Феномен социального бизнеса в российской действительности глазами общественности (на примере г. Курска)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 00:46, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы: выявить особенности восприятия общественным сознанием проявлений социального бизнеса.
При написании выпускной квалификационной работы использовались следующие методы:
- теоретический анализ литературы;
- метод свободного интервью. Выборочная совокупность составила 70 человек;
- обработка информации осуществлялась согласно стандартной методике при работе со свободным интервью.

Содержание работы

Введение 6
Глава 1 Анализ социального бизнеса как общественного феномена 9
1.1 Понятие и сущность социального бизнеса 9
1.2 Сущность и функции социальной ответственности бизнеса 22
1.3 Виды и модели бизнеса 37
Глава 2 Практика социального бизнеса в России 47
2.1 Границы социального бизнеса 47
2.2 Мнение и направленности социального бизнеса в российской действительности 52
2.3 Социальный бизнес глазами общественности 67
Заключение 78
Список используемых источников 80
Приложение А «Программа социологического исследования» ?
Приложение Б «Вопросник для проведения свободного интервью» ?

Файлы: 1 файл

Дипломная работа!!!(1).doc

— 362.50 Кб (Скачать файл)

В мае 2010 года в  России появился первый благотворительный  магазин «Спасибо», открытый тремя  студентками в Санкт-Петербурге. Идея магазина проста. Одни сдают сюда ненужные вещи — одежду, предметы интерьера, книги. Другие — получают возможность покупать их по низким ценам (в «Спасибо» цены колеблются от 10 до 500 рублей). Выручка же идет на благотворительные цели.

Родина этого  торгового формата — Англия, там  такие магазины стали открываться  в годы Первой мировой войны; тогда  с их помощью Красному Кресту удавалось собирать значительные средства для помощи раненым. Сегодня на улицах одного только Лондона благотворительных магазинов насчитывается более девятисот. Именно в столице Великобритании три петербурженки — Юлия Титова, Зара Маликова и Даша Арсеньева — и подсмотрели идею.

Окончив университет, девушки решили тут же взяться за реализацию идеи. Свое первое помещение они сняли у знакомого владельца детского магазина.

Спрос на недорогую  детскую одежду превзошел все  ожидания, так что быстро возникло желание расширить бизнес, чтобы охватить новые сегменты. Вскоре девушки сняли полуподвальное помещение по улице Советской в Петербурге и сделали там ремонт за свой счет. Тем не менее новый магазин стартовал удачно: люди с удовольствием несли в «Спасибо» свои вещи. Правда, 90% из них на прилавки не попадало: что-то сразу отсеивали, а большую часть направляли в благотворительные организации или напрямую в малообеспеченные семьи.

В первый же год  магазин вышел на самоокупаемость. Все, что превышало скромные потребности магазина для поддержания собственной операционной деятельности, «Спасибо» перечислял в благотворительные фонды. За год сумма пожертвований составила 420 тыс. рублей. Сама Юля долгое время работала в собственном магазине продавцом, стесняясь использовать услуги волонтеров, пока не было возможности оплачивать работу. Теперь все иначе: в «Спасибо» трудоустроен постоянный продавец, и вот уже почти полгода Юля получает зарплату. У второго филиала «Спасибо» размах оказался больше. Дело в том, что вокруг проекта сложилась своеобразное сообщество людей, активно участвующих в благотворительности, поэтому во втором помещении изначально предусмотрели зал для проведения мероприятий и тренингов, которые проходят в «Спасибо» почти каждый день.

С ростом популярности поток вещей в магазин все  увеличивается, до недавнего времени  ими были забиты квартиры основательниц  и волонтеров. Так что следующая  мечта, которую предстоит реализовать  Юлии Титовой и ее компаньонкам, — создание собственного складского центра, в котором можно было бы вести организованный сбор и распределение вещей. По подсчетам Титовой, на это может уйти около 1,2 млн рублей.

Несмотря на простоту и понятность модели, благотворительные  магазины пока не стали популярными  в России. Титова и ее коллеги разослали уже несколько сотен брошюр с точными рекомендациями по открытию подобных магазинов, однако прижились они пока мало где. Аналогичные проекты существуют в Казани, Кирове, Екатеринбурге. Особую популярность приобрел этот формат в Волгограде, где открыто уже три магазина. В каждом регионе своя специфика. В Казани магазин не так популярен, там люди мало носят секонд-хенд, в Екатеринбурге все построено на зеленой идеологии, в Волгограде магазины работают по модели краудфандинга — правда, один магазин в месяц зарабатывает только 30–40 тыс. рублей40».

Можно перечислять  бесконечно о направлениях социального  бизнеса. На мой взгляд социальный бизнес – это благое дело.

 

2.3 Социальный бизнес глазами общественности

 

 

В целях изучения существующей практики социального бизнеса на территории России в частности городе Курске было проведено социологическое исследование методом свободного интервью, а также изучены материалы, находящиеся в открытом доступе, включая экспертные статьи и обзоры специальных изданий. В исследовании, касающемся изучения восприятия представителями разных групп населения явления социального бизнеса (общая осведомленность, толкование термина социальный бизнес, социальное предприятие и социальное предпринимательство, оценка востребованности деятельности, проблем и перспектив развития социальных предприятий и прочее), приняли участие 70 респондентов различной половозрастной структуры, образования и рода занятий.

Ответить на вопросы было предложено представителям некоммерческих организаций, коммерческих структур, научных учреждений, специалистам по оценке эффективности программной деятельности, организационному развитию.

Проведенный опрос  дал возможность получить  общий  срез  мнений  представителей различных  слоев российского общества г.Курска о восприятии такого явления как  социальный бизнес и в частности социальное предпринимательство, существующих на сегодняшний  момент. Общая осведомленность и толкование термина социальное предприятие.

Опрос показал, что понятие социальное предприятие (наряду с такими понятиями, как социальное предпринимательство и социальный предприниматель) достаточно размыто и не имеет принятого и однозначно трактуемого определения. Выделяя ту или иную ключевую характеристику,  выявленные в ходе интервьюирования определения можно свести к следующим основным типам.  

А. «Предприятие, работающее с малообеспеченными  группами населения и предоставляющие  услуги/товары по ценам ниже общерыночных».

Именно эта  группа предприятий вызывала у респондентов наиболее устойчивую  ассоциацию с понятием социальное предприятие. По мнению участников опроса, к подобным предприятиям можно причислить социальные столовые, парикмахерские, химчистки, хлебопекарни, аптеки, службы быта, предоставляющие скидки на услуги социально незащищенным категориям граждан (инвалидам, пенсионерам, малоимущим и проч.).

Как отметили респонденты, предприятия данного типа зачастую учреждаются или инициируются органами государственной власти (департаментами социальной защиты, социального обеспечения  граждан) при муниципалитетах или областных администрациях, т.е. выполняют определенную компенсаторную функцию по предоставлению льготных услуг для определенных категорий населения.

Некоторые из участников опроса считают, что  указанный выше тип социальных предприятий порождает иждивенческую позицию тех категорий граждан, которые получают услуги или товары по сниженным ценам и служит попыткой закамуфлировать неграмотное распределение бюджетных средств. Как отметил один из участников опроса, данный тип социальных предприятий регистрируется через систему социальной аккредитации при органах власти, что ставит под сомнение прозрачность и добросовестность устанавливаемых отношений. Сама система распределения прав на предоставление льгот заведомо снижает мотивированность работников и эффективность деятельности, равно как и не содействует развитию предприятий, ограничивает их потенциал к новаторству и ориентацию на эксперимент.

Также респонденты  упомянули примеры социальных предприятий, производящих товары или предоставляющих услуги определенным категориям населения по сниженным ценам, создание которых инициируется бизнес - структурами, заинтересованными в получении различных преференций и льгот, налаживании хороших отношений с местными властями, и, наконец, вследствие личного желания представителей бизнеса оказывать какую-либо помощь незащищенным категориям граждан.

Вторую  группу определений понятия «социальное  предприятие», выявившуюся в ходе интервьюирования,  респонденты сформулировали  следующим образом:

B. Предприятие, объединяющее работников с особыми потребностями  (инвалидов, заключенных, представителей малых народностей и др.), или предоставляющих квоты таким категориям граждан с целью их трудоустройства.

Другими  словами, по мнению участников опроса, к данному типу можно отнести предприятия, созданные с целью трудоустройства социально незащищенных категорий граждан. 

В качестве примеров такого рода организаций были приведены  предприятия в системе ГУИН (Государственное  Управление исполнения наказаний), предприятия при обществах инвалидов, глухих, слепых и т.д., производящие товары (хлеб, картонные коробки, профессиональную одежду, электротехническое оборудование, лесозаготовки, т.д.) и услуги.  К этому же типу относятся предприятия, инициатором создания которых являются бизнес - структуры и работающие во всех сферах народного хозяйства при условии наличия квот для социально незащищенных категорий граждан.

Из комментария  респондента: «Бывает так, что выступает инициатором предприниматель  из числа социально неустроенных, но активный. Добился успеха сам и хочет показать путь другим».

Третьим типом  предприятия, ассоциирующимся с  понятием «социальное предприятие», является, по мнению участников опроса: 

C. Предприятие, оказывающее услуги или производящее товары по рыночным ценам, получающее прибыль в результате своей деятельности, но направляющее прибыль (частично или полностью) для решения проблем социально незащищенных категорий граждан.

В качестве примера  таких предприятий респонденты  привели производственные кооперативы в сельской местности (объединение мелких товаропроизводителей для решения общих задач, например: сбыт готовой продукции, приобретение и содержание технического парка, взаимострахование и пр.), а также предприятия для трудоустройства бывших заключенных (например, лесопилки), часть прибыли направляющие на социализацию и интеграцию этих категорий граждан в общество.

Наконец, некоторые участники опроса в отдельный тип выделили:

D. Предприятие, ориентированное на достижение какой-либо социальной задачи, а не на получение прибыли путем минимизации издержек. То есть предприятие, для которого на первом месте стоит его социальная миссия, а не извлечение прибыли.

Эта деятельность может иметь нулевую рентабельность (уровень самоокупаемости) или небольшую рентабельность (ниже средней нормы прибыли), при внешней поддержке (государство, доноры) может существовать в режиме компенсации издержек (убыточное предприятие). Например, народные промыслы, туризм, музейное дело. Задача деятельности таких предприятий - сохранение культурного наследия. 

К этому же типу, по мнению респондентов, можно отнести  реабилитационные трудовые коммуны/общины/фермерские хозяйства для людей, желающих излечиться от алкоголизма и наркомании. В  эту же категорию социальных предприятий, по мнению респондентов,  попадают многие некоммерческие организации. В качестве примера был приведен Центр лечебной педагогики, который проводит платные занятия с аутичными детьми, а вырученные средства направляет на издательско-просветительскую деятельность по проблематике и покрывает затраты на обучение тех детей, чьи семьи не могут платить за обучение.

В качестве одного из ключевых определений социального  предпринимательства была названа  инновация, уникальная идея или технология, что позволяет добиться высокой социальной отдачи.

Оценивая востребованность, проблему и перспективы развития социальных предприятий участники опроса сошлись во мнении, что востребованность в социальных (столь разных по определению) предприятиях весьма высокая (дальнейшая конкретизация представлялась затруднительной). Перспективными для развития социальных предприятий, согласно опросу, признаются те направления, которые на сегодняшний день не обеспечиваются государством и не охвачены бизнесом. Существует дефицит социальных  предприятий в следующих сферах: медицинские услуги,  дополнительное образование для взрослых и детей, занятость пожилого населения, временное жилье/ЖКХ, юридическое сопровождение, уход за пожилыми людьми, доступные товары и др. Перспективной сферой для приложения модели социального бизнеса респондентам представляется туристическое направление, развитие народных промыслов и ремесел.

Было озвучено мнение, что востребованность в услугах  и товарах социальных  предприятий  зависит от их качества и доступности. Помимо этого, респонденты рассматривают модель социального бизнеса как реальную возможность трудоустройства и заработка для отдельных групп граждан.

Из комментариев: «Вместо материальной помощи (подачек) людям нужно дать возможность честно зарабатывать на жизнь».

Что касается проблем, с которыми сталкиваются социальные предприятия, участники опроса высказали  ряд суждений по этому вопросу. Так, некоторые респонденты объяснили  непопулярность модели социального предприятия отсутствием новых идей и – в большей степени – отсутствием механизмов поддержки талантливых лидеров-предпринимателей (имеющих опыт работы в социальной сфере или принадлежащих к социально незащищенной категории населения) как носителей новаторских предложений в социальной сфере, способных их реализовать через собственные предприятия (ИЧП или ООО).

Респонденты из числа руководителей некоммерческих организаций  обозначили проблему самосознания своей роли у организаторов и сотрудников таких предприятий. 

Также была озвучена проблема подготовки кадров. Прозвучали предложения создать школы социального предпринимательства на базе, например, бизнес-инкубаторов, через которые, помимо всего прочего,  распространялась бы информация о лучших практиках и моделях социального предпринимательства. Обучение включало бы также овладение бизнес-навыками, которые способствовали бы обеспечению хорошего сбыта товаров и маркетинга услуг организаций.

По мнению опрошенных, недостаточное количество социальных предприятий объясняется  дефицитом необходимых ресурсов для запуска и развития предприятий в существующей рыночной ситуации, что вызывает финансовую неустойчивость; в отсутствии налоговых льгот, специальных ссуд или займов и - как одну и важнейших причин – неоформленность термина социальное предпринимательство, незакрепленность данного понятия в законодательной базе.

Перспективы развития совместных предприятий, по мнению респондентов,  зависят от   успешной реализации ряда задач:

  • повышения  квалификации руководителей и ключевых работников и осуществления программ обучения;
  • распространения положительного опыта, внедрения и тиражирования передовых технологий;
  • широкого информирования о таком явлении, как социальное предпринимательство, проведение просветительской работы;
  • введения квот либо проведение протекционистской политики при распределении государственных и муниципальных заказов, то есть решение проблемы финансирования;
  • наличия четкой законодательной базы.

Информация о работе Феномен социального бизнеса в российской действительности глазами общественности (на примере г. Курска)