Управление бюджетными потоками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 00:58, реферат

Описание работы

В последние годы субъекты Российской Федерации получают все больше полномочий, в первую очередь в сфере социальной политики, однако этот положительный процесс не сопровождается соответствующим расширением финансовых возможностей. Вследствие этого переданные в ведение региональных властей права не реализуются полностью, что в свою очередь обостряет социальную напряженность, усиливает противоречия между федеральными и региональными структурами власти, поддерживает региональный сепаратизм. В конечном счете это опасно для федеративного государства. Поэтому упорядочение финансовой поддержки субъектов РФ и межбюджетных отношений в целом является важным условием дальнейшего углубления экономических реформ и укрепления российской государственности на основе принципов демократии и федерализма.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………

Глава
1. Понятие и особенности бюджета и бюджетной системы в Российской Федерации ……………………………………………..

1.1
Бюджетный федерализм — основа построения бюджетной системы Российской Федерации …………………………………

Глава
2.Бюджетное регулирование и его основные методы ………….

2.2
Межбюджетные отношения: проблемы и пути решения ………


Заключение …………………………………………………………..

Список литературы …………………………………………………………

Файлы: 1 файл

ттт.docx

— 67.50 Кб (Скачать файл)

Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений  из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и  исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости  минимизации размеров дефицита бюджета.

Принцип эффективности и экономности  использования бюджетных средств  означает, что при составлении  и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств  должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или  достижения наилучшего результата с  использованием определенного бюджетом объема средств.

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета  должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений  из источников финансирования его дефицита. Доходы и поступления не могут  увязываться с определенными  расходами бюджета за исключением  целевых бюджетных фондов, а также  в случае централизации средств  из бюджетов другого уровня.

Принцип гласности означает: обязательное опубликование  в открытой печати утвержденных бюджетов, отчетов об их исполнении, полноту  информации о ходе исполнения бюджетов, доступность иных сведений; обязательную открытость для общества и СМИ  процедур рассмотрения и принятия решений  по проектам бюджетов, в том числе  по вопросам, вызывающим разногласия  внутри представительного органа или  между исполнительным и представительным органами государственной власти.

Принцип достоверности бюджета означает: надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории; и реалистичность расчета доходов  и расходов бюджета.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных бюджетополучателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

1.1 Бюджетный федерализм — основа построения бюджетной системы Российской Федерации

Согласно  Конституции страны Россия является федеративным государством. Субъектами Российской Федерации являются республики в составе Российской Федерации, края, области, автономные округа, автономная область, города Москва и Санкт-Петербург.

Согласно  Конституции РФ должны быть разграничены предметы ведения и полномочия между  органами государственной власти Российской Федерации и органами субъектов Федерации, в том числе в области бюджета.

Бюджетный федерализм — это разграничение полномочий между центральными органами власти, властями субъектов Федерации и органами местного самоуправления в формировании и исполнении бюджетов различных уровней.

Разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами — основной принцип федерализма, предусмотренный в ст. 11 Конституции  Российской Федерации, федеративных и  иных (двусторонних) договорах между  Российской Федерацией и ее субъектами.

Правовой  формой разграничения предметов  ведения и Полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и субъектов России является заключенный между ними федеративный договор и иные (двусторонние) договоры. В гл. 3 Конституции Российской Федерации перечислены все субъекты Российской Федерации: 21 республика, 6 краев, 50 областей, в том числе  одна автономная область, 2 города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), 10 автономных округов. Статус республики определяется Конституцией Российской Федерации конституцией республики, статус края, области, города федерального значения, автономной области, автономно округа определяется Конституцией Российской Федерации и уставом субъекта РФ.

Согласно  ст. 71 Конституции РФ в ведении  Российской Федерации находятся:

· федеральная  государственная собственность  и управление ею;

· установление основ федеральной политики и  федеральные программы в области  государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального  развития Российской Федерации;

· установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики, федеральные экономические службы, включая федеральные банки;

· федеральный  бюджет, федеральные налоги и сборы;

· федеральные  фонды регионального развития;

· внешняя  политика и международные отношения  РФ, международные договоры РФ;

· внешнеэкономические  отношения РФ;

· оборона  и безопасность.

В совместном ведении Российской Федерации и  субъектов Российской Федерации находятся (в соответствии со ст. 72 Конституции):

· вопросы  владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

· разграничение  государственной собственности;

· координация  вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение;

· установление общих принципов налогообложения  и сборов в Российской Федерации;

· установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;

· координация  международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.

Вне пределов ведения Российской Федерации и  полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти (ст. 73 Конституции РФ).

Важную  роль в бюджетной системе России играет местное самоуправление. В  соответствии с Конституцией Российской Федерации местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение  вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций.

Органы  местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают Местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. Органы местного самоуправления в соответствии со ст. 132 Конституции Российской Федерации могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

Компетенция органов местного самоуправления (бюджетные  права) в области регулирования  бюджетных правоотношений изложена ниже.

Развитие  федерализма в России предполагает учет региональных особенностей в хозяйственной  жизни при проведении экономических  реформ и особенно соблюдения федеральных  законов Российской Федерации, повышение  исполнительной дисциплины, обеспечение  единого правового пространства Российской Федерации. Одним из недостатков  в реализации федерализма наблюдается  несоответствие законов и решений  субъектов РФ нормам федерального законодательства, несоблюдение федеральных законов  в ряде регионов. В целях укрепления исполнительной вертикали, повышения эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и улучшения контроля за исполнением федеральных законов в России создано 7 федеральных округов. Каждый из них возглавляет полномочный представитель Президента Российской Федерации.

Согласно  Указу Президента полномочный представитель  федерального округа выполняет следующие  функции:

· обеспечивает координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти в федеральном округе;

· организует взаимодействие федеральных органов  исполнительной власти с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными и религиозными объединениями;

· разрабатывает  совместно с межрегиональными экономическими ассоциациями программы социально-экономического развития территорий в пределах федерального округа;

· организует контроль за исполнением федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ за реализацией федеральных программ в федеральном округе;

· согласовывает  проекты решений федеральных  органов государственной власти, затрагивающих интересы федерального округа или субъекта РФ, находящегося в пределах этого округа;

· принимает  участие в работе органов государственной  власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, находящихся в пределах федерального округа;

· вносит Президенту РФ предложения о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ, находящихся в пределах федерального округа, в случае противоречия этих актов Конституции РФ, федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушениям прав и свобод человека и гражданства РФ.

Бюджетный федерализм реализуется главным  образом в ходе бюджетного процесса, при формировании бюджетных доходов и расходовании бюджетных средств.

Бюджетный федерализм основывается на следующих  основных принципах:

1) законодательном  разграничении полномочий между органами власти всех уровней по формированию доходов и расходов бюджетов;

2) обеспечении органов власти соответствующего уровня необходимыми финансовыми ресурсами для выполнения возложенных на них функций;

3) обеспечении вертикального и горизонтального выравнивания доходов всех звеньев бюджетной системы;

4) самостоятельности  и равноправии каждого бюджета,  входящего в бюджетную систему.  Этот принцип предполагает самостоятельность  бюджетного процесса, в том числе  в определении использования  бюджетных средств, подконтрольности  исполнения бюджета соответствующим  представительным органом власти;

5) организации  межбюджетных отношений в рамках  бюджетной системы РФ.

В основе межбюджетных отношений лежат следующие  положения:

· распределение  и закрепление расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной  системы — закрепление расходов за федеральным бюджетом, за бюджетами  субъектов Федерации, исключительно  за местными бюджетами;

· разграничение (закрепление на постоянной основе и распределение по временным  нормативам) регулирующих доходов по уровням бюджетной системы РФ;

· равенство  бюджетных прав субъектов Российской Федерации, равенство бюджетных  прав муниципальных образований;

· выравнивание уровней минимальной бюджетной  обеспеченности субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с  федеральным бюджетом;

· равенство  местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской Федерации.

Статьей 48 Бюджетного кодекса РФ установлено, что при распределении налоговых  доходов по уровням бюджетной системы налоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации должны составлять не менее 50% от суммы доходов консолидированного бюджета Российской Федерации.

Проблемы  бюджетного федерализма решаются главным  образом при осуществлении бюджетного процесса Российской Федерации.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2

Бюджетное регулирование и  его основные методы

Бюджетное регулирование – это процесс  обеспечения сбалансированности (уравнивания  доходов с расходами) каждого  бюджета, входящего в состав бюджетной  системы страны.

Процесс бюджетного регулирования начинается с того, что все виды государственных  расходов распределяются по различным  звеньям и уровням бюджетной  системы. Например, устанавливается, что  судебная система будет финансироваться  за счет федерального бюджета, а школы  – будут содержаться за счет бюджетов субъектов Российской Федерации. Одновременно все виды бюджетных доходов также  распределяются по различным звеньям  бюджетной системы. Например, устанавливается, что налог на добавленную стоимость  будет зачисляться в доход  федерального бюджета, налог на недвижимость – в доход бюджетов субъектов  Российской Федерации, налог на рекламу  – в доход местных бюджетов.

Информация о работе Управление бюджетными потоками