Бизнес - планирование на предприятиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 18:19, курсовая работа

Описание работы

Актуальность моей курсовой работы заключается в том, что несмотря на все трудности и проблемы, в сфере частного предпринимательства в России заняты уже миллионы людей.
Каждый предприниматель, начиная свою деятельность, должен ясно представлять потребность на перспективу в финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах, источники их получения, а также уметь четко рассчитать эффективность использования ресурсов в процессе работы фирмы.

Файлы: 1 файл

чистовик.doc

— 151.00 Кб (Скачать файл)

Планы маркетинга обязательно включают в себя описание общей стратегии  маркетинга, политики ценообразования, тактики рекламы продукции, ее реализации и послепродажного обслуживания, а также прогнозы объемов продаж.

При изложении тактики  реализации продукции, целесообразно  указать методы реализации (собственная  торговая сеть, торговые представители, посредники), которые фирма могла бы использовать в ближайшее время и в долгосрочной перспективе, а также, любые специальные требования для реализации продукции. В бизнес-плане должно быть указано, как будет проводиться реализация, включая методы, транспортировку, страхование, кредитование, таможенные сборы и др.

В разделе «Реклама»  составитель бизнес-плана должен указать, каким образом компания собирается привлекать внимание покупателей  к выпускаемой продукции.

Немалое место в бизнес-плане  отводится производственному планированию. Нужно, прежде всего, уделить должное внимание анализу продукции или услуг, характерных для данного бизнеса, поскольку вне зависимости от стратегических соображений бизнес не будет успешным, если не обеспечить привлекательность для рынка его товаров и услуг. Одна из задач этой части плана  характеристика в сжатой форме основных параметров товаров и услуг, предлагаемых данной фирмой. Важно, чтобы их привлекательные черты были освещены в простой и ясной форме.

Основной целью производственного  плана является предоставление информации по обеспеченности с производственной стороны выпуска продукции и разработка мер по поддержанию и развитию производства. В этот раздел необходимо включить такие сведения, как местоположение предприятия, виды требуемых производственных мощностей, необходимые производственные помещения, потребность в основных производственных фондах и рабочей силе.

В финансовом плане рассматриваются  вопросы финансового обеспечения  деятельности фирмы и наиболее эффективного использования имеющихся денежных средств на основе анализа текущей финансовой информации и прогноза объемов реализации продукции на рынках в последующие периоды. Цель финансового плана – сформулировать и представить всеобъемлющую систему формулировок и проектировок, отражающих финансовые результаты деятельности компании. Этот раздел является наиболее важным для инвестора, т.к. именно из него он узнает, на какую прибыль он может рассчитывать.

Таким образом, рассмотрев цели и сущность планирования, а  также различные аспекты практики составления бизнес-планов, можно сделать вывод, что бизнес-план является неотъемлемой частью внутрифирменного планирования, одним из важнейших документов, разрабатываемых на предприятии.

 

 

 

2. Современный малый бизнес в России

 

С переходом экономики РФ на рыночные отношения, началом развития малого бизнеса стали входить такие понятия, как «малый бизнес», «малые предприятия», «предприниматели малого бизнеса», «предпринимательство и малый бизнес» и др. «Бизнес – это деятельность, осуществляемая, частными лицами или организациями для извлечения природных благ, производства или оказания услуг в обмен на другие товары, услуги или деньги, ведущая к взаимной выгоде заинтересованных лиц или организаций»1. Бизнес в небольших масштабах на малых предприятиях называется малым. Сущность малого предприятия трактуется следующим образом: «Малое предприятие – небольшое предприятие любой формы собственности, характеризуемое прежде всего ограниченным числом работников и занимающее крайне небольшую долю в общем по стране, региону объеме деятельности, являющейся профильной для предприятия»2. В большинстве определений подчеркивается, что бизнес-деятельность частных лиц и организаций, т. е. бизнес основан на частной, негосударственной форме собственности. При этом все же не следует отрицать наличие государственного малого бизнеса.

К малому предприятию  относится коммерческая организация  в любой сфере деятельности, которая  по своим критериям, установленным  государством, относится к малому бизнесу. Предприниматели без образования юридического лица также относятся к малому бизнесу.

Развитие в России малого бизнеса имеет большое  народнохозяйственное значение в силу следующих обстоятельств:

• мелкий бизнес позволяет  заполнить все наши рынки и  наиболее полно удовлетворять потребности населения в потребительских товарах и услугах;

• для создания мелких фирм не требуются крупные инвестиции и длительный срок их сооружения;

• развитие мелкого бизнеса  это одно из действенных направлений  антимонопольной политики и обеспечения  конкурентной среды;

• с развитием мелкого  бизнеса появляется средний класс  и класс мелких собственников, заинтересованный в стабилизации экономики и наведении  элементарного порядка в стране.

Малый бизнес отличается от среднего и крупного бизнеса прежде всего, гибкостью и восприимчивостью к конъюнктуре рынка, быстрее реагирует на спрос потребителей. В современных условиях РФ, когда процесс становления малого бизнеса в нашей стране находится на начальном этапе, его дальнейшее развитие в количественном и качественном плане является важнейшим фактором поступательного подъема национальной экономики. Социальная значимость малого бизнеса имеет разноплановый характер.

Социальная значимость малого бизнеса имеет и другие, самые различные оттенки. Развитие малого бизнеса в той или иной стране способствует развитию позитивных процессов в экономике, демократизации общества, увеличению политического веса на международной арене, что, в свою очередь, приносит этому государству не только политические, но и экономические дивиденды.

 

2.1 Состояние и развитие малого предпринимательства в России

 

Развитие малого предпринимательства  в России осуществлялось в основном за счет разукрупнения государственных  предприятий и организаций и  возникновения новых малых предприятий  с участием физических и юридических лиц. Первые малые предприятия в нашей стране создавались как кооперативы на основе Закона «О кооперации». Процесс создания малых предприятий значительно ускорился с публикацией постановления Совета Министров СССР «О мерах по созданию и развитию малых предприятий». В нем впервые разрешалось в ограниченных размерах использование на малых предприятиях наемного труда. В Законе «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» к числу малых предприятий относятся предприятия с предельной численностью работающих:

- в промышленности, строительстве  и на транспорте-100 человек;

- сельском хозяйстве-60 человек;

- инновационной деятельности-60 человек;

- оптовой торговле-50 человек;

- научно-технической  сфере-60 человек;

- розничной торговле и бытовом обслуживании-30 человек;

- остальных отраслях  и при осуществлении других  видов деятельности-50 человек.

Этим же законом статус «малого» не предоставляется предприятию, в учредительном капитале которого доля юридического лица (или лиц) превышает 25%. Малый бизнес все сильнее воздействует на экономику и процесс ее стабилизации. Исключительное влияние малое предпринимательство оказывает на социальную сферу, оставаясь основным источником создания новых рабочих мест. В стране происходит структурная перестройка промышленного производства. Ее цель создание конкурентоспособных предприятий, интегрированных в мировую экономику.

В гражданском кодексе  РФ основными организационно-правовыми формами являются хозяйственные товарищества, хозяйственные общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия. Организационно-правовая форма предприятия зависит от ряда признаков: порядка формирования и минимальной величины уставного капитала, ответственности за обязательства предприятия, перечня и прав учредителей и участников и др. Общество с ограниченной ответственностью (ООО) - это учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли, определенные учредительными документами; участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Акционерное общество (АО) - это общество, уставный капитал которого разделен на определенное количество акций. Участники АО не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Согласно ГК РФ унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

В современной западной экономике малый бизнес образует самый крупный сектор хозяйства, где находят себе работу более половины всех занятых. Наиболее типичными формами малого бизнеса стали системы франчайзинга (от franchise-льготный) и венчурного (от venture-рисковать) предпринимательства. Франчайзинг - это система мелких частных фирм, которые заключают контракт на право пользования фабричной маркой крупной фирмы и на разрешение своей деятельности на определенной территории и в определенной сфере.3 Они имеют льготы в виде скидок на цены, помощи в доставке товаров, в приобретении оборудования, в кредитах и т. д. Венчурная фирма – это коммерческая организация, занимающаяся разработкой научных исследований для их дальнейшего развития и завершения.4 Венчурные предприятия делают бизнес на нововведениях. Они рискуют «прогореть», если новая продукция не будет соответствовать требованиям рынка, потребностям покупателя и низким издержкам. Поэтому венчурные фирмы стремятся быстрее завершить разработку одних и переходить к работе над другими видами продукции. В настоящее время венчурные фирмы начинают создаваться и функционировать и в России.

Сравнительный анализ состояния  малых предприятий в Российской Федерации показывает, что с IV квартала 2010 г. фиксируется абсолютное уменьшение объемов оборота, численности занятых и инвестиций в основной капитал у субъектов предпринимательской деятельности. Принятые и реализуемые во II квартале 2011 г. меры поддержки малого и среднего предпринимательства были преимущественно ориентированы на стимулирование роста числа субъектов хозяйствования в российской экономике и повышение доступности для них финансовых ресурсов.

Анализ распределения  числа зарегистрированных малых  предприятий по видам экономической  деятельности показывает, что в промышленности в I квартале 2011 г. число зарегистрированных малых предприятий составило 40,2 тыс., т.е. сократилось с начала года почти на 6 тыс. А это привело в результате к сокращению числа рабочих мест на 55,9 тыс. человек. При снижении деловой активности в экономике, усилении спада инвестиций в основной капитал и уменьшении объемов работ в строительстве в I квартале 2011 г. число занятых на малых предприятиях в строительстве сократилось на 141,0 тыс. человек.

Все вышеизложенное, позволяет сделать  вывод о том, что малый бизнес в Российской Федерации играет важную роль в развитии страны не только в экономической сфере, но и также политической, научно-технической и самое главное в социальной сфере, где на главном месте человек. Для того чтобы бизнес процветал, малые предприятия развивались, не обходима поддержка со стороны государства.

 

2.2. Проблемы  малого бизнеса

 

При проведении анализ специфики кризисных  явлений и специфики малого бизнеса  позволяет выделить следующие проблемные и уязвимые точки субъектов малого предпринимательства Российской Федерации. Основные существующие или возможные проблемы у субъектов малого предпринимательства носят финансовый характер:

- отсутствие оборотных средств;

- отсутствие доступа к банковским  кредитным услугам, как для  решения проблемы с оборотными средствами, так и для реализации начатых или намеченных инвестиционных проектов;

- отсутствие свободного доступа  к займам государственных и  муниципальных фондов поддержки  малого предпринимательства в  связи с малыми размерами их  финансовых активов и ограниченным бюджетным финансированием этих фондов;

- снижение спроса на продукцию,  при неизменном уровне издержек  грозит ухудшением показателей  оборачиваемости капитала, снижением  нормы прибыли и рентабельности  бизнеса;

- риск неплатежей от  контрагентов отказ от работы  с некоторыми контрагентами, снижение  прибыли, повышение рисков «затоваривания»  .

Проблемы субъектов  малого предпринимательства. См. ПРИЛОЖЕНИЕ 2

В соответствии с программой антикризисных мер принятие закона, позволяющего образовательным и научным организациям создавать малые предприятия, частично разрешит проблему трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования, а также будет способствовать распространению практики целевой контрактной подготовки студентов старших курсов на основе договоров с предприятиями.

Доминирующая часть  предприятий и рабочих мест в  малом бизнесе приходится на предприятия  торговли и на услуги по операциям  с недвижимостью. В целом по стране малые предприятия торговли обеспечивали рабочими местами 14,2% занятых по виду деятельности «оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования». В I квартале 2011 г. численность работников малых предприятий торговли уменьшилась на 229,9 тыс. человек. При этом падение численности занятых наблюдалось практически во всех федеральных округах и по всем видам экономической деятельности и сопровождалось сокращением масштабов выпуска продукции и услуг. В российской экономике структура оборота малых предприятий почти на 55% формировалась предприятиями оптовой и розничной торговли, и изменение ситуации на внутреннем потребительском и оптовом рынках оказывало доминирующее влияние на позиции малого бизнеса. Свертывание масштабов экономической деятельности изменило ситуацию в инвестиционном секторе. По итогам I квартала 2011 г. объем инвестиций в основной капитал в целом по экономике сократился на 15,6%, в том числе по крупным и средним предприятиям – на 5%. Наиболее существенное снижение инвестиций в основной капитал – более чем на 40% – зафиксировано в сегменте малых предприятий.

Информация о работе Бизнес - планирование на предприятиях