они вынуждены привлекать их извне. В таких случаях бизнес-план служит для демонстрации эффективности вложений инвестиций или обоснования возможности получения кредита как банковского, так и у государственных органов власти. Таким образом, выделяют несколько разновидностей бизнес-плана: 
- бизнес-план инвестиционного проекта; 
- бизнес-план развития организации; 
- бизнес-план структурного подразделения (центра финансовой ответственности); 
- бизнес-план как заявка на кредит; 
- бизнес-план развития региона (страны) в целом. 
В последнее время все чаще стали применять такую разновидность бизнес-плана, как заявка на грант, т.е. обоснование прямых и косвенных выгод для общества в целом или для отдельного региона от выделения ресурсов на данный проект. Под грантом в данном случае понимают целевые средства, предоставляемые безвозмездно из государственного бюджета или благотворительными фондами на решение острых социально-политических или экономических проблем. 
По объектам бизнеса различают бизнес-планы по бизнес линиям (продукция, работы, услуги или технические решения) и по предприятию (создание нового или совершенствование действующего предприятия с целью его развития или финансового оздоровления). 
В мировой хозяйственной практике и в России используются следующие формы бизнес-плана: 
- международная форма бизнес-плана (разработанная ЮНИДО); 
- германский типовой бизнес-план; 
- американский типовой бизнес-план; 
- форма бизнес-плана, утвержденная приказом Министерства эко-номического развития и торговли Российской Федерации от 23 марта 2006 г. № 75 «Об утверждении форм бизнес-планов, представляемых для заключения (изменения) соглашений о ведении промышленно-производственной (технико-внедренческой) деятельности, критериев отбора банков и иных кредитных организаций для подготовки заключения на бизнес-планы, критериев оценки бизнес-планов, проводимой экспертным советом по технико-внедренческим особым экономическим зонам». 
У всех вышеперечисленных форм бизнес-планов много общего, однако единой структуры бизнес-плана не существует. Кроме того, каждый инвестор или руководитель может предъявлять собственные специфические требования к отдельным разделам бизнес-плана. 
Несмотря на это можно выделить ряд общих требований, предъявляемых к содержанию бизнес-планов. Заметим, что требования, предъявляемые к содержанию бизнес-планов для руководителей и учредителей организации, отличаются от требований к бизнес-планам для потенциальных инвесторов, в том числе и государства. Именно поэтому при разработке бизнес-плана необходимо учитывать, для кого он предназначен. 
Прежде чем рассмотреть особенности информации, содержащейся в бизнес-плане для потенциальных инвесторов, остановимся подробнее на общих требованиях к основным разделам бизнес-плана. 
Бизнес-план ориентировочно должен занимать 40—50 страниц, для более масштабных проектов допускается объем до 80 страниц. 
В упомянутом приказе Минэкономразвития России от 23 марта 2006 г. № 75 представлены рекомендации к оформлению бизнес-плана. 
Бизнес-план начинается с титульного листа, затем идет содержание, далее — основные разделы и приложения. 
На титульном листе бизнес-плана обычно представляется следующая информация: наименование проекта и краткое изложение его сути; название и организационно-правовая форма предприятия, реализующего проект; краткие сведения об авторах проекта (фамилия, инициалы, должность и контактная информация); стоимость проекта; требования конфиденциальности. 
Содержание представляет собой перечисление разделов бизнес-плана с указанием страниц. В нем выделяют наиболее важные пункты в зависимости от требований конкретного проекта. 
Предлагаемая примерная структура бизнес-плана включает следующие раздел ы: 
1) «Основные положения бизнес-плана (резюме)»; 
2) «Характеристика выпускаемой продукции и оказываемых услуг»; 
3) «Оценка рынка сбыта»; 
4) «Анализ конкуренции и конкурентных позиций»; 
5) «План маркетинга в структуре бизнес-плана»; 
6) «План производства товаров»; 
7) «Организационный компонент; 
8) «Оценка риска бизнес-плана»; 
9) «Финансовый план»; 
10) «Приложения», 
Сразу заметим, что приведенная структура бизнес-плана не совпадаете последовательностью его разработки. 
В «Резюме» отражают основную идею проекта и обобщают выводы по разделам бизнес-плана, а также приводят результаты расчетов экономической эффективности реализации данного бизнес-плана. При составлении «Резюме» следует дать ответы на следующие вопросы: для чего и в каком объеме требуются инвестиции, в чем суть проекта и каковы основные параметры проекта? Также целесообразно привести данные о новизне проекта или его социальной значимости. 
В разделе «Характеристика выпускаемой продукции и оказываемых ус-луг» бизнес-плана описывают товары (услуги), которые организация предлагает или намерена предложить рынку. Их характеристика связана с проработкой следующих подразделов: 
- потребности, удовлетворяемые товаром (услугой); 
- описание и внешнее оформление товара (услуги); 
- оценка свойств товара (услуги); 
- инновационные основы ценности товара (услуги). 
Раздел бизнес-плана «Оценка рынка сбыта» связан с изучением рынков сбыта и позволяет предпринимателю четко представить, кто, почему и в каких количествах покупает или будет покупать продукцию данной организации. 
Слабое знание рынка является одной из основных причин неудачи многих коммерческих проектов. Во избежание этого необходимо правильно определить место компании на рынке и последовательно разработать следующие разделы: 
- потребители и их сегментация; 
- замер спроса и оценка целевых рынков; 
- позиционирование товара на рынке; 
- прогноз основных показателей рынка и объема продаж. 
Цель раздела «Анализ конкуренции и конкурентных позиций» бизнес-плана — обоснование выбора стратегии и тактики конкуренции организации в условиях конкретного рынка. Содержание раздела в значительной степени основывается на исследовании деятельности конкурентов и сравнении ее с деятельностью организации. В этой части бизнес-плана могут быть представлены: 
- определение профиля конкурентов; 
- сравнительная оценка маркетинговой деятельности конкурентов и организации; 
- оценка конкурентоспособности продукции и услуг. 
В разделе «План маркетинга в структуре бизнес-плана» приводят инфор-мацию о маркетинговой стратегии (стратегическое планирование) и мар-кетинговом комплексе и программе действий (тактическое планирование) организации. Важнейшее место здесь занимают аспекты, связанные с созданием конкурентоспособного предложения и его постоянным обновлением. Исходным моментом являются определение потребностей целевых покупателей и эффективное удовлетворение их посредством продуктов рыночной новизны. 
В разделе «План производства товаров» указывают место производства продукции, приводят программу производства и реализации продукции с указанием объемов производства, необходимых производственных мощностей (зданий, сооружений, технологий, оборудования, задействованных в производстве и реализации продукции), условий их приобретения и потребности в обновлении. Стратегия материально-технического обеспечения программы производственной деятельности включает расчет потребности в материальных ресурсах и обоснование выбора поставщиков ресурсов исходя из их репутации, опыта работы с ними, условий поставок, ориентировочных цен, а также возможные альтернативные источники снабжения ресурсами. 
В разделе бизнес-плана «Организационный компонент» приводят данные о руководстве (владельцах) организации (совете директоров, высшем руководстве, а также менеджерах, играющих важную роль в реализации бизнес-плана). Характеристика организационной структуры управления должна содержать обоснование выбора ее типа и основные должностные обязанности представителей высшего руководства. Целесообразно также рассмотреть кадровую политику организации и стратегию управления персоналом, организацию обучения и порядок оплаты труда. 
В разделе «Оценка риска бизнес-плана» указывают факторы, влияющие на величину конкретных видов рисков, связанных с реализацией проекта (технологический, организационный и управленческий риск, риск материально-технического обеспечения, финансовый, экономический и экологический риск). Проводится анализ вероятных рисков мероприятия по их снижению. 
Раздел «Финансовый плат должен содержать прогноз движения денежных потоков от реализации бизнес-плана (поступления и выплаты по операционной финансовой и инвестиционной деятельности) и описание текущего финансового состояния организации. Кроме того, составляют план доходов и расходов, в который включают прогноз объема продаж и оценку всех статей расходов, а также данные о предполагаемом объеме инвестиций по проекту с указанием источников финансирования. 
Заканчивается бизнес-план приложениями куда входят все финансовые расчеты, документы, подтверждающие и разъясняющие сведения, пред-ставленные в бизнес-плане, а также данные о команде управления пред-приятием, реализующей бизнес-план, предполагаемых или утвержденных инвесторах, экспертах, участвующих в разработке и реализации данного бизнес-плана, рекламный материал и т.д. Кроме того, приложения могут содержать дополнительную информацию, представляемую разработчиком по своему усмотрению. 
Таким образом, в бизнес-плане должны быть отражены емкость и пер-спектива рынка продукции, дана оценка предполагаемых затрат на произ-водство и реализацию продукции, соизмерены затраты с прогнозируемым уровнем прибыли и определена целесообразность развития производства в существующих экономических условиях. 
Если основным назначением бизнес-плана является привлечение по-тенциального инвестора для финансирования инвестиционного проекта или комплекса мероприятий по развитию организации, то к содержащейся в ней информации предъявляются несколько иные требования. Такой бизнес-план должен не только давать четкое представление о предлагаемом варианте развития, но и убеждать инвестора в эффективности вложений и перспективности идеи. Также в бизнес-плане должно быть убедительно показано, каким образом вложенные средства и ресурсы инвестора приумножатся. Помимо цифр, которые, несомненно, имеют большое значение для инвестора, не менее значимой является сама подача содержащейся в нем информации. Бизнес-план в этом случае выполняет коммуникационную функцию, поэтому информация должна излагаться на понятном для инвестора формализованном языке, позволяющем правильно понять то, что пытаются до него донести. 
Главное, чтобы инвестор был уверен в том, что реализация предложенного бизнес-плана позволит добиться увеличения рыночной стоимости своей организации (если речь идет об инвестировании юридических лиц). 
Прежде всего грамотный бизнес-план должен содержать информацию о команде управления организацией (уровень квалификации, репутация в бизнес среде, соответствие опыта решаемым задачам, мотивация к эффективной работе, успешность в бизнесе и т.д.). Кроме того, необходимо дать информацию о составе команды и о том, кого не хватает в команде (какого типа личности или специалиста). В бизнес-плане должны быть достоверно описаны знания, навыки и опыт работы в данной сфере каждого члена команды. 
При описании характеристики выпускаемой продукции и оказываемых услуг, оценке рынка сбыта, а также при анализе конкуренции и конкурентных позиций необходимо обратить особое внимание на возможности роста и перспективы развития описываемого рынка. Для инвестора важно знать, что рынок товара, в производство которого он вкладывает собственные средства, является для него привлекательным и перспективным. Очень важно дать описание клиентов, на которых рассчитан бизнес-план, так как зачастую даже самый привлекательный товар требует дорогостоящего поиска клиентов. Кроме того, необходимо рассмотреть возможности роста самой организации и перспективы ее развития, уровень конкуренции на рынке. 
Огромное значение для инвесторов имеет понимание руководителями организации (авторами бизнес-плана) факторов внешней среды, влияющих на реализацию бизнес-плана. Поэтому важно показать, что организация имеет научно обоснованную, документально оформленную стратегию развития, которая позволяет учитывать возможности и угрозы внешней среды организации и адекватно реагировать на ее изменения. Таким образом, любой бизнес-план, в том числе и развития организации, должен предусматривать возможность внесения корректив, чтобы адаптировать его к изменяющимся условиям внешней среды. 

1.2 Требования к содержанию разделов бизнес-плана.

1.2.1 Общие положения

Настоящие требования подготовлены ФФПМП с целью помочь субъектам  малого предпринимательства при  обращении за финансированием. 
В каждом проекте есть свои элементы риска - производственного, сбытового, финансового или правового. ФФПМП должен оценить потенциальные риски до принятия обязательств о выделении средств на проект, а также понять, каким образом можно смягчить и /или поделить эти риски с другими заинтересованными сторонами.

Бизнес-план является как  инструментом для привлечения инвестиций, так и основой внутрифирменного планирования. Последовательность составления и принципы детализации бизнес-плана для разных компаний и проектов не совпадают. При составлении бизнес-плана необходимо учитывать, что это всегда итерационный процесс, подразумевающий внесение изменений на основе вновь полученной информации и применения различных сценариев. В то же время существует внутренняя логика структуры бизнес-плана и общепризнанные принципы его разработки.

Рекомендуемая структура  бизнес-плана с краткими рекомендациями по его разработке приведена ниже. Предлагаемая схема составления бизнес-плана не является обязательной;

Фонд будет рассматривать  бизнес-планы написанные и в другой форме (при условии освещения  всех ключевых вопросов). Форма представления бизнес-плана в большой степени будет зависеть от тех вопросов, которые являются наиболее значимыми для предприятия и необходимости привлечения средств иностранных компаний, фондов и др. кредиторов; в последнем случае требуется соответствие общепринятым в международной деловой практике требованиям. 
Следуя требованиям сценарного подхода имеет смысл разработать несколько альтернативных прогнозов изменения значения исходных данных, соответствующих пессимистичному и оптимистичному вариантам развития проекта.

Рекомендуется также  составление финансовой части бизнес-планов с помощью программного продукта Project Expert фирмы "ПРО-ИНВЕСТ КОНСАЛТИНГ", или пакетов "Альт-Инвест" фирмы "Альт", "АНАЛИТИК" - фирмы "ИНЭК". (Необходимо отметить, что само по себе использование указанных или иных программных продуктов еще не гарантирует составления бизнес-плана на качественном уровне, и ФФПМП оставляет за собой право запрашивать дополнительную информацию или настаивать на доработке представленных документов).

Структура бизнес-плана

1. Обзорный раздел (резюме)

2. Описание предприятия

3. Описание продукции (услуг)

4. Анализ рынка 
5. Производственный план

6. План сбыта

7. Финансовый план 
8. Анализ чувствительности проекта 
9. Экологическая и нормативная информация

 Приложения

1.2.2 Обзорный раздел (резюме)

Резюме представляет собой краткий обзор бизнес-плана.

Резюме должно включать следующую  информацию:

- наименование проекта;

- характеристика организации, обращающейся  за предоставлением средств:

наименование

организационно-правовая форма

форма собственности

среднесписочная численность

уставной фонд

оборот за последний год

точный почтовый адрес, телефон

банковские реквизиты (в т.ч. рублевый, валютный, депозитный счета)

фамилия, имя, отчество, возраст  и квалификация руководителя проекта.

-описание проекта,  особо выделив, идет ли речь  о начале работы "с нуля" или о расширении существующего  дела;

- описание предприятия,  его специфических черт, основные  этапы в его развитии;

- краткие сведения  о квалификации управленческого  персонала, какими особенностями,  применительно к настоящему проекту,  обладает управленческий персонал, каковы доли участия управленческого  персонала в капитале предприятия;

- описание ситуации  на рынке (отечественном и зарубежном) и в отрасли;

- преимущество продукции  или услуг предприятия, собственные  ресурсы компании и ее текущее  финансовое состояние;

- долгосрочные и краткосрочные  цели проекта, какого роста  можно ожидать, какие доходы  предполагается получить, за какой период времени;- тактический план, краткое изложение того, как будут достигаться поставленные цели;

- степень согласования  проекта с федеральными, региональными  и отраслевыми приоритетами;

- потребность в инвестициях,  направления их использования, предполагаемые источники финансирования, как они будут возвращаться (погашаться) инвесторам;

- если заявитель является  физическим лицом, то инвестор  должен знать, каким имуществом  он владеет;

- наличие лицензий, сертификатов, разрешений и т.д.;

- ключевые экономические показатели эффективности проекта;

- возможные риски и  система страховок.

В случае необходимости (возможности) привлечения иностранных  инвесторов резюме составляется как  на русском, так и на английском языках. В резюме также отражается степень конфиденциальности изложенной в бизнес-плане информации.

Информация о работе Технология бизнес - планирования: описание бизнеса