Феномен социального бизнеса в российской действительности глазами общественности (на примере г. Курска)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 00:46, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы: выявить особенности восприятия общественным сознанием проявлений социального бизнеса.
При написании выпускной квалификационной работы использовались следующие методы:
- теоретический анализ литературы;
- метод свободного интервью. Выборочная совокупность составила 70 человек;
- обработка информации осуществлялась согласно стандартной методике при работе со свободным интервью.

Содержание работы

Введение 6
Глава 1 Анализ социального бизнеса как общественного феномена 9
1.1 Понятие и сущность социального бизнеса 9
1.2 Сущность и функции социальной ответственности бизнеса 22
1.3 Виды и модели бизнеса 37
Глава 2 Практика социального бизнеса в России 47
2.1 Границы социального бизнеса 47
2.2 Мнение и направленности социального бизнеса в российской действительности 52
2.3 Социальный бизнес глазами общественности 67
Заключение 78
Список используемых источников 80
Приложение А «Программа социологического исследования» ?
Приложение Б «Вопросник для проведения свободного интервью» ?

Файлы: 1 файл

Дипломная работа!!!(1).doc

— 362.50 Кб (Скачать файл)

Для начала определим  само понятие деловая этика, или  этика бизнеса. Профессор П.В. Малиновский таким образом трактует этот термин:

«Деловая этика  в широком смысле - это совокупность этических принципов и норм, которыми должна руководствоваться деятельность организаций и их членов в сфере  управления и предпринимательства. Она охватывает явления различных порядков: этическую оценку как внутренней, так и внешней политики организации в целом; моральные принципы членов организации, т.е. профессиональную мораль; моральный климат в организации; образцы морального поведения; нормы делового этикета - ритуализированные внешние нормы поведения»14.

Таким образом, этика бизнеса является одним  из видов профессиональной этики  – это этика людей, работающих в сфере предпринимательства. Когда  же говорят об этике бизнеса каких-либо компаний, то имеют в виду этические основы бизнеса, реализуемые посредством менеджеров. Под деловой культурой компании понимаются внутрифирменные традиции и ритуалы; общие ценности, разделяемые ее работниками; систему коммуникаций, включая неформальные отношения; устоявшиеся методы деловой практики и организации работы. Деловая культура компании тесно связана с этическими принципами бизнеса, которые являются ее неотъемлемыми элементами.

Таким образом, можно придти к выводу о том, что  деловая этика - это система общих  принципов и правил поведения  субъектов предпринимательской  деятельности, их общения и стиля  работы, проявляющихся на микро - и  макроуровнях рыночных отношений. В  основе деловой этики лежит учение о роли морали и нравственности в деловых отношениях, которые отражают материальные условия жизни общества.

Деловая этика  – это также система знаний о трудовой и профессиональной морали, ее истории и практике. Это система  знаний о том, как люди привыкли относиться к своей работе, какой смысл они ей придают, какое место в их жизни она занимает, как складываются отношения между людьми в процессе работы, как склонности и идеалы людей обеспечивают эффективный труд, а какие – мешают ему.

Деловая этика регулирует, вдохновляет и одновременно ограничивает действия субъектов предпринимательской деятельности, минимизируя внутригрупповые противоречия, подчиняя индивидуальные интересы групповым15.

Существует  несколько родственных ей понятий. Например, экономическая этика (или бизнес - этика) занимается вопросом о том, какие моральные нормы или идеалы могут иметь значение для предпринимателей в условиях современной рыночной экономики.

Бизнес - этика  тиматизирует отношения морали и  прибыли в управлении предпринимателями и занимается вопросом, как моральные нормы и идеалы могут быть реализованы предпринимателями в условиях современной экономики.

Цель бизнес - деятельности - максимизация прибыли.

Принципы этики  деловых отношений - обобщенное выражение нравственных требований, выработанных в моральном сознании общества, которые указывают на необходимое поведение участников деловых отношений.

В целом, бизнес - этику можно определить как научную  дисциплину, изучающую применение этических  принципов к деловым ситуациям. Наиболее актуальным вопросом в этике бизнеса является вопрос о взаимоотношениях между корпоративной и универсальной этикой, социальной ответственности бизнеса, приложении общих этических принципов к конкретным ситуациям.

Этику бизнеса, в той ее части, которая рассматривает вопрос о соответствии деятельности бизнесмена рамочному порядку или проблеме совершенства самого рамочного порядка, степень ответственности бизнесмена перед обществом и т.д., можно рассматривать как часть социальной этики.

Этика бизнеса, в той ее части, где обсуждаются  практические вопросы поведения  руководителей и менеджеров, отношения  между сотрудниками фирмы, права  потребителя, моральные стандарты  и ценностные конфликты, является одним  из видов профессиональной этики.

На макроуровне  этика бизнеса относится к  этике социального порядка. На микроуровне  – это учение о целях, ценностях  и правилах бизнес - деятельности.

Итак, современная  деловая этика основывается на взаимном согласовании трех важнейших положений16:

1. Создание материальных ценностей во всем многообразии форм рассматривается как изначально важный процесс.

Ради этого  существует любое предприятие.

2. Прибыль и  другие доходы рассматриваются  как результат достижений различных  общественно значимых целей. 

3. Приоритет при разрешении проблем, возникающих в деловом мире, должен отдаваться интересам межличностных отношений, а не производству продукции.

В свою очередь  Де Джордж выделяет следующие уровни анализа этики бизнеса17:

1. Если рассматривать  этику бизнеса в американском контексте, она на макроуровне концентрирует свое внимание главным образом на нравственной оценке экономической системы американского свободного предпринимательства и возможных ее альтернатив и модификаций.

2. Второй уровень  анализа этики – а сегодня он привлекает к себе самое пристальное внимание – это изучение бизнеса внутри американской системы свободного предпринимательства.

3. Нравственная  оценка индивидуумов и их действий  в экономических и коммерческих  сделках в рамках организованной  корпоративной деятельности образует третий уровень исследований этики бизнеса.

4. Наконец, поскольку  бизнес становится все более  интернациональным и всемирным,  четвертый уровень анализа его  этики носит интернациональный  характер и рассматривает деятельность американских и иных транснациональных корпораций.

Таким образом, я пришла к окончательному выводу о том, что этика бизнеса охватывает пять видов деятельности:

Первый представляет собой применение принципов общей  этики к конкретным ситуациям  или методам хозяйствования в бизнесе.

Вторым видом  ее занятий является метаэтика, которая  занимается непротиворечивостью этических  понятий.

Третью сферу  исследований этики бизнеса образует анализ его исходных посылок –  как собственно нравственных, так  и посылок, базирующихся на моральных позициях.

В-четвертых, вклинивающиеся внешние проблемы иногда заставляют исследователей этики бизнеса выйти  за пределы этики и обратиться к другим разделам философии и  к другим отраслям науки, например, к экономике или теории организации.

Пятый заключается  в характеристике морально похвальных и образцовых действий, как отдельных  деловых людей, так и конкретных фирм.

В заключение хотелось бы обозначить значение этики бизнеса  в современном мире. Итак, деловая  этика способна помочь людям:

- рассматривать  нравственные проблемы в бизнесе  системно и более надежными  методами, чем они могли бы  это делать, не пользуясь нашей  наукой;

- она может  помочь им разглядеть такие  проблемы, которые они в своей  повседневной практике и не  заметили бы;

- она может  также побудить их ввести изменения,  которые они без нее и не  подумали бы вводить. 

На мой взгляд, очень важным является тот факт, что понятие этика бизнеса  применимо как к отдельному менеджеру  или предпринимателю, так и к  компании в целом. И если для бизнесмена она означает его профессиональную этику, то для фирмы это некий кодекс чести, лежащий в основе ее деятельности. К основным принципам этики бизнеса относятся, прежде всего, такие традиционные ценности, выработанные за долгую историю мирового предпринимательства, как уважение к закону, честность, верность слову и заключенному договору, надежность и взаимное доверие. Относительно новым принципом современной этики бизнеса является принцип социальной ответственности, о котором всерьез стали задумываться на Западе всего пару десятилетий назад, а в России – так и вовсе не так давно. Все эти принципы должны лежать в основе всех видов деловых отношений.

Для того чтобы  поведение компании было признано социально  ответственным, т.е. этичным в современном понимании, недостаточно только выполнять законы либо быть честным с потребителями или с деловыми партнерами. Если юридическая ответственность – это нормы и правила поведения, определенные в законодательном порядке, то социальная ответственность (также называемая корпоративная социальная ответственность, ответственный бизнес и корпоративные социальные возможности) означает следование духу, а не букве закона, либо выполнение таких норм, которые пока не вошли в законодательство либо превышают требования законодательства.

Общепринятого определения социальной ответственности  бизнеса в международной практике не существует, что дает повод понимать термин социальная ответственность  бизнеса каждому по-своему.

Под социальной ответственностью бизнеса понимается и благотворительность, и меценатство, и корпоративная социальная ответственность, и социально-маркетинговые программы, и спонсорство, и филантропия и т.д.

Обобщая можно  сказать, что социальная ответственность  бизнеса — это влияние бизнеса  на общество, ответственность тех, кто принимает бизнес - решения, перед теми, на кого прямо или косвенно эти решения влияют.

Данное определение  социальной ответственности бизнеса  скорее идеальное, и не может быть полностью претворено в действительность хотя бы потому, что просчитать все последствия одного решения просто невозможно. Но, на мой взгляд, социальная ответственность бизнеса - это не правило, а этический принцип, который должен быть задействован в процессе принятия решения.

Таким образом, можно заключить, что понятия этика бизнеса и социальная ответственность соотносятся как общие этические основания бизнеса с частным принципом.

В начале ХХ в. первыми  попытками проявить социальную ответственность  в бизнесе можно назвать благотворительную  деятельность. Например, Джон Д. Рокфеллер пожертвовал 550 млн долл. на различные благотворительные цели и основал фонд Рокфеллера. Глава американской корпорации Sears Роберт Э. Вуд в 1936г. говорил о социальных обязательствах, которые невозможно выразить математически, но можно считать, тем не менее, имеющими первостепенное значение. Он имел в виду влияние, которое оказывает общество на организацию, функционирующую в рыночной экономике. Одним из первых западных предпринимателей Sears признал  многослойность широкой публики, которую обслуживает компания, выделив не только такую группу, как акционеры, отношения с которыми были традиционно важны для любой фирмы, но также и потребителей, самих работников и местные общины. Он также был сторонником решения социальных проблем со стороны не только государства, но и менеджмента корпораций. Вместе с тем Sears признавал, что количественно измерить затраты и выгоды социальной ответственности бизнеса для общества довольно трудно. Его взгляды не получили широкой поддержки, в частности, потому, что в 30-е гг. ХХ в. - годы Великой депрессии - перед всеми слоями общества стоял насущный вопрос выживания, и от бизнеса ожидали прежде всего прибыли18.

Итак, некоторые  Бизнесмены считали, что богатство  обязывает, т.е. надо поделится им с  ближними, и тратили большие средства на благотворительность, направленную, в том числе, и на своих работников. Например, Джордж Кэдбери, основатель компании с одноименным названием по производству продуктов питания, выплачивал в начале прошлого века различные пособия своим работникам (например, по трудоспособности). Это же делал Уильям Левер, основатель всемирно известной сейчас компании Unilever.

Бизнесмены, которые  занимались благотворительной деятельностью, фактически стали основателями идеи об индивидуальной благотворительности и ответственности бизнеса19.

Так что же такое  социальная ответственность бизнеса?

Социальная  ответственность бизнеса носит  многоуровневый характер:

1. Базовый уровень  социальной ответственности бизнеса  предполагает выполнение следующих  обязательств: своевременная оплата налогов, выплата заработной платы, по возможности - предоставление новых рабочих мест (расширение рабочего штата).

2. Второй уровень  социальной ответственности бизнеса  предполагает обеспечение работников  адекватными условиями не только работы, но и жизни: повышение уровня квалификации работников, профилактическое лечение, строительство жилья, развитие социальной сферы.

Такой тип социальной ответственности бизнеса был условно назван корпоративной ответственностью.

3. Третий, высший уровень социальной ответственности бизнеса предполагает благотворительную деятельность.

К внутренней социальной ответственности  бизнеса можно отнести:

1. Безопасность труда

2. Стабильность заработной  платы

3. Поддержание социально  значимой заработной платы

4. Дополнительное медицинское  и социальное страхование сотрудников

5. Развитие человеческих  ресурсов через обучающие программы  и программы подготовки и повышения  квалификации

6. Оказание помощи работникам  в критических ситуациях

К внешней социальной ответственности бизнеса можно отнести:

1. Спонсорство и корпоративная  благотворительность

2. Содействие охране окружающей  среды

3. Взаимодействие с местным  сообществом и местной властью

4. Готовность участвовать  в кризисных ситуациях

5. Ответственность перед  потребителями товаров и услуг (выпуск качественных товаров)

Информация о работе Феномен социального бизнеса в российской действительности глазами общественности (на примере г. Курска)