Управление бюджетными потоками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 00:58, реферат

Описание работы

В последние годы субъекты Российской Федерации получают все больше полномочий, в первую очередь в сфере социальной политики, однако этот положительный процесс не сопровождается соответствующим расширением финансовых возможностей. Вследствие этого переданные в ведение региональных властей права не реализуются полностью, что в свою очередь обостряет социальную напряженность, усиливает противоречия между федеральными и региональными структурами власти, поддерживает региональный сепаратизм. В конечном счете это опасно для федеративного государства. Поэтому упорядочение финансовой поддержки субъектов РФ и межбюджетных отношений в целом является важным условием дальнейшего углубления экономических реформ и укрепления российской государственности на основе принципов демократии и федерализма.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………

Глава
1. Понятие и особенности бюджета и бюджетной системы в Российской Федерации ……………………………………………..

1.1
Бюджетный федерализм — основа построения бюджетной системы Российской Федерации …………………………………

Глава
2.Бюджетное регулирование и его основные методы ………….

2.2
Межбюджетные отношения: проблемы и пути решения ………


Заключение …………………………………………………………..

Список литературы …………………………………………………………

Файлы: 1 файл

ттт.docx

— 67.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

     
  Введение ………………………………………………………………  
Глава  1. Понятие и особенности бюджета и бюджетной системы в Российской Федерации ……………………………………………..  
1.1 Бюджетный федерализм — основа построения бюджетной  системы Российской Федерации …………………………………  
Глава 2.Бюджетное регулирование и его основные методы ………….  
2.2 Межбюджетные  отношения: проблемы и пути решения ………  
  Заключение …………………………………………………………..  

Список  литературы ………………………………………………………… 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

В последние  годы субъекты Российской Федерации  получают все больше полномочий, в  первую очередь в сфере социальной политики, однако этот положительный  процесс не сопровождается соответствующим  расширением финансовых возможностей. Вследствие этого переданные в ведение  региональных властей права не реализуются  полностью, что в свою очередь  обостряет социальную напряженность, усиливает противоречия между федеральными и региональными структурами  власти, поддерживает региональный сепаратизм. В конечном счете это опасно для федеративного государства. Поэтому упорядочение финансовой поддержки субъектов РФ и межбюджетных отношений в целом является важным условием дальнейшего углубления экономических реформ и укрепления российской государственности на основе принципов демократии и федерализма.

С другой стороны отсутствие эффективных  стимулов повышения доходности территориальных  бюджетов привело к появлению  большого числа хронически дотационных  территорий. Плановое выравнивание территориальных (в том числе республиканских) бюджетов за счет дотаций и субвенций  создало у региональных органов  власти иждивенческие настроения и  не способствует развитию их хозяйственной  инициативы.

Цель  данной курсовой работы рассмотреть  процесс бюджетного регулирования, способы его осуществления, достоинства  и недостатки данного процесса, а  также предложить направления улучшения  межбюджетных отношений на основе постепенного перехода от их приоритетной направленности на дотационное выравнивание бюджетной  обеспеченности регионов к преимущественному  созданию условий для укрепления бюджетной самостоятельности субъектов  РФ, увеличения заинтересованности региональных и местных властей в расширении и укреплении собственных источников доходов.  
 

Глава 1.

Понятие и особенности  бюджета и бюджетной  системы в Российской Федерации

Центральное место в системе государственных  финансов занимает государственный  бюджет – имеющий силу закона финансовый план государства на текущий финансовый год. Бюджетный кодекс Российской Федерации  определяет бюджет как «форму образования  и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового  обеспечения задач и функций  государства и местного самоуправления». Таким образом, аккумулируя с  помощью государственного бюджета  денежные средства, государство через  финансовые механизмы осуществляет выполнение возложенных на него обществом  политических, экономических и социальных функций, а именно содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных органов, выполнение социальных программ, реализация приоритетных экономических задач  и т.д. Необходимо отметить, что бюджет, как фонд денежных средств, в цельном  виде никогда не существует, т.к. по мере поступления доходов они  обращаются на покрытие расходов. Он является лишь планом образования и использования  общегосударственного фонда денежных средств, то есть росписью доходов и  расходов государства, согласованных  друг с другом, как по объему, так  и по срокам поступления и использования.

Как правило, сложившиеся формы государственного управления и взаимоотношений между  членами общества определяют и особенности  финансовой системы. В странах с  социалистической экономикой в силу монопольной государственной собственности  на средства производства и наличия  мощного госаппарата, основной её задачей  было обслуживание потребностей государственной  власти. Государственные финансы  подчиняли себе и средства предприятий  и организаций, и даже сбережения населения.

Перемены  в экономике России и её политическом строе, произошедшие в начале 90-х годов, вызвали серьезные изменения в её финансовом механизме. Появление новых форм собственности, новых субъектов хозяйствования повлекло изменения в системе денежных доходов и расходов; финансовые потоки стало возможным регулировать в основном косвенными методами. Одним из важнейших направлений реформирования государственных финансов стало расчленение единого госбюджета на три самостоятельных части: федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты. Это стало важным шагом к демократизации финансовых отношений. В этом же направлении действовали переход к налогам, как главному способу обеспечения доходов бюджета, отмена монополии на внешнюю торговлю и валютные отношения, приватизация государственной собственности и т.п. Все это привело к принципиальным изменениям в бюджетной системе Российской Федерации, и её бюджетном устройстве.

Бюджетный кодекс РФ дает следующее определение: «бюджетная система - основанная на экономических  отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами  права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации, местных  бюджетов и бюджетов государственных  внебюджетных фондов». Под бюджетным  устройством принято понимать организацию  бюджетной системы и принципы её построения.

Организационное построение бюджетной системы всецело  зависит от формы государственного устройства. Бюджетная система унитарных  государств включает в себя два уровня: государственный бюджет и местные бюджеты. У государств с федеративным устройством, наряду с федеральным и местными бюджетами, выделяются бюджеты субъектов федерации (штатов в США, Бразилии, Индии; земель в Германии; республик, краёв, областей и автономных округов в России). Однако и в унитарных, и в федеративных государствах бюджеты нижестоящих уровней не входят в бюджеты вышестоящих уровней.

Таким образом, бюджетная система России, как федеративного государства  состоит из трёх уровней:

· первый уровень – федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты  государственных внебюджетных фондов;

· второй уровень – бюджеты субъектов  РФ (89 бюджетов - 21 республиканский бюджет, 55 краевых и областных бюджетов, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга) и бюджеты территориальных государственных  внебюджетных фондов;

· третий уровень – местные бюджеты (около 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов).

Совокупность  бюджетов всех уровней образует консолидированный  бюджет. Консолидированный бюджет определяется Бюджетным кодексом как свод бюджетов всех уровней на соответствующей  территории.

Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта и свод бюджетов находящихся  на его территории муниципальных  образований. Консолидированный бюджет области может быть представлен  в виде следующей схемы:

Консолидированный бюджет области 

1.Областной бюджет 

3.Бюджеты  районов 

области


2.Бюджеты  городов 

областного  подчинения,

в т.ч. областного центра


       
     
   
     

3.2.Бюджеты  городов 

районного

подчинения 


3.1.Районные 

бюджеты


2.3.Бюджеты 

городских

районов


3.3.Сельские 

поселковые  и пр. бюджеты 


2.1.Городские 

бюджеты


Рис.1 Схема консолидированного бюджета области

Консолидированный бюджет РФ – это федеральный бюджет и неконсолидированные бюджеты  всех субъектов федерации. Консолидированные  бюджеты позволяют получить полное представление обо всех доходах  и расходах региона или страны в целом, они не утверждаются и  служат для аналитических и статистических целей.

Принципы  бюджетной системы

Бюджетным кодексом РФ в гл. 5 законодательно закреплены следующие принципы бюджетной системы  Российской Федерации:

· единства бюджетной системы Российской Федерации;

· разграничения  доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;

· самостоятельности  бюджетов;

· полноты  отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных  внебюджетных фондов;

· сбалансированности бюджета;

· эффективности  и экономности использования  бюджетных средств;

· общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

· гласности;

· достоверности  бюджета;

· адресности и целевого характера бюджетных средств.

Принцип единства бюджетной системы означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, единство принципов бюджетного процесса, санкций  за нарушения бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджета, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной  системы, ведения бухгалтерского учета  средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов.

Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы  означает закрепление соответствующих  видов доходов (полностью или  частично) и полномочий по осуществлению  расходов за органами государственной  власти РФ, ее субъектов, органами местного самоуправления.

Принцип самостоятельности бюджетов означает:

- право  законодательных органов государственной  власти и органов местного  самоуправления на каждом уровне  бюджетной системы самостоятельно  осуществлять бюджетный процесс; 

- наличие  собственных источников доходов  бюджета каждого уровня;

- законодательное  закрепление регулирующих доходов  бюджетов, полномочий по формированию  доходов соответствующих бюджетов;

- право  органов государственной власти  и органов местного самоуправления  самостоятельно в соответствии  с законодательством определять  направления расходования средств  соответствующих бюджетов и источники  финансирования дефицитов соответствующих  бюджетов;

- недопустимость  изъятия доходов, дополнительно  полученных при исполнении законов  (решений) о бюджете, сумм превышения  доходов над расходами бюджетов  и сумм экономии по расходам  бюджетов;

- недопустимость  компенсации за счет бюджетов  других уровней потерь в доходах  и дополнительных расходов, возникших  в ходе исполнения законов  (решений) о бюджете, за исключением  установленных законом случаев. 

Принцип полноты учета бюджетных доходов  и расходов бюджетов, бюджетов государственных  внебюджетных фондов означает, что  все доходы и расходы бюджетов, внебюджетных фондов и иные определенные законом обязательные поступления, подлежат отражению в бюджетах, бюджетах внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации.

Информация о работе Управление бюджетными потоками