Разработка бизнес-плана создания нового предприятия в сфере розничной торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2015 в 17:06, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является создание бизнес-плана предприятия, которое как любая коммерческая организация сможет извлекать максимальную прибыль. Предмет исследования - процесс составления бизнес-плана для коммерческой организации и оценка результатов его реализации.

Содержание работы

Введение 6
1 Бизнес планирование как основа развития организации 8
1.1 Значение и цели бизнес-планирования 9
1.2 Основные стадии бизнес-планирования 14
1.3 Структура и сущность разделов бизнес-плана 25
2 Анализ внешних условий и содержание проекта 33
2.1 Резюме 34
2.2 Анализ положения дел в отрасли 37
2.3 Существо предлагаемого проекта 46
2.4 Анализ рынка 52
3 Планирование деятельности ИП Прохорова 62
3.1 Разработка плана маркетинга 63
3.2 Производственный план ...73
3.3 Организационный план 79
4 Финансовый план 85
Заключение 92
Список использованных источников 95
Приложения

Файлы: 1 файл

Выпускная квалификационная работа.docx

— 1.20 Мб (Скачать файл)

Это не значит, что не следует пользоваться услугами консультантов. Наоборот, привлечение экспертов весьма приветствуется инвесторами. Речь идет одру- гом — составление бизнес-плана требует личного участия руководителя фирмы или человека, собирающегося открыть свое дело. Включаясь непосредственно в эту работу, он как бы моделирует будущую деятельность, проверяя целесообразность всего замысла.

Бизнес-план — документ перспективный и составлять его рекомендуется минимум на ряд лет вперед. Для первого и второго года основные показатели рекомендуется давать в поквартальной разбивке, а при возможности, даже в помесячной. Начиная с третьего года можно ограничиться годовыми показателями.

Основные рекомендации в подготовке бизнес-плана — это краткость, т.е. изложение только самого главного по каждому разделу плана; доступность в изучении и понимании, т.е. бизнес-план должен быть понятен широкому кругу людей, а не только специалистам. И не изобиловать техническими подробностями. Он также должен быть убедительным, лаконичным, пробуждать интерес у партнера. Только заинтересовав потенциального инвестора, предприниматель может надеяться на успех своего дела.

Бизнес-план является одним из составных документов, определяющих стратегию развития фирмы. Вместе с тем он базируется на общей концепции развития фирмы, более подробно разрабатывает экономический и финансовый аспект стратегии, дает технико-экономическое обоснование конкретным мероприятиям. Биз- нес-план охватывает одну из частей инвестиционной программы, срок реализации которой обычно ограничен одним или несколькими годами, позволяющей дать достаточно четкую экономическую оценку намеченным мероприятиям.

Таким образом, бизнес-план является не только внутренним документом фирмы, но и может быть использован для привлечения инвесторов. Перед тем как рискнуть некоторым капиталом, инвесторы должны быть уверены в тщательности проработки проекта и осведомлены о его эффективности. Предполагается, что бизнес-план хорошо подготовлен и изложен для восприятия потенциальных инвесторов [4, с.45].

  1. Основные этапы бизнес-планирования

Бизнес - планирование - это упорядоченная совокупность стадий и действий, связанных с ситуационными анализом окружающей среды, постановкой целей бизнес - планирования, осуществлением планирования, продвижением бизнес 

плана на рынок интеллектуальной собственности, реализацией бизнес - плана, контролем за его выполнением, в соответствии с [5,с. 102].

 

Стадия бизнес планирования

Распределение по времени

Подготовительная

- ' .

 

Разработка бизнес-плана

     

Продвижение

бизнес-плана

■ .

 

Реализация

бизнес-плана

 

тШт г - -




 

Рисунок 1 - Распределение работ бизнес-планирования по времени

Чтобы «выжить», каждому предпринимателю необходимо одновременно наблюдать за изменениями в среде бизнеса; следить за конкурентами и по необходимости стараться заранее приспособиться к новым условиям. Именно для этого и осуществляется разработка стратегии.

В широком понимании стратегия - это генеральная долгосрочная программа действий и порядок распределения приоритетов и ресурсов фирмы для достижения своих целей.

Реальный процесс разработки стратегии, который называется стратегическим планированием, намного сложней. Он охватывает несколько этапов:

а)прежде чем начинать любой бизнес, необходимо проанализировать ситуацию. Такой анализ, который обычно называют оценкой общего состояния, должен включать:

  1. оценку внешней среды, в которой будет осуществляться бизнес, а также анализ связанных с этой средой благоприятных возможностей и угроз;
  2. определение преимуществ и недостатков будущего бизнеса.

б)оценив общее состояние, можно переходить к постановке целей, т.е. к определению того, что конкретно и когда именно фирма хочет достичь. Цели долж-

15

ны отображать тот уровень бизнеса, к которому стремится предприниматель, и вместе с тем быть достижимыми. Процесс постановки целей происходит в два этапа:

    1. формулирование основных направлений деятельности;
    2. постановка конкретных целей деятельности.

в)одну и ту же цель можно достичь разными способами. Выбор способа достижения цели предусматривает определение конкретных задач. Стратегия, в сущности, и состоит из ряда задач, которые в совокупности формируют способ ее достижения. При этом предпринимателю необходимо разработать несколько вариантов стратегий, оценить каждую из них и выбрать самую лучшую.

г)общие задачи со временем разделяют на более мелкие по составу, которые конкретизируют и уточняют “направление деятельнбстигТакую детализацию называют составлением плана действий.

Внешний анализ - это процесс оценки внешних факторов, т.е. таких, которые объективно образовываются в среде функционирования фирмы, на которое она непосредственно не может влиять. Внешний анализ ставит две главные цели:

  • определить благоприятные возможности и угрозы для фирмы;
  • идентифицировать ключевые факторы успеха в выбранной сфере бизнеса.

Благоприятные возможности - это факторы внешней среды, которые помогают достижению целей фирмы. Угрозы - это внешние условия, которые ограничивают возможности фирмы беспрепятственно достичь нужной цели. Одни и те же факторы могут создавать как дополнительные возможности, так и дополнительные препятствия.

Для изучения влияния факторов внешней среды всю их совокупность разделяют на:

а) общие макроэкономические факторы;

б) отраслевые факторы.

К общим макроэкономическим факторам принадлежат: 

  • макроэкономические показатели, такие как динамика валового внутреннего продукта, уровень инфляции, изменения уровня реальных доходов населения, колебание процентных ставок за кредиты, курсы валют и т.п.;
  • социально-демографическая ситуация показывает структура занятости, количество трудоспособного населения, уровень социальной защиты населения и т.п.;
  • государственное регулирование бизнеса, такие как возможные изменения в законодательстве относительно данного бизнеса, его товаров, услуг, каналов сбыта, цен, рекламной политики, налогообложение, таможенного режима и т.п.;
  • естественные условия и экологические ограничения.

Предметом отраслевого анализа являются такие факторы:

  • потребители, объемы и характеристики рынка, темпы роста рынка, сезонность и цикличность спроса, дифференциация продуктов, чувствительность потребителей к ценам, способность потребителей диктовать свои цены;
  • поставщики, количество, интенсивность конкуренции, наличие материалов- заменителей, уровень вертикальной интеграции с поставщиками, способность поставщиков диктовать свои цены;
  • конкуренты, основные силы, которые конкурируют в отрасли, низменность рынка между ними, интенсивность конкуренции, возможности появления принципиально новых продуктов-заменителей, основные конкурентные преимущества в области;
  • препятствия для вхождения в отрасль, объемы начальных инвестиций, доступность источников сырья и каналов сбыта, защита со стороны государства, благосклонность потребителей и т.п.;
  • технологии, скорость изменения технологий производства продукции в отрасли, влияние технологических изменений на качество продукции и цену, возможности получения преимуществ от внедрения новых технологий, возможности появления принципиально новых технологий в отрасли и т.п.

Не менее важным аспектом отраслевого анализа является идентификация

ключевых факторов успеха в сфере будущего бизнеса. Любой бизнес характери-

17

зуется многими контролируемыми параметрами. Тем не менее, лишь некоторые из них определяют возможность и способность фирмы конкурировать на своем рынке. Именно такие показатели и называют ключевыми факторами успеха.

В зависимости от специфики отрасли ключевыми факторами успеха могут быть как количественные показатели - себестоимость единицы продукции, ее цена, эксплуатационные параметры и т.п., так и те, которые тяжело или невозможно оценить количественно это уровень обслуживания клиентов, местонахождение фирмы, наличие дополнительных услуг, благосклонность потребителей и т.п.

Конкуренция является чуть ли не самой большой опасностью в бизнесе. Поэтому предпринимателю очень важно хотя бы ориентировочно оценить конкурентную позицию своей будущей фирмы.

Определение возможной конкурентной позиции фирмы является основанием для общей оценки преимуществ и недостатков будущего бизнеса. Точная оценка его потенциала - это задача следующего этапа стратегического планирования.

Внутренний анализ - это процесс оценки факторов, которые подвергаются управлению и контролю, т.е. факторов, которые являются следствиями деятельности или бездеятельности самого предпринимателя.

Главная задача внутреннего анализа состоит в выявлении сильных и слабых сторон фирмы. Сильные стороны фирмы, на которые делается ставка в бизнесе. Наоборот, слабые стороны - это качества, в которых фирма отстает от конкурентов.

Практически для анализа и оценки сильных и слабых сторон фирмы часто используется форма баланса. Актив баланса представляют уникальные, специфические, особые качества фирмы, сгруппированные по функциональным видам деятельности и ресурсами. К пассивам баланса с максимальной объективностью должны быть включены внутренние факторы, которые ограничивают конкурентоспособность фирмы.

Процесс оценки общего положения завершается cpaBHHTenbHbiMSWOT- анализом. SWOT - это аббревиатурное сокращение четырех английских слов:

  1. S - strength - сила;

18

Iij;*' ‘ I"» II' I." J j И if'rtT'1!':тТ-’ »Г' ' '"‘'■Г 1Г Г Т i ifei'fiiif1 ‘-.ч ц 'Г''' iliiiiMTiii ||<| *-';V ~'T II ;б) W - weakness - слабость;

в) О - opportunities - возможности;

г) Т - treats - угрозы.

Сущность SWOT-анализа состоит в сравнении сильных и слабых сторон фирмы с потенциальными внешними благоприятными обстоятельствами и угрозами.

Миссия фирмы - это ее главное назначение, особая роль, четко очерченная причина ее существования, которые в совокупности формируют основные направления и ориентиры деятельности фирмы. Ее определяет стремление удовлетворить потребителя. Итак, миссию фирмы надо искать за пределами фирмы - в ее потребителях, в ее деятельности на рынке.

Определение миссии должно:

  • быть лаконичным, чтобы четко очертить направления деятельности фирмы и сосредоточить внимание на главном в данном бизнесе;
  • указывать на назначение фирмы с точки зрения удовлетворения нужд потребителей;
  • включать определенные элементы, которые отбивают видение предпринимателем своего бизнеса в будущем. Такими элементами могут быть: доля рынка; уровень прибыльности и эффективности; другие показатели, которые формируют образ бизнеса, который его стремится создать предприниматель;
  • раскрывать преимущества фирмы, которые отличают ее из конкурентов и указывают новые способы удовлетворения нужд потребителей.

Цель - это то конечное состояние, которое фирма надеется достичь в определенном будущем; идеальное представление о желательных результатах деятельности фирмы.

В процессе обработки стратегии для формулирования целей фирмы, как правило, пользуются такими показателями:

  • прибыльность - объем прибыли, доход от инвестированного капитала, соотношение прибыли и объема продажи и т.п.;

19



 

  •  производительность, или эффективность - расход на  производство единицы продукции, выработка на один рабочего  и т.п.;
  • продукция - изменение номенклатуры и ассортиментов продукции, изготовление новых изделий и т.п.;
  • рынок - объем продажи, доля участия фирмы на рынке соответствующих товаров и т.п.;
  • производственная мощность - прирост мощности предприятия в целом или его структурных подразделов;
  • персонал - снижение текучести, повышение уровня квалификации, улучшение условий работы и т.п.

Правильно сформулированные цели должны быть:

а) конкретными и количественно измеренными. Разрабатывая цели в пригодных для такого измерения формах, предприниматель четко определяет требования к своим работникам, формирует подпочву для следующих решений, создает основу для объективной оценки дальнейшей практической деятельности;

б) ориентированными во времени, т.е. четко указывать не только на то, что именно, а и когда фирма должна достичь. Без этой характеристики цели нельзя считать конкретными;

в) реалистическими и достижимыми, т.е. такими, которые не выходят за пределы возможностей фирмы. Цель, для достижения которой у фирмы нет реальных возможностей, - это утопия. Она может быть очень привлекательной, но в конечном итоге всегда уменьшает мотивацию работников, поскольку заведомо обрекает их деятельность на неудачу;

г) согласованными и взаимосвязанными. Фирма всегда имеет несколько целей деятельности. Достижение одной из них не может мешать достижению других;

д) сформулированными письменно. Только письменно зафиксированные цели обеспечивают соблюдение всех названных требований к ним и дают возможность сообщать персоналу фирмы об их содержании и этапах достижения.

20



 

Сформулированные с учетом указанных критериев цели становятся своеобразными нормативами, на основании которых фирма может оценивать результаты своей будущей практической деятельности.

Информация о работе Разработка бизнес-плана создания нового предприятия в сфере розничной торговли