Совершенствования бизнес-процессов ФГБОУ ВПО «БрГУ»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 15:17, курсовая работа

Описание работы

Цель данной исследовательской работы заключается в разработке организационно-методических основ реинжиниринга бизнес-процессов вуза в условиях внедрения инновационных методов управления вузом.
Для достижения цели данного исследования ставились следующие основные задачи:
а) исследовать современные подходы к управлению вузом и возможность интеграции инновационных методов управления, основанных на процессном управлении организацией;
б) изучить особенности использования реинжиниринга в образовании, определить его роль в процессе внедрения новых методов управления;

Содержание работы

Введение 2
1 Теоретические основы реинжиниринга бизнес-процессов 5
1.1 Сущность реинжиниринга 5
1.2 Система управления и бизнес-процессы в высшем учебном заведении 10
1.3 Типовая схема и приемы проведения реинжиниринга бизнес-процессов 13
2 Характеристика и анализ ФГБОУ ВПО «БрГУ» 24
2.1 Общая характеристика объекта исследования 24
2.2 Анализ существующей организационной структуры управления в ФГБОУ ВПО «БрГУ» 27
2.3 Анализ существующих бизнес-процессов ФГБОУ ВПО «БрГУ» 29
3 Разработка рекомендаций по совершенствованию бизнес-процессов ФГБОУ ВПО «БрГУ» 43
3.1 Механизм проведения реинжиниринга бизнес-процессов кафедры вуза 43
3.2 Организационные изменения на кафедре при внедрении инновационных методов управления 65

Файлы: 1 файл

Диплом Мальцева.doc

— 3.58 Мб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

 

Совершенствование системы  управления высшим образованием в условиях развития инновационной экономики знаний, инвестиционных проектов и наукоемких технологий является одной из важнейших социально-экономических проблем. Необходимость совершенствования системы управления высшего образования на современном этапе обусловлена постоянными и быстро меняющимися организационными и экономическими условиями деятельности вузов, жесткой конкурентной борьбой на рынке образовательных услуг, нечеткой и нестабильной позицией государства по отношению к высшей школе. Высшие учебные заведения, став полноправными субъектами рыночной экономики, самостоятельно определяют направления своего развития, цели и методы их достижения, согласуя их с целями государственной политики в области образования.

Решение на государственном  уровне таких стратегических задач, как: совершенствование содержания и технологий образования, развитие системы обеспечения качества образовательных услуг, повышение эффективности управления в сфере образования, совершенствование экономических механизмов в сфере образования требуют системных изменений и совершенствования системы управления для решения этих задач на уровне учебного заведения.

Кроме того, в соответствии с изменениями в общественной и экономической жизни общества изменились требования к уровню и качеству образования других заинтересованных сторон. Возросшие требования общества к качеству образования сделали его основополагающей характеристикой при оценке деятельности высших учебных заведений в целом.

Изменения, происходящие во внешней среде высшего учебного заведения, требуют адекватной реакции вузов и, прежде всего, внедрения организационно-управленческих инноваций, включающих стратегическое планирование; систему сбалансированных показателей, всеобщий менеджмент качества, бюджетирование, ориентированное на результат, управление проектами, реинжиниринг бизнес-процессов и другие управленческие инновации.

В настоящее время  университетский менеджмент, внедряющий управленческие инновации, испытывает ряд проблем, к основным из которых можно отнести следующие:

а) негибкость и бюрократизм  существующих систем управления, обуславливающих замедленную реакцию на изменения во внешней и внутренней среде вуза;

б) несоответствие структур и методов управления решаемым задачам;

в) несогласованность  целей и задач на разных уровнях  управления;

г) превалирование задач  оперативного управления над стратегическими;

д) неэффективность внедрения  управленческих инноваций в результате их параллельного внедрения и  т.д.

Решение указанных проблем  в процессе внедрения инновационных  методов управления предполагает интеграцию различных методов, основанных на процессном управлении и реинжиниринг бизнес-процессов, в первую очередь управленческих. Это позволит включить структурные подразделения и персонал вуза в управление вузом, повысить их заинтересованность и ответственность за результаты, оценить вклад в достижение стратегических целей и показателей деятельности вуза.

Актуальность темы исследования в этой связи определяется необходимостью разработки научно-обоснованных подходов к внедрению инновационных методов управления и проведения в этой связи реинжиниринга управленческих бизнес-процессов вуза на различных уровнях управления.

Объектом исследования данной выпускной квалификационной работы является ФГБОУ ВПО «БрГУ».

Предметом исследования является совокупность организационно-экономических  отношений в системе управления вузом в условиях внедрения инновационных методов управления.

Цель данной исследовательской  работы заключается в разработке организационно-методических основ реинжиниринга бизнес-процессов вуза в условиях внедрения инновационных методов управления вузом.

Для достижения цели данного  исследования ставились следующие  основные задачи:

а) исследовать современные  подходы к управлению вузом и  возможность интеграции инновационных  методов управления, основанных на процессном управлении организацией;

б) изучить особенности  использования реинжиниринга в  образовании, определить его роль в  процессе внедрения новых методов  управления;

в) обосновать целесообразность и возможность применения реинжиниринга в процессе совершенствования управленческой деятельности российских вузов;

г) определить условия  и принципы проведения реинжиниринга  для обеспечения совершенствования системы управления вузом;

д) разработать и апробировать методику проведения реинжиниринга  в системе управления вузом при  внедрении инновационных методов  управления на примере кафедры как отдельной бизнес-единицы.

 

 

1 Теоретические основы реинжиниринга  бизнес-процессов

1.1 Сущность реинжиниринга

 

Современные технологии бизнеса характеризуются высокой  динамичностью, связанной с постоянно изменяющимися потребностями рынка, ориентацией производства товаров и услуг на индивидуальные потребности заказчиков и клиентов, непрерывным совершенствованием технических возможностей и сильной конкуренцией. В этих условиях в менеджменте предприятий происходит смещение акцентов с управления использованием отдельных ресурсов на организацию динамических бизнес-процессов. Под бизнес-процессом понимается логичный, последовательный, взаимосвязанный набор мероприятий, который потребляет ресурсы, создаёт ценность и выдаёт результат.

В мире, где постоянны только перемены, существует необходимость в инструментах и методах, которые могут помочь организациям стать более эффективными. В мире конкуренции существует потребность найти пути, чтобы стать первыми или догнать остальных, пока еще не слишком поздно. А для этого требуются механизмы, которые могут упростить слишком сложные вещи. Реинжиниринг бизнес-процессов является, несомненно, мощным средством, используемым для этих целей, поэтому, несмотря на его младенческий возраст как метода управления, интерес, проявляемый к нему, огромен.

Реинжиниринг бизнес-процессов  предприятий используется тогда, когда  необходимо принять решение о  реорганизации деятельности: преобразованиях, реструктуризации бизнеса, замене структур управления и т.д. Предприятие, стремящееся выжить или улучшить свое положение на рынке, должно постоянно совершенствовать технологии производства и способы организации деловых процессов. Для этого прибегают к консалтингу, который базируется на прошлом опыте. Но можно использовать и путь, которым является инженерная деятельность. Этот подход гарантирует получение результата при условии соблюдения правил и методик применения инструментов реинжиниринга.

Инжиниринг бизнеса  – это набор приемов и методов, которые компания использует для  проектирования бизнеса в соответствии со своими целями.

Термин «реинжиниринг» появился в начале 1990-х гг. Его  возникновение обычно связывают  с именем Майкла Хаммера, консультанта из Бостона, так как он описал эту  концепцию в 1990-м г. в «Гарвард бизнес ревью» в статье, которая называлась «Реинжиниринг традиционных методов работы: не автоматизируйте их, а отвергайте». В 1992 г. Хаммер в соавторстве с Джеймсом Чампи выпустил книгу «Реинжиниринг корпорации», в которой популярно изложил данную концепцию. Согласно определению Хаммера и Чампи реинжиниринг бизнес-процессов – это фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование бизнес-процессов для достижения коренных улучшений в основных показателях деятельности предприятия.

Целью реинжиниринга  бизнес-процессов является целостное и системное моделирование и реорганизация материальных, финансовых и информационных потоков, направленная на упрощение организационной структуры, перераспределение и минимизацию использования различных ресурсов, сокращение сроков реализации потребностей клиентов, повышение качества их обслуживания.

Инжиниринг бизнес-процессов  включает в себя реинжиниринг бизнес-процессов, проводимый с определенной периодичностью, например, один раз в 5-7 лет, и последующее непрерывное улучшение бизнес-процессов путем их адаптации к изменяющейся внешней среде.

Можно выделить три типа компаний, для которых реинжиниринг необходим и целесообразен:

а) компании, находящиеся  на грани краха в связи с  тем, что цены на товары заметно выше и (или) их качество (сервис) заметно ниже, чем у конкурентов. Если эти компании не предпримут решительных шагов, они неизбежно разорятся;

б) компании, не имеющие  в текущий момент затруднений, но предвидящие неизбежность возникновения  трудноразрешимых проблем, связанных, например, с появлением новых конкурентов, изменением требований клиентов, изменением экономического окружения и пр.;

в) компании, не имеющие  проблем сейчас, не прогнозирующие их в обозримом будущем. Это компании-лидеры, проводящие агрессивную маркетинговую политику, не удовлетворяющиеся хорошим текущим состоянием и желающие с помощью реинжиниринга добиться лучшего.

Таким образом, задачи реинжиниринга  аналогичны задачам инновации: освоение новшеств для обеспечения конкурентоспособности  продукции и, в конечном счете, выживаемости предприятия.

Ключевое слово «процесс»  наиболее важное в определении понятия  «реинжиниринг».

Бизнес-процесс – это  множество «внутренних шагов» предприятия, заканчивающихся созданием продукции, необходимой потребителю. Назначение каждого бизнес-процесса состоит в том, чтобы предложить потребителю продукцию (услугу), удовлетворяющую его по стоимости, сервису и качеству.

Итак, бизнес-процесс  – это действия по достижению цели компании. При этом оптимизируется результативность бизнес-процесса путем его организации на основе упорядочения горизонтальных связей в структуре управления компанией.

В основе реинжиниринга  находится содержательный анализ. Компьютерные технологии эффективны, но они есть не более чем технический инструмент (хотя и имеющий самостоятельное значение).

Одним из ключевых направлений  современного реинжиниринга стали  потоковые модели хозяйственных структур, включая модели управления финансовыми потоками. Именно «потоковые» схемы и модели обеспечивают наиболее реалистическую картину функционирования хозяйственной системы. Все большее распространение получает применение имитационных моделей бизнес-объектов и процессов.

Реинжиниринг предусматривает  новый способ мышления и новый  взгляд производителя на построение предприятия как на инженерную деятельность. На первом этапе реинжиниринг бизнес-процессов осуществляется обратный инжиниринг, суть которого состоит в создании имитационной модели существующего бизнеса, на втором этапе-прямой инжиниринг, представляющий собой построение модели нового бизнеса предприятия.

Имитационное моделирование  является одним из наиболее мощных и перспективных инструментов проведения реинжиниринга бизнес-процессов. Необходимость разработки эффективных методов моделирования как инструмента выявления проблемных ситуаций, борьбы со сложностью проблем управления и оперативного принятия решений продиктована сегодня практикой развития отечественного рынка, где принимать решения приходится в условиях неопределённости, экономической нестабильности и повышенных рисков. При этом предполагается, что руководство предприятия готово сознательно следовать принципам рационального и интуитивного анализа возникающих проблем, их раннему диагностированию и предупреждению.

Реинжиниринг бизнес-процессов  ориентирован на процессы, его понятийной базой является объектно-ориентированный подход, позволяющий описывать как данные о сущностях, так и их поведение. В частности, прежде чем определить архитектуру некоторого сложного бизнес-процессов, необходимо как можно более обстоятельно и объективно изучить и описать специфику его поведения, особенности функционирования.

Главным содержанием  реинжиниринга является несоответствие прежней модели хозяйственной деятельности изменившимся внешним условиям бизнеса и рассматривается как направление стратегического планирования.

Главная сущность реинжиниринга  – создание предприятия как адаптивной самообучающейся организации, своевременно реагирующей на требования руководителя, изменение нормативной, законодательной, институциональной базы, внедрение инновационных технологий для выживания предприятия в конкурентной рыночной среде.

Объект реинжиниринга: процессы, а не сами компании. Компании проводят реинжиниринг работы, которую выполняют люди.

Проект реинжиниринга  бизнеса обычно включает четыре этапа:

а) разработка образа-видения будущей компании. На этом этапе компания строит картину того, как следует развивать бизнес, чтобы достичь стратегических целей;

б) анализ существующего  бизнеса – проводится исследование компании и составляются схемы ее работы в настоящий момент;

в) разработка нового бизнеса  – создаются новые и (или) изменяются прежние процессы и поддерживающая их информационная система, тестируются новые процессы;

г) внедрение проекта  нового бизнеса.

Важно то, что перечисленные  этапы выполняются не последовательно, а, по крайней мере, частично параллельно, причем некоторые из них повторяются.

Особо следует отметить роль информационных технологий в реинжиниринге, так как перепроектирование деловых процессов становится возможным, как правило, благодаря этим технологиям. Основная ошибка большинства компаний в том, что они рассматривают информационные технологии через призму существующих процессов. Они формулируют проблему следующим образом: как использовать новые технологии, чтобы улучшить то, что мы сейчас делаем?

Информация о работе Совершенствования бизнес-процессов ФГБОУ ВПО «БрГУ»