Цели, задачи и функции бизнес-планирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 12:31, реферат

Описание работы

Планирование является основой жизнедеятельности, как личности, так и организации. Поэтому в экономике под планированием организации понимается процесс формирования целей, определение приоритетов, средств и методов их достижения. Результатом планирования является план. План – это мотивированная модель действий, созданная на основе прогноза экономической среды и поставленных целей, как личности, так и совокупности личностей – организации.

Файлы: 1 файл

Цели, задачи и функции бизнес-планирования.docx

— 26.14 Кб (Скачать файл)

Цели, задачи и функции  бизнес-планирования

11-БГМУ-1, Устян К.А.

Планирование является основой  жизнедеятельности, как личности, так  и организации. Поэтому в экономике  под планированием организации  понимается процесс формирования целей, определение приоритетов, средств  и методов их достижения. Результатом  планирования является план. План –  это мотивированная модель действий, созданная на основе прогноза экономической  среды и поставленных целей, как  личности, так и совокупности личностей  – организации.

Расширенное определение  бизнеса (англ. business - дело, предпринимательство) это экономическая деятельность организации, осуществляемая за счет собственных или заемных средств на свой риск и под свою имущественную ответственность, ставящая главными целями получение прибыли и развитие собственного дела, а также продажу товаров, выполнение работ, оказание услуг. Более короткое определение бизнеса – это любое дело, приносящее доход.

Объединяя эти два понятия  бизнес и план, можно сказать, что  бизнес-план (англ, business plan) это программа деятельности организации по реализации какого-либо дела. Он содержит сведения о фирме, товаре, его производстве, рынке сбыта, финансовую и организационную часть.1

Отражение в бизнес-плане  факторов внешней и внутренней среды  организации определяют ее внешние и внутренние функции.2

К внешним факторам можно отнести:

  • Географические, демографические – природно-климатические условия, социально-культурная структура и общая численность населения.
  • Экономические – динамика развития мировых рынков: ресурсных, финансовых, товаров и услуг.
  • Политические – соответствие монетарной, фискальной политики, а также политики доходов и заработной платы объективным экономическим законам.
  • Правовые – совокупность законов, обеспечивающих прозрачность, демократичность, подотчетность и равенство государственной и бизнес систем перед обществом.
  • Технологические – уровень научно-технического развития общества.

К внешним функциям можно отнести:

  • Наличие бизнес-плана – обязательное требование цивилизованного рынка.
  • Возможность использования бизнес-плана для разработки общей концепции, генеральной стратегии развития организации.
  • Использование бизнес-плана не только для инвестиционных проектов, но и для всех видов деятельности организации.
  • Использование психологического аспекта ощущения основательности и солидности организации.
  • Возможность оценить и контролировать процесс развития основной деятельности организации.
  • Привлечение денежных средств со стороны.
  • Привлечение к реализации планов развития предприятия потенциальных партнеров и/или акционеров, которые могут вложить собственный капитал или технологию.
  • Прозрачность организации для персонала, акционеров, инвесторов, кредиторов и поставщиков, потребителей, региональных и федеральных властей как отечественных, так и зарубежных.

Процесс бизнес планирование помимо внешних функций формирует внутренние функции. При планировании приходится рассматривать свою организацию с различных позиций, оценивать всевозможные аспекты ее деятельности, слабые и сильные стороны организации.3

К факторам внутренней среды относятся:

  • Применяемые технологии и оборудование в организации.
  • Уровень трудовой мотивации и профессионализм персонала.
  • Объем используемого капитала и уровень производственных затрат.

К внутренним функциям бизнес-плана относятся:

  • Выявление недостатков в жизнедеятельности предприятия, которые в будущем грозят перерасти в серьезные препятствия, и существенно осложнят работу.
  • Целенаправленность и оптимизация деятельности персонала и менеджеров организации.
  • Поэлементный контроль и управление внутренней средой предприятия.
  • Возможность проведения сравнительного анализа эффективности деятельности организации и ее конкурентов.
  • Позиционирование организации на конкурентных рынках.

Таким образом, бизнес-план должен обеспечить анализ, оценку, позиционирование, контроль, управление в условиях неопределенности и динамичности внешней и как  следствие внутренней среды организации.

Главной целью бизнес-плана является формулировка основной концепции развития организации, на основе планирования производственной, хозяйственной, сбытовой, финансовой, социальной и экологической деятельности с различными горизонтами планирования в соответствии с потребностями целевого рынка.4

Конкретные цели бизнес-плана заключаются в следующем:

  • Проведение сравнительного анализа эффективности деятельности организации, ее структурных подразделений с ее конкурентами.
  • Позиционирование организации на конкурентных рынках.
  • Разработка стратегии развития организации в целом и ее направлений деятельности, а также определение методов реализации выбранной стратегии.
  • Контроль, текущий анализ, регулирование и оперативное управление.
  • Привлечение инвесторов и снижение затрат по привлечению капитала на основе социально-экономической прозрачности организации.
  • Снижение уровня совокупного риска в ходе осуществления ее производственной, научно-технической, финансовой и внешнеэкономической деятельности и как следствие снижение затрат по привлечению капитала.
  • Разработка и осуществление проектов создания новой продукции.
  • Формирование наиболее благоприятного общественного мнения в отношении организации степени ее социальной ответственности.
  • Стандартизация процесса ознакомления потенциальных инвесторов с организаций.

Выше перечисленные цели требуют решение следующих задач:

  • Осуществить анализ тенденций в мировой экономике, стране, регионе, отрасли (конкурентов), целевых рынках. Описать эти тенденции с помощью эконометрических методов и моделей.
  • Спрогнозировать социально-экономическую политику правительства на основе полученных выше результатов.
  • Оценить возможные действия конкурентов на основе полученных выше результатов.
  • Выявить и оценить наиболее динамичные рынки. Определить возможную долю организации на рынке. Сформировать стратегические и тактические действия по освоению и возможному выходу с выявленных потенциальных рынков.
  • Корректировка стратегических и тактических целей организации.
  • Оценить производственные затраты по созданию, освоению, производству новой продукции и ее реализации.
  • Определить маркетинговые мероприятия организации по углубленному изучению целевых и перспективных рынков, проведению рекламы, формированию спроса, продвижению товаров, стимулированию объема продаж, организации каналов сбыта, выбору наиболее целесообразных методов ценообразования и т.д.
  • Определить динамику рынка труда регионов, в которых размещаются структурные подразделения организации.
  • Определить организационно-технические мероприятия по управлению внутренней и внешней трудовой мотивацией персонала, его структуры и численности, с учетом сформированных ранее моделей и прогнозов.
  • Установить чувствительность организации к различным факторам внутренней и внешней среды. Взвесить и оценить их значимость для организации и определить возможность влияния на них со стороны организации и уровень затрат на это.
  • Построить бизнес-план предприятия.

Решение поставленных целей и задач бизнес-плана дает организации существенные преимущества перед ее конкурентами, а именно:

  • Делает руководство и весь коллектив более профессиональным.
  • Позволяет обеспечить более четкую координацию предпринимаемых усилий по достижению поставленных целей и задач.
  • Делает организацию более подготовленной к изменчивости и неопределенности внешней среды.
  • Способствует более четкому формулированию функциональных обязанностей и определению степени ответственности всех уровней руководства.
  • Побуждает объективно взглянуть на свои возможности и достоверно их оценить.
  • Повышает внутреннюю мотивацию персонала и как следствие вызывает динамичный рост производительности труда без существенных капиталовложений.
  • Позволяет проводить в жизнь собственные цели и задачи через понимание интересов всех заинтересованных сторон.
  • Снижает вероятность наступления реального банкротства организации вследствие исключения грубых ошибок в социально-экономических расчетах и обоснованиях.

 

1  Бекетова О.Н., Найденков В.И. Бизнес-план: теория и практика: Учебное пособие для вузов /Бекетова О.Н., Найденков В.И. – М.: ПРИОР, 2009. -288с.

2 Самарина Г.П , ДорошкоС.Е.. Основы бизнес-планирования. Бизнес-планирование предприятия / Г.П. Самарина, С.Е. Дорошко. — M.: Издательский центр «Академия», 2008 — 288 с.

3 Самарина Г.П , ДорошкоС.Е.. Основы бизнес-планирования. Бизнес-планирование предприятия / Г.П. Самарина, С.Е. Дорошко. — M.: Издательский центр «Академия», 2008 — 288 с.

4 http://bipl.ru/celi-i-zadachi-biznes-planirovaniya/


Информация о работе Цели, задачи и функции бизнес-планирования