Разработка бизнес-плана создания нового предприятия в сфере розничной торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2015 в 12:50, дипломная работа

Описание работы

Центральной функцией управления предприятием является планирование и ее современный элемент - бизнес-планирование. Бизнес-планирование как функция управления оказывает значительное влияние как на качественность управления предприятием, так й на качественность его инвестиционной деятельности. Бизнес-план - это план развития предприятия, необходимый для освоения новых сфер деятельности фирмы, создания новых видов бизнеса [1, с. 14].
Бизнес-планирование решает следующие важные проблемы:
определяет степень жизнеспособности и будущей устойчивости предприятия, снижает риск предпринимательской деятельности;
конкретизирует перспективы бизнеса в виде системы количественных и качественных показателей системы;

Файлы: 1 файл

Выпускная квалификационная работа.docx

— 1.20 Мб (Скачать файл)

В рамках предоставления гарантий, с подтверждающими документами ИП Прохорова владеет имуществом на сумму 1 470 000 рублей.

Лицензии на торговлю не требуется, но на некоторые товары необходимы сертификаты соответствия, которые предоставляются поставщиками товаров.

Можно сделать вывод о том, что проект прибыльный, и период времени, необходимый для того, чтобы доходы, генерируемые инвестициями, покрыли затраты на инвестиции составляет 3 месяца. Дальше проект будет приносить прибыль.

Коэффициент эффективности капитальных вложений показывает, какая доля затрат ежегодно окупается, так в данном проекте первоначальные инвестиции за год окупятся четыре раза, что говорит о высокой эффективности вложений.

Уровень рентабельности продаж, отражает удельный вес прибыли в каждом рубле выручки от реализации. Таким образом 38% прибыли приходится на единицу реализованной продукции.

По результатам экономических показателей, анализа рыночных условий и предоставлению гарантий, можно сделать вывод о том, что проект привлекателен для инвестирования.

  1. Анализ положения дел в отрасли

В последние два десятилетия розничная торговля в России переживает период интенсивного роста. Для входа в отрасль нет высоких барьеров, на этом рынке оперирует много независимых предприятий, оказывающих однородные услуги. Высокий уровень конкуренции в розничной торговле требует от компаний обоснованного выбора эффективных стратегий, в том числе научного подхода к определению месторасположения торговых предприятий. Это особенно актуально для тех предпринимателей, которые стремятся развиваться в формате торговых сетей [28, с.2].

Розничная торговля по-прежнему остаётся одной из наиболее устойчивой к рискам экономического развития отраслей отечественной экономики. Однако в ближайшей перспективе темпы развития розничной торговли будут существенно меньше, чем в докризисный период. Тем не менее, они всё ещё будут достаточно высоки - по крайней мере, выше, чем на насыщенных рынках стран с развитой экономикой. В ближайшем будущем сохранится тренд на вытеснение неэффективных розничных форматов сетевой торговли более современными. Пока еще не исчерпан потенциал экстенсивного развития отрасли. Торговые предприятия распределены географически неравномерно, в некоторых многомиллионных городах объемы торговых площадей в расчете на душу населения не достигают соответствующих показателей стран с развитой экономикой. Однако всё возрастающую  

роль, особенно в наиболее насыщенных нишах рынка займут продовольственные дискаунтеры.

В первом полугодии 2012 г. объем оборота розничной торговли в России составил в текущих ценах 9 752,7 млрд. рублей. При этом отрасль оказалась наиболее динамично развивающимся сектором экономики России при расчете в сопоставимых ценах, что показано на рисунке 3.Опережающие по отношению к другим секторам экономики темпы роста этой отрасли отмечались и раньше.

Так, товарооборот розничной торговли в аналогичный период прошлого года рос быстрее, чем производство в сельском хозяйстве или грузооборот на транспорте. Однако, если год назад, в первом полугодии 2011 г. темпы роста оборота ритейла (105,4%) отставали от индексапотребительских цен (109,5%), то в этом году соотношение обратное (107,1% и 103,1%, соответственно).

Впрочем, по прогнозу Министерства экономического развития (МЭР) РФ по итогам 2012 г., оборот розничной торговли вырастет на 6,1%, что ниже прогнозной оценки, которую ведомство МЭР давало раньше (6,3%). По всей видимости, МЭР предполагает, что на динамике отрасли скажется ускорение потребительской инфляции во II полугодии этого года, связанное с неблагоприятными явлениями в производстве продовольствия - засуха, снижение производства зерна и, соответственно, рост цен на продукты питания.



108



в 1 полугодие 2012 г. в % к 1 полугодию 2011 г.

■ 1 полугодие 2011 г. В % к 1 полугодию 2010г.



Сектора экономики



Рисунок 3 - Темпы роста по секторам экономики России



 

При росте оборотов несколько изменилась организационная структура отрасли. Произошедшие подвижки свидетельствуют об улучшении ее качества. Так, если в июне 2011 г. на розничных рынках покупалось 11,3% товаров, то в июне 2012 г. этот показатель снизился до 10,5%. Можно предположить, что изменения связаны с тем, что в соответствии с Федеральным законом №271-ФЗ от 30. 12. 2006 г. «О розничных рынках...» с 1 января 2013 г. в региональных центрах и городах с населением свыше 500 тыс. человек будет запрещена розничная рыночная торговля вне капитальных сооружений, и власти этих городов постепенно ликвидируют палаточную торговлю на местных рынках.

Надо заметить, что рост оборотов розничной торговли в I полугодии 2012 г. наблюдался на фоне повышения оптимизма потребителей, о котором свидетельствуют данные социологических опросов. Так, в целом индекс потребительской уверенности, отслеживаемый Росстатом, во II квартале 2012 г. по сравнению с I кварталом 2012 г. составил (-4%). Это повышение стало итогом подвижек в индексах:

а) оценки изменений в экономике, произошедших ранее;

б) ожидаемых изменений в личном материальном положении;

в) произошедших изменений в личном материальном положении;

г) благоприятности для крупных покупок;

д) благоприятности для сбережений.

По оценке МЭР зафиксированные подвижки потребительской уверенности жителей России на фоне европейского контекста выглядят сравнительно оптимистично. Значение индекса потребительской уверенности лучше, чем в России, показали только Германия, Австрия, Дания, Швеция и Финляндия.

Оптимизм потребителей подкрепляют и объективные цифры. Так, во II полугодии 2012 г. реальные располагаемые доходы населения выросли на 3% по отношению к соответствующему периоду 2011 г.

Этим ожиданиям соответствуют изменения и в товарной структуре товарооборота. Так, оборот по пищевым продуктам вырос в I полугодии 2012 г. по отношению к соответствующему периоду 2011 г. на 4,8%, а по непродовольствен-

39

ным товарам - на 9,2%. В июне 2012 г. - по отношению к маю резко выросли продажи таких товаров как холодильники и морозильники (на 25%) и телевизоров, компьютеров, стиральных машин, строительных материалов - на 10-16%. Менялась и структура трат домашних хозяйств. Так, в первом квартале 2012 г. на покупку продуктов питания в среднем по России уходило 29,8% бюджета (в аналогичном периоде 2011 г. - 31,2%), а на покупку непродовольственных товаров, соответственно, 39,0 и 36,7%). Такие изменения в структуре потребления говорят о том, что доходы российских потребителей дали им возможность активнее покупать товары длительного пользования. Между тем, структура потребления в России пока далека от развитых стран, где на продукты питания уходит 14 -18% бюджета домашних хозяйств.

Тем не менее, следует отметить, что улучшение потребительских ожиданий может не стать устойчивым трендом 2013 г. Дело в том, что индекс оценки будущих изменений в экономике России у потребителей по данным Росстата остался на довольно низком уровне и без изменений. Так что идущие к потребителям сигналы о неблагополучии в сельском хозяйстве и ожидаемой инфляции могут ухудшить потребительские ожидания. К тому же, в декаюре2012 года по отношению к июню реальные располагаемые доходы снизились на 3,8%. Так что достигнутые итоги в развитии розничной торговли - относительно быстрый рост и улучшение ее структуры - могут в 2013 году дать сбой. 



10



Рисунок 4 - Темпы прироста оборота розничной торговли, реальных доходов населения и реальной заработной платы по базовому варианту

прогноза МЭР(%)



2011* 2012** 2013*** 2014*** 2015***

Года: факт*, оценка**, прогноз***



э5

4>

Ч

CJ

Н

ев

м

ев

%

о

о

о

о

§



Розничная торговля

Реальные располагаемые денежные доходы населения

Реальная заработная плата



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Региональная структура розничного товарооборота в России отличается неравномерностью, рисунок 5. Так, доля Москвы в общем объеме продаж составляла в январе-июле 2012 г. 17%, что немногим меньше, чем доля, приходящаяся, например, на Приволжский федеральный округ (18,5%). В Северо-Западном округе доля Санкт-Петербурга составляла чуть меньше половины - почти 44%. Это объясняется не только неравномерностью расселения, но и разницей в доходах жителей различных регионов. Впрочем, были времена, когда на Москву приходилось более 30%» товарооборота России. Даже по сравнению с прошлым годом структура становится более равномерной. Так, в 2011 г. та же Москва формировала более 22% товарооборота. 



ДФО 4%



Санкт- Петербург 4%



Рисунок 5 - Структура товарооборота по федеральным округам и отдельным



  •  ДФО 4%
  • Санкт-Петербург 4% В СКФО 5%


С-ЗФО 6%



в с-зфо 6%



В ЮФО 9%



в уфо 10%



В СибФО 12%



В ЦФО 12% в Москва 18%



В ПФО 20%



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

регионам(%)

Правда, в том, что касается качественных торговых площадей, Москва находится на восьмом месте среди крупных российских городов. Здесь по разным оценкам на 1000 чел. приходится от 250 до 500 кв. м. качественных торговых площадей, в то время как в Краснодаре - 1528, Екатеринбурге - 1149, Уфе -1032, Воронеже - 993, Самаре - 987, Ярославле - 966, Казани - 854. Для сравнения, в европейских городах этот показатель составляет от 1000 до 1500 кв. м. Впрочем, в целом по России обеспеченность торговыми площадями любого типа составила 84 кв. м на 1000 человек. Согласно стратегии развития торговли РФ на 2010-2015 гг. этот показатель будет доведен до 139 кв. м в 2015 г.

Консолидация отрасли все еще не слишком высока и неравномерна географически. В июне 2012 г. на сетевые структуры приходилось всего 19,3%. Это значительно меньше, чем во многих странах, где на ограниченное число сетей приходится от 70 до 90% товарооборота. Правда, в июне 2011 г. этот показатель равнялся 17,8%. Изменения, скорее всего, связаны не столько с подвижками в потребительских предпочтениях, сколько с активной экспансией сетей, выдавливающих с рынка или поглощающих менее эффективные в условиях кризиса и последующей рецессии структуры - одиночные магазины и мелкие сети. При этом во 

многих субъектах федерации сети покрывают 10% и менее продаж розничной торговли. Самая большая степень сетевой концентрации уже давно наблюдается в Санкт-Петербурге: в июне текущего года она составила 51%. По среднесрочному прогнозу МЭР к 2015 г. доля сетевой торговли в структуре розничного товарооборота составит 30%), а в большинстве крупных городов дойдет до 50%.

К розничной торговле FMCG мы относим торговые организации, реализующие продукты питания и сопутствующие товары повседневного спроса. Этот сектор характеризуется более высокой консолидацией, чем другие подотрасли розничной торговли в России, также как и более высокой степенью конкуренции.

Прежде всего, важно, что на настоящий момент в России сети FMCG освоили практически все форматы сетевой торговли - cash&carry, гипермаркет, супермаркет, мягкий дискаунтер, магазины у дома, также как и все ценовые ниши. Многие сети развиваются как мультиформатные. Не прижился в России только формат жесткогодискаунтера.

Таким образом, в FMCG ритейле идет конкуренция между форматами. Так, если некоторое время назад наиболее динамичными форматами были дискаунтеры и гипермаркеты, благодаря тому, что они предлагали покупателям низкие цены, то в последнее время вперед вырвались минимаркеты и магазины у дома. В 2011 г. количество минимаркетов увеличилось на 10%, в то время как количество гипермаркетов и супермаркетов - на 8%> по каждому формату. Эта тенденция связана с тем, что потребность покупателей, особенно в крупных городах, в магазинах, где можно было бы делать текущие покупки с минимальными затратами времени, не насыщена.

Другой характеристикой конкуренции в подотрасли является пока еще слабая конкуренция отечественных игроков с иностранными. Примечательно, что большая часть сетевого ритейла (по объемам продаж и количеству магазинов) в подотрасли представлена отечественными игроками. Иностранные сети в FMCG- ритейле представлены не так значительно, как в непродовольственной торговле. В 2011 г. сети иностранного происхождения обеспечили всего 17% оборота сектора.

Более того, этот показатель снижается: годом ранее он равнялся 19%. Он будет

43



 

снижаться и дальше, поскольку при неблагоприятной конъюнктуре в Европе российские подразделения мировых грандов будут выводить из России средства для поддержки подразделений в других странах и, следовательно, снижать инвестиции в Россию.

Существенным аспектом конкуренции в FMCG ритейле является снижение значимости конкуренции в захвате территорий и поисков новых форматов на фоне повышения внимания к конкуренции по эффективности операционной деятельности. Дело в том, что основным конкурентным преимуществом сетевой торговли по отношению к несетевым магазинам является возможность в большей мере, чем они снижать цены на полке.

В последнее время наметился и еще один вектор конкуренции на рынке FMCG ритейла - улучшение качества ассортимента. Некоторые фирмы принимают решение о самообеспеченииресурсами для того, чтобы продукция в его магазинах была всегда свежей, чего он не мог добиться, даже наладив прямые поставки из-за заграницы. На этом фоне появился шанс у малых сетей и торгующих организаций - открылись ниши для позиционирования в качестве продавцов экологически чистых и натуральных продуктов.

Динамика розничной торговли непродовольственными товарами в ближайшие годы по базовому прогнозу МЭР будет опережать рост оборотов торговли продовольственными товарами, что показано в таблице 1.

Таблица 1 - Сравнительная динамика секторов розничной торговли(%)

Розничный товарооборот

2010

2011

2012

2013

оценка

2014

2015

Продовольственные товары

3,2

3,4

2,9

3,2

3,6

Непродовольственные товары

7,7

10,8

8,6

7,6

7,8

7,5

Информация о работе Разработка бизнес-плана создания нового предприятия в сфере розничной торговли